человек идентифицирует себя с работой), (в) приверженность организации (состояние, в
котором работник идентифицирует себя с целями и характером работы организации).
В данном докладе будут рассмотрены ценности в сфере трудовых ориентаций
современной молодежи и теоретические ценности (жизненные установки).
С 2006 года Центр социальных и политических исследований начал проводить
исследование по изучению социально-политического портрета молодежи. Нами будет
рассмотрены результаты исследования «Социально-политический портрет молодежи г.
Уфы», проведенного в марте-апреле 2008 г. Объектом исследования выступили три
социальные группы молодежи г. Уфы – студенты дневных отделений вузов, постоянно
работающая молодежь, а также временно неработающие и безработные молодые люди.
Объем выборки составил 800 чел. Возраст респондентов составлял от 18 до 30 лет.
Обширное исследование городской молодежи позволило получить комплексный
социально-политический
портрет данной
социально-демографической
группы
и
показать наиболее острые ее проблемы.
Так, по результатам исследования молодежь занята в большинстве в сфере
торговли – 19, 2%. Далее идут сферы: промышленность – 12,5%, строительство – 10,8%,
сфера услуг, бытовое обслуживание – 8,2%, транспорт, связь – 7,6% и т.д.). Причем 38,1
% респондентов указал формой собственности предприятия индивидуальную трудовую
деятельность.
Следующий раскрываемый вопрос дает возможность увидеть установки и
теоретические ценности молодежи. Итак, к вопросу «Что, на Ваш взгляд, в первую
очередь необходимо для достижения успеха в жизни?» 33,9 % респондентов выбрали
ответ «иметь необходимые знакомства, связи». Далее по количеству наибольших
ответов идут варианты «обладать сильной волей, настойчивостью» – 22,1%, «много
работать» – 11,0%. Надо заметить, что вариант с самым большим количеством ответов
составляет почти треть всех других ответов, что не так много. Видно, что на этот вопрос
существует различные процентные варианты ответов (10,2 – «деньги», 9,7 – «получить
хорошее образование», 4,3 – «иметь талант», 0,1 – «другое» (быть хорошим человеком;
желание). Так, теоретические ценности молодежи города, когда успех в жизни
определяют связи, деньги (а не образование) продиктованы условиями современной
жизни. Но 9,7% - это небольшой, а возможно, и пугающий показатель. Напрашивается
вывод, что в нынешнее время иметь образование для молодежи – не столь важно, и что
можно найти работу и без него. Приоритет молодежи – высокий заработок, то есть
материальные ценности. Это можно объяснить современными условиями жизни и
общества.
На второй подпункт того же вопроса «что необходимо во вторую очередь для
достижения успеха в жизни?» также лидирует ответ «иметь необходимые знакомства,
связи» (20,8%). На втором месте идет ответ «деньги» (14,6), далее «обладать сильной
волей, настойчивостью» (13,2), «много
работать» (12,6), «удачное
стечение
обстоятельств» (12), «получить хорошее образование» (11), «другое» (0,3%: 0,1 – «все
второстепенно», 0,1 – «красота, ум», 0,1 – «быть мобильным»).
Отсюда
можно
сделать
вывод, что вариант, выбранный
большинством
респондентов («иметь необходимые знакомства, связи») связан с современными
условиями жизни и вполне объясняет выбор данного ответа молодежью.
Ценности в сфере отношения к работе (здесь раскрывается удовлетворенность
работой) показывают ответы на вопрос «Что из нижеперечисленного наиболее точно
характеризует вашу нынешнюю работу?». Так, на первом месте стоит ответ
«постоянная, стабильная работа» (20,7%), затем идут варианты «хороший, дружный
коллектив» (18,4%), «удобный график и близость к дому» (16,2), «возможность сделать
карьеру» (11,7), «высокая зарплата» (10,4), «работа, оставляющая много свободного
времени» (9,8%), «возможность реализовать свои таланты и возможности» (7,3%),
«престижная работа» (7,3%), «другое» (0,4%), «затрудняюсь ответить» (1,4%).