Подай руку этикету

Ольга Александровна Мазуренко
Команда: «Объективный взгляд»

Название проекта: Проект, направленный на реализацию технологии работы со словом и письмом на примере темы: «Подай руку этикету».

Актуальность:
В современном мире широкое распространение имеют проблемы нарушения речи, неумения строить правильные и понятные грамматические конструкции, боязнь высказывать свою точку зрения. Подобные изменения можно связать со многими факторами, в том числе и техническим прогрессом. Последним не является в своей основе губительным, но он несет в себе глобальные изменения, которые отражаются на всех сферах нашей жизни. Тема этикета не является исключением.

Содержание проекта
1. Педагогический результат, который будет демонстрировать команда и краткое описание педагогических действий (что планируется сделать, каковы цели действия, какие общие, предметные и надпредметные составляющие человеческого развития предполагается затронуть, схема действий). В ходе данного проекта планируется реализовать технологию на отработку умений работать со словом и письмом на примере темы: «Подай руку этикету».

Составляющие цели человеческого развития:
• Общие:
1. Создание условий для развития творческих способностей аудитории (учащихся), умения работать в коллективе можно в команде;
2. Пробуждение интереса к познанию темы.

• Предметные:

1. Раскрыть значение этикета и норм морали в жизни современного человека;
2. Проследить становление этикета и норм морали в жизни общества;
3. Определить этапы становления этикета и норм морали через века.

• Надпредметные:

1. Способствовать становлению общей культуры человека;
2. Адаптации к жизни в поликультурном социуме.

2. Схема действия:

I.Работа с 1 концентром:
1) разбитие 1 концентра на группы по подтемам:
- Знакомство/ общение
- Правила столового этикета
- Хороший ли вы слушатель?
- Поведение в общественном месте
2) Каждая группа получает практические задачи для решения
3) В ходе решения заполняется таблица «Знаю – Не знаю, но хочу узнать»

4) От каждой группы выходит представитель. Зачитывает содержание графы «Хочу знать» в следующей форме: «Уважаемые представители 2 концентра, не могли бы вы помочь нам дать ответ на следующий вопрос: … ?»
5) Параллельно секретарь записывает вопросы в виде письма.
6) Отправление письма представителям 2 концентра.

II.Работа со вторым концентром:
1) Разбить на группы в соответствии с пунктом 1 первого концентра (см. выше)
2) Каждая группа составляет ответы на вопросы письма;
3) Для проверки раздается материал, на основе которого заполняется таблица

Знал / Узнал

III. Составляется ответное письмо секретарем.

IV. Роль организатора состоит в координировании работы на каждом из этапов.

V.Работа с 1 концентром:
1) Секретарь зачитывает ответ от 2 концентра. Дискуссия по полученным ответам.
• Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: Для реализации проекта главным условием является наличие двух групп с разными уровнями обученности.

• Средства отбора: те педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых, удовлетворяющих перечисленным в п. 3 требованиям;

Определение уровня обученности будет проведено на основе теста:

1)Может ли мужчина нести дамскую сумочку?
А) Да, может
Б) Нет, не может

2)При посещении ресторана можно ли класть на стол смартфон?
А) Можно
Б) Нельзя

3) Каким образом нужно продвигаться к своему месту в кинотеатре?
А) Спиной к сидящим
Б) Лицом к сидящим

4) Если вы идете с кем-нибудь ,и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует ли здороваться и вам?
А) Следует
Б) Не следует

По результатам тестирования аудитория делится на две группы: 4-5 правильных ответов - 1 концентр, 1-3 правильных ответов - 2 концентр.

3. Концептуальные позиции: с точки зрения каких педагогических концепций, теорий, принципов, эмпирических приемов и методов, эвристических соображений и т.п. команда рассматривает свое предстоящее действие (эти концептуальные позиции не подлежат оценке, хотя будут обсуждаться; основное назначение этого раздела – фиксация той системы представлений, которую использует команда и того языка, на котором с ней имеет смысл разговаривать);

Проект разработан на основе педагогической концепции воспитания ребенка как человека культуры (Е.В.Бондаревская) и деятельностного подхода в обучении (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) с элементами работы в сотрудничестве.

