повседневной жизни, как перемещения в пространстве, активность общения с другими
людьми, но и оказывал существенное влияние на политическую жизнь.
Выполнение запретов на направление катаими подразумевало то, что человек в
определенные дни или часы избегал передвигаться или совершать определенные
действия в «несчастливом» с астрологической точки зрения направлении относительно
усадьбы, главного павильона этой усадьбы или более или менее постоянного места
пребывания. Если перемещение или другие действия было всё же необходимо
совершить, то прибегали к такому способу, как «изменение направления» (яп.
кататагаэ). Судя по всему, это была довольно распространенная практика в изучаемый
период. Запреты катаими упоминаются в Мидо: кампаку ки значительно реже, чем
запреты моноими. При этом исследователь в большом количестве случаев имеет дело с
т.н. скрытыми упоминаниями: описывается, к примеру, перемещение в пространстве, и
установить то, что причиной его послужило кататагаэ, можно лишь по косвенными
признакам или пользуясь дополнительными источниками.
Если запреты катаими касались деятельности человека относительно физического
пространства, то комплекс запретов моноими регулировал более широкую сферу
деятельности, связанную в большей степени с социальным пространством.
Выполнение запретов моноими (воздержания) было тесно связано с
представлениями о знамениях, в качестве которых могли рассматриваться практически
любые происшествия, выходящие за рамки обычного хода повседневной жизни, а также
представления о ритуальной нечистоте кэгарэ, которое могло быть вызвано контактом с
кровью, смертью, болезнью и т.п. Соблюдение же самого запрета было направлено на
то, чтобы избежать или свести к минимуму негативный эффект этих необычных
происшествий. Как только происходило такое «необычное явление», производилась
консультация со специалистами в области инь/ян (яп. оммёдзи), устанавливалось (иногда
путём гадания): каким являлось знамение – благоприятным или неблагоприятным. И
если оно было неблагоприятным, устанавливались дни, в которые должны были
соблюдаться моноими. При этом система была достаточно гибкой, поскольку
существовало множество вариантов трактовки знамений.
Существуют различные версии относительно того, в чем же состояло соблюдение
моноими. Общим в них является то, что человеку в этот день предписывалось не
покидать пределы своей усадьбы (или другого места, где он проживает более или менее
долгое время), и не следовало принимать посетителей. Кроме того, называются такие
аспекты, как запрет на письменный обмен сообщениями, выполнение более или менее
важных дел, развлечения.
Тем не менее, насколько можно судить по материалам нашего источника,
«идеальному» варианту соблюдения запретов следовали не всегда. Во-первых, степень
ограничения, которую моноими налагали на человека, сильно различалась в зависимости
от его статуса. Наибольшей табуированности подвергался государь, что касается
чиновников, то они могли соблюдать запреты менее строго, либо полностью
игнорировать их. Во-вторых, существовали определённые способы обменяться какой-
либо информацией или принять посетителей, формально не нарушая при этом запрета. К
примеру, в случае обмена письменными сообщениями документ передавался через
порог, а посланец оставался за пределами усадьбы. В третьих, проведённое нами
статистическое исследование позволяет говорить о том, что примерно в третьей части
случаев, когда было предписано соблюдать запрет моноими, этот запрет нарушался в той
или иной степени.
Помимо религиозной, запреты моноими выполняли некоторые практические
функции. Поскольку выполнение запретов предполагало в том числе и освобождение от
служебных обязанностей, моноими обладали своеобразной функцией создания
«личного» (в отличие от служебного) времени, которое придворный чиновник мог