I. Общие положения
1. Командная педагогическая олимпиада-универсиада представляет собой, с одной стороны, социальный механизм формирования у будущих и настоящих учителей навыков командной работы и взаимодействия в рамках педагогического сообщества, а с другой -- является экспериментальной площадкой по развитию педагогического мышления. Её отличительные черты:
а. в ней участвуют команды,
б. она содержит проектную и исполнительную компоненты,
в. она использует взаимное рецензирование как основной инструмент оценки и самооценки результатов выступления команд,
г. критерии оценки выстроены так, чтобы подготовка к выступлению была связана с развитием педагогического мышления.
2. Основная задача команды:
а. представить свое умение проектировать педагогическое действие – в заочном туре;
б. представить свое умение реализовывать педагогическое действие – в очном туре;
в. представить свое умение понимать смысл и технику педагогического действия, осуществляемого другими командами, – в заочном и очном туре.
3. В роли «обучаемых» будут выступать сами участники – члены других команд. Команда будет иметь возможность произвести диагностику и отбор в группу «обучаемых» (в простейшем случае – по желанию).
4. Оценку результатов будут осуществлять сами команды в виде рецензирования и ранжирования. Отбор лучших проектов на основании этой оценки осуществляется Жюри олимпиады.
5. Оцениваться на олимпиаде будет только педагогическое действие, поэтому для организаторов безразличен выбор тематического материала и задачи, которую ставит перед собой команда. Единственное требование – чтобы это была педагогическая задача.
6. Для адекватного отношения (оценки) работы команды, последняя должна представить (кратко описать) цель и предполагаемые результаты педагогического действия, средства педагогического измерения результата, систему представлений, которую использует команда в своей работе (педагогическая концепция). Концепция не является предметом оценки. Она рассматриваются как условие взаимопонимания командами друг друга.
7. Организация работы внутри команды является внутренним делом команды, она оценке не подлежит. В частности, безразлично, кто будет осуществлять исполнительную часть – один человек, или вся команда.
8. Использование командами интеллектуальных ресурсов своих и чужих вузов, школ, других организаций и учреждений на этапе проектирования предполагается и поощряется, поэтому заявки сначала пройдут коллективное (участники – члены тех же самых команд) обсуждение на соответствующем форуме, а потом, уже после корректировки по результатам обсуждения, будут представляться для взаимной оценки, итогового ранжирования, которое утверждается Жюри.
9. На исполнительном этапе универсиады команды будут лишены возможности использовать какую-либо поддержку извне (советы, предложения, указания и пр.), поэтому им имеет смысл запастись всем необходимым заранее, на этапе проектирования.
10. В соответствии с полученными оценками команды будут проранжированы, особо будут выделены команды для награждения дипломами I, II и III степени. Команды, отличившиеся в каком-то одном качестве, будут награждены соответствующими грамотами. Допускается взаимное награждение команд благодарственными грамотами.
II. Организация универсиады
1. Универсиада проводится в 2 тура: заочный (проектный) и очный (исполнительный).
2. На 1-м, заочном туре команды представляют в оргкомитет свои заявки на участие по форме, приведенной в приложении 1 и проекты, которые выставляются для открытого обсуждения на форуме «Ломоносов» http://lomonosov-msu.ru. Содержание проекта описано в приложении 2. От каждой команды заявку и проект подаёт капитан.
3. По результатам обсуждения команды осуществят корректировку проектов, после чего представляют их для оценки, которая проводится оргкомитетом, и по итогам которой Жюри утверждает лучшие проекты. Результаты будут сообщаются командам и объявляются на портале http://lomonosov-msu.ru.
4. Во 2-м, очном туре участвуют команды, проекты которых отобраны Жюри. Очный тур состоит в реальном осуществлении проекта на реальных обучающихся. Очный тур проводится на базе МГУ имени М.В.Ломоносова.
5. Преподаватели, сопровождающие команды, могут участвовать в обсуждении проектов, рассмотрении рецензий, допускается проведение на материале олимпиады различных педагогических исследований, не создающих препятствий или сложностей в осуществлении основных задач олимпиады. Для организации и обсуждения исследовательской деятельности на материале олимпиады-универсиады ВКонтакте создана группа «Исследовательская группа КПО» (https://vk.com/club66310356).
