Сказки по - взрослому

Ольга Александровна Мазуренко
В современном мире образованный человек, это не тот, кто имеет диплом, а тот, кто находится в постоянном развитии, в работе над собой. А одна из частей, включающихся в это развитие, обязательно входит и освоение способов взаимодействия с художественными произведениями. Предлагаемый нами способ работы с текстом будет полезен тем участникам, которые хотят научиться замечать в предметах искусства и текста их глубину: видеть представление автора о символах и секреты устройства мира. Не редко за простыми сюжетами текста автор скрывает принципы мироздания и правила взаимодействия между людьми человеком и Богом. Нам, как педагогам, важно уметь работать с художественными произведениями, видеть скрывающиеся мысли за сюжетом, поскольку именно там скрыто все богатство мысли и воображения автора. Очень важно видеть не только сюжет и поверхностный смысл, но так, же важно увидеть контекст и скрытый смысл, который автор хочет не показать, но дать задуматься читателю. Ведь любое произведение искусства, созданное талантливым человеком, оставляет «глубокий след» в сердце и сознании читателя. А что же отказывает такое сильное воздействие, заставляет глубоко переживать прочитанному? Это художественный образ, который необходимо найти. Нам, как педагогам это поможет переосмыслить и преобразовать действительность, сделать ее созвучной и близкой нашим собственным личным ощущениям, а остальным позволит соотнести уровень практики и замысла.
Мы хотим предложить освоить способ на материале сказок, с пробой переноса его на другие художественные произведения (картина, музыкальное произведение).
Цель: обнаружение и освоение способа анализа неизвестного художественного материала, проникновения в глубину материала.
Целевая аудитория: студенты – педагоги.
Средства отбора: умение читать, удерживать сюжет, ассоциативные умения.
Концептуальные позиции:
Освоении культурного способа действия (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н.),
Принципы диалога с художественным произведением (Дмитриева Н.Ю., Жуковский В.И., Миркес М.М.).
Принципы и приемы анализа литературного произведения, классификации сказок (Есин А.Б., Пропп В.Я., Рыбаков В.)
Средства фиксации достигнутого материала:
После освоения способа, обучающимся будет предложен другой художественный материал, при работе с новым художественным произведением будет видно, насколько удаётся перенести способ участникам, какие трудности связаны с «границами» способа, а какие с трудностями участников.
Занятие будет протекать в 3 этапа.
Первый этап. Что скрывает сюжет сказки?
Второй этап. Говорящие кусочки.
Третий этап. Отношение частей и целого.
Аудитория будет разделена на группы, в которых будут проходить обсуждения. Каждый этап характеризуется определенным алгоритмом действий, а так же уровнем проникновения в глубину текста.
Распределение функций в команде: В разработке проекта участвует вся команда. Задачи, которые решаются в процессе подготовки к занятию:
1) Анализ принципов работы с художественным произведением и консультация со специалистами в области искусствоведения и культурологии (Дучук Анна, Пименова Наталья Николаевна)
2) Подбор художественного материала, подходящего для освоения заявленных этапов (Калинникова Анастасия, Чимичова Вера).
3) Планирование, организация занятия и его проведение (составление сценария, выбор методик и приёмов, руководство участниками на занятии) (Волкова Анастасия, Шило Олеся).
4) Организация коммуникации при проектировании занятия (Кузьмиченко Ирина).

Евгения Юрьевна Александрова
Здравствуйте, проект довольно интересный. У нас возник небольшой уточняющий вопрос: Подскажите, пожалуйста, по каким критериям будет производится оценка результативности Вашего проекта (шкала оценки)?

Сергей Александрович Перекальский
Здравствуйте команда «Шагни вперед!». Нам понравился ваш проект, однако у нас возник следующий вопрос. Объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно работу со сказкой как средство освоения способов взаимодействия с художественными произведениями.

Анна Сергеевна Дучук
Здравствуйте. Скрытый смысл можно увидеть по-разному, все зависит на сколько глубоко ты можешь проникнуться в текст, мы предлагаем только три уровня "глубины", узнать на каком уровне оказался ученик можно по его размышлениям над другим художественным произведением. У каждого уровня есть свой показатель:1 уровень(видение сюжета и связей), 2 уровень (ассоциации, переход от целого восприятия к рассмотрению отдельных частей), 3 уровень(установление логических связей и понимание замысла автора).


