Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Main page

Русское дворянство по материалам сочинения А.Т.Болотова "Деревенское зеркало"

Русское дворянство по материалам сочинения А.Т.Болотова "Деревенское зеркало"

Кристина Александровна Зингис
Русское дворянство по материалам сочинения «Деревенское зеркало» (текст и изображения)

Доклад студентки II курса, группы 2053
Зингис Кристины

Научный руководитель:
Кулакова Ирина Павловна

Москва, 2013

Оглавление


Введение 3
Обзор источников 10
Историографический обзор 16
Автор "Деревенского зеркала" А.Т.Болотов 20
Глава 1. Типичный мир русской усадьбы второй половины XVIII века 27
Глава 2. Плоды учености и мудрости дворянина-хозяйственника 31
§1. Забота о нравственности крестьян 32
§2. Нововведения в системе управления крестьянами 33
§3. Технические новшества 37
§4. Сельскохозяйственные новшества 39
Глава 3. Образ идеального дворянина-хозяйственника 42
§1. Необходимые качества управляющего имением глазами дворян (автора) 43
§2. Наилучшие нравственные и хозяйственные черты дворянина глазами крестьянина 46
Заключение 48
Список литературы 50

Приложение:
Изображения в "Деревенском зеркале" 52
Карта распространения сочинения "Деревенское зеркало" по имениям подписчиков 60


Введение
Почто ж великолепьем пышным,
Удобным зависть возрождать,
По новым чертежам отличным
Огромны зданья созидать?
Почто покойну жизнь, свободну,
Мне всем приятну, всем довольну,
И сельский домик мой – желать
На светлый блеск двора менять?
Г.Р.Державин. О удовольствии
Екатерининская эпоха по праву называется «золотым веком» русского дворянства. В данный период представители правящего сословия получили все возможные привилегии, о которых раньше не смели даже мечтать. Но это время можно назвать «золотым» для дворян не только из-за расширения их возможностей и получения огромного количества материальных и прочих благ, но и из-за того, что они «озолотили» русскую культуру во всех ее проявлениях. Не преувеличивая размах новых культурных процессов, можно смело утверждать, что интерес к литературе и художествам, а также к экономике и к рациональному ведению хозяйства во второй половине XVIII века расцвел благодаря новообретенной свободе и самоуважению дворянства, а также благотворному влиянию проводимой Екатериной политики просвещения.
Все свое царствование Екатерина II проявляла страстный интерес к просвещению, твердо веря в то, что оно способно преобразить человеческую натуру . Вероятно, именно ее политика и воздействие Просвещения смогли породить совершенно новый тип дворянина, живущего в рамках традиционного крепостнического уклада, но в то же время отличающегося прогрессивными взглядами на владение крестьянами и склонного видеть в них уже не только «крещеную собственность», но и живых людей со своими тяготами и нуждами . В ходе повседневного личного общения со слугами представитель образованной элиты перестает расценивать крепостного как человека, которому Богом предопределено во всем быть ниже него. Появляется небольшая прослойка землевладельцев, которые считают унижение и притеснение крепостных делом греховным и недостойным. Кроме того, будучи сословием земле- и душевладельцев, дворяне прекрасно осознавали, что «благосостояние крестьян увеличивает и доходы; следовательно, надо быть сумасшедшим, чтобы самому иссушить источник собственных доходов» . Так постепенно сформировалась группа «рачительных» хозяев, заботящихся о благе своих крестьян и уверенных, что «стремление «неотяготить» крестьян «излишней» работой приведет ко всеобщему благоденствию и процветанию» .
