Городское лето

Ольга Александровна Мазуренко
1. Название команды: «Томский пеликан».

2. Педагогический результат. Формирование у обучаемых готовности к осуществлению социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей и подростков в процессе досуговой деятельности по месту жительства.
Для достижения этого педагогического результата обучающиеся будут включены в следующие виды учебных действий (в указанной последовательности):
1) Введение в тему проекта.
2) Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме.
3) Знакомство с методикой социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей в процессе досуговой деятельности по месту жительства.
4) Работа в микрогруппах. Решение эвристических задач.
5) Игровое взаимодействие микрогрупп.
6) Подведение итогов. Рефлексивная беседа. Взаимо- и самооценивание.

3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован:

Базовая психолого-педагогическая подготовка: знание детской психологии, теории обучения и воспитания, профориенологии, педагогики досуга, социальной педагогики.
Базовая вожатская подготовка: знание основ вожатской деятельности, игротехники, особенностей организации каникулярного отдыха детей и подростков, методов социально-педагогической работы по месту жительства.

4. Средства отбора обучаемых: педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых, удовлетворяющих перечисленным в п. 3 требованиям (опрос, анкета).

5. Концептуальные позиции.
Проблема профессионального самоопределения актуальна на каждом этапе современности. Изучением этого процесса занимались многие представители отечественной и зарубежной педагогики и психологии. Методологические основы понимания этой проблемы были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения, по его мнению, не может быть решена в отрыве от проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром, т. к. внешние воздействия на личность действуют опосредованно через внутренние условия. И.С. Кон рассматривает профессиональное самоопределение как процесс поэтапного принятия решений и формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. П.А. Шавир определяет профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности. Он отмечает, что процесс профессионального самоопределения это анализ взаимодействия двух систем: личности как сложнейшей саморегулирующейся системы и системы общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.
Психологическое содержание процесса профессионального самоопределения состоит не только в направленности на выбор конкретной профессии, но и в нахождении внутренних, психологических оснований этого выбора, возникает потребность в осознании собственных качеств и возможностей в связи с задачей определения жизненного пути. Субъективно эта потребность переживается подростками как стремление понять свое призвание, разобраться в возникающих колебаниях и сомнениях. В этой связи содержание процесса профессионального самоопределения, включает знания о субъективных основаниях своего выбора, ориентировку в самом себе, необходимую для регулирования собственной активности. По мнению С.Л. Рубинштейна, эта задача разрешима, поскольку ограниченность профессионального самосознания подростков обусловлена не столько возрастными особенностями, сколько ограниченностью опыта трудовых отношений и психологической непросвещенностью, т. е. факторами, поддающимися коррекции.
Е.А. Климов в своей периодизации развития человека как субъекта труда соотносит подростковый возраст со стадией «оптации» (от лат. «желание», «выбор»). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Квалифицированное социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков помогает им понять свои психологические особенности, интересы, склонности, образовательные потребности. Под социально-педагогическим сопровождением профессионального самоопределения детей и подростков мы понимаем процесс создания условий и оказания необходимой педагогической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы, запускающую механизм саморазвития и мотивирующую на выбор последующего образовательного и профессионального пути.
На наш взгляд, в современных социальных условиях фиксируется следующее противоречие:
- между объективной потребностью общества в подготовке подрастающего поколения к выбору профессии и дальнейшей профессиональной деятельности и неполным использованием в профориентации подростков ресурсов микросреды, социума и других средств и методов социально-педагогического сопровождения процесса их профессионального самоопределения.
Данное противоречие позволяют сформулировать проблему: создание каких условий в микросреде необходимо для наиболее успешного социально-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения подростков?
Цель реализации проекта. Создание условий в микросреде, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения подростков, участвующих в программе «Городское лето», средствами социально-педагогического сопровождения.

6. Средства фиксации достигнутого результата.
Критерии:
Личностный:
Эмоционально-ценностная позиция по отношению к проблеме сопровождения профессионального самоопределения детей в процессе досуговой деятельности по месту жительства
Когнитивный:
Сформированность представлений об организационно-педагогических условиях социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей в процессе досуговой деятельности по месту жительства
Деятельностный:
Степень готовности к осуществлению социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей в процессе досуговой деятельности по месту жительства
Измерения могут производиться как в конце, так и в процессе исполнения проекта.

