Проводится
12 - 15 Апр 2010
12 - 15 Апр 2010
МГУ, Москва, Россия

Конкурс инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых СНГ

Конкурс инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых СНГ

Регистрация до 15 марта 00:00 Регистрация до 15 марта 00:00
О мероприятии
Оргкомитет Форума «Ломоносов» и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ объявляют конкурс грантов на развитие наиболее перспективных инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых Содружества Независимых Государств, представленных на Форуме.
Инновационные проекты будут отбираться как по итогам работы секций Конференции «Ломоносов-2010» (экспертными советами секций), так и в ходе выставки инновационных проектов и достижений молодых ученых СНГ.
Внимание! Прошедшие отбор на Конференцию «Ломоносов-2010» на основании поданных тезисов автоматически становятся участниками конкурса.

Организаторы

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ

Контактная информация

Лабузова Т.Ю. – ответственный секретарь "Содружество Независимых Государств: взгляд молодежи".
Адрес электронной почты: sng@lomonosov-msu.ru
Обсуждения
Создать новую тему

Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузах

Какую методику можно использовать в учебно-воспитательном процессе для его усовершенствования?


О грантах

Уважаемые коллеги!
В силу того, что поступает ряд вопросов, хотелось бы подчеркнуть, что для участия в конкурсе на получение гранта в конкурсе инновационных проектов, никакой дополнительной заявки подавать не нужно! Ваш проект, представленный в виде доклада на секции, либо, еще лучше, на выставке инновационных проектов, примет участие в конкурсе автоматически! Подробная информация о секциях и выставке представлена на данном сайте!

Firstname Lastname
Firstname Lastname
01.01.1970 10:06

Проблемы автоматизации документооборота в вузах

Какими методами еще можно оптимизировать и автоматизировать работу таких структурных подразделений вузов, как деканаты, студенческий отдел кадров и учебный отдел помимо использования средств связи, АРМов?


ИМЯНАРЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В БУРЯТСКИХ СЕМЬЯХ

В современных условиях, когда возрождается национальная культура, восстанавливаются народные традиции и обычаи, все большее значение приобретает знание языковых особенностей. При этом в лингвистических исследованиях, как отмечают ученые, особое место занимает изучение ономастического материала. Имена людей, названия географических объектов имеют важное значение в жизни любого этноса.
«Исследование имен собственных на материале ряда языков доказало, что онимическая лексика способна дать ценные сведения не только лингвистического, но и исторического, этнографического, общекультурного планов. В этом смысле бурятская ономастическая лексика не составляет исключения. Теоретические изыскания в области бурятской ономастики свидетельствуют о своеобразии и уникальности бурятского ономастикона» (Шойбонова, Шулунова, 2004, с.3).
Следует отметить, что Cобственные имена бурятского народа являются ценным источником информации о религиозных взглядах этноса, об отношениях социального характера, о контактах с другими народностями. Кроме того, ономастические сведения полезны и при восстановлении этнической картины края, выявлении сведений о миграционных процессах и степени подверженности влиянию экстралингвистических факторов.
Необходимо сказать, что бурятская ономастическая система является отражением национальной культуры, показателем форм мировосприятия этноса и эстетических идеалов различных эпох и территорий. Справедливо в этом смысле высказывание исследователей Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова о том, что «национально-культурный компонент свойственен именам собственным, пожалуй, даже в большей степени, чем апеллятивам» (1980, с.170). Действительно, специфика национальной культуры отражается во всех аспектах языковой номинации, в особенности в онимической лексике. Таким образом, изложенное позволяет, на наш взгляд, признать актуальность избранной темы исследования.
Теоретической основой настоящего исследования послужили труды отечественных ономастов: А. В. Суперанской «Общая теория имени собственного» (1973), А. Г. Митрошкиной «Личные имена бурят» (2007), Шулуновой Л. В. «Ономастика Прибайкалья» (1995), Шойбоновой С. В., Шулуновой Л. В. « Ономастикон художественного произведения» (2004) и др.
Цель исследования – анализ личных имен детей, родившихся в бурятских семьях. Для достижения намеченной цели в работе решаются следующие задачи: проследить традиции в имянаречении детей-бурят; выявить динамику личных имен; определить частотность употребления личных имен; выявить особенности именника на современном этапе.
Объектом исследования явились личные имена детей-бурят Кижингинского района Республики Бурятия. Предмет исследования – изменения количественного и качественного состава именника.
Материалом исследования явились архивные документы (записи о рождении) ЗАГСа Кижингинского района Республики Бурятия за 1986, 1987, 1988, 1996, 1997, 1998, 2006, 2007, 2008 (1, 2, 3 кв.) гг. Общий объем материала: 2200 единиц.
Исследовательская цель и ряд обозначенных задач обусловили использование различных методов исследования, в частности описательного, сравнительного, статистического, анализа и обобщения. Кроме того, в работе нами использован метод сплошной выборки.
Как известно, имянаречение – это процесс присвоения имени, постоянно сопутствующий познанию человеком окружающего мира. Личные имена существовали всегда и у всех народов. Однако традиции, связанные с присвоением имен, в разные времена и у разных народов были весьма различными. К примеру, у некоторых народов детям при рождении давались одни имена, а при достижении ими определенного возраста старые имена заменялись новыми. У иных народов имя не надо было давать или придумывать: оно было предопределено именем родителей. У некоторых народов имя давалось в соответствии с расположением небесных светил или в зависимости от дня, в который родился ребенок, и не менялось в течение всей жизни.
Несомненно, в любой период времени наречение детей – это важный акт в жизни людей. Выбор имени для новорожденных детей связан, можно утверждать, с различными взглядами: религиозными, философскими, социальными, мировоззренческими. Следует сказать, что основные мотивы присвоения имен различным объектам аналогичны у всех народов. Как утверждает А. В. Суперанская, «совокупность фактов, лежащих в основе мотивировок собственных имен, едина для всего человечества. Она составляет известную ономастическую универсалию» (1973, c. 245).
Исследователь В. В. Денисова выделяет следующие мотивы имянаречения:
- стремление уберечь своего ребенка от влияния злых сил и получить для него покровительство добрых божеств (так называемые «охранные» имена); стремление получить определенный статус в обществе; приверженность моде (Владлен, Искра, Манифеста); называние своего ребенка в честь кого-нибудь: родственника (обычно, старшего), друга или известной личности; «красота имени» - благозвучность, сочетаемость с отчеством и фамилией, положительные смысловые ассоциации (2003, с. 117-118).
Известно, что система именования у бурят имеет многовековую историю. В ней отражаются различные обычаи именования. В древние времена широко практиковалось присвоение имени по характерному признаку человека. Большой интерес вызывает традиция имянаречения, которая существовала в старину: с целью сохранить новорожденного родители давали детям бранные, уничижительные имена (так называемые ‘охранные имена’ или имена-обереги). Очевидно, они думали, что таким образом можно уберечь детей от посягательства «злых духов». Согласимся с мнением исследователя А. Г. Митрошкиной о том, что «личные имена в мировоззрении религиозного человека выполняли те же функции, что и обряды, и шаманские гимны, связанные с рождением, пеленанием, воспитанием детей, - охрана, защита от могущественных и враждебных сил природы. Древний человек был уверен, что магические охранные обряды и охранительные, обманно-охранительные личные имена имеют силу и значение не меньшее, чем какие-либо практические действия» (1987, с.52). В магическую силу слова верили и тогда, когда нужно было дать имя новорожденному. Отбор нарицательных слов в качестве личного имени новорожденного происходил с учетом их способностей «отпугивать», «обманывать» нечистую силу, - пишет А. Г. Митрошкина (2007, С.85). В связи с этим большой пласт бурятских личных имен был связан с суевериями, к примеру, такие имена, как Нохой ‘собака’, Шоно ‘волк’, Азарга ‘жеребец’, Буха ‘бык’, Тэхэ ‘козел’. Чтобы остановить смертность (а в глазах родителей смертность – это злой дух) они наделяли ребенка подобными именами. Данный акт наречения означал, что в семье родился не человек, а просто существо. «От сглаза», для обмана злых духов сложился ряд имен с отрицательной характеристикой: Му – ‘плохой’, Архинша –‘пьяница’. Особенно часто подобные имена давались в семьях, где умирали дети. Полагали, что такое имя поможет сохранить жизнь следующему ребенку. Если рождались девочки, а хотелось иметь мальчика, очередной девочке давали мужское имя в надежде, что таким образом в семье появится следующий мальчик. И наоборот.
