III Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Закрепление новых знаний посредством дидактических сказок на уроках биологии в 6 классе

Закрепление новых знаний посредством дидактических сказок на уроках биологии в 6 классе

Ольга Александровна Мазуренко
Содержание проекта

1. Название команды: «Справедливость нации»

2. Педагогический результат

Актуальность проекта.
В последние годы количество публикаций, посвященных использованию дидактических сказок в учебном процессе, значительно возрастает (М.В. Дьячкова – русский язык, Ю.М. Казанцев – химия, Е.В. Кулицкая – биология и др.). Отметим, что дидактические сказки, как методический прием работы с учебником, позволяют активизировать внимание школьников на этапе изучения нового материала.
Можно констатировать всплеск внимания учителей к дидактической сказке как средству обучения биологии и развития обучающихся.
Использование на уроках биологии при изучении новых тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только обучающиеся. Такая форма общения позволяет легко и непринужденно закрепить новые знания учеником.
Исходя из этого, цель нашего проекта – продемонстрировать возможности использования дидактических сказок при изучении нового материала по курсу биологии. Для этого нами отобраны тексты из учебника (6 класс, линия Н.И. Сонина); разработаны дидактические сказки по нескольким темам.

Выбор учебника биологии для 6 класса (Н.И. Сонин) обусловлен тем, что:
1) не требует особых условий;
2) позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;
3) предоставляет возможность для разработки авторских дидактических сказок;
4) позволяет осуществлять параллельную работу с учебником и с текстом сказки.
В процессе работы мы отобрали параграфы учебника для разработки текстов дидактических сказок и определения заданий для школьников.

Для создания дидактических сказок нами использовался следующий алгоритм:
1) описание сказочной страны, её героев;
2) описание важного события в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься;
3) финал сказки;
4) задания для обучающихся.
Сказка обязательно должна быть дополнена наглядными средствами (таблицы, рисунки, слайды, гербарии).
На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки-повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки-загадки – при закреплении и повторении, сказки-ложные рассказы – при проверке и закреплении знаний.

Схема действий:
Этап 1. Анализ материала учебника. Разработка сказки (Учитель).
Этап 2. Предъявление сказки обучающимся (Учитель + Ученик).
Этап 3. Анализ сказки: работа с учебником (Ученик).
Этап 4. Обсуждение результатов работы обучающихся (Учитель + Ученик).
Этап 5. Проверка уровня усвоения знаний обучающимися (Учитель + Ученик).
Проверка усвоения знаний обучающимися проводится на 2-х уровнях: репродуктивный (воспроизведение информации) и творческий (возможность создания собственной авторской сказки).

Приведем примеры 2-х дидактических сказок по биологии, которые созданы нами и предлагаются обучаемым 6-го класса:

Текст сказки 1. Таинственное царство.
На загадочном острове Пальми, расположенном вблизи Гавайи, существовало таинственное царство. И все в этом царстве было необычно и загадочно. Жители этого царства отличались трудолюбием и работоспособностью, ибо днем и ночью работали в поте лица. Самые распространенные жители царства, обладали большой властью и на их плечи ложились многочисленные обязанности:
- придавали красоту и внешний облик царству;
-выселяли вредных, ненужных, наносящих вред царству, жителей;
-переносили в огромных мешках продукты питания для жителей.
Кроме того, в царстве было три семьи, которые служили на благо царства.
Первая, активно защищала царство от враждебных набегов, огнедышащих драконов, которые приносили ущерб.
Вторая семья, которая заботилась о своих жителях, умело выполняла свои обязанности:
- топила печи, обогревала дома;
-обороняла от врагов - злых викингов;
- строила жилища.
Последняя семья давала волшебную силу царству. Без нее все жители были бы безжизненные и вечно уставшие. Так, на протяжении веков существовало загадочное царство. А может быть и сейчас оно где-то есть? А?
- Задания для обучающихся.
1) Выпишите, о каких семьях рассказывается в данной сказке?
2) О каких биологических процессах идет речь?
- Работа обучающихся с учебником.
- Обсуждение результатов.