6. Расходы на проживание и питание участников очного тура покрываются в зависимости от возможностей принимающего вуза. Транспортные расходы участники олимпиады (или организации, их посылающие) покрывают самостоятельно.
III. Требования к командам, проектам, исполнению:
1. Команды могут состоять из студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей (до 30 лет), молодых учителей (до 30 лет)
2. Состав команды ограничивается количеством от 2 до 7 человек, индивидуальные проекты не рассматриваются. Каждая команда представляет только один проект.
3. Обсуждение проектов осуществляется в свободной форме, со стандартными ограничениями: употребление литературного языка (допускается профессиональный жаргон); четкость и лаконичность в выражении собственной мысли; исключение проявлений неуважения, назойливости; запрещается использование обсуждений в рекламных и коммерческих целях.
4. Скорректированные после обсуждения проекты, представленные на оценку и последующее рассмотрение Жюри, более не корректируются и не дополняются.
5. Оценка и решение о принятии или отклонении проектов принимается на основании только представленных текстов проектов. То, что было высказано в обсуждениях, но не включено в окончательный текст проекта, не рассматривается.
6. О результатах отбора Жюри сообщает всем участникам, подавшим окончательный проект, и публикует эти результаты на форуме.
7. Очный тур будет состоять в реализации (исполнении) представленных проектов. На реализацию каждого проекта будет отведено около 2-3 часов.
8. В ходе очного тура каждая команда будет готовить рецензию на работу каждой из команд (включая авторецензию). В рецензии оценке будет подлежать:
а. успешность в получении заявленного педагогического результата;
б. корректность используемых средств педагогических измерений;
в. разбор отношения заявленной и реализованной схем действий;
Кроме того, в рецензиях может обсуждаться адекватность поставленной задаче используемых концепций, теорий, методики, приемов работы; актуальность выбранной задачи и пр. Избранные рецензентами критерии будут обсуждаться на заключительной рефлексии и потом – в группе ВКонтакте с точки зрения эффективности педагогической олимпиады как средства развития педагогического мышления.
9. Общая оценка выступления команды основывается на:
а. оценке четкости и ясности представленного на заочном этапе проекта;
б. оценке собственно исполнения на очном этапе заявленных действий;
в. оценке командой работы других команд (рецензирование)
г. адекватность самооценки команды (авторецензии).
10. Предлагаемые жюри критерии оценки выступлений команд задаются в парных требованиях, имеющих характер противоречия, для разрешения которого и требуется педагогическое мышление. Эти критерии -- следующие:
а1) Внутренний, принадлежащий обучаемому результат педагогического действия,
а2) Внешняя, наблюдаемая форма демонстрации этого результата;
б1) Определённость результата,
б2) Вариативность в реализации процесса;
в1) Целостность получаемого педагогического результата,
в2) Дифференциация результата в зависимости от условий;
г1) Педагогичность результата (то есть должно быть понятно, в чём роль педагога),
г2) Использование интерактивных методов взаимодействия обучаемых;
д1) Воспроизводимость результата,
д2) Оригинальность (постановки проблемы и задачи, идей, методов, средств, способов и т.п.).
Поскольку использование такой системы критериев является экспериментальным, возможно их обсуждение и уточнение в процессе подготовки и обсуждения проектов. Обсуждение критериев проводится только в группе ВКонтакте «Исследовательская группа КПО» (https://vk.com/club66310356). На форуме сайта «Ломоносов» обсуждаются только проекты.
Этапы и сроки проведения олимпиады
1. Объявление о проведении олимпиады: 3 ноября
2. Подача командами проектов: 3 ноября -23 ноября
3. Обсуждение проектов на форуме: 1–30 ноября
4. Подача командами скорректированных проектов: 1-7 декабря
5. Оценка проектов командами: 8-15 декабря
6. Рассмотрение итогов оценки жюри: 16-20 декабря
7. Объявление отобранных проектов: 20-23 декабря
8. Проведение итогового тура олимпиады: 2-8 февраля 2015 г.