4. Средства фиксации достигнутого результата
Оценка результатов работы будет осуществляться следующими рефлексивными методиками:
Для 1 концентра: «Мой образ»
Участники на листе А4 изображают любую ассоциацию (животное, растение, предмет ), желательно в цвете, и перед аудиторией объясняют свою точку зрения.
Например: сегодняшний урок я ассоциирую с оранжевым пушистым котом, потому что мне урок очень понравился, атмосфера в классе была непринужденной и уютной, я все понял и получил большое (как этот кот)количество информации .

Для 2 концентра: «5 пальцев»
На листе А4 изображается ладонь, каждый палец будет одним из аргументов.
М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) - барьеры. Что мне мешало сегодня на уроке?


5. Распределение функций в команде:

Бабкина Анна - генератор идей, исследователь ресурсов, организатор;
Шаркова Виктория - аналитик, координатор, исполнитель;
Широков Илья - контролер, переговорщик, «душа команды».

Полина Евгеньевна Мананникова
Здравствуйте, команда "Объективный взгляд"!
Мы рады, что Вы к нам присоединились! Лучше поздно, чем никогда! Уточните, пожалуйста, на какую возрастную категорию рассчитан Ваш проект? И каким образом в нём найдёт отражение методология деятельностного подхода Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова?
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Анна Алексеевна Костюченко
Здравствуйте, команда "Объективный взгляд"! Ваш проект очень заинтересовал, так как мы считаем, что Вы затрагиваете очень актуальную и важную проблему на сегодняшний день. Подскажите, пожалуйста, на сколько человек Ваш проект рассчитан (по концентрам)? Спасибо!

С уважением, команда "Тула".

Илья Андреевич Широков
К сожалению наша команда отправила черновой вариант работы, который, как мы понимаем был зарегистрирован. Вот оригинал.

Команда: «Объективный взгляд»

Название проекта: «В начале было Слово…»

Актуальность:
В современном мире широкое распространение имеют проблемы нарушения речи, неумение строить правильные и понятные грамматические конструкции, боязнь высказывать свою точку зрения. Подобные изменения можно связать со многими факторами, в том числе и техническим прогрессом. Последний не является в своей основе губительным, но несет в себе глобальные изменения, которые находят отражение во всех сферах нашей жизни. Тема этикета не является исключением.

Содержание проекта
1. Педагогический результат.

В ходе данного проекта планируется реализовать технологию, направленную на развитие умений и навыков по работе со словом и письмом на примере темы: «Подай руку этикету».

Составляющие цели человеческого развития:
• Общие:
1. Создать условия для развития творческих способностей аудитории (учащихся);
2. Способствовать развитию умений работать в команде;
3. Пробудить интерес к познанию темы.

• Предметные:

1. Раскрыть значение этикета и норм морали в жизни современного человека;

• Надпредметные:

1. Способствовать становлению общей культуры человека;
2. Адаптировать к жизни в поликультурном социуме.

2. Схема действия:

I.Работа с 1 концентром:
1) разбитие 1 концентра на группы по подтемам:
- Знакомство/ общение
- Правила столового этикета
- Хороший ли вы слушатель?
- Поведение в общественном месте
Выбор секретаря (путем жребия).