В отечественной историографии (а также школьных учебниках ) установилось неоспоримое мнение о твердой позиции Екатерины относительно крестьянского вопроса: «Помещиков при своих имениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном повиновении содержать». Объясняется это желанием Екатерины укрепить власть помещиков над крестьянами, чтобы отблагодарить и обеспечить себе поддержку класса, приведшего ее к власти. Безусловно, Екатерина проводила политику продворянской направленности, чтобы удержаться на троне, но это объяснение имеет некоторые недостатки. Во-первых, один из шагов, нацеленных якобы на усиление власти помещиков (указом им было даровано право отправлять непокорных крепостных на поселение в Сибирь), был предпринят еще в декабре 1760 г. При Елизавете Петровне, чтобы увеличить поток русских поселенцев на пустынные сибирские земли. Также этим указом было разрешено изгонять ненадежных и провинившихся купечеству, государственным и монастырским крестьянам . Во-вторых, считалось, что крестьянские восстания происходили из-за предпринятого Екатериной в начале царствования массового перевода государственных крестьян в крепостные для подарков фаворитам и сторонникам. Но во многих случаях казна специально приобретала имения для этих целей, но никогда государственных крестьян не превращали в крепостных. Так, британский посол Дж. Макартни отмечал, что «коронные крестьяне считаются неотчуждаемо прикрепленными к короне, а при раздаче дворцовых крестьян «нынешняя императрица проявила гораздо больше осмотрительности, чем ее предшественники» .
Следует отметить, что до прихода Екатерины в просвещенном обществе не замечалось никаких признаков, свидетельствующих о том, что хоть кому-то приходила в голову мысль о возможной отмене крепостного права. Екатерина же, еще будучи великой княгиней, в «Собственноручных записках» придумала способ избавиться от крепостничества, на осуществление которого, по ее мнению, ушло бы около ста лет . А став императрицей, она так или иначе старалась поставить этот вопрос перед зарождающимся российским общественным мнением.
Сначала императрица не выходила за рамки идей крепостного права. Обратив внимание на пастора Эйзена, рассказавшего о своих идеях братьям Орловым, она предложила ему разработать план «крестьянского землевладения» в имении Ропша. Эйзен должен был подготовить образцовые контракты, при помощи которых крестьяне превратились бы в арендаторов земли. Но сотрудничество с пастором было прекращено в 1766 г. Затем некоторые принципы Эйзена использовал в большом дворцовом имении Коростино новгородский губернатор Я.Сиверс, произведя обмер земель, рассчитав в соответствии с результатами замеров все повинности и подготовив документы аренды. Но на обсуждении Коллегии экономии этот проект был отклонен по непонятным причинам. Однако самый оригинальный и наивный проект представил Д.А.Голицын. Он твердо верил в экономические преимущества крестьянского землевладения и предложил Екатерине II подать пример помещикам и предоставить крестьянам землю в полную собственность, в надежде на то, что дворяне последуют за своей предводительницей. Императрица же смотрит на вещи куда более трезво и отвечает следующим замечанием, ясно характеризующим готовность господствующего сословия расстаться с привычным источником благосостояния: «Еще сомнительно, чтобы пример вразумил и увлек наших соотечественников… Немногие захотят пожертвовать большими выгодами прекрасным чувствованиям патриотического сердца» . По одной этой фразе можно сделать вывод о желании императрицы провести реформы, которое сталкивается с неготовностью общества выстраивать какие-либо отношения вне системы крепостного права.
Гораздо большее общественное внимание к проблеме крепостного права привлек конкурс сочинений, объявленный в 1766 г. Вольным экономическим обществом (далее - ВЭО) по вопросу, тайно присланному Екатериной II: “Что полезнее для общества – чтобы крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?” Это общество было образовано в 1765 г. пятнадцатью просвещенными дворянами, желающими усовершенствовать экономику отечества, базирующуюся на сельском хозяйстве и применить полезный опыт европейских агрономов и исследователей в России, просуществовало до 1917 г., а затем было вновь восстановлено в 1987 году . На конкурс всего было подано 160 сочинений, причем 129 – из Германии, 7 – из России, а остальные из других стран Европы (в том числе от Вольтера и Мармонтеля), но лишь одна из них действительно отражала реалии российской действительности (была опубликована только для членов Уложенной комиссии как секретный документ). В целом, в конкурсных работах много говорится о важности свободы земледельцев для процветания страны, но мало – об экономической стороне освобождения крестьян и его политических последствиях .
Таким образом, мы можем сказать о нескольких направлениях мысли в обществе. Представители первого утверждали, что крепостной - не раб землевладельца, а подданный государства, имеющий право на его защиту от произвола помещика. Второе течение шло от гуманитарных и экономических теорий Просвещения, его сторонникам наиболее важными казались индивидуальные права личности униженного крепостным положением крестьянина, чем его социальные и экономические права. Но такие проблемы, как проблемы общинной собственности, общинного труда, переделов земли вовсе не были затронуты этими теоретиками реформы крепостного права. Кроме дворян, охваченных гуманистическими идеями, не стоит забывать и о тех, кто не хотел менять свои традиционные источники доходов и давать крестьянам вольную, но следуя голосу разума желал благоустроить свои имения и сделать их более рентабельными, для чего, безусловно, требовалась модернизация системы управления крестьянами и хозяйством в целом.
