В течение последних десятилетий теоретические подходы к креативным индустриям основывались на представлении о том, что прогресс экономики и общества приводит к формированию нового постиндустриального мира. В этом мире доля промышленного производства в национальной экономике и на рынке труда снижалась, отчасти его место занимали креативные индустрии, в которых добавленная стоимость создавалась творческими процессами. Новый характер экономики привел к возникновению новых моделей стратификации общества, в которых появились новые социальные группы, свои «креативные классы». В этих концепциях исследователи нашли место и для современных медиа: медиаиндустрия превратилась в одну из важнейших отраслей постиндустриальной экономики, роль творческой составляющей в медиаиндустрии постепенно вырастала, а новая социальная стратификация формировала новые модели медиапотребления. С начала 2010-х гг. государства и наднациональные объединения, считавшиеся лидерами перехода к постиндустриальному экономическому и общественному устройству (Евросоюз, Великобритания, США), начали проводить политику реиндустриализации. Крупное и среднее промышленное производство возвращается в ведущие страны Запада, и это заставляет исследователей задуматься о новых концепциях экономики и социального развития. Каким теперь будет соотношение креативных и физических работников и производств в новейших экономиках? Какие факторы будут стимулировать развитие креативных индустрий в новых условиях? Как все эти процессы повлияют на медиаиндустрию и медиапотребление в ближайшее десятилетие? Возможность обсудить эти проблемы мы представляем на нашей ежегодной конференции «Московские чтения».
Вопросы для обсуждения:
-Насколько процессы реиндустриализации меняют экономические стратегии перехода к информационному обществу / обществу знаний в конкретных государствах?
-Каков сегодня, в условиях цифровой революции, баланс потребления продуктов креативных индустрий корпоративными и индивидуальными клиентами?
-Какие из креативных индустрий демонстрируют сегодня наиболее высокий уровень адаптации к переменам в промышленной политике и массовом потреблении?
-Каковы концепции и стратегии развития креативных индустрий в странах Запада и Востока?
-Медиа в контексте креативных индустрий – ресурсы, потребление, стратегии;
-Креативные индустрии, медиа и виртуальная экономика / экономика знака и пространства;
-Роль и место «креативного класса» в современной медиаиндустрии.