Поскольку бурятский народ видел свое счастье в благополучии семьи, и, особенно в детях, многодетные семьи весьма почитались: чем больше детей, тем счастливее семья. «ТYрэhэн Yрэдэл hайхан юумэ тYби дэлхэйдэ байхагYй» - ‘Нет милее на свете, чем родимые дети’, - считали буряты. Отсутствие детей считалось несчастьем, «божьим наказанием». Но вместе с тем встречались и трудности, когда, к примеру, затруднительное материальное положение вынуждало родителей думать о некоторых ограничениях в приросте семьи. В таких случаях родители давали детям имена со значением ‘достаточно, хватит’, ‘самый младший’, ‘последний’. С этой целью очередному новорожденному давали имя Отхон – ‘младший’, Адаг – ‘последний’, полагая, что с помощью таких имен можно прекратить процесс деторождения.
Как отмечает А. В. Суперанская «в духовной культуре многих народов с давних времен первенствующую роль играла религия как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, как мировоззрение и мироощущение, совокупность верований и нравственных представлений, а также соответствующее поведение и специфические действия, поступки и обряды. Имена людей теснейшим образом связаны с религией прежде всего потому, что каждой религии сопутствовал определенный моральный кодекс, дававший оценку окружающим вещам, и все, что получало положительную оценку, так или иначе включалось в состав имен личных» (2001, с.176).
В этой связи следует отметить и другую традицию. У бурятского народа сохранилась традиция наречения детей, в которой активное участие принимал астролог (зурхайши-лама). Астролог в священной книге находил младенцу соответствующее имя. Выбор имени зависел от даты, года рождения ребенка. Подобная традиция имянаречения, заметим, практикуется и в настоящее время.
Интересен старинный обычай, еще соблюдающийся в некоторых семьях, давать детям имена, созвучные по начальным или конечным слогам (обычай соименования), при котором имя старшего ребенка задавало модель для имен последующих детей (старший брат ТYрYYшэ – младший ТYрYYбэн). При отсутствии письменности и документальных записей система соименования подтверждала родственные отношения.
В советский период буряты давали своим детям имена известных политических деятелей и имена, символизирующие революционные идеи: Энгельсина (Энгельс), Владлен (Владимир Ленин), Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), Ким (Коммунистический интернационал молодежи), Ревмира (Революционный мир). Подобные личные имена, выполняющие идеологическую функцию, свидетельствуют об исторических фактах определенного времени, о различных изменениях в жизни страны.
Традиционно важным считалось также наречение детей уважаемыми пожилыми людьми. Смысл указанного обряда – это вера в то, что дети будут в жизни так же уважаемы и почитаемы. Вспомним, роман Доржи Эрдынеева «Большая родословная». Роман «Большая родословная» заканчивается важным актом в жизни людей – наречением детей. Данный обряд совершает глава семейства Арья Мониев. Он называет своих правнуков Эрдэмом и Бэликом. «Дорогой нагаса –аба нашего Балты! Не зря говорят, пробуй вареное, а слушай бывалого. Вы старше всех нас! Пожалуйста, дайте мальчикам имена! – обратилась к Арье Булгита Сыренова. – Пусть благословит их небо нагасы. Арья не ожидал, что ему выпадет такая честь. Он повернулся к Субад и Аян, словно ожидая, что скажут они. – Я согласна, чтобы вы дали имена сыновьям, дорогой дед, - улыбнулась ему Аян…» (с. 367).
До недавнего времени буряты имели два имени: одно – данное буддийским астрологом, другое обиходное, восходящее к древним языческим верованиям и традициям. Те и другие имена резко различаются по содержанию. Буддийские имена образованы от слов, обозначающих высшие духовные ценности: Галсан – ‘счастье’, Ешэ – ‘разум’, Содном – ‘доброе деяние’, Дулма – ‘спасительница-мать’, Доржо – ‘алмаз’. К санскритским по происхождению именам, проникшим к бурятам через посредство тибетского языка, относятся: Базар – ‘ алмаз’, Арьяа – ‘святой’, Зана – ‘разум’. Заметим, подобные имена сейчас уже не воспринимаются носителями бурятского языка как иноязычные. В настоящее время широко продолжают функционировать, и, безусловно, исконно бурятские имена: Бата – ‘сильный’, Баатар – ‘богатырь’, Гэрэл – ‘свет’, Сэсэг – ‘цветок’.
В традиции имянаречения бурят были распространены также имена-пожелания. «Имена-пожелания, как и охранные, связаны с верой в магическую силу слова, имени. По старинному представлению бурят, имя предопределяет судьбу ребенка», - пишет Н.Б. Алдарова (1998, с.208). Исследователь представляет несколько групп дезидеративных имен, включающих различные пожелания: жизни, долголетия (Балта – ‘молот, кувалда’); физической силы, стойкости (Баатар – ‘богатырь, смелый’); счастья, благополучия (Баяр – ‘радость’); ума и учености (Сэсэн – ‘мудрость’); красоты и обаяния (Туяана – ‘луч, сияние’). Кроме того, весьма популярными были имена - названия дней недели и соответствующим им планет. К примеру, ПYрбэ – четверг, Юпитер; Бимба – суббота, Сатурн.
Для реализации цели и поставленных задач нами был проведен сбор материала, осуществляемый по записям о рождении методом сплошной выборки. Настоящее исследование основывается на анализе личных имен детей из бурятских семей, родившихся в следующие годы:
I - 1986, 1987, 1988;
II - 1996, 1997, 1998;
III - 2006, 2007, ( 1,2,3 кв.) 2008гг.