Вопросы молодежно-образовательной и культурной политики в Евразийском регионе в рамках III Фестиваля Науки СНГ
Вопросы молодежно-образовательной и культурной политики в Евразийском регионе в рамках III Фестиваля Науки СНГ
Сегодня интеграционные процессы на Евразийском пространстве набирают все большие обороты. Как следствие, одной из открывающихся при этом возможностей является перспектива создания Евразийского Молодежного Парламента.
Основополагающим фактором в этом процессе является молодежное сотрудничество. Сама идея активизации этого сотрудничества до уровня создания Евразийского Молодежного Парламента диктует нам необходимость дальнейшей интеграции молодежи на Евразийском пространстве, прежде всего, путем привлечения и включения влиятельных и популярных молодежных и студенческих движений стран Евразийского пространства в общую канву Евразийской интеграции. В этом плане необходимо создание или использование уже существующей авторитетной международной общественной организации, которая могла бы послужить связующим звеном между образующимся ЕАМП и упомянутыми выше молодежными и студенческими организациями.
Немалую роль в процессе образования ЕАМП играет также общая гуманитарная основа большинства государств Евразийского пространства. Стоит отметить, что во многом на ней же стоят и интеграционные аспекты государств-участников СНГ. Именно поэтому развитие гуманитарного сотрудничества является одной из наиболее приоритетных задач, в частности при разработке межнациональных стратегий ведения молодежной политики. И в этом плане, при создании ЕАМП необходимо опираться на ресурс общественной дипломатии, как на наиболее прочный и подготовленный фундамент для сотрудничества.
Еще одним важным инструментом при создании ЕАМП может послужить уже создающаяся сегодня Молодежная Межпарламентская Ассамблея СНГ при МПА СНГ. В этом плане при составлении уставных документов и определения комплектации ЕАМП, можно обратить внимание на опыт составления тех же документов при учреждении Молодежной Межпарламентской Ассамблеи СНГ. В перспективе, также возможно тесное сотрудничество двух организаций в сфере молодежной политики, что может способствовать реализации общих программ и проектов.
Таким образом, создавая ЕАМП - один из наиболее перспективных молодежных интеграционных проектов – необходимо, на наш взгляд, использовать уже существующие, проверенные и прочные ресурсы. При этом основу этих ресурсов, несомненно, составляют уже реализованные проекты на пространстве Содружества Независимых Государств.
Уважаемые участники конференции! Здесь вы можете оставять свои вопросы по поводу проведения конференции, а также уведомить нас, если вы столкнулись с какими-либо проблемами. В течение дня обязательно будет дан ответ.
С уважением,
организаторы конференции
Перспектива создания
Евразийского молодёжного парламента
в современном обществе.
Важным вектором развития стран Евразийской интеграции на современном этапе является формирование гражданского общества в духе содружество отношений, между братскими странами. Условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. «Вырастить» активного субъекта гражданского общества легче с возраста молодого поколения, которому завтра жить в интеграции государств Евразии, формировать его политику и жизнедеятельность, начиная с участия в работе создаваемого Евразийского молодёжного парламента.
Именно поэтому приоритетным направлением создаваемого ЕМП является развитие социальной активности молодежи и гражданского самосознания через участие в деятельности консультативно-совещательных структур молодежных парламентов и иных объединений, созданных при органах законодательной и исполнительной власти государств Евразийской интеграции.
Таким образом, создаваемый Евразийский молодёжный парламент должен включить в деятельности основные направления, таких как;
1. Представление интересов молодежи стран Евразийской интеграции путем подготовки, выдвижении правотворческих инициатив, и повышение эффективности её участия в жизни работы. Евразийский молодёжный парламент должен уметь сформулировать и довести до органов государственной власти стран участниц, а так же среди Международных организаций как ООН, СНГ, ЕАС, ОДКБ, ЕС инициативы молодежи, предложив пути их решения и определив собственный вклад в достижение поставленной цели.
2. Общественная экспертиза проектов государственных законов, правовых актов, а также действующих законов стан участниц Евразийской интеграции может осуществляться, в том числе, с использованием возможностей Евразийского молодёжного парламента.