2) Каждая группа получает практические задачи для их решения
(Например, ситуация № 1: Александр Иванович позвонил Марии Федоровне и предложил сходить в ресторан. После того, как они поужинали, официант принес счет и положил на середину столика. Александр Иванович первым расплатился и передал счет Марии Федоровне, чем застал ее врасплох. Оценив ситуацию, мужчина взял инициативу на себя и оплатил счет целиком. Проанализируйте данную ситуацию.
3) В ходе решения заполняется таблица «Знаю – Не знаю, но хочу узнать»

Ситуация Знаю (информация о том, что участники уже знают по данной теме). Хочу знать (информация о том, что участники хотят узнать по данной теме).
№1 Почему мужчина в данном случае изначально не заплатил за женщину, а только за себя?
№2 …

В случае того, если участник (ученик) знает, как поступить в подобной ситуации, то в графе «Знаю» он вписывает свой вариант, тогда как в графе «Хочу знать» ставит пропуск. Если же не знает, то в графе «Хочу знать» задает вопрос.
4) В момент работы групп по задачам секретарь составляет основную форму письма.
Образец:
Здравствуйте, уважаемые участники 2 концентра!
Наша команда занимается изучением культурного поведения в современном обществе. Данная тема очень важна и обширна.
В ходе работы мы были разделены на 4 группы, каждая из которых занималась своим вопросом: знакомство/ общение, правила столового этикета, хороший ли вы слушатель, поведение в общественном месте.
В ряде случаев у нас возникли трудности. Мы решили обратиться к вам за помощью.
Итак, начнут представители 1 группы («знакомство/ общение»)( секретарь фиксирует речь 1 группы)
А сейчас выступит 2 группа («правила столового этикета») (секретарь фиксирует речь 2 группы)
3 группа («хороший ли вы слушатель») получает слово (секретарь фиксирует речь 3 группы)
И слово предоставляется 4 группе (секретарь фиксирует речь 4 группы)
На этом ряд наших вопросов заканчивается. Надеемся, что такая актуальная тема пробудит и в вас интерес. Мы рассчитываем на ваше соучастие!
С уважением, 1 концентр.

5) Секретарь начинает зачитывать письмо аудитории и параллельно в контексте приглашает группы к выступлению. Каждая группа демонстрирует аудитории свои практические задачи. Участникам необходимо представить содержание таблицы. Графа «Хочу знать» адресована представителям 2 концентра и должна вписаться в стилистику общего письма.
6) Параллельно секретарь вписывает вопросы в письмо.
7) Отправление письма представителям 2 концентра.

II.Работа со 2 концентром:
8) 1) Разбить на группы по подтемам:
- Знакомство/ общение;
- Правила столового этикета;
- Хороший ли вы слушатель?
- Поведение в общественном месте.
Выбор секретаря (путем жребия).
2) Каждая группа составляет ответы на свою часть письма;
3) Для проверки раздается материал, на основе которого заполняется таблица

Вопросы письма Знаю ответ (информация о том, что участники уже знают по данной теме). Узнал из материалов (информация о том, что участники хотят узнать).
Знакомство/ общение (вопросы 1 группы 1 концентра)
Правила столового этикета (вопросы 2 группы 1 концентра) Мужчина предложил сходить Марии Федоровне в ресторан, а это означает, что каждый платит сам за себя. Если бы мужчина пригласил женщину, то это означало бы , что он сам оплачивает счет.
Хороший ли вы слушатель? (вопросы 3 группы 1 концентра)
Поведение в общественном месте(вопросы 4 группы 1 концентра)

4) В момент работы групп по вопросам секретарь 2 концентра составляет основную форму ответного письма.
Образец:
Здравствуйте, уважаемые участники 1 концентра!
Поднятая тема пробудила в нас большой интерес. Мы последовали вашему примеру и разбились на 4 группы по аналогичным подтемам: знакомство/ общение, правила столового этикета, хороший ли вы слушатель, поведение в общественных местах. В итоге мы ответили на все интересующие вас вопросы.
Итак, начнет 1 группа («знакомство/ общение»)( секретарь фиксирует речь 1 группы)
А сейчас выступит 2 группа («правила столового этикета») (секретарь фиксирует речь 2 группы)
3 группа («хороший ли вы слушатель») получает слово (секретарь фиксирует речь 3 группы)
И завершит обсуждение 4 группа (секретарь фиксирует речь 4 группы)
Надеемся, что мы смогли полностью удовлетворить ваши интересы! Спасибо за оказанное доверие.
С уважением, 2 концентр.


