
Конференция «Ломоносов-2023»

Секция «История России с древнейших времен до XVIII века»

Слухи о Брауншвейгском семействе в Европе в 1740-е годы (по материалам
британской прессы)

Артеменкова Ксения Павловна
Аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории,
Санкт-Петербург, Россия

E-mail: artemen-ksen@mail.ru

В настоящем исследовании представлена характеристика содержания слухов о Браун-
швейгском семействе, опубликованных в британских газетах в период царствования им-
ператрицы Елизаветы Петровны. Для раскрытия проблемы были поставлены следующие
задачи. Во-первых, определить периодичность появления новостей об Анне Леопольдовне,
Антоне Ульрихе и их детях в англоязычной периодике. Во-вторых, дать оценку досто-
верности этих сообщений. Наконец, в работе предпринята попытка ответить на вопрос,
насколько информация о Брауншвейгском семействе вредила имиджу Елизаветы Петров-
ны в Европе и в Великобритании. Источниковую базу составили 15 британских газет и
журналов, издававшихся в 1740-е гг.

Исследование позволило сформулировать ряд новых для историографии выводов. В
первую очередь, удалось определить основные виды информации о бывших правителях в
англоязычной прессе. В основном, газетные и журнальные сообщения распространяли слу-
хи о различных переездах членов семейства по России или об их возвращении в Германию.
В меньшей степени заметки характеризовали быт и состояние здоровья узников. Вопросу
о Брауншвейгском семействе в британской периодике уделялось мало внимания: читатель
имел только приблизительное представление о жизни заключенных. Так, из рассмотрен-
ных 15 изданий, доступных для ознакомления в различной комплектации за 1741-1756
гг., было обнаружено как минимум 63 сообщения [3;4;5;9;10;11;12;14;15;16;17;18;19;20;21].
Большая часть газет печатала заметки о рижских, а затем и о холмогорских пленниках,
в основном, только в 1742-1744 гг. Периодичность известий по этой теме хорошо просле-
живается по выпускам ежедневной лондонской газеты «The Daily Advertiser». К примеру,
в период с 1742-1744 г. в издании в среднем в год появлялось всего около пяти сообщений
[6;7;8]. Изученная газетная выборка показывает, что после 1749 г. упоминания о Браун-
швейгской фамилии практически исчезли со страниц британских газет и журналов.

Известия отличаются только приблизительной достоверностью с точки зрения реально
происходивших событий после переворота 25 ноября 1741 г. Часть из них, действительно,
в целом верно отражала маршруты и условия жизни арестантов, большая часть содер-
жала неточности или весьма грубые ошибки, искажения, которые на данный момент не
находят подтверждения по другим источникам. Указанная особенность объясняется тем,
что европейские газетчики заимствовали информацию из писем иностранных резиден-
тов, путешественников из России. Эти сведения содержали разного рода догадки, сплетни
о судьбе семейства, в том числе и ошибки, вызванные плохим знанием русской геогра-
фии. Также в основу этих новостей, вероятно, ложились правительственные донесения,
содержавшие ложные увещевания о хорошем отношении царицы к арестантам и об их
скором освобождении. Главной причиной подобной запутанной информационной картины
являлась особая политика елизаветинского правительства, одновременно направленная
на сокрытие от русской общественности реальных обстоятельств жизни заключенных и
включавшая обещания об освобождении сначала всего семейства, а потом только принца
Антона Ульриха одного или с детьми и об их переезде в Германию в 1740-е гг.

1



Конференция «Ломоносов-2023»

Ряд источников показывает, что русский двор проводил политику по внедрению про-
паганды о славном царствовании дочери Петра Великого и в иностранную периодику [1,
с. 345; 2, с. 661, 664], поэтому на страницах британской прессы в 1740-1750-е гг. сложился
позитивный образ елизаветинской России. Однако новости, распространявшиеся в Европе
о скитаниях и заключении Брауншвейгского семейства в Российской империи, бросали
тень на благородный портрет Елизаветы Петровны в первые годы её правления. Посколь-
ку они напоминали европейскому читателю о судьбе свергнутого монарха Ивана VI и его
родителей и служили поводом для предположений о заговоре против императрицы и воз-
вращении представителей Брауншвейгской династии к власти. Тем не менее учитывая
тот факт, что большая часть заметок носила нейтральный, скорее справочный характер,
либо отражала пропаганду петербургского двора, уверявшего иностранные государства в
хорошем обращении с арестантами, можно предположить, что в общем потоке новостей
брауншвейгская тема мало вредила репутации русской императрицы в Великобритании.
Критика переворота 25 ноября 1741 г. и нелигитимного низложения малолетнего импера-
тора практически не появлялась в печати, а из 10 рассмотренных газет за начало 1756
г. только «The Kentish Weekly Post or Canterbury Journal» упомянула Иоанна Антонови-
ча как «царя Московии» [13], ложно рассказав о его побеге из заточения и о вероятной
«революции» в России, в то время как бывшего царя перевозили из Холмогор в Шлис-
сельбургскую крепость в январе 1756 г.

Источники и литература

1) Курукин И.В. Эпоха «дворских бурь». Очерки политической истории послепетров-
ской России. 1725–1762 гг. Рязань: П.А. Трибунский, 2003. 570 с.

2) Архив Князя Воронцова. Кн. 3. М.: Тип. Грачева и Ко, 1871. 698 с.
3) Pue‘s Occurrences. 1748-1749.
4) The Caledonian Mercury. 1742, 1744, 1749.
5) The Daily Advertiser. 1742-1744.
6) The Daily Advertiser. 1742. Jan 13; Feb 01; May 19; Jun 28; Oct 16.
7) The Daily Advertiser. 1743. Jan 04; Jan 24; Feb 10; Feb 25; Aug 04; Oct 17; Oct 22.
8) The Daily Advertiser. 1744. Feb 13; Feb 27; Mar 20; Mar 26.
9) The Daily Post. 1741-1743.
10) The Derby Mercury. 1742-1743.
11) The Gentleman‘s Magazine. 1741.
12) The Ipswich Journal. 1742-1743, 1748.
13) The Kentish Weekly Post or Canterbury Journal. №3994. 1756. Paris, Feb. 8.
14) The London Daily Post And General Advertiser. 1742-1743.
15) The London Evening-Post. 1741-1744, 1746-1747.
16) The London Gazette. 1742.
17) The Newcastle Courant. 1742-1743.
18) The Penny London Post. 1749.
19) The Scots Magazine. 1743.
20) The Stamford Mercury. 1741.
21) The Whitehall Evening-Post. 1748-1749.

2


