устанавливаться режим полного рабочего дня. Кроме этого, каждому из директоров может
предоставляться возможность сформировать команду экспертов.
В-четвертых, необходимым условием эффективной работы совета директоров
является оптимальное распределение обязанностей между его членами. Направления
специализации комитетов при совете директоров, как правило, напрямую зависят от
организации контроля в банках развития. В частности, для обеспечения эффективной
работы службы внутреннего аудита при совете может быть создан комитет по аудиту.
В-пятых, в практике работы многосторонних банков развития типичным является
дополнение структуры исполнительных органов управления уровнем вице-президентов
(заместителей председателя правления), что позволяет добиться необходимого уровня
координации работы подразделений банка.
В-шестых, многосторонние банки развития могут придерживаться одной из двух
моделей организации контроля. В том случае, когда уставные документы утверждают
необходимость формирования ревизионной комиссии, принципиальным становится
вопрос о независимости ее членов (в том числе и от органов исполнительной власти
стран-участниц).
Анализ деятельности международных банков развития в области стратегического
планирования выявил ряд принципиальных элементов, которые также могут быть
использованы Евразийским банком развития.
В отличие от коммерческого банка, стратегический план которого представляет собой
четкую программу действий по достижению устойчивых конкурентных преимуществ,
позволяющих реализовать главную цель - максимизировать прибыль, для банка развития
стратегия - это документ больше политического характера, в котором, помимо общих
целей и задач, определяются области и сферы, наиболее отсталые в своем развитии и
требующие особого режима финансирования.
Исходным пунктом процесса стратегического планирования всех без исключения
международных
банков
развития
является внятно сформулированная
миссия
и
вытекающая из неё основная стратегическая цель, которые, как правило, отражаются уже
в учредительных документах банка. В этой связи Евразийскому банку развития
необходимо, прежде всего, определиться с миссией и стратегической целью, которые, в
соответствии с международной практикой, должны быть сформулированы достаточно
ясно, ёмко и в обязательном порядке содержать то глобальное направление, развитию
которого будет посвящена деятельность банка.
Международные банки развития, в отличие от коммерческих банков, действуют на
основе не одного, а целого ряда взаимосвязанных стратегических документов, которые
выстроены по определенной иерархии и направлениям. Данная схема построена по
принципу «от общего к частному». Учитывая это, Евразийскому банку развития
необходимо разрабатывать такие стратегические документы, как долгосрочная (или
среднесрочная) стратегия
деятельности, тематические
и
секторальные
стратегии.
Поскольку предполагается, что деятельность Банка будет охватывать ряд стран,
относящихся к разным регионам, каждый из которых имеет свою специфику развития, то
Банку рекомендуется уже на данном этапе приступить к разработке страновых стратегий.
При этом Банк может либо провести маркетинговые исследования стран-участниц, либо
применить опыт Всемирного банка, когда страны самостоятельно определяют круг
актуальных вопросов, требующих содействия банка развития, который, в свою очередь, на
их основе и с учетом своих стратегических целей и задач разрабатывает стратегию
содействия отдельно взятой стране.
В консолидированном стратегическом плане международного банка развития
конкретизируются стратегические направления его деятельности и первоочередные
задачи, стоящие перед ним, в контексте реализации миссии. Данный документ
представляет собой некую экономическую программу действий банка глобального
масштаба, которая, тем не менее, достаточно четко определяет те отрасли, сектора и
сферы, являющимися приоритетными для банка. В этой связи для Евразийского банка