Текст сказки 2. Король «Ядрышко» и его королевство.
В далеком королевстве «Клетка», жил да был король «Ядрышко». У короля был свой замок «Ядро». В его королевстве всегда был порядок, и каждый выполнял свою функцию и свои обязанности. Вместо воздуха в их королевстве была «Цитоплазма», они плавали в ней, как в море. Все их королевство было заполнено «Цитоплазмой», а границей окружавшей их королевство была «Плазматическая мембрана», которая не позволяла никому выбраться из этого королевства, и также не позволяла проникнуть в него. Она защищала жителей и короля королевства. У короля «Ядрышка» была огромная «ДНК» библиотека, хранившая всю его наследственную информацию. Еще у короля были верные слуги «Хромосомы», которые и охраняли ту самую библиотеку. В королевстве «Клетка» была самая новейшая и современная энергетическая станция «Митохондрия» и самая вкусная кухня «Лизосома». «Эндоплазматическая сеть» служила для транспортировки полезных веществ, а «Комплекс Гольджи» принимал продукты. Еще в королевстве «Ядрышка» был «Клеточный центр», который играл важную роль в численности населения. Все жители королевства «Клетка» жили в мире и покое долго и счастливо.
- Задания для обучающихся.
1)Соотнесите текст учебника и сказки.
2) О каких человечках идет речь?
- Работа обучающихся с учебником.
- Обсуждение результатов.

Методическое задание.
1)Соотнесите текст учебника и сказки.
2) О каких человечках идет речь?

При составлении сказок учитывается тема урока, тип урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Обычно дидактическую сказку применяют на уроке изучения нового материала и обязательно в сочетании с другими приёмами обучения.

3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: 6 класс, обучающийся по учебнику биологии Н.И. Сонина.

4. Средства отбора: специальных средств отбора не требуется; вполне возможно обучение по другим линиям учебников, в других классах.

5. Концептуальные позиции. Методологической основой проекта выступили: - гуманистический подход, берущий своё начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого и др.; - передовые идеи основателей методики обучения биологии (Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, И.Д. Зуев и др.); - теория познавательного развития (И.И. Ильясов, И.Л. Можаровский и др.); - аналитическая психология (К.Г. Юнг); - личностно-ориентированный подход в обучении (Т.И. Кулыпина, Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С. Якиманская и др.); - сказкотерапия как направление артпедагогики (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Т.Д. Зинкевич, Н.М. Погосова и др.).

6. Средства фиксации достигнутого результата. По итогам работы обучающимся предлагаются следующие задания: 1) задания на проверку уровня усвоения материала; 2) творческие задания (по созданию собственной сказки); 3) дискуссия, обмен впечатлениями от работы. Уровень усвоения материала и творческая активность обучающихся оцениваются по 5-ти балльной шкале.

7. Распределение функций в команде: произведено согласно логике исследования; капитан команды (Стужук Е.С.) осуществляет общее руководство проектом, выступает генератором идей и распределяет обязанности между остальными членами команды (Кузнецовой К.Ю., Пушиной В.В.), которые выступают исполнителями проекта.

Анна Алексеевна Костюченко
Здравствуйте, уважаемая команда "Справедливость нации"! Нам ваш проект показался очень интересным, но возникло несколько вопросов. Уточните, пожалуйста, каким образом на предлагаемом вами занятии будет реализовываться личностно-ориентированный подход? И на какое количество учащихся рассчитан проект? Заранее благодарим за ответ!
С уважением, команда "Тула".

Елена Сергеевна Стужук
Здравствуйте, уважаемая команда "Справедливость нации"! Нам ваш проект показался очень интересным, но возникло несколько вопросов. Уточните, пожалуйста, каким образом на предлагаемом вами занятии будет реализовываться личностно-ориентированный подход? И на какое количество учащихся рассчитан проект? Заранее благодарим за ответ!
С уважением, команда "Тула".


