Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Main page

Синтез методов социологического исследования и дидактических методов

Синтез методов социологического исследования и дидактических методов

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта:

3.1. Педагогический результат:

Умение педагогов посредством сотрудничества (установления междисциплинарных свя-зей) в процессе преподавания обществознания формировать конкурентоспособную, инициа-тивную, творческую личность учащегося.

3.2. Педагогические действия:
1) сотрудничество учителя обществознания (социолога по образованию), учителя-словесника, учителя мировой художественной культуры и социального педагога в подготов-ке и проведении урока обществознания по теме «Права ребёнка»;
2) применение синтеза методов социологического исследования и дидактических мето-дов в процессе преподавания обществознания:
- проведения анкетного опроса с включением этимологического материала на предвари-тельном этапе позволяет выявить уровень информированности школьников о правах ребён-ка, определив тем самым актуальность темы урока; отобрать для использования на уроке со-ответствующие методы социологического исследования и дидактические методы. Данный синтез позволяет учителю обществознания привлекать научно-педагогический опыт других учителей в разработке анкет, учителю-словеснику и учителю МХК - обогатить арсенал мето-дов, используемых на уроках, социальному педагогу – получить объективные сведения об осознании школьниками своих прав. Анкетный опрос позволяет подготовить и мотивировать школьников к многоаспектному изучению предстоящей темы (с привлечением материала из разных дисциплин);
- организация фокус-группы с включением лингвистического анализа и метода демонст-рации произведений живописи, кинематографа и литературы для расширения, углубления знаний о сущности, видах прав, специфике их реализации в разные исторические эпохи. Данный синтез методов способствует развитию умения учителей сотрудничать, обменивать-ся профессиональным опытом, уступать ведущее место в процессе освоения знаний школь-никам. Данный синтез методов способствует развитию умения школьников сотрудничать, работать в команде, дискутировать, вырабатывать и обосновывать свою точку зрения;
- организация анализа документов и экспертного опроса (в качестве экспертов и интер-вьюеров выступают школьники: эксперты тщательно прорабатывают отдельные аспекты изучаемой проблемы на основании анализа нормативно-правовых документов, интервьюеры подготавливают актуальные вопросы). Организация анализа документов и экспертного опро-са позволяет учителю совершенствовать навыки сотрудничества с учениками и развивать субъектную позицию ученика. Анализ документов и экспертный опрос формирует у учени-ков самостоятельность в получении знаний, развивает критическое мышление, аналитиче-ские способности, способности компетентно дискутировать и аргументировать свою пози-цию;
- организация «case-study» (работа с примерами нарушения прав ребёнка в современном мире) позволяет отработать интеллектуальные и практические умения и навыки. «Сase-study» позволяет учителю фиксировать достигнутый педагогический результат, проанализи-ровать эффективность осуществлённых педагогических действий и наметить направления и способы их корректировки. «Сase-study» позволяет ученику получить опыт выявления нару-шений прав ребёнка и обогатить опыт эмоционально-ценностного отношения к социально-правовой справедливости.

3.3. Концептуальные позиции.
Педагогические действия сконструированы на основании следующих научно-педагогических подходов:
1. Аксиологический подход: личность учащегося рассматривается как высшая ценность, что предполагает поиск и использование наиболее эффективных и гуманных методов ее раз-вития.
2. Междисциплинарный подход, предполагающий, во-первых, установление содержа-тельных связей между разными учебными дисциплинами в преподавании одной из них; во-вторых, научно-педагогическое и методическое сотрудничество учителей, преподающих разные дисциплины.
3. Субъектный подход: мотивация к обучению исходит непосредственно от школьников, осознающих свою активную позицию в процессе получения знаний.

3.4. Схема действий:

== Таблица -- см. файл заявки

3.5. Требования к обучаемым.
Данный проект основывается на субъект-субъектной модели обучения: обучаемыми являют-ся не только школьники, но и учителя.
Требования к учителям:
- знание возрастных особенностей развития старшего подростка: мышления, памяти, вооб-ражения, внимания, речи;
- владение общенаучными методами, дидактическими методами и методами социологиче-ского исследования;
- мотивированность к педагогическому поиску, умение устанавливать междисциплинарные связи, осуществлять творческий подход к преподаванию;
- коммуникативные умения, умение работать в команде.

Требования к школьникам:
- уровень развития интеллекта не ниже среднего (определяется по методике ШТУР); способ-ность анализировать, устанавливать логические связи, выстраивать ассоциативный ряд, рас-ставлять акценты;
- креативность, мотивированность к творчеству;
- коммуникативные умения, умение работать в команде.

3.6. Средства отбора обучаемых и фиксации достигнутого результата.
Использование тестовых методик:
- диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник);
- тесты Гилфорда и Торенса для изучения творческого мышления;
- методика оценки коммуникативных и организаторских способностей (КОС);
- ШТУР: Школьный психологический тест умственного развития.

3.7. Распределение функций в команде.
Нестеренко О.Ю., учитель-словесник - методическая разработка проекта;
Викторова Е.В., учитель МХК – научное обоснование проекта;
Щеглова Т.Н., социолог, учитель обществознания – практическое исполнение проекта;
Саратовцева М.А., социальный педагог – практическое исполнение.



Иван Николаевич Шабля
Добрый день!
Скажите, а разве в процессе обучения могут быть ещё какие-нибудь методы, кроме дидактических? Социологические методы могут быть использованы в педагогической науке но лишь при проведении научного исследования, в практике же, то о чем вы пишите, будет выступать как лишь как средство обучения. Спасибо.

Татьяна Николаевна Щеглова
Здравствуйте! Не могли бы Вы пояснить более подробно, о каких дидактических методах идет речь в Вашем проекте?

Уважаемая Алёна, к числу дидактических, конкретнее - методов обучения, мы относим, например, беседу, без которой невозможно, по нашему мнению, провести ни один урок, или использование наглядного материала. И то и другое прочно вошло в методики преподавания разных дисциплин.

Добавлено спустя 6 минут:
Коллеги, не кажется ли Вам, что входной отбор при Вашем наборе методик может затянуться? Спасибо.

Дорогой Николай, сегодня даже при приёме детей в некоторые детские сады и школы проводится обязательное их тестирование. Это во-первых. Во-вторых, раз организаторы олимпиады потребовали указать критерии отбора обучаемых, то мы это требование и выполнили.

Добавлено спустя 12 минуты:
Добрый день!
Скажите, а разве в процессе обучения могут быть ещё какие-нибудь методы, кроме дидактических? Социологические методы могут быть использованы в педагогической науке но лишь при проведении научного исследования, в практике же, то о чем вы пишите, будет выступать как лишь как средство обучения. Спасибо.

Естественно, Иван, любой метод, который используется в процессе обучения становится дидактическим (хотя бы в рамках урока), но мы видим своё новаторство в том, чтобы адаптировать к процессу обучения именно те методы, которые не являются собственно дидактическими.