3. Просветительская деятельность подразумевает, с одной стороны, обучение самих членов молодёжных парламентов азам работы органов власти. С другой стороны, работу самого молодёжного парламента по информированию молодёжи и населения о реализуемых межгосударственных программ. Евразийский молодёжный парламент должны стать инициаторами развития форм молодежного парламентизма в странах Евразийской интеграции, а также развития системы общественных связей и информационных каналов (общественные приемные, телефоны доверия, сайты в сети Интернет, освещающие вопросы работы с молодежью в муниципальном образовании).
4. Реализация социальных проектов (программ) молодёжного парламентского движения должна стать одним из важнейших направлений в работе каждого члена молодежного парламента. Их общественная деятельность подразумевает осуществление тех идей, с которыми молодые люди шли в парламент.
Таким образом, Евразийский молодежный парламент должен стать площадкой для взаимодействия молодежи и общества, где элита молодого поколения будет иметь возможность высказать свои идеи представителям законодательных, исполнительных органов власти.
В этом смысле ЕМП, с одной стороны, - это инструмент общения молодежи с представителями органов государственной власти и Международных организаций; с другой – механизм сотрудничества молодежи с органами государственной власти. Посредством его, власть получит возможность наладить тесный контакт с молодежью, и понять ее запросы, потребности и использовать потенциал молодого поколения для решения важных проблем государства.
Исходя из этого, можем сказать, что Евразийский Молодежный парламент в перспективе может стать особым социальным институтом реализации конституционных прав молодых граждан и главным консультативно-совещательным органом молодежного парламентизма, органов государственной власти и Международных организаций стран Евразийского континента.
Введение.
В пределах СНГ гуманитарное сотрудничество будет играть все большую роль в связи с намечающимися и всегда актуальными на данном пространстве интеграционными процессами, новыми перспективами сотрудничества, а также традиционными и исторически сложившимися прочными связями между этими государствами, за которыми стоят многие годы нахождения в едином политическом, и, что немаловажно, культурном пространстве, значение которого не ослабевает и ныне. Сейчас 15 республик бывшего СССР находятся в разных регионах Евразии – и в их числе Молдова, республика, имеющая общие границы как с Украиной, страной-членом СНГ, так и с Румынией, членом ЕС и НАТО с 2004 и 2007 годов соответственно, движущейся по пути европейской интеграции. Уникальность ситуации Молдовы, возможно, и заключается в этом необычном положении: граница с Евросоюзом с одной стороны и близость постсоветского пространства с другой заставляют задуматься о взаимовыгодном сотрудничестве со всеми государствами региона, которое бы способствовало процветанию Республики. В данном докладе хочется сказать несколько слов относительно сотрудничества Республики Молдова с Российской Федерацией – тема которого не теряет актуальности ни в конце прошлого века, ни в годы президентства Владимира Воронина, ни в наше время.
Я выбрал данную тему, так как меня интересует Молдова, ее история и перспективы развития, а также потому, что я желаю укрепления связей и улучшения отношений между Республикой и Российской Федерацией.
Начать этот разговор можно с рассмотрения одного из важных результатов соглашений, достигнутых между Российской Федерацией и Республикой Молдова в прошлом 2011 году, имеется с виду новая Программа российско-молдавского сотрудничества в гуманитарной сфере на 2011-2013 годы[1] . (Program de colaborare între Guvernul Republicii Moldova şi Guvernul Federaţiei Ruse în domeniul umanitar pentru anii 2011-2013). Базой для нового этапа является статья ΧΙΧ Договора о дружбе и сотрудничестве, заключенного в Москве 19 ноября 2001 года, заключенный на 10 лет и автоматически продлевающийся при отсутствии стремления сторон к его прекращению, где прямо говорится, что «будут укреплять связи в различных областях культуры, а также всемерно содействовать развитию сотрудничества в гуманитарной области» [2]
Распоряжение Правительства РФ №133-р от 4 февраля того же года, подписанное председателем правительства В.В. Путиным: принять предложение российского МИДа о подписании анализируемой нами программы сотрудничества, И по удачном завершении переговоров с молдавской стороной «…подписать от имени Правительства Российской Федерации указанную Программу» [3]
Я предлагаю в этом докладе рассмотреть вскользь данный документ и порассуждать, что может дать в рамках межкультурного сотрудничества данное соглашение обеим странам, и какие перспективы были им намечены. Мы живем во время действия данного плана, потому имеем возможность видеть некоторые его результаты, к примеру, взаимное проведение дней культуры обеих стран в столицах стран-партнеров, которые, безусловно, способствуют сближению между народами обеих стран.