5) Секретарь начинает зачитывать письмо аудитории и параллельно в контексте приглашает группы к выступлению. Каждая группа демонстрирует аудитории свои результаты по таблице. Содержание ответов должны вписаться в стилистику общего письма.
6) Отправление письма 1 концентру.

III.Работа с 1 концентром:
1) Секретарь зачитывает ответ от 2 концентра.
2) Группы доделывают свои таблицы, заполняя 3 графу полученной информацией.
3) Группы представляют итоговые результаты перед аудиторией. Основные моменты выступления других групп фиксируются в качестве дополнительной информации.

Роль организатора состоит в координировании работы на каждом из этапов.


• Условия
Для реализации проекта главным условием является наличие двух групп (концентров) с разными уровнями обученности. Желаемое количество человек в группе – 21.

• Средства отбора

Определение уровня обученности будет проведено на основе теста:

1)Может ли мужчина нести дамскую сумочку?
А) Да, может
Б) Нет, не может

2)При посещении ресторана можно ли класть на стол смартфон?
А) Можно
Б) Нельзя

3) Каким образом нужно продвигаться к своему месту в кинотеатре?
А) Спиной к сидящим
Б) Лицом к сидящим

4) Если вы идете с кем-нибудь ,и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует ли здороваться и вам?
А) Следует
Б) Не следует

5)Что означает данное действие на первой картинке?

А) Пауза в трапезе
Б) Трапеза окончена
В) Остался недоволен


По результатам тестирования аудитория делится на две группы: 4-5 правильных ответов - 1 концентр, 1-3 правильных ответов - 2 концентр.

3. Концептуальные позиции:
Проект разработан на основе педагогической концепции воспитания ребенка как человека культуры (Е.В.Бондаревская) и деятельностного подхода в обучении (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) с элементами работы в сотрудничестве.

4. Средства фиксации достигнутого результата
Оценка результатов работы будет осуществляться следующими рефлексивными методиками:
Для 1 концентра: «Мой образ»
Участники на листе А4 изображают любую ассоциацию (животное, растение, предмет), желательно в цвете, и перед аудиторией объясняют свою точку зрения.
Например: сегодняшнее занятие я ассоциирую с оранжевым пушистым котом, потому что атмосфера была светлой и доброжелательной как оранжевый цвет. Я все понял и получил большое (как этот кот) количество информации .

Для 2 концентра: «5 пальцев»
На листе А4 изображается ладонь, каждый палец будет одним из аргументов.
М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) - барьеры. Что мне мешало сегодня на уроке?

5. Распределение функций в команде:

Бабкина Анна - генератор идей, исследователь ресурсов, организатор;
Шаркова Виктория - аналитик, координатор, исполнитель;
Широков Илья - контролер, переговорщик, «душа команды».

Евгения Андреевна Брокарева
Здравствуйте, команда "Объективный взгляд"!
Очень нужная тема! Скажите, пожалуйста, в Вашей программе не предусмотрены тренинги, упражнения или какие-либо элементы тестирования для людей интернет-сообщества? Дело в том, что проблема этикета особо актуальна сегодня и в этой сфере.
С уважением, команда "Eidos"!

Илья Андреевич Широков
Добавлено спустя 7 минут:
Здравствуйте, команда "Объективный взгляд"!
Мы рады, что Вы к нам присоединились! Лучше поздно, чем никогда! Уточните, пожалуйста, на какую возрастную категорию рассчитан Ваш проект? И каким образом в нём найдёт отражение методология деятельностного подхода Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова?
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"


Здравствуйте, команда "Первый ВУЗ Алтая"! Наша команда тоже очень рада погрузиться в живую творческую атмосферу форума и олимпиады вообще. Спасибо за Ваши вопросы!
Технология нашего проекта по сути своей универсальна. Она будет понятна как для младшего школьника, так и для студента. Самым важным является момент деления аудитории (вне зависимости от возраста) на уровни обученности. Если брать другой уровень реализации технологии, то можно остановиться на таком примере как, Великая Отечественная война в рамках школьной программы. Здесь деление по уровню обученности будет не очень актуальным и следует ориентироваться по школьной программе. Первый раз ВОВ изучают в 9 классе, а повторно в 11 классе. Следовательно, среднее звено будет обращаться за помощью к старшему.

