КПО(У)-VIII

VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

City
Москва, Россия
Venue
MSU
Registration
Registration is closed

VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

Main page

Содержание проекта ”Буквоежка”: Программа по формированию элементарных навыков письма и чтению» по номинации «Педагогическое исследование»

Содержание проекта ”Буквоежка”: Программа по формированию элементарных навыков письма и чтению» по номинации «Педагогическое исследование»

Айгуль Маратовна Мингазова
1. Название команды: Логопеды будущего
2. Суть исследования:
Краткое описание планируемого исследования:
Цель исследования: разработка системы занятий для детей 6-7 лет по формированию и развитию элементарных навыков письма и чтения.
Цель обучения: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами путём общепринятых и некоторых специальных приёмов и методов. Развитие активной познавательной деятельности детей в области речевых фактов
Приоритетные задачи обучения:
- сформировать у детей необходимую готовность к овладению элементарными навыками письма и чтения;
- научить детей элементарным навыкам письма и чтения.
Направления работы:
1. уточнение произносительных навыков, развитие фонематического восприятия, навы¬ков звукового и звукобуквенного анализа и синтеза;
2. учить воспринимать слог как единую произносительную единицу, слитно читать слоги, в дальнейшем слова;
3. воспитание у детей умения правильно составлять простые распространённые и слож¬ные предложения, находить и определять границы предложений (смысловые, интонационные, графические);
4. развитие у детей внимания к морфологическому составу слова и изменению слов и со¬четаний слов в предложении;
5. обогащение словаря детей на материале специальных терминов и выражений (слог, звук, ударение и.т.д.).
Характерные особенности обучения:
- игровой, занимательный характер обучения;
- развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава слова основывается на системе упражнений с опорой на слуховые, зрительные и кинестетические ощущения;
- усвоение элементарных навыков письма и чтения неразрывно связано с уточнением произношения звуков, в первую очередь гласных, затем согласных в твёрдом и мягком вариантах;
- применение устных упражнений, направленных на различение на слух и дифференциацию отдельных звуков, которые сочетаются со слоговым и звуковым анализом слов, составлением графической схемы слова и выделением из слов ударных и безударных гласных;
- изменение порядка изучения букв;
- включение в материал для чтения в определенной последовательности слов различного слогового состава;
- акцентирование внимания на понимании детьми читаемых слов, предложений, текстов;
- применение различных форм наглядности, игровых приемов, упражнений;
- осуществление переходов от послогового чтения к слитному;
- закрепление и расширение полученных детьми знаний, умений и навыков на дополнительном материале, предлагаемом в качестве рекомендаций родителям.
Предполагаемые результаты
В результате обучения значительная часть детей способна:
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- различать понятия «гласная буква», «согласная буква», «слог» с опорой на цветовое восприятие слоговой таблицы;
- выделять ударный гласный звук;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез слова;
- списывать и писать слова различного слогового состава и предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
- овладеть техникой чтения, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
3. Концептуальные позиции:
В педагогическую концепцию входят:
- принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития) (Л.С. Выготский);
- онтогенетический принцип, раскрывающий общие закономерности развития детской речи (А.Н. Гвоздев);
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка (Д.Б. Эльконин).
- нейропсихологический подход к обучению чтению и письма Лалаева, Ахутина, Корнев;
- становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому;
- использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной;
- складовой принцип обучения чтению;
- положение о том, что путь к чтению лежит через письмо (Н.А. Зайцев).
4. Условия, в которых будет проводиться исследование:
- дети дошкольного возраста 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Средства отбора:
Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи (Волкова Г.А.,2004)
Задания из «Методики психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» (Лалаева Р.И., 2004), направленные на исследование навыков слогового и фонематического анализа и синтеза.
6. Средства фиксации результата исследования:
Средствами фиксации результата являются задания из пособия «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., 2002).
Способ их интерпретации: самостоятельно разработанные критерии.
7. Схема исследовательского действия
8. Распределение функций в команде:
Хакимуллина Римма, Михеева Виктория, Мухамедьянова Алина - планирование, исполнительная, аналитическая, интерпретационная часть.
Мингазова Айгуль, Харисова Лиана, Хамитова Айсылу – планирование, исполнительная часть.

Дария Сергеевна Згазинская
Добрый вечер, команда "Логопеды будущего"!

Нас заинтересовал Ваша проект. Скажите, пожалуйста, каким образом будет фиксироваться достигнутый результат?

С уважением, команда "МагияМедиа". Будем рады вашим вопросам о нашем проекте!

Марк Романович Тилькиджи
Добрый вечер , «Команда Логопеды будущего»!
После ознакомления с проектом , возник следующий вопрос:

Скажите , пожалуйста, какие средства вы будете использовать для достижения результата вашего проекта ?

С уважением , Команда МАГУайеоы

Мария Александровна Хромова
Здравствуйте, команда “Логопеды будущего”. Наша команда "Жамевю" с интересом прочитала ваш проект, но у нас возникло несколько вопросов:

1. В вашем проекте в роли преподавателей выступают просто “студенты”. Нашей команде “Жамевю” хотелось бы услышать более конкретизировано, под планку студенты подходят студенты всех курсов и специальностей, или же только студенты педагогических направлений? Любой ли студент подойдет для работы с группой маленьких детей?

2. У вас указаны продолжительность перерывов, самих занятий и количество ступеней педагогического процесса. Но нам хотелось бы знать, когда будет осуществляться переход с одной ступени на другую? Есть ли какие-то временные рамки (например, ограниченное количество занятий по одной ступени) или переход на другую ступень произойдет только тогда, когда все дети в группе усвоят материал?