Я решил рассмотреть данный документ, поскольку само его принятие имеет большое значение, так как, хотя и не является собственно правовой базой для проведения важных мероприятий и проектов, зато дополняет и конкретизирует смысл соглашений, являясь полезнейшим дополнением к договорам, актам международного права. Само международное право и вещи, с ним связанные, представляют собой важную «дверь» для частной и организационной инициативы. В своем выступлении на конференции «Новая реальность – новые вызовы» 23 мая 2012 г. руководитель «Россотрудничества» К.И.Косачев, к слову, не так давно бывавший с визитом в Молдове, подчеркнул, что «Государство должно быть источником импульсов, регулятором, но не единственным игроком. Оно создает среду, но само не является средой.» [4]
Мне хочется обратить внимание на данную программу, так как она является плодом межгосударственного взаимодействия и может повлиять с позитивной стороны на ход процесса сотрудничества в гуманитарной сфере. Эта программа, наряду с международными соглашениями и договорами, может открывать ворота, в которые различные участники процесса сотрудничества – государственные и негосударственные организации, частные лица – будут погружены. Важно подчеркнуть, что настоящая Программа не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом, и будет применяться со дня подписания до 31 декабря 2013 года.
Итак, цель данного сообщения – сколько позволяет формат доклада, проанализировать эту программу сотрудничества и посмотреть, как через призму этого документа можно видеть текущее и дальнейшее развитие российско-молдавских связей в области гуманитарного сотрудничества; а также выразить свое отношение к различным перспективам и мероприятиям, связанным с этим сотрудничеством.
1. Сотрудничество между государствами в сфере науки и техники в свете Программы.
Обратимся к нашему источнику сначала в связи с перспективами сотрудничества в научной области, которые данная программа хочет нам предоставить. Сотрудничество между научными учреждениями РАН и Академии наук Молдовы осуществлялось в рамках Договора 1993 г., который автоматически продлевался каждые пять лет. А 18 мая 2004 г. было подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между РАН и АН Молдовы и Протокол к Соглашению, которые заменили указанный Договор[5] . Целью Соглашения является дальнейшее расширение сотрудничества в сфере развития науки и инновационной деятельности, а также содействие научному сотрудничеству и практической реализации научных разработок в областях, что вызывают взаимный инетерес. Был установлен централизованный обмен учеными для научной работы, участия в симпозиумах, конференциях, семинарах и проч. Действуя в рамках Соглашения 2004 г., рассматриваемая же нами Программа предусматривает укрепление и расширение заложенного вышеназванными документами сотрудничества, причем большое внимание здесь уделено сфере гуманитарных дисциплин. Предусмотрено «Совместное участие в реализации Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Российской академией наук (РАН) и Академией наук Молдовы (АНМ) от 18 мая 2004 года в рамках согласованного тематического плана сотрудничества научных учреждений РАН и АНМ»[6] , и план этот включает в себя ряд совместных проектов от сотрудничества в области истории и этнографии до области медицины.
Предлагается уделить внимание археологическим памятникам Днестровско-Прутского региона[7] , причем эта тема для нас не теряет своей актуальности. К примеру, представители Кишинева В.А. Дергачёв и С.М. Агульников принимали участие, выступали с докладами на круглом столе 23–24 июня 2011 года[8] , посвященном переходу от бронзы к эпохе железа в северной Евразии, сообщив результаты исследований периодизации кладов поздней бронзы – раннего гальштатта Нижнего Подунавья, а также присутсивя в Прутско-Днестровском междуречье белозерской культуры, носителей которых отождествляют с предками иранских народов. Расширение сотрудничества и обмена опытом в области археологических исследований было бы очень полезно обеим сторонам.
Также приоритетным отмечены исследования проблематики культурного наследия, русских и молдавских национальных диаспор, а также изучение гагаузского народа[9] . Данный факт можно считать одним из важных события в русско-молдавском научном сближении: вслед за выходом книги «Молдаване» в 2010 году[10] появляется очередной том серии «Народы и культуры» - «Гагаузы». Гагаузы –тюркоязычный народ, преимущественно исповедующий православие, сохарянющий свой язык, традиции и самосознание, а также свое административно-территориальное образование - Гагаузию. В данной книге освещены проблема происхождения гагаузов[11] , этапы их этнической истории, особенности жизнедеятельности, основные занятия, жилище, одежда, система питания, динамика численности и расселение народа, а также история утверждения этнонима и этнического самосознания, гагаузские обряды и обычаи, народное творчество, созданный и изданный при сотрудничестве АН Молдовы и Российской Академии наук.