Анна Сергеевна Дучук
Здравствуйте! спасибо большое! почему мы выбрали именно сказки...На самом деле мы ознакомились с различными художественными произведениями и работой с ними (например http://www.youtube.com/watch?v=Hj9NrWbTDCk), но работа с текстом нам показалась более доступной и знакомой, тем более для первого занятия. С текстом сказки в своей жизни встречался каждый, и у каждого есть свое отношение к ней, что уже помогает нам организовать плодотворную работу.

Анастасия Юрьевна Волкова
Ответ на вопрос про кусочки! Здравствуйте! "Говорящие кусочки" этот этап направлен на углубление в сюжет и работу с текстом, т.е рассмотрение отдельных сюжетных линий, просмотр текста под разными углами, рассмотр сказки с разных ракурсов. Рассммотрение различных смысловых ситуаций.

Оксана Викторовна Голубова
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, каким образом Вы видите педагогический результат Вашего проекта?
с Уважением команда "Южного Федерального Университета"

Ольга Игоревна Тряпкина
Здравствуйте.
Хотелось бы уточнить. В какой момент происходит перенос художественного произведения (в данном случае сказки) на иной вид искусства? И что в конечном итоге должно быть сформировано у студентов-педагогов?
Также нас интересуют алгоритмы действий, которые характеризуются на каждом этапе и уровень проникновения в глубину текста. Что это за действия и как будет выглядеть их оценивание? По какой шкале будет проходить измерение проникновения в глубину текста?

С уважением, команда "Горячие Сердца".

Илья Андреевич Широков
Здравствуйте! По вашему необычному и глубокому проекту возникает много вопросов, некоторые из которых уже были заданы выше. Хотелось бы услышать на них ответы. А так же узнать: Возможна ли реализация проекта в школе? Если да, то будет ли от него польза и в чем она проявится? Какие учебные дисциплины можно интегрированно изучать через данный проект?
Заранее спасибо за ответы. С уважением, команда "Объективный взгляд".

Ксения Анатольевна Баженова
Здравствуйте! По вашему необычному и глубокому проекту возникает много вопросов, некоторые из которых уже были заданы выше. Хотелось бы услышать на них ответы. А так же узнать: Возможна ли реализация проекта в школе? Если да, то будет ли от него польза и в чем она проявится? Какие учебные дисциплины можно интегрированно изучать через данный проект?
Заранее спасибо за ответы. С уважением, команда "Объективный взгляд".


Здравствуйте, Илья! Вроде бы команда должна отвечать, однако, мне в этом проекте самой разобраться хочется. И рискну предположить. Исходя из того, что написано в тексте, скорее всего переложить материал можно для старшеклассников, которые увлечены пробами в работе с мышлением (такие есть :) ). Почему не среднее звено? Мне кажется, что может получиться интересное исследование у команды. О том, для кого возраста применимо то, что они запланировали. Обратите внимание на ссылку в одном из сообщений - работа с картиной. Вроде бы ничего сложного, однако, самостоятельно делать сборку элементов ученики среднего возраста могут при особых условиях со стороны педагога.

Анастасия Андреевна Калинникова
Здравствуйте, команда "Южного Федерального Университета" и команда Горячие Сердца". Спасибо за вопросы. Педагогический результат, для нас это повышение не только собственного культурного уровня, а
так же обучающихся. Помимо этого обучающиеся во время не просто наблюдают над способом, а учатся смотреть на процесс обучения с другого ракурса: например, тот момент, когда нужно выявить и структурировать алгоритм своих и чужих действий, увидеть, что за ними скрыто. А для этого нужно суметь подняться над ситуацией и посмотреть на нее сверху. Также в результате студентов-педагогов должен быть сформулирован свой уникальный метод по выявлению способа чтения худ. произведения.

Добавлено спустя 1 минуту:
Здравствуйте, команда "Объективный взгляд" ! Спасибо за вопрос. наш проект в школе будет сложен в понимании и
выполнении, помимо этого он займет больше времени, чем обычное изучение произведения, хотя для 10-11 классов вполне можно провести начальные, вводные этапы
проекта. Можно задействовать дисциплины: литературу, русский язык, где можно рассматривать как текст, картины, так и фильмы.

Ольга Владимировна Гулина
Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, подробнее о третьем этапе занятия " Отношение частей и целого".
С уважением, команда "ЮППИ".

Александра Георгиевна Петрова
Добрый день.
Скажите пожалуйста, был ли уже осуществлен данный проект на практике? если да, то каковы были результаты?
С уважением, команда "ЮППИ"