Здравствуйте, уважаемая команда "Тула",Личностно-ориентированный подход рассматривается нами как обучение, при котором цели и содержание обучения приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Дидактические сказки позволяют активизировать познавательную активность школьников, способствуют формированию мотивации к учению. Данный вид деятельности учителя позволяет сконцентрировать внимание на целостной личности, не только на развитии интеллекта, но и духовности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Именно в данном контексте в методологических предпосылках проекта заявлен личностно-ориентированный подход.
Количество обучающихся, на которых рассчитан проект – от 5 до 25. Количество от 10 человек позволяет работать в творческих группах.

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, команда "Справедливость нации"!
Поскольку я сам являюсь биологом, Ваш проект вызвал большой интерес. Ассоциативное запоминание сложных для усвоения понятий, раскрытия строения и функций способствует усвоению знания. Безусловно привязка художественного элемента, образа выступает методическим приемом. Но у нас возник вопрос следующего характера: кроме алгоритма разработки сказочного сюжета, существуют ли какие нибудь ограничения в отборе содержания (терминов, понятий, тем) во избежание формирования у школьников псевдонаучных представлений о биологических объектах?
С благодарностью, команда "Полярная Звезда"

Елена Сергеевна Стужук
Здравствуйте, команда "Справедливость нации"!
Поскольку я сам являюсь биологом, Ваш проект вызвал большой интерес. Ассоциативное запоминание сложных для усвоения понятий, раскрытия строения и функций способствует усвоению знания. Безусловно привязка художественного элемента, образа выступает методическим приемом. Но у нас возник вопрос следующего характера: кроме алгоритма разработки сказочного сюжета, существуют ли какие нибудь ограничения в отборе содержания (терминов, понятий, тем) во избежание формирования у школьников псевдонаучных представлений о биологических объектах?
С благодарностью, команда "Полярная Звезда"[/q
Здравстуйте, команда "Полярная Звезда",Разумеется, сказкотерапия имеет ряд ограничений: в первую очередь, это ограничение по возрасту (примерно до 11-13 лет), проблематике. Реализация сказкотерапии не предполагает, что на каждом уроке ребенок будет изучать материал таким образом. Ему это и не будет интересным. Не все термины представляется возможным включать при наполнении сказок (Да и создание сказки – довольно сложный процесс! Творчество учителя также имеет свои пределы).
При этом псевдонаучность представлений исключается тем, что после прослушивания сказки ребенок выполняет ряд заданий на соотнесение сказки с реальной действительностью, а дальше сам выстраивает аналогии при запоминании (если они ему подходят). Если бы эти задания отсутствовали, только тогда можно было говорить об искажении фактов в сознании обучаемых.

Кристина Павловна Лобчикова
Здравствуйте, команда "Справедливость нации"!
Поскольку я сам являюсь биологом, Ваш проект вызвал большой интерес. Ассоциативное запоминание сложных для усвоения понятий, раскрытия строения и функций способствует усвоению знания. Безусловно привязка художественного элемента, образа выступает методическим приемом. Но у нас возник вопрос следующего характера: кроме алгоритма разработки сказочного сюжета, существуют ли какие нибудь ограничения в отборе содержания (терминов, понятий, тем) во избежание формирования у школьников псевдонаучных представлений о биологических объектах?
С благодарностью, команда "Полярная Звезда"



Здравствуйте, команда "Полярная Звезда"!
Нам очень приятно было прочитать ваш интересный вопрос.))

С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Добавлено спустя 5 минут:
Здравствуйте, команда "Справедливость нации"!

Нам интересен Ваш прием применения сказочных метафор в обучении.
Укажите при каких условиях использование метафоры может формировать научные понятия и возможно ли это вообще?