Гуманистический аспект крестьянского вопроса нашел широкое отображение в разнообразных сферах культуры. В журналах, книгах, на сцене все чаще возникает фигура крестьянина, сначала как эпизодическое, а затем и как главное действующее лицо. Общий смысл этого течения передать с помощью эпиграфа к новиковскому «Трутню», осуждающему поведение помещиков: «Они работают, а вы их труд ядите!». Интерес к крестьянскому вопросу постепенно стал перерастать в интерес к крестьянской жизни. В некоторых пьесах придворного театра проявлялось гуманное отношение к крестьянству. Например, в пьесе Н.Николаева «Розана и Любим», где показано, что крестьянин может любить и быть не менее великодушным, чем царь. Я.Б.Княжнин со своим либретто русской комической оперы «Несчастье от кареты» (1779), М.И. Попов с оперой «Анюта», а А.А.Аблесимов в своей опере «Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779) рассказал историю крестьянской любви с использованием живого народного языка .
Все эти тенденции улучшения отношения к крестьянству, появившиеся на благодатной почве Просвещения, на которое так уповала Екатерина Великая , вкупе с манифестом 18 февраля 1762 года «О даровании вольности дворянству» породили совершенно новый тип дворянина-хозяйственника, выделившийся из «тончайшего слоя образованных дворян» . Исследование материалов Герольдмейстерской конторы, хранящихся в РГАДА, установило, что после издания Манифеста был отмечены массовый уход солдат, офицеров и младших чиновников в отставку, “на свое пропитание”. С этого момента начался период расцвета сельской дворянской усадьбы.
Мировоззрение просветительской философии о главенстве разума, гармоничности человеческой личности, ориентация на культуру античного мира, - признаки, характерные для классицизма, - сменились идеализацией так называемого “естественного состояния”, предпочтением “безвестного” скромного существования, которое сулит свободу и прелести семейных радостей, общение с природой, заботу о благополучии подвластных тружеников.
Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу осознавал он себя частью сословия, а государство со своей стороны до 1762 года всячески это чувство поддерживало . Но с утратой этого стимула началось угасание статусных ориентиров, ослабление влияния идеологических доктрин абсолютизма, которые порождали психологию отстранения, желание обрести новый смысл существования и новую психологическую нишу, способную компенсировать разочарование в чиновно-бюрократических ценностях и стать новой областью самореализации . Все это воплотилось в картине деревенской идиллии. Жизнь в дворянской усадьбе предполагала концентрацию различных видов деятельности – это и организация быта, и устройство поместного хозяйства, и создание творческой среды, а также агрономические опыты.
Вероятно, именно для удовлетворения острой потребности в знаниях начинающих «дворян-агрономов», желающих устроить свое хозяйство в лучших европейских традициях (как одна из возможных целей) в 1796 г. ВЭО объявило конкурс на создание «Народной энциклопедии», победу в котором одержало сочинение Андрея Тимофеевича Болотова «Деревенское зеркало или Общенародная книга», изданное в серии «Труды ВЭО» в 1798-1799 гг.
Данное сочинение, содержащее множество советов и примеров решения важных хозяйственных вопросов, столь необходимых для грамотного управления имением, а также для должной организации труда в собственном хозяйстве и создания благоприятных условий жизни крестьян, и станет предметом нашего исследования. До сих пор «Деревенскому зеркалу» не было посвящено ни одной исследовательской работы, что безусловно делает эту тему чрезвычайно интересной. Объектом же исследования будет русское дворянство, а именно дворянин-хозяйственник и управитель своего имения во всех его проявлениях.
Цель данного исследования – охарактеризовать новый тип дворян на основе материалов «Деревенского зеркала» как с точки зрения самих дворян (автора), так и с позиции крестьян, оценить значение их деятельности для дальнейшего развития усадебного хозяйства. Задача этого исследования состоит в проведении контентного анализа сочинения А.Т.Болотова «Деревенское зеркало» и выявлении характерных признаков идеального представителя нового слоя дворян.
