III Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Педагогический анализ: двумерная педагогика

Педагогический анализ: двумерная педагогика

Ксения Анатольевна Баженова
Описание проекта.
Современные студенты-педагоги при осуществлении анализа педагогической деятельности находятся на развилке: норм, которые диктуются требованиями стандартов и предлагаемыми подходами к построению обучения, прописанными педагогическими концепциями, и, живой ситуации коммуникации с детьми-учениками. В настоящее время предлагается ряд методик анализа процесса и результата педагогической деятельности, в зависимости от подхода, в котором работает педагог. Концепции, разработанные авторами в лабораторных условиях (П.Я. Гальперин) или в условиях экспериментальных площадок (практика развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), внедряются в школы и приобретают массовый характер. Тем самым, инструменты и методики адаптируются под региональные особенности практики, а также под специфику работы конкретного педагога. Каким образом, осуществлять анализ «реальной практики», которые позволял бы сохранять не только базовые результаты, но и позволял бы фиксировать на уровне феномена эффекты действия педагога и возможности ученика? Как научиться видеть, где граница подхода и начало живой неизвестной ситуации практики? Что допустимо изменять, чтобы оставаться в рамках подхода?

Цель: через обнаружение противоречия зафиксировать проблему анализа педагогической деятельности.
Результат: Конкретизация предмета анализа педагогической деятельности на основе обнаруженного участниками противоречия.


Что и как будет происходить на занятии? Каждая из команд уже приехала со своим проектом занятия и схемой анализа. Мы предполагаем, что в нашем занятии примут участие группы: студенты-педагоги, их руководители, эксперты. Каждой из групп будет предложено задание, связанное с удержанием позиции. Эксперты: позиция носителя своего подхода. Руководители: наблюдатели реального действия. Студенты-педагоги: авторы замысла и педагоги.
Серия заданий, которая будет предложена студентам-педагогам, направлена на проблематизацию педагогической деятельности относительно замысла и практики реализации. Ведущие занятия удерживают две позиции: держатель норм занятия (модератор) и позиция исследователя.

Этапы занятия.
Этап 1. Обнаруживающий. На этом этапе необходимо предъявить основания появления умения быть педагогом (учителем, тьютором, коучем).
Этап 2. Проблематизирующий. Этап, где предлагается серия заданий, выполняя которые, участникам необходимо сделать выбор и аргументировать невозможность принятия иного содержания.
Этап 3. Конкретизизирующий. Описание результатов занятия группами студентов-педагогов, с позиции проектировщиков предложенных занятий.


Условия отбора участников - целевая группа

Участники должны быть студентами, авторами замысла своего педагогического действия, иметь результаты предлагаемого ими занятия на других «учениках» (например, репетиция перед поездкой)

Средства отбора
Средства формальные: наличие заявки, желательно результаты репетиционного занятия; студент.

Концептуальные позиции
При проектировании занятия мы опираемся на следующие подходы. Содержание и методы к средствам описания практики развивающего обучения (Аронов А.М., Давыдов В.В, Цукерман Г.А.. и др.). Закономерности освоение культурного способа действия (Выготский Л.С., Знаменская О.В. и др). Основы теории и практики конфликта (Хасан Б.И.), подходы к описанию процесса проблематизации (А.П. Зинченко, Г.П. Щедровицкий и др.).

Средством диагностики результативности предлагаемого занятия.
На уровне понимания. Появление вопросов, суждений, реплик относительно новизны специфики своих действий и действий «детей на уроке».
На уровне действия. Участники внесут коррективы непосредственно в организацию проведения своих занятий, относительно того, что будет ими обнаружено в процессе нашего занятия, то наше занятие можно считать состоявшимся.
На уровне способа действия. Участникам удастся зафиксировать способ, предлагаемый на занятии, и описать его существенные условия.

В процессе занятия предполагается диагностика, включённая в задание одной из групп. Это позволит отслеживать результативность организации занятия, руководство коммуникацией.