Конкретно для взятой нами темы "Подай руку этикету" возрастные предпочтения следующие: нижняя граница - 10 -12 лет, верхняя - без ограничения.

Деятельностный подход имеет широкий спектр обхвата и не теряет своей эффективности несмотря на года.
Сам Василий Васильевич Давыдов говорил о том, что сознание, общение и деятельность неразрывно связаны между собой, а если быть точнее,то сознание и общение являются фундаментальными составляющими деятельности.
В проекте мы обучаем умственной деятельности, не "натренировываем" участников, а стараемся вызвать осознанность действий, даем простор для творческого подхода к написанию вопросов, письма. Кроме того, элементы методики деятельностного подхода прослеживаются в коллективно-распределительной системе.

Ждем новых вопросов. С уважением, команда "Объективный взгляд"

Добавлено спустя 10 минут:
Здравствуйте, команда "Объективный взгляд"! Ваш проект очень заинтересовал, так как мы считаем, что Вы затрагиваете очень актуальную и важную проблему на сегодняшний день. Подскажите, пожалуйста, на сколько человек Ваш проект рассчитан (по концентрам)? Спасибо!

С уважением, команда "Тула".


Приветствуем Вас, команда "Тула"! Спасибо за вопрос!
Мы приносим еще раз свои извинения за маленькие технические неполадки.
Технология рассчитана на аудиторию из 42 участников. Таким образом, в каждом из концентров будет по 21 участнику. 20 человек образуют 4 группы по 5 участников + 1 человек в каждом из концентров - это " секретарь".

С уважением, команда "Объективный взгляд".

Добавлено спустя 10 минут:
Здравствуйте, команда "Объективный взгляд"!
Очень нужная тема! Скажите, пожалуйста, в Вашей программе не предусмотрены тренинги, упражнения или какие-либо элементы тестирования для людей интернет-сообщества? Дело в том, что проблема этикета особо актуальна сегодня и в этой сфере.
С уважением, команда "Eidos"!


Здравствуйте, команда "Eidos"! Спасибо за Ваш вопрос! Наш проект совсем молодой, и поэтому открыт для всевозможных изменений и доработок. Сейчас тренинги, тестирования и упражнения для интернет-сообщества не разработаны, но такой вариант рассматривается.

С уважением, команда "Объективный взгляд"!


Илья Андреевич Широков
Здравствуйте, "Объективный взгляд". Скажите, каким образом вы будете реализовывать надпредметные цели?

С уважением, "Коломна"

Здравствуйте, команда "Коломна"! Мы благодарим Вас за вопрос!
Надпредметные цели в проекте будут реализовываться через развитие коммуникативных навыков (ведь сами понимаете, что культура и способы общения в современном обществе зачастую оставляют желать лучшего), усвоение норм современного этикета (так как при общении с друзьями, гостями из других стран, сверстниками и взрослыми мы не уделяем должного внимания повседневному этикету, нормы которого зародились в далеком прошлом и продолжают сейчас развиваться в ногу с техническим прогрессом). Как сказал великий Гераклит: "Все течет, все меняется..." Нам же необходимо адаптироваться к новинкам, не забывая о корнях.
С уважением, команда "Объективный взгляд". Ждем новых вопросов!

Галина Александровна Федоренко
Здравствуйте, команда "Объективный взгляд"!
Подскажите, пожалуйста, каким образом Вы видите педагогический результат Вашего проекта?
С уважением команда "Южного Федерального Университета"

Александра Георгиевна Петрова
Доброго времени суток.
Скажите пожалуйста, будут ли учитываться национальные особенности этикета каждого участника в ходе реализации данного проекта? Если да, то каким образом?
С уважением, команда "ЮППИ"