Вообще «тюркской» тематике, должно быть, будет уделяться значительная роль: предлагается исследовать роль тюркских народностей, проживающих на территории Российской Федерации и Республики Молдова в комплексе взаимоотношений двух стран с Турцией, а также приложить усилия к исследованию османского периода в истории Молдовы и русско-турецких войн в контексте исторического прошлого Молдовы[12] , учитывая факт, что 2012 год – год юбилея Бухарестского мира, одной из важных вех в молдавской истории. «Проблема 1812 года» является одной из сложнейших в молдавской истории, и эта дата делает ее особенно актуальной. Так, 16 мая 2012 г. в Российском центре науки и культуры состоялась презентация сборника научных статей по материалам прошедшей в апреле международной научной конференции "Присоединение Бессарабии к России в свете многовекового молдо-российско-украинского сотрудничества"[13] . Бывший посол Молдавии в Румынии Эмил Чобу, исполнительный директор фонда "Содружество" Борис Шаповалов, профессор Независимого международного университета Молдавии Иосиф Белоус, лидер Народной социалистической партии Виктор Степанюк и другие участники обсуждения подчеркнули позитивную роль России в сохранении и развитии молдавской нации и молдавской государственности как непосредственно после 1812 года, так и на других исторических этапах. А 25 октября в Российском центре науки и культуры прошла научная конференция на тему "1812 год в судьбах России и Молдавии". В конференции, приняли участие преподаватели и студенты ряда молдавских и приднестровских вузов, историки, учёные, политологи, представители общественных и молодёжных организаций, СМИ. "Эта встреча стала шагом не только к выявлению новых исторических фактов, но и к объединению научного сообщества Молдавии и Приднестровья для дальнейшего сотрудничества". - отметил руководитель представительства Россотрудничетсва в Молдавии Валентин Рыбицкий. Мне кажется, что это далеко еще не конец дискуссий по поводу данного непростого года и его роли в молдавской и российской истории, потому эту конференцию, возможно, стоит считать только началом нового этапа сотрудничества в изучении проблем истории Молдовы в составе Российской империи и поиска новых оценок данного периода.
Актуальным признан и анализ возможностей расширения сотрудничества между РМ И РФ, перспектив взаимодействия между Молдовой и ЕС, возможностям урегулирования приднестровского конфликта[14] . Быть может, специалисты смогут предложить новые варианты приднестровского урегулирования.
2. Перспективы сотрудничества в области образования и молодежной политики.
Не стоит на месте и сотрудничество между странами-членами СНГ в сфере образования, речь идет даже о формировании формирования единого (общего) образовательного пространства
Содружества Независимых Государств[15] . Не стоит забывать, насколько важно сотрудничество в области образования для формирования новых элит Содружества, ведь новые знания и культурное взаимодействие ведут к обогащению представлений людей о мире, помогают выбрать подходящее решения для любой проблемы, а также способствуют сближению между элитами знание языков и высокое качество образования. Итак, по данным документа, планируется следующее:
1) Организация и проведение мероприятий (фестивалей, научно-практических конференций, методических школ, обучающих семинаров), направленных на популяризацию русского языка, поддержку его преподавания и изучения в Республике Молдова[16] . Такие мероприятия действительно имеют место, из недавних имеет смысл вспомнить Дни русской литературы и духовности, стартовавшие в Молдове 9 октября[17] . Проблема популяризации русского языка и литературы в Молдове, а также перспектив, в ними связанных представляет собой отдельную непростую тему, касаться которой в рамках данного доклада мы уже не будем.