Распределение функций в команде. Исполнительная часть осуществляется по замыслу обеими членами команды.
Организация участия: Павлов С.В.
Содержательное проектирование: Павлов С.В., Баженова К.А.
Коммуникация с участниками универсиады в интерактивном режиме: Павлов С.В.
Руководство командой: Баженова К.А.

Сергей Владимирович Павлов
Доброго времени суток.
Тема проекта очень интересна и актуальна. Подскажите пожалуйста, предусматривает ли данный проект профилактику синдрома профессионального выгорания педагога?
С уважением, команда "ЮППИ"


Нет. Этот проект предполагает только гигиену внутри самой профессии педагога.

Оксана Викторовна Голубова
Здравствуйте,подскажите, пожалуйста, каким образом Вы видите педагогический результат Вашего проекта?
с уважением команда "Южного Федерального Университета"

Сергей Владимирович Павлов
Здравствуйте,подскажите, пожалуйста, каким образом Вы видите педагогический результат Вашего проекта?
с уважением команда "Южного Федерального Университета"


Здравствуйте!
Мы это видим в образе усиления педагога, оттачивающего свое профессиональное мастерство. Поясню это чуть подробнее.
1. Надо работать со сферой очевидного, чтобы понимать, что же видно. Педагогическое действие есть действие по реализации замысла о преобразовании человека или более сложного образования (группа, команда).
2. Быть педагогом, чтобы осуществлять педагогическое действие, возможно при наличии метода для этого действия. В педагогике есть только один действующий метод - это сам человек. Когда человек стал методом, он стал педагогом. При этом не так важно, сам ли он из себя сделал метод или это сделал из него его учитель по педагогике.
3. Исходя из п.1 и п.2 следует, что педагогический результат есть в том случае, если в ходе осуществления педагогического действия произошло оттачивание мастерства в применении метода (самого себя).

Татьяна Сергеевна Авдеенко
Здравствуйте, очень интересный проект. Вопрос такой: какие виды заданий Вы будете давать участникам на 2 этапе занятия?
С уважением команда "Южного Федерального Университета"

Сергей Владимирович Павлов
Здравствуйте, очень интересный проект. Вопрос такой: какие виды заданий Вы будете давать участникам на 2 этапе занятия?
С уважением команда "Южного Федерального Университета"


Это будут задания на самоопределения, в котором каждому из участников сперва нужно будет сделать выбор между двумя крайними позициями, а затем аргументировать свой выбор и отстаивать его в коммуникации с участниками, занявшими противоположную позицию.
Пример такого самоопределения формально прост. Что является началом (точкой отсчета) проектирования урока (лекции, семинара, игры): то, что есть, или то, что должно быть? Дальше наша совместная задача будет в том, чтобы прожить эту коммуникацию и попробовать пронести эти позиции на собственной шкуре.

Оксана Викторовна Голубова
Здравствуйте,подскажите, пожалуйста, каким образом Вы видите педагогический результат Вашего проекта?
с уважением команда "Южного Федерального Университета"


Здравствуйте!
Мы это видим в образе усиления педагога, оттачивающего свое профессиональное мастерство. Поясню это чуть подробнее.
1. Надо работать со сферой очевидного, чтобы понимать, что же видно. Педагогическое действие есть действие по реализации замысла о
преобразовании человека или более сложного образования (группа, команда).


2. Быть педагогом, чтобы осуществлять педагогическое действие, возможно при наличии метода для этого действия. В педагогике есть только один действующий метод - это сам человек. Когда человек стал методом, он стал педагогом. При этом не так важно, сам ли он из себя сделал метод или это сделал из него его учитель по педагогике.
3. Исходя из п.1 и п.2 следует, что педагогический результат есть в том случае, если в ходе осуществления педагогического действия произошло оттачивание мастерства в применении метода (самого себя).


Спасибо за понятный и содержательный ответ. Желаем Вам успехов в реализации проекта и успехов в очном туре!
С уважением команда " Южного Федерального Университета"

Александра Георгиевна Петрова
Доброго времени суток.
Тема проекта очень интересна и актуальна. Подскажите пожалуйста, предусматривает ли данный проект профилактику синдрома профессионального выгорания педагога?
С уважением, команда "ЮППИ"