VII КПО/У

VII Международная командная педагогическая олимпиада - универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

VII Международная командная педагогическая олимпиада - универсиада

Главная

ПРОЕКТ "ПРОГНОЗ на УСПЕХ. Формирование прогностической компетентности младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) в учебных (школьных) и внеучебных (внешкольных) ситуациях"

ПРОЕКТ "ПРОГНОЗ на УСПЕХ. Формирование прогностической компетентности младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) в учебных (школьных) и внеучебных (внешкольных) ситуациях"

Аделя Ильдаровна Нафиева
I. Общие данные
Название команды: «Казаночка»;
Название проекта: "ПРОГНОЗ на УСПЕХ. Формирование прогностической компетентности младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) в учебных (школьных) и внеучебных (внешкольных) ситуациях»;
Номинация (педагогическое действие/педагогическое исследование): Педагогическое действие;
Организация, которую представляет команда: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра дефектологии и клинической психологии;
Фамилия, имя, отчество капитана команды: Нафиева Аделя Ильдаровна;
Количество человек в команде (общее/участников очного тура): 4 человека;
Контактный адрес (с почтовым индексом): Республика Татарстан, г. Казань, ул. Межлаука 1;
Контактный телефон; факс; e-mail: 8917-859-2019, solovyshka95@mail.ru

II. Индивидуальные данные участников
1. Нафиева Аделя Ильдаровна
2. 1995 год
3. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра дефектологии и клинической психологии
4. Магистр 1 курса
5. solovyshka95@mail.ru

1. Сайфуллина Надежда Алексеевна
2. 1994 год
3. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра дефектологии и клинической психологии
4. Магистр 2 курса
5. nadine1994@mail.ru

1. Шапеева Анюта Васильевна
2. 1999 год
3. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра дефектологии и клинической психологии
4. Бакалавр 1 курса
5. anyuta-shapeeva@mail.ru

1. Глазков Михаил Сергеевич
2. 2000 год
3. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра дефектологии и клинической психологии
4. Бакалавр 1 курса
5. glazkovmisha@mail.ru

Содержание проекта по номинации «Педагогическое действие»