Актуальность изучения данного вопроса обусловлена несколькими факторами: во-первых, до настоящего момента появление нового слоя дворян-хозяйственников в 60-е годы XVIII века не было рассмотрено как самостоятельное явление; во-вторых, сочинение А.Т.Болотова «Деревенское зеркало» никогда ранее не исследовалось; и в-третьих, само по себе изучение дворян по крестьянской энциклопедии (как назвал эту книгу Л.В.Милов) представляет достаточно интересный подход к решению новой проблемы.
Данная работа содержит три главы, разбитые на параграфы. Отдельным разделом выделена биография А.Т.Болотова. Первая глава посвящена особому миру типичной усадьбы бедного дворянина, живущего своими трудами и потому особенно близкого крестьянину со всеми его тяготами и невзгодами. Во второй главе рассказывается о новых идеях, которые дворяне «нового покроя» стремились использовать в своем хозяйстве, о системах управления и мотивации крестьян, предложенных в «Деревенском зеркале», о новой технике для обработки земли и прочих сельскохозяйственных работ. В третьей главе предпринята попытка составить наиболее полную характеристику образа идеального дворянина-хозяйственника, причем как с позиции самого управляющего (автора, принадлежащего к дворянскому сословию), так и с позиции крестьян, испытавших на себе все барские преобразования. В заключении будут сделаны выводы об основных тенденциях и направлениях развития нового типа дворян-хозяйственников и выделены ключевые характеристики и нравственные приоритеты этих «рачительных хозяев». В приложении к работе размещены некоторые иллюстрации, взятые из источника, а также карта распространения «Деревенского зеркала» по Российской империи, составленная по списку подписчиков.


Обзор источников
Главным из источников для написания данной работы является сочинение «Деревенское зеркало или Общенародная книга», которая, как написано на ее титульном листе, «сочинена не только, чтоб ее читать, но чтоб по ней и исполнять» . Данное произведение никогда не переиздавалось, поэтому анализ контента производился непосредственно по подлиннику.
«Деревенское зеркало» было издано в 1798 - 1799 годах в трех томах Вольным экономическим обществом: на форзаце имеется соответствующая запись, а на обложке всех трех томов этого труда красуется золотой тисненый герб ВЭО. Издана работа на бумаге … формата, типичного для печатной книги данного периода. В данной работе подробно рассматривается материал только первого тома, изданного в 1798г., из двух же остальных будут приведены лишь некоторые выдержки и иллюстрации.
Достаточно интересно цензорское одобрение сочинения в печать:
«Сочинение «Деревенское зеркало или Общенародная книга и прочее» в Санктпетербургской Ценсуре разсматривано; и поелику в оном не содержится ничего противнаго, данному Ценсорам о разсматривании книги наставлению, для того сим к напечатанию и одобряется. – Ноября 18 дня 1797 года.
Ценсор Семен Котельников»
Все повествование тематически разделено на 86 глав с непрерывной нумерацией по трем томам. Первый том содержит 312 страниц, второй – 296, а третий – 220. В начале почти всех глав содержится нравоучительное стихотворение. Большое внимание в сочинении издатели уделили иллюстрациям, которые в приводятся в главах, описывающих новые технические приспособления (пашенные орудия, мельницы, прялки и т.д.). Об этом позволяют следить следующие записи:
«Экономическое общество уведомляет чрез сие, что вторая и третья часть Деревенскаго зеркала уже печатают, и что медленность в издании происходит от вырезывания многих из фигур, к сей книге принадлежащих, без которых бы подписавшиеся особы давно сим творением удовлетворены были» .
«Уведомление
Поелику резчик, делавшей на дереве фигуры, во время печатания второй части умер, а другаго искуснаго не отыскано; то Экономическое общество разсудило для удовольствия публики некоторые изображения вырезав на меди, напечатать совокупно на особых листках, которыя при сей книге с назначением страниц и сообщаются» .