2) Содействие развитию прямых связей между образовательными учреждениями Российской Федерации и Республики Молдова, в том числе поддержка развития академической мобильности в рамках межуниверситетского обмена студентами и преподавателями[18] , отбор и направление граждан Республики Молдова на обучение в российские ВУЗы, а также граждан Российской Федерации, в том числе проживающих за рубежом, на обучение в ВУЗы Республики Молдова в рамках российской и молдавской госстипендиальных систем. Я считаю, что такое углубление сотрудничества должно будет стимулировать и расширить в обороте обмен студентами и преподавателями между странами, ведь, к примеру, на 2009-2010 учебный год Россией было выделено для Молдовы 150 мест для абитуриентов и 10 для аспирантов. Украиной было предложено около ста мест, хотя важно, что в этом плане превосходит Румыния. Российское образование играет заметную роль в этом распределении, и оно не должно потерять своей привлевательности в ближайшее время, тем более если расширение перспектив обмена будет реализовано в полном объеме.
Содействие в формировании и совместной реализации образовательных проектов на основе применения информационных технологий[19] , отмеченное в Программе, может звучать инновационно во многом. Так как роль информационных технологий в
образовании все возрастает, эта сфера не могла выпасть из поля хрения программы. Ведь в июне 2012 г. в Техническом университете Молдовы состоялось официальное открытие точки дистанционного доступа к образовательным ресурсам для инженеров стран Содружества, которая обеспечит возможность дистанционного обучения по 56-ти учебным программам повышения квалификации по новым направлениям развития техники и технологий[20] . совместный проект МГТУ им. Н.Э. Баумана, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ и вузов СНГ (участников проекта).Такие точки дистанционного доступа уже успешно работают в ряде стран Содружества, в их числе Белоруссия и Украина. Данный пример может служить примером важности и пользы информационных технологий в сотрудничестве двух стран: ведь информационные технологии способны во много раз упростить его способы!
Не обошла Программа стороной и молодежную политику. В планах - расширенное оказание содействия в направлении специалистов по области молодежной политике на различные международные конференции, симпозиумы и выставки по молодежной тематике в Российской Федерации и в Республике Молдова, «содействие развитию двустороннего молодежного сотрудничества». [21] , а также расширение взаимодействия между молодежными организациями и объединениями, участвующими в реализации государственной молодежной политики, в том числе в рамках фестивалей молодежи и летних школ. Активная молодежная политика, возможно, окажет влияние на формирование новых элит, а подобное взаимодействие поможет укрепить между ними взаимодействие.
3. Русско-молдавское сотрудничество в области культуры.
Исследуемая нами Программа предполагает продолжение практики проведения Дней культуры Российской Федерации в Республике Молдова (2011 г.) [22] и Дней культуры Республики Молдова в Российской Федерации (2012 г.).
Действительно, их проведение имеет свою историю. Дни культуры Республики Молдова в Российской Федерации были впервые организованы в марте 2002 года, ответом на которые стали Дни культуры Российской Федерации в Республике Молдова в сентябре следующего года. Спустя почти четыре года, в 2007 г., состоялись Дни Республики Молдова в Российской Федерации. Через год, в октябре 2008 года, в Молдове вновь прошли Дни культуры Российской Федерации. Затем вновь последовал перерыв, до сентября 2011 года, когда в Республике Молдова были организованы Дни культуры Российской Федерации, с 20 по 26 сентября прошедшие в городах Молдавии. В программу Дней вошли выступления известных российских коллективов -Государственного народного ансамбля "Россия" им. Л.Г.Зыкиной и Государственного ансамбля народного танца Северной Осетии "Алан", - состоявшиеся в день торжественного открытия праздничных мероприятий. А совсем недавно имело место ответное мероприятие в городах России. Молдавская делегация во главе с премьер-министром В. Филатом участвовала в официальном открытии Дней культуры Республики Молдова в Российской Федерации. Выступление произвел известнейший ансамбль народного танца "Жок", гастролировавший во многих странах мира, а также оперный певец Михаил Мунтян и другие исполнители классической и инструментальной музыки.
В. Филат встретился с В.В. Путиным и отметил позитивную динамику не только в экономическом и политическом планах, но и в гуманитарных отношениях[23] . Он высоко оценил возможность встретиться и продолжить дискуссии, проводимые на протяжении трех лет: политики обсудили полезность инвестиций и урегулирование приднестровского конфликта – именно так культурное событие стало поводом к обсуждению самых различных проблем, а важность Дней культуры неоспорима – они сближают народы обеих стран, помогают лучше познакомиться с культурными достижениями страны-партнера.