Название команды: «Казаночка»
Педагогический результат: За последние десятилетия количеством детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра (РАС), в частности, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития.
Команда «Казаночка» представит проблему по состоянию прогностической компетентности младших школьников с расстройством аутистического спектра, являющаяся весьма актуальной и напрямую связанная с социализацией данной категории детей.
Важной социально обусловленной способностью личности является умение предвосхищать события в своей жизни, опираясь на ранее полученный опыт. Данную способность личности принято называть антиципационной состоятельностью или прогностической компетентностью. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков, В. Д. Менделевич, Н. П. Ничипоренко, Е. А. Сергиенко и др. Прогностическая компетентность (антиципационная состоятельность) – это способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением.
Прогнозирование является неотъемлемой частью любой деятельности, в том числе и речевой. В случае затруднения формирования речевого прогнозирования вследствие имеющих речевых расстройств у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) данная проблема становится еще более актуальной. Речевые нарушения препятствуют полноценному развитию способности к речевому прогнозу, что сказывается на социализации, так как включение ребенка с РАС в систему социальных отношений усложнена. В настоящее время при составлении коррекционно-развивающей работы не принято уделять внимание формированию речевого прогнозирования, поэтому дети с РАС часто не умеют разрешать конфликтные речевые ситуации, планировать свое речевое высказывание.
Таким образом, проблема проектирования коррекционно-развивающей работы по формированию речевого прогнозирования у младших школьников с РАС в настоящее время остается открытой для исследования.
Методика «Прогностическая компетентность младших школьников», разработанная кафедрой дефектологии и клинической психологии позволяет определить основные сферы отношений младших школьников: учение, общение со сверстниками, общение со взрослыми, виртуальное общение, отношение к болезни, отношения в семье. Каждая сфера отношений позволяет увидеть действия как в учебной (школьной), так и в неучебной (внешкольной) ситуациях.
На психолого-педагогическом уровне актуальность поднятой проблемы и темы проекта определяется тем, что в настоящее время РАС становятся не только клинической, но, в первую очередь, психолого-педагогической проблемой в связи с участившимся запросом родителей на введение в образовательное пространство категорий детей, ранее признаваемых необучаемыми. В основе адаптации ребёнка к требованиям социума и микроколлектива образовательного учреждения лежит коммуникация и её базовые составляющие — коммуникативные способности. Практически все исследователи феномена РАС (Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская, U. Frith, L. Wing и др.) подчёркивают, что одним из главных нарушений, препятствующим успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с данным типом дизонтогенеза, является недостаточное развитие, а также, по ряду данных (Е. С. Иванов, В. Bettelheim и др.), отсутствие потребности и способности к общению, проявляющееся в виде: уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности завязать или поддержать разговор, отсутствии диалоговых форм взаимодействия, непонимании своих и чужих переживаний, дисгармоничности когнитивного развития и других специфических особенностях. Таким образом, перед образовательным учреждением встаёт необходимость создания условий для развития коммуникативных способностей детей с РАС с целью их успешной адаптации в нём.
Детям с РАС присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Некоторые дети могут быть чрезмерно тревожными, их эмоции проявляются в форме различных переживаний, которые влияют на успешность различных видов деятельности.
Наблюдаемые нарушения у детей младшего школьного возраста с РАС приводят к возникновению трудностей при организации собственного речевого поведения, все это отрицательно сказывается на общении со сверстниками и взрослыми. Взаимосвязь речевых и коммуникативных нарушений приводит к тому, что из-за невозможности полноценного общения у детей снижается потребность в общении, не формируется диалогическая форма речи. Младшие школьники с РАС не заинтересованы в речевом контакте, не могут ориентироваться в различных ситуациях общения, не планируют свое речевое высказывание и не могут предвидеть исход речевой ситуации.
Команда Казаночка подставила своей целью разработать проект "ПРОГНОЗ на УСПЕХ" по формированию прогностической компетентности, который будет включать в себя занятия инклюзивного типа с использованием методов психокоррекции, различные ролевые игры, задания позволяющие:
- учить выражать свое мнение и аргументировать его с учетом возможных ответов собеседника, учить преодолевать конфликтные, трудные ситуации;
- учить обращаться за помощью, устанавливать отношения сотрудничества, взаимопомощи;
- учить обращаться к сверстникам на прогулке с просьбой;
- учить аргументированно высказывать свои просьбы;
- учить строить диалог в тяжелых ситуациях, находить компромиссы;
- учить выражать свои впечатления вербально, поддерживать речевое общение;
- учить строить диалог в сложных речевых ситуациях;
- учить находить выход из сложных речевых ситуаций;
- учить выражать свое мнение на ситуацию и аргументировать ее;
- учить делиться своими знаниями с помощью речи, налаживать доверительные отношения с классным руководителем;
- учить строить диалог и ориентироваться при общении на состояние собеседника;
- учить задавать вопросы с учетом своих предпочтений и интересов;
Работая с детьми с РАС, мы используем методы прикладного поведенческого анализа (ABA), которые позволят достигнуть желаемого результата:
- система поощрения;
- визуальное расписание;
- карточки PECS.
Также отличительной чертой нашей работы будет внедрения Тьютора в инклюзивный образовательный процесс, который имеет важное значение в обучении младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Условия: Для представления педагогического результата потребуется несколько добровольцев, которых будут сопровождать Тьюторы (участники команды «Казаночка»). Подготовка карточек PECS в соответствии с представленными ситуациями (учебными, внеучебными).
Средства отбора: особые средства отбора отсутствуют.
Концептуальные позиции: Методологической основой исследования выступили положение об общих закономерностях развития ребенка в норме и при системных нарушениях (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Р.Е. Левина, и др.) и работы по изучению прогностической компетентности (антиципационной состоятельности) В. Д. Менделевича, Н. П. Ничипоренко, М. М. Солобутиной, А. И. Ахметзяновой. При рассмотрении коммуникативных характеристик прогностической компетентности особое значение имеет концепция Р. М. Фрумкиной. В данной концепции объясняется механизм речевого прогнозирования. Важным положением в рамках изучения речевых предвосхищений в смысловом восприятии языковых средств является сведения о двухуровневости прогнозирования, более подробно раскрытые в работах И. А. Зимней.
Средства фиксации достигнутого результата: методика «Прогностическая компетентность младших школьников».
Схема педагогического действия:
1. Теоретическая часть:
1.1. Вступление;
1.2. Обоснование актуальности исследования;
1.3. Раскрытие ключевых слов исследования (теория);
2. Практическая часть:
2.1. Занятие по формированию прогностической компетентности, предназначенное для детей с расстройством аутистического спектра;
2.2. Обратная связь;
3. Подведение итогов представленного педагогического действия.
Распределение функций в команде: коллективная работа.