С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Елена Сергеевна Стужук
Здравствуйте, команда "Первый ВУЗ Алтая",На пропедевтическом и наглядно-образном этапах формирования понятий использование метафор допустимо. Это обусловлено тем, что остальные уровни (эмпирический и словесно-логический) позволяют в полной мере сформировать научное представление ребенка. Основным условием здесь выступает этапность в формировании научных понятий, а метафора – лишь единичный элемент на отдельном этапе.

Илья Андреевич Широков
Здравствуйте, команда "Справедливость нации"!
Вами представлен необычный проект с высокой степенью эффективности, как нам кажется.
При подробном знакомстве с материалами возникло несколько вопросов:
1)Каким образом будет происходить процесс самоактуализации личности учащегося?
2)И какие при этом умения и навыки будут формироваться?
Заранее благодарим за ответ.
С уважением, команда "Объективный взгляд"


Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, команда "Справедливость нации"!
Поскольку я сам являюсь биологом, Ваш проект вызвал большой интерес. Ассоциативное запоминание сложных для усвоения понятий, раскрытия строения и функций способствует усвоению знания. Безусловно привязка художественного элемента, образа выступает методическим приемом. Но у нас возник вопрос следующего характера: кроме алгоритма разработки сказочного сюжета, существуют ли какие нибудь ограничения в отборе содержания (терминов, понятий, тем) во избежание формирования у школьников псевдонаучных представлений о биологических объектах?
С благодарностью, команда "Полярная Звезда"[/q
Здравстуйте, команда "Полярная Звезда",Разумеется, сказкотерапия имеет ряд ограничений: в первую очередь, это ограничение по возрасту (примерно до 11-13 лет), проблематике. Реализация сказкотерапии не предполагает, что на каждом уроке ребенок будет изучать материал таким образом. Ему это и не будет интересным. Не все термины представляется возможным включать при наполнении сказок (Да и создание сказки – довольно сложный процесс! Творчество учителя также имеет свои пределы).
При этом псевдонаучность представлений исключается тем, что после прослушивания сказки ребенок выполняет ряд заданий на соотнесение сказки с реальной действительностью, а дальше сам выстраивает аналогии при запоминании (если они ему подходят). Если бы эти задания отсутствовали, только тогда можно было говорить об искажении фактов в сознании обучаемых.

Спасибо за ответ!

Елена Сергеевна Стужук
Здравствуйте, команда "Справедливость нации"!
Вами представлен необычный проект с высокой степенью эффективности, как нам кажется.
При подробном знакомстве с материалами возникло несколько вопросов:
1)Каким образом будет происходить процесс самоактуализации личности учащегося?
2)И какие при этом умения и навыки будут формироваться?
Заранее благодарим за ответ.
С уважением, команда "Объективный взгляд"

Здравстуйте команда "Объективный взгляд", Самоактуализации личности будет способствовать включение каждого ученика в обсуждение, ориентир на возможности отдельных обучающихся. Для самоактуализации необходимым мы видим: создание таких условий, чтобы каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять деятельность по добыванию и систематизации знаний; организовать деятельность учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания.

Добавлено спустя 7 минут:
Добрый день. А какие виды ценностей отражаются в ваших сказках?
Здравстуйте уважаемая, Лилия Костюк,Аксиологический подход мы не ставим во главу угла нашего проекта, наша цель – обучающая: закрепление знаний обучающихся посредством сказки. Однако, Вы правы, есть и воспитательная функция сказки (например, экологические ценностные ориентиры: взаимосвязь всего живого в природе и др., общечеловеческие ценности: трудолюбие и т.д.): «Жители этого царства отличались трудолюбием и работоспособностью», «В его королевстве всегда был порядок, и каждый выполнял свою функцию и свои обязанности», «Все жители королевства «Клетка» жили в мире и покое и т.д.». На уроке учитель должен акцентировать внимание школьников на этом, объяснять, для чего это необходимо, только тогда в сознании обучающихся та или иная ценность постепенно перейдет в ценностной ориентир личности (но это не задача одного урока или одного школьного предмета, формирование ценностей – долговременный и этапный процесс, в данном случае мы можем лишь поспособствовать ему в той или иной мере, не более того).

