другой. Вообще оба автора создают не столько семейный, сколько любовный плач, плач
по возлюбленному или возлюбленной. Взамен родовых отношений и обязанностей на
первый план выходят более близкие, личные отношения любви и дружбы.
Плач в эпосе и в литературе является частью сцены плача. В «Рамаяне» ее
композиция носит стабильный характер: известие о несчастье – реакция героя – плач –
утешения – приготовления к погребальному обряду (в случае гибели). Литература
заимствует из «Рамаяны» композицию этой сцены. Ашвагхоша при этом акцентирует
момент узнавания об истине. В «Жизни Будды» сцена плача носит многоступенчатый
характер. В композиции сцены плача у Калидасы мотивы погребального ритуала
присутствуют. Утешения в его поэмах содержат в себе дополнительный момент
разъяснения, т.к. гибель героя представляется необычной и даже сверхъестественной.
Неотъемлемая составляющая плача, как эпического, так и литературного, - это
реакция героя или героини на известие о несчастье. Она заключается в ряде внешних
проявлений, который в целом остается неизменным. Плачей без слез, покрасневших
глаз, обмороков, рыданий в голос, прерывистой речи не бывает. В поэмах Ашвагхоши
для женщин все это сопровождается и регулярно отмечаемыми изменениями в облике,
которые обусловлены ритуалом разлуки. Поведение мужчин более сдержанно.
При рассмотрении последовательно плачей эпоса, Ашвагхоши и Калидасы в
характере таких описаний прослеживаются определенные изменения. Эпос скупо и
просто, рядом формульных выражений фиксирует ряд канонических проявлений скорби
во внешнем облике и поведении героя. Ашвагхоша делает описание более целостным,
детализированным, придает ему живописный характер. Напротив, у Калидасы описание
внешних проявлений скорби в цели автора очевидно не входит: его явно больше
интересует психология героев, к тому же ко времени создания его поэм сильные
проявления гнева и скорби во внешности героев перестают осознаваться традицией как
прекрасные. И у Калидасы мы не видим ни жеста, ни мимики, описания страданий
героев занимают очень малую долю текста. Таким образом, мы можем предположить,
что традиция двигалась от безыскусного упоминания событий в эпосе к их
развернутому, живописному изображению и наконец – к некоторому развоплощению, к
переходу в сферу личности и ее переживаний – от мира внешнего к миру внутреннему.
Что касается мотивов и форм плача, то они также претерпевают некоторые
изменения. Воинские плачи эпоса включают в себя ряд постоянных мотивов, в том
числе обращения к погибшему, жалобы, восхваления и упреки. Внутри эпического плача
отдельные мотивы располагаются в свободном порядке. Литература стремится внести в
плач некую композицию, продуманную логическую структуру. При переходе от эпоса к
махакавье наблюдается усиление психологизма в плаче. Также воинские и царские
мотивы уступают место любовным. Особенно это заметно у Калидасы.
Противопоставление мужского и женского плача для эпоса не представляется
существенным; между тем литература находит нужным их разграничить. У Ашвагхоши
характерная черта мужского плача в отличие от женского – ссылка на прецеденты
(примеры из мифологии и преданий). Оно демонстрирует ученость героя, его владение
навыками ученого спора и риторики. У Калидасы основной маркер мужского плача -
логические умозаключения, которые указывают на рассудительность героя и
способность логически мыслить, возвышающую его над другими.
За плачем всегда следуют утешения. У Калидасы оба плача гораздо более
камерные, мотивы публичности в нем приглушены. В его поэмах утешения исходят от
высших, божественных или богоравных существ (голос с неба, риши Васиштха) и
указывают на древнее проклятие как на причину произошедшего. Событие тем самым
лишается окончательности – смерть становится переходом к другому существованию
(или к временной разлуке влюбленных; впоследствии супруги воссоединятся).
Утешения в эпических поэмах можно условно разделить на философские и