Отдельный пункт выведен содействию участию театральных коллективов двух стран в театральных фестивалях, проводимых в Российской Федерации и Республике Молдова[24] . Действительно, Молодёжный Театральный Форум, что прошёл в Кишинёве с 6 по 13 июня 2012 г., являлся важным событием для сотрудничества в данной сфере: молодые актеры и режиссеры из разных стран Содружества смогли представить себя как публике, так и своим коллегам. Форум проводится под эгидой и при участии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств (МФГС) [25] , Организаторами выступили Министерство культуры Республики Молдова в сотрудничестве с международными театральными организациями.
Заключение.
Не случайно, кстати, что еще два года назад, в сентябре 2009 г. IV Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ прошел именно в Кишиневе. Ведь это знаковое и важное событие гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве, возможность собрать вместе представителей научной и творческой элиты Содружества. С тех времен отношения между странами в области гуманитарного сотрудничества меняются, но хочется верить, что они будут изменяться исключительно в лучшую сторону.
Сотрудничество, как мы выяснили, осуществляется на разных уровнях и в различных сферах, от исторических исследований до внедрения систем дистанционного образования, однако оно должно расширяться, охватывая сферы новые, и углубляться, делая сотрудничество в уже имеющихся областях еще более продуктивным.
Примечания:
1. Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова в гуманитарной сфере на 2011 - 2013 годы. Принята в г. Москве 29 марта 2011. (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=51595) Далее – «Программа…».
2.Договор о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ ( http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=11726;fld=134;dst=100065;rnd=0.1803929033989921 )
3.Распоряжение Правительства РФ №133-р от 4 февраля 2011 г. (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=498104)
4.Тезисы к выступлению К.И.Косачева на конференции АЕБ«Новая реальность – новые вызовы»,23 мая 2012 г.; (http://rs.gov.ru/sites/rs.gov.ru/files/aeb_23.05.12.pdf)
5.Elena Severin: Relatii Bilaterale - Rusia (http://international.asm.md/bilateral/bilaterale/russia/57-c---.html_)
6.«Программа…»,п. 3.1.
7.«Программа…», п. 3.1.5.
8.Переход от эпохи бронзы к эпохе железа в Северной Евразии. Материалы круглого стола. СПб, 2011, с. 26-28 (http://www.archeo.ru/izdaniya-1/materialy-kruglogo-stola)
9.Программа…, п. 3.1.4.
10.Молдаване / отв. ред. М.Н. Губогло, В.А. Дергачев ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Институт культурного на¬следия АН Молдовы. - М. : Наука, 2010.
11.Гагаузы / отв. ред. М.Н. Губогло, Е.Н. Квилинкова ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т культурного наследия АН Молдовы. - М. : Наука, 2011.
12.«Программа…», п. 3.1.6.
13. В РЦНК презентованы труды, посвященные 200-летию Бухарестского мирного договора// http://mda.rs.gov.ru/http://mda.rs.gov.ru/node/2015
14.«Программа…», п. 3.1.3.
15.Международные соглашения о сотрудничестве
в сфере образования, М, 2009, с .24 (http://dic.edu.ru/files/materials/2569/obrazovanie_1.pdf)
16.«Программа…»,п. 2.1.
17.В Молдове проходят Дни русской литературы и духовности//Новости-Молдова (http://www.newsmoldova.ru/dialog/20121009/192271295.html)
18. «Программа…», п. 2.2.
19.«Программа…», п. 2.9.
20.ОТКРЫТИЕ ТОЧКИ ДИСТАНЦИОННОГО ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ДЛЯ ИНЖЕНЕРОВ СТРАН СОДРУЖЕСТВА В МОЛДАВИИ//Новости МФГС(http://www.mfgs-sng.org/)
21.«Программа…», пп. 7.2-7.3
22. «Программа…», п. 1.1.
23.Премьер-министр Республики Молдова Влад ФИЛАТ встретился сегодня в Сочи с президентом Российской Федерации Владимиром ПУТИНЫМ//Пресс-служба Правительства Республики Молдова (http://www.gov.md/libview.php?l=ru&idc=436&id=5467)
24.«Программа…», п. 1.2.
25.Молодежный Театральный Форум пройдет в Кишиневе с 6 по 13 июня 2012 года//новости МФГС (http://www.mfgs-sng.org/activity/culture/1023.html)