Кроме большого количества рисунков, источник содержит в себе чрезвычайно интересные данные о подписчиках сочинения. В конце каждого тома были опубликованы «Имена Особ подписавшихся на книгу Деревенское зеркало» с обозначением имени, титула, чина или сословия (для недворян), места жительства и количества заказанных экземпляров. Всего их было 214 : 190 – в первой части, 23 – во второй и только один в третьей. Такое количество подписчиков говорит о не очень большой популярности сочинений ВЭО, но зато позволяет отследить их распространение по России (результаты см. в Приложении) и оценить степень интереса представителей разных сословий к экономическому усовершенствованию собственных имений. Но тем не менее «Деревенское зеркало нашло своих читателей по всей стране. Около 30% заказчиков книги обитало в Санкт-Петербурге, а более 12% - в Москве. Более половины подписчиков составляли жители российской провинции из 58 городов, не считая 19 северных волостей. Значительную активность при подписке проявили жители Архангельска (11), Пензы (5), Бахмута (5), Вятки (4), Твери (3), Кеми (3), Саратова (3), Гжатска (3), Тамбова (3), Воронежа (3). По два подписчика проживало в Новгороде, Себеже, Нижнем Новгороде, Туле, Перми, Новороссийске, Мезени, Серпухове, Ярославле, Острогожске, Киеве, Серепте. В еще ряде городов имелось по одному подписчику.
Сочинение представляет собой великолепный справочник по ведению хозяйства в деревенской усадьбе. Это своего рода «энциклопедия сельской жизни» . В ней предлагаются советы по всем сферам сельской жизни. Это и полезная информация по многим агрономическим вопросам (какие почвы где встречаются и что именно на них лучше сажать; как менять поля и пр.), по разведению скота и кормам для него, пропаганда огородничества и посадки картофеля. Огромное внимание уделено домоводству, повседневной крестьянской жизни: гигиене, медицине, питанию и даже нравственности и морали. Истинно христианскую любовь проповедует автор через действующих лиц сочинения по отношению к крестьянам, а предложенная им революционная система управления крестьянами по своей инновационности для того времени действительно может поспорить по эффективности со многими современными стратегиями менеджмента.
Отличительной чертой данного произведения можно считать сугубо популярную форму изложения: большая часть материала передается в форме занимательных историй. Автор, следуя традициям классицизма, называет всех действующих лиц, место, где происходит действо, говорящими именами. Главные персонажи – богатый помещик Велеслав, получивший после смерти отца-гуляки разоренное имение, его «честной управитель имения» Правдинин, хозяин-однодворец Кузьма Досужев, научивший всю округу сажать клевер, правильно удобрять поля и пр.; мудрая и трудолюбивая хозяйка Маланья, а также множество крестьян, интересующихся друг у друга хозяйственными вопросами или попадающих в разные сложные ситуации, но всегда преодолевающих трудности с помощью советов мудрого барина, который судит их пороки и поощряет за усердные труды.
В основе произведения заложена идея верного служения крестьян своему господину, который не покладая рук заботится о благе крестьян, вверенных ему самим Провидением., а также предложен комплекс мер и советов, придерживаясь которых крестьяне могли бы достичь благополучия. Как книга, созданная непосредственно для крестьян, «Деревенское зеркало» - это уникальное явление в литературе конца XVIII века. Но хотя основную часть сочинения и занимают советы именно для крестьян, я склонна расценивать данное сочинение как руководство по обучению крестьян для дворянина.
Чрезвычайно интересен вопрос авторства данного произведения. По новому уставу ВЭО (1773г.) сочинения, присылаемые на конкурс, нельзя было подписывать, а полагалось имя в запечатанной «цыдульке» (записке) присылать вместе с трудом, чтобы члены жюри могли сначала беспристрастно выбрать лучшую работу и только потом узнать, кто ее автор . Вероятно, именно поэтому в изданном труде личность писателя никак не обозначена впрямую, но все же есть много косвенных факторов, по которым Л.В.Милову удалось разъяснить этот вопрос.