7. Распределение функций в команде.

Демина Людмила Сергеевна

1. Общее руководство разработкой замысла проекта, координация деятельности группы.
2. Проектирование содержания обучения. 3. Организация подготовки команды к исполнению проекта.
4.Общая организация и проведение занятия.

Аксенова Анастасия Валентиновна
1. Создание средств педагогического измерения и отбора обучающихся.
2. Проектирование средств фиксации достигнутого результата
3.Отбор обучающихся.
4.Проведение итогового измерения достигнутых результатов

Лобанов Виктор Викторович
1. Формирование концептуальной базы проекта
2.Проектирование содержания обучения. 3.Организация работы обучающихся по выполнению проектных заданий.

Середа Алена Владимировна
1.Подготовка заданий для реализации проекта.
2. Разработка игровых заданий для этапа реализации проекта.
3. Контроль материально-технического обеспечения исполнения проекта.
4.Общая организация и проведение занятия.

Трандина Надежда Михайловна
1. Проектирование деятельности обучающихся.
2. Разработка игровых заданий для этапа реализации проекта.
3.Общая организация и проведение занятия.
4.Проведение дидактической игры на II этапе обучения.

Метленкина Оксана Викторовна 1.Проектирование рефлексивной дискуссии. 2.Общая организация и проведение занятия.
3.Проведение рефлексивной дискуссии

Анна Алексеевна Костюченко
Здравствуйте, уважаемая команда "Томский пеликан"! Подскажите, пожалуйста, почему вы связываете проблему профессионального самоопределения именно с досуговой деятельностью по месту жительства? И с какого возраста необходимо начинать проводить подобную работу? Заранее благодарим за ответ!

С уважением, команда "Тула".

Гурген Тенгизович Нозадзе
Здравствуйте, уважаемая команда "Томский пеликан"!
Разъясните, пожалуйста, по каким критериям и показателям будет оцениваться успешность реализации проекта?(если смотреть пункт 6 вашего проекта, возможно ли сформированность например когнитивного компонента и отсутствие деятельностного).
Заранее благодарим за ответ!

С уважением, команда "Тула".

Татьяна Сергеевна Сабада
Здравствуйте, команда "Томский пеликан"!
Предложенный вами проект имеет большую практическую значимость, поэтому и вызывает у нас интерес!
При этом мы хотим знать, через какие вопросы Вы планируете отбирать участников Вашего проекта?Чем методы опроса будут отличаться от анкетирования в Вашем случае?
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Людмила Сергеевна Демина
Здравствуйте, команда "Тула".
Большое спасибо за вопрос.

Во первых. Наш проект носит социально-педагогический характер. И в связи с этим, мы делаем акцент на организацию содержательного досуга детей и подростков, т.к. большинство из них попадают в "группу риска" именно в период "свободного времени".
Во вторых. Профессиональное самоопределение требует свободы и начинается еще с дошкольного возраста, но в нашем проекте принимают участие ребята от 7 до 15 лет (те кто, свободное время проводит на дворовых детских площадках).

С уважением, команда "Томский пеликан"

Евгения Евгеньевна Рзаева
Здравствуйте, команда "Томский пеликан". Вы затронули очень важную проблему педагогического самоопределения. Хотелось бы узнать, предусматривается ли в вашем проекте распределение профессий по группам (например, технические, гуманитарные специальности)?
С уважением, команда "Eidos"

Иван Анатольевич Брокарев
Здравствуйте, команда "Томский пеликан".
Скажите пожалуйста, какую профориентационную работу вы планируете проводить с детьми 7-12 лет? Поясните пожалуйста. Сам являюсь действующим педагогом и мне эта тема достаточно интересна.
С уважением команда "Eilos".

Елена Васильевна Афанасенкова
Здравствуйте, "Томский пеликан". Скажите, цель вашего проекта-показать организацию досуга детей от 7 до 15, или подготовку специалистов по организации досуга детей?

С уважением, "Коломна"

Михаил Валерьевич Шибанов
Здравствуйте, команда "Томский пеликан"!
Подскажите, пожалуйста, а что вы будете показывать на очном туре олимпиады?
С уважением команда "ЮППИ"!