Различия в географии международной торговли новой и поношенной одеждой
Панкратов И.Н.
студент
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,
географический факультет, Москва, Россия
Фундаментальными предпосылками развития международной торговли одеждой
являются разная степень обеспеченности стран швейной продукцией собственного
производства, различия в качестве продукции, а также специализация стран на
производстве одежды различных сегментов. Кроме того, развитие брэндов в швейной
отрасли
усиливает
дифференциацию
продукции, что
также
способствует
международному обмену.
Сегодня
ведущими производителями
и
экспортерами одежды выступают
развивающиеся страны, располагающие дешевым трудом. На последние приходится
более 60% мирового производства одежды и 2/3 ее экспорта. Среди ведущих
поставщиков одежды на мировой рынок можно назвать Китай (более 30%), Гонконг (9),
Турцию (4), Индию и Бангладеш (по 3), Мексику, Индонезию и Вьетнам (по 2%).
Мировой экспорт швейной продукции в 2007 г. превысил 350 млрд долл.
Почти все развитые страны в связи с высокой стоимостью рабочей силы сегодня
сокращают собственное производство одежды. Подобные страны являются ведущими
мировыми импортерами рассматриваемой продукции, покупая более 4/5 одежды,
поставляемой на мировой рынок. Среди ведущих импортеров одежды – США (26%),
Германия (9), Япония (8), Великобритания (7), Франция (6), Италия (5%).
Специализируясь на производстве одежды, мало подверженной тенденциям моды,
развивающиеся страны способны экспортировать ее на большие расстояния, т. к. мода
на изделие не успеет закончиться. Так, Индия 30% экспортируемой одежды направляет в
США, 10 – в Великобританию, по 8 – в ФРГ и Францию, Италию, Испанию, Нидерланды
– по 4-6%. Развитые страны производят одежду, сильно подверженную тенденциям
моды, в связи с чем, последняя экспортируется, преимущественно, в соседние страны.
Например, из Германии 17% экспорта одежды поступает в Австрию, 12 – в Нидерланды,
11 – во Францию, 9 – в Швейцарию, по 6% - в Бельгию и Испанию.
Основными поставщиками поношенной одежды выступают развитые страны –
Великобритания и США (примерно по 16%), ФРГ (12), Канада (8), Нидерланды (6),
Бельгия (4) и пр. Местное богатое население часто проводит обновление гардероба;
чтобы освободить место в шкафу, старые предметы одежды часто сдаются компаниям,
занимающимся реализацией поношенной одежды. Главными потребителями последней
являются отсталые страны, население которых часто не имеет достаточно средств даже
для полноценного питания: Гана (6% мирового импорта), Камерун и Пакистан (по 4),
Камбоджа, Кения и Нигер (по 3%). Такая одежда стоит недорого, примерно 2 долл. за 1
кг. Среди покупателей встречаются также и развитые страны – Канада, Польша, Россия,
Нидерланды, Япония. Однако эти страны покупают поношенную одежду, прежде всего,
для переработки в сырье или производства текстиля бытового назначения. Часть
импортируемой продукции, т. н. «винтаж», используется ими и в качестве одежды.
Мировой экспорт поношенной одежды в 2007 г. превысил 2,1 млрд долл.
Различна и дальность перевозок между новой и поношенной одеждой из развитых
стран. Так, Канада поставляет последнюю, главным образом, в Анголу (15%), Индию
(13), Кению и Гану (по 10), ДРК и Танзанию (по 6). В то же время, основная часть
экспортируемой новой одежды поступает в США (примерно 9/10) и страны ЕС.