В «Деревенском зеркале» среди многих придуманных говорящих названий Л.В.Милов обнаружил несколько настоящих топонимов Тульской губернии. Исходя из этих данных он решил, что автор сочинения – знаток сельскохозяйственной науки, хорошо знакомый с зарубежным опытом в данной области и живущий в Тульской губернии . Исследователь пришел к выводу, что им в то время мог быть только Андрей Тимофеевич Болотов, так еще один возможный сочинитель В.А.Левшин не подходит по ряду факторов: во-первых, он слишком молод, чтобы быть участником Семилетней войны (1756 – 1763), а главный действующий персонаж произведения, управляющий Правдинин, как и А.Т.Болотов является ее участником; во-вторых, по содержанию сочинения мы понимаем, что автор чрезвычайно негативно относится к псовой охоте (как и Болотов, тогда как В.А.Левшин ее очень любил); в-третьих, жизнь главного героя Правдинина очевидно демонстрирует сходство с биографией самого Болотова, а некоторые главы «Деревенского зеркала» совпадают с главами «Экономического магазина», публикуемого Болотовым при Московский ведомостях.
Болотов, как и Правдинин, участвовал в Прусской войне и вышел в отставку в чине капитана, после чего за хорошие знания по устройству и управлению имением был приглашен на службу управителем имения: Правдинин - Велеславом Честановичем, а Болотов – графом Гагариным для управления только что приобретенной в Тульской губернии Киясовкой . Некоторые изображения также помогли в идентификации личности автора: на некоторых из них помещик, руководящий крестьянами, изображен в мундире управителей дворцовых имений, кем и являлся на протяжении многих лет Болотов. Кроме того, на рисунках хозяйственной направленности часто встречаются явно нерусские пейзажи. Это позволяет нам предположить, что Болотов писал их еще находясь в Пруссии во время Семилетней войны.
Стоит отметить сходство во взглядах автора и его главного героя: оба они убежденные крепостники, сторонники политики «кнута и пряника». Болотов – это пример истинно разумного применения данного метода. Он всегда сторонник мирного решения всех вопросов путем увещеваний и разговоров. К старости же в нем проснулось особое человеколюбие. В 90-е годы XVIII века он анонимно выступает за создание условий для улучшения жизни крестьян . В Деревенском зеркале он выступает как человек, хотя и живущий в рамках крепостнического мировоззрения, свойственного дворянам того времени, но считающий крестьян не «крещеной собственностью», а живыми людьми, которым надлежит слушать умного барина, заботящегося о них, и верно ему служить.
«Деревенское зеркало» было последним актом энергичной, самоотверженной деятельности Болотова на ниве Просвещения. Будучи разочарованным малым количеством подписчиков данного труда, косностью дворян и крайне тяжелым и безнадежным положением крестьян, он прекращает написание экономических сочинений и работает дальше только лишь как ученый-агроном и писатель-мемуарист.
Агроном, естествоиспытатель, натурфилософ, основатель и редактор первых русских сельскохозяйственных журналов «Сельский житель» и «Экономический магазин», распространявших идеи культурного ведения хозяйства, ландшафтный архитектор и талантливый изобретатель, он, ко всему прочему, написал единственное в своем роде многотомное сочинение «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» , которое в данной работе было использовано в качестве дополнительного источника.
«Жизнь и приключения» были изданы к 250-летию с его рождения и с 1986 года стали ценнейшим и достовернейшим источником для исследователей екатерининской эпохи . Их огромное значение обуславливается тем, что это единственный источник мемуарного характера, столь полно и разнообразно освещающим различные аспекты исторического и культурного развития России во второй половине XVIII века. До этого "Записки" А. Т. Болотова выходили в свет после публикации целого ряда выдержек, в 1871 - 1873гг. в издании "Русской старины". Энциклопедия русской жизни XVIII века – так называют эти записки, повествующие о Семилетней войне и придворной службе, быте русских помещиков и казни Пугачева, московском холерном бунте, жизни в Богородицке и устроении имений, а также многих исторических личностях, с которыми А.Т.Болотову довелось встретиться в описываемый период его жизни (1937 – 1996).
«Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» - это достаточно подробное и объемное описание всей жизни автора, разбитое на значительные временные промежутки по главам; в каждой главе содержится несколько писем, обращенных к «любезному приятелю». Автор достаточно строго следит за форматом каждого из этих писем: доходя до своего обычного объема (≈5000 слов), он прямо говорит, что «но как письмо мое достигло до обыкновенной своей величины; итак, прервав на сем месте свое повествование, скажу вам, что я есмь и прочая» . В Предуведомлении к книге Болотов пишет, что не готовил книгу для публичного чтения, а лишь для удовлетворения любопытства своих потомков, поэтому он не думал о краткости, а «старался только, чтобы ничего не было пропущено» .