Добавлено спустя 9 минут:
Здравствуйте, команда "Справедливость нации"!
Вами представлен необычный проект с высокой степенью эффективности, как нам кажется.
При подробном знакомстве с материалами возникло несколько вопросов:
1)Каким образом будет происходить процесс самоактуализации личности учащегося?
2)И какие при этом умения и навыки будут формироваться?
Заранее благодарим за ответ.
С уважением, команда "Объективный взгляд"

здравстуйте, команда " Объективный взгляд",Основной ориентир нашего проекта – закрепление знаний обучающихся. Умения и навыки, которые формируются, – это, конечно же, общеучебные умения и навыки: учебно-организационные (самоорганизация, работа в заданном темпе), учебно-интеллектуальные (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать материал), учебно-информационные (владеть приемами работы с учебником, усваивать информацию со слов учителя), учебно-коммуникативные (давать ответы на вопросы, участвовать в беседе). За один урок сформировать в полной мере навыки и умения мы не ставим своей задачей.

Елена Васильевна Афанасенкова
Здравствуйте, "Справедливость нации". Ваш проект очень необычный и оригинальный. Скажите, ваша главная цель проекта продемонстрировать возможности использования дидактических сказок при изучении нового материала по курсу биологии, или всё же закрепление знаний обучающихся посредством сказки?
С уважением, "Коломна"

Елена Сергеевна Стужук
Здравствуйте, "Справедливость нации". Ваш проект очень необычный и оригинальный. Скажите, ваша главная цель проекта продемонстрировать возможности использования дидактических сказок при изучении нового материала по курсу биологии, или всё же закрепление знаний обучающихся посредством сказки?
С уважением, "Коломна"

Здравствуйте, "Коломна",Основная цель нашего проекта заложена в его теме: закрепление новых знаний посредством дидактических сказок на уроках биологии в 6 классе. Она предполагает демонстрацию возможностей проектирования дидактических сказок, которые будут использоваться при изучении нового материала (на этапе закрепления). В данном случае сказка – один из этапов изучения нового материала (наглядно-образный этап, позволяющий зафиксировать в памяти образы, провести аналогии при запоминании материала, рассказанного учителем).


Ольга Игоревна Тряпкина
Здравствуйте, команда "Справедливость нации".
Ваш проект занимателен и интересен своим необычным подходом в изучении биологии.
В ходе закрепления новых знаний посредством дидактических сказок на творческом этапе оценивания, вами используются какие-нибудь наглядные пособия в помощь ученикам при сочинительстве сказки? Если это предусмотрено на ваших занятиях, то каким образом дети и сам учитель применяют его? И как происходит оценка творческих способностей детей?

С уважением, команда "Горячие Сердца"

Ксения Анатольевна Баженова
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Скажите, а чем участники вашего занятия (студенты из других команд) отличаются от 6-классников?

С уважением,
Баженова Ксения,
команда "От 2 до 5"

Татьяна Сергеевна Авдеенко
Здравствуйте! Вопрос такой: Могут ли дети относиться к такому средству обучения несерьезно, принимая это за развлечение на уроке, ведь это 6 класс?
С уважением , команда Южного Федерального университета.

Ольга Владимировна Гулина
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, схема действий при объяснении материала может варьировать? Или же необходимо следовать определенному алгоритму?
С уважением, команда "ЮППИ".

Александра Георгиевна Петрова
Здравствуйте.
Данный проект, несомненно, интересен. Скажите пожалуйста, какие Вы видите перспективы развития проекта?
С уважением, команда "ЮППИ"