Проект по номинации «Педагогическое действие»
1. Название команды: ВДМ.
2. Педагогический результат:
Для того, чтобы успешно справляться с функциями тьютора девиантного ребенка, студенту необходимо овладеть множеством умений. Одним из ключевых является умение решать воспитательные ситуации, поскольку, по мнению большинства специалистов, воспитательный процесс в большей части осуществляется через решение воспитательных ситуаций.
Умение решать воспитательные ситуации позволяет студенту-тьютеру не только осуществлять воспитательную функцию своей деятельности, но и помогать детям справиться с возникающими у них трудностями.
Процесс формирования у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы выстраивается на основе специально разработанной модели. В моделируемом процессе используется формат систематического коллективного обсуждения качества полученного опыта, позволяющий «отрефлексировать» и усовершенствовать умения решать воспитательные ситуации, а также организован поэтапный процесс развития опыта решения воспитательных ситуаций в последовательности от выявления типичных воспитательных ситуаций до совершенствования способов их решения
Мы предполагаем реализацию заявленного проекта (на очном туре Олимпиады-универсиады) в формате нескольких действий, демонстрирующих некоторые элементы авторской программ.
Участникам олимпиады предстоит:
- познакомиться с критериями сформированности у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы риска;
- проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы риска.
- в формате свободного обсуждения разработать свои рекомендации, которые поспособствуют развитию устойчивости к данному явлению.
3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: членами команд VIII Командной педагогической олимпиады-универсиады; предпочтение отдается студентам педагогических специальностей вне зависимости от профиля обучения, а также аспирантам, преподавателям и молодым учителям.
4. Концептуальные позиции:
Теоретико-методологической основой реализации предлагаемого проекта выступают:
Проблему тьютерства изучают многие исследователи, такие как Турчанинова Ю., Слободчиков В. И., Громыко Ю. К., Щедровицкий П. Г., Ковалева Т. М. и др. Они рассматривают тьютера с точки зрения наставника учащихся, занимающихся самообразованием или иными словами «одаренных учеников» и в качестве наставника детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не менее изучены теоретические основы проблемы девиантного поведения детей. Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта занимают исследования отечественных ученых А.П. Альгина, В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой и других. Проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков отражены в трудах H.H. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева,A.И. Невского, Г.М. Потанина, И.П. Прокопьева и других. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей занимаются К.Ш. Ахияров, В.Г. Баженов, В.Г. Бочарова, Ю.В. Гербеев,B.Н. Гуров, Н.В. Квитковская, Э.Г. Костяшкин и др..
Проблема использования в практической деятельности воспитательных ситуаций рассмотрена в трудах М.М. Поташника и Б.Э. Вульфова, Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, С.М. Годника, А.Ф. Спирина, М.А. Степинского, Н.Л. Селивановой, М.Л. Фрумкина, В.А. Сластенина, Л.Ю. Сироткина и др. В диссертации Н.Л.Селивановой рассматриваются педагогические (воспитательные) ситуации в управлении коллективными отношениями подростков, в диссертации М.Л. Фрумкина и Т.Ф. Кузиной дается анализ воспитательной ситуации, ее классификация.Они останавливаются на специфике и месте воспитывающей ситуации в системе воспитательных воздействий. О.С. Богданова и С.В. Черенкова отразили место воспитывающей ситуации, назвав качества, которые необходимы при разрешении воспитывающей ситуации, но в их работе представлен только анализ ситуаций.
5. Распределение функций:
Общее руководство: Зунина Анжела – капитан команды. Донесение информации о предстоящей олимпиаде до участников команды. Распределение обязанностей, между участниками команды.
Участие в работе и реализации проекта, коммуникация с участниками универсиады на портале, организация и координация коммуникации с участниками универсиады:
Мазур Дарья, Варакина Екатерина, Старицина Ксения, Зунина Анжела.
КПО(У)-VIII
VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада
City
Москва, Россия
Venue
MSU
Registration
Registration is closed