К сожалению, сочинение заканчивается описанием событий 1796 г., т.е. года, когда ВЭО объявило новый конкурс на создание «Народной энциклопедии» . Поэтому нам чрезвычайно мало известно о событиях жизни Болотова в период создания «Деревенского зеркала или Общенародной книги».
«Деревенское зеркало» - чрезвычайно разноплановый источник, дающий информацию практически о всех сферах жизни не только крестьянина, но и дворянина-хозяйственника средней руки, этого нового типа дворян, которые живут бок о бок с крестьянином и заботятся о нем и благополучии его, а следовательно и своего, хозяйства.


Историографический обзор
Как справедливо отметил известный исследователь по аграрной тематике Л.В.Милов в своей статье «А.Т.Болотов – автор крестьянской энциклопедии”, сочинение «Деревенское зеркало или Общенародная книга» в отечественной историографии было незаслуженно обойдено вниманием . Оно затерялось среди более 350 томов сочинений А.Т.Болотова, самого плодовитого писателя XVIII века. Л.В.Милов единственный, кто дает некоторое описание этого необычного источника, рассматривает систему его построения, персонажей, обозначает основные сюжетные линии, анализирует язык произведения и намечает возможные пути для будущих исследователей. Но в столь небольшой статье чрезвычайно сложно дать комплексный анализ подобного произведения – Л.В.Милов скорее пытается привлечь внимание к новому источнику.
Литература, посвященная личности ее автора куда более обширна. В рамках данной работы она использовалась как для написания наиболее емкой биографии А.Т.Болотова, так и для создания образа идеального дворянина-хозяйственника по примеру наиболее образцового из них. Рассмотрим их в хронологическом порядке.
Изданная в 1997г. в Туле «Биография А.Т.Болотова» содержала в себе репринтное издание Земледельческого журнала за 1838 год. В это номере его сын, Павел Болотов, с большой любовью рассказывает о своем отце, его жизненных принципах и взглядах, о его трудах. В комментариях к этой книге сотрудники музея-усадьбы Дворяниново приводят список его трудов, но по неясным причинам «Деревенское зеркало» в него включено не было . Также в этом издании впервые опубликована сочиненная Павлом Болотовым и высеченная на обратной стороне могильного памятника его отца эпитафия.
Первой работой советского периода, посвященной личности А.Т.Болотова, стала «Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове», написанная 1930 году В.Б.Шкловским. Данная книга была написана в «лучших» традициях начального периода советской власти: буквально любой поступок Болотова трактовался как проявление помещичьей жадности, грубости, стремления к угнетению крестьян и пр. Но тем не менее в груде этих обличительных материалов удалось выявить некоторые важные факты о писательской деятельности Андрея Тимофеевича, не выявленных в других работах .
В 1988 году в честь 250-летия со дня рождения А.Т.Болотова была издана книга А.П.Бердышева «А.Т.Болотов – основоположник русской сельскохозяйственной науки» . Основное внимание в данном сочинении уделяется его достижениям в области агрономии, разведении садов, выведении новых сортов плодовых деревьев и пр. Но кроме этого, в нем упоминается о многих других научных достижениях Болотова, о которых мало кто знает, например, о его руководстве по морфологии и линнеевской систематике растений, впервые изданной им на русском языке и пр.
В 1994 году в иллюстрированном журнале «Наше наследие» вышла статья В. Лазарева и А. Толмачева «Звезда полей или Усадебная жизнь бедного дворянина» , в которой авторы смогли передать удивительную атмосферу болотовской усадьбы Дворяниново, созданную неустанными трудами ее хозяина. В статье приводятся выдержки из его писем о красоте натуры, рассуждения о смысле жизни, необходимости труда, а также многие интересные факты об устройстве его имения: о парке, о видах, открывающихся с того или иного места. Также авторы дают краткую характеристику типичного представителя бедных дворян, самостоятельно ведущих домашнее хозяйство, описывая его как человека честного, в высшей степени рационального и по духу своему наиболее близкого к крестьянину, с которым его сближает повседневный тяжелый труд.
Две работы И.В.Щеблыгиной, посвященные личности Болотова, вышли последовательно в 1999 и 2000 году . В своих исследованиях она старается охарактеризовать его нравственную позицию и понять, что именно помогло ему стать столь работоспособным, терпеливым, рассудительным и глубоко духовным, религиозным человеком. Большое внимание автор уделяет процессу его образования, который не прекращался всю долгую жизнь Болотова, и философии немецкого просвещения, заложившей основы болотовского мировосприятия и его осознания себя как части совершенствующегося мира.
Различные исследования, касающиеся биографии автора «Деревенского зеркала» дали нам возможность создать для себя наиболее полный и многогранный образ этого уникального человека и на его примере проследить некоторые тенденции развития русского дворянства.
Для анализа тенденций развития дворянства в изучаемый период использовались более общие труды. Особенно важной для выполнения этой задачи оказалась работа Е.Н.Марасиновой «Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII в.» . На основе данных, полученных при изучении эпистолярного материала, автор делает выводы о социальной психологии дворянства и преобладающих типах личности, встречающихся в этом сословии. Кроме этого она обращает внимание на различные варианты восприятия образа императора и понимания идеальной жизни у дворян изучаемого периода; затрагивает крестьянский вопрос и прослеживает постепенное изменение отношения к крестьянскому сословию и выделение особого слоя дворян, стремящихся к уединению и сельской жизни вдали от суеты и интриг двора.
Оценить роль чинопочитания и государственной службы в жизни дворян и понять масштаб смуты, которую произвел в душах и умах манифест 1762 года «О даровании вольности российскому дворянству», помогла книга Ю.М.Лотмана «Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)» .
Краткую зарисовку исторической ситуации в России второй половины XVIII века удалось составить с помощью материалов фундаментального труда профессора Лондонского университета Исабель де Мадариаги «Россия в эпоху Екатерины Великой» . Это сочинение по праву считают классическим в своей области. Автор дает чрезвычайно полную и разностороннюю характеристику всех сфер жизни, привлекая при этом огромное количество дополнительной информации. Примечательно то, что Мадариага предлагает несколько иной взгляд на политику Екатерины II, сильно отличающийся от утвердившегося в отечественной историографии по этому вопросу.
При анализе агротехнических и хозяйственных новшеств А.Т.Болотова, о которых он рассказывает в «Деревенском зеркале», и их сравнении с европейским опытом применялись такие фундаментальные труды, как «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» Л.В.Милова и «Структуры повседневности: возможное и невозможное» Фернана Броделя . Сопоставление данных этих работ помогло установить, что Болотов действительно применяет практику ведения хозяйства новую для этого периода даже в Европе, а для России поистине революционную.
Для воссоздания общей картины быта в дворянской усадьбе привлекались такие сочинения, как коллективная монография «Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI - XXвв.» и статья в которой дается комплексный анализ русской дворянской усадьбы как особого явления русской культуры . Особое внимание уделяется так называемому «золотому» периоду русской усадьбы, начало которого связывают с изданием манифеста 1762 года и возвращением дворян в усадьбы.
Изучение трудов по истории и культуре второй половины XVIII века позволило четко сформулировать концепцию о появлении в изучаемый период особого слоя дворян-хозяйственников, не объединенных в некоторую группу, а использующих для общения и обмена информацией новые средства века Просвещения, такие как журналы, труды ВЭО, издательство Новикова и пр.
Данный историографический очерк достаточно неоднороден по своей структуре, так как основной источник никем ранее не изучался, а проблема появления слоя дворян-хозяйственников рассматривалась только в контексте более крупных исследований, посвященных усадебному быту или психологии дворянства, что позволяет говорить о наличии огромного поля для дальнейших исследований различных вопросов, затронутых в «Деревенском зеркале или Общенародной книге».


Автор "Деревенского зеркала" А.Т.Болотов (1738 – 1833)
Говоря о таком уникальном произведении XVIII века, как «Деревенское Зеркало», нельзя не упомянуть о ее авторе, человеке, отличавшемся невероятным стремлением к познанию всего нового, а также превосходном литераторе и основоположнике русской агрономической науки. Болотова можно справедливо называть «воплощенным образом России XVIII века» и одним из самых ярких представителей появившегося в этот период слоя дворян-хозяйственников.
Андрей Тимофеевич родился 7 октября 1738 г. в принадлежавшем его семье сельце Дворянинове Алексинского уезда Тульской губернии, где он, "окончив делать