Искусство драматургии в педагогике

Ольга Александровна Мазуренко
Искусство драматургии
В настоящее время система образования в вузах как российских, так и украинских существует ряд проблем, которые не позволяют им выйти на новый уровень, и тут в пример выступают университеты западного образца. Так что же в них особенного? Прежде всего, условия больше соответствуют XXI веку, но и немало важную роль играют и сами преподаватели. Такие преподаватели ведут себя совершенно свободно со своими подопечными и стараются показать, что барьер заключается лишь в знаниях.
Педагог в первую очередь является актером, которой точно также выступает на сцене перед публикой. Однако у этого актера, куда большая ответственность, так как в его задачах лежит главный пункт: построить в каждом из своих подопечных личностный фундамент и помочь проявить его во всех направлениях.
Фундаментом для преподавателя является то, насколько он обладает классической техникой драматургии, суть которой заключается в том, чтобы:
- вызвать интерес у публики;
- обозначить тему;
- предоставить доказательства, обоснования на которых основывается исследуемая тема;
- продемонстрировать, проиллюстрировать исследуемый материал;
- внести примеры;
- побудить к действию или вызвать любопытство.
Помимо этого, педагог не должен забывать о вспомогательных средствах во время презентации материала, к которым можно отнести графику, меткие слова, картинки, мультимедиа, Power-Point, листок с заметками и др. Весомую роль здесь играет и время, так как именно оно исчисляет успех!
«Каждое потерянное мгновение – потерянное дело, потерянная польза». (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд)
Педагог не имеет права забывать о том, что он педагог, ведь он обрек свои плечи огромной ответственностью и обязан в полной мере продемонстрировать свои усилия и знания. Поэтому для успешного проведения лекции требуется не менее трудоемкая подготовка. На каждую минуту доклада требуется выделить 30 минут подготовки минимум!
На презентацию – 20 минут; на личную подготовку (репетиция, учебное оборудование) – 2 часа, на выступление (рисунки, фотографии, компьютерная графика – управление и контроль) – 4 часа, сама концепция (сбор материалов, визуализация, структурирование) – 3 часа, и предварительное решение (сбор информации, описание цели) – 1 час.
Все нужно для того, чтобы в самой эффективной мере воспользоваться коммуникацией, которая нуждается в иллюстрациях текста, ведь аудитории будет достаточно сложно усвоить материал без его демонстрации. Тут не следует забывать и об эмоциях, так как они составляют, по существу, 80 % успеха вашего выступления (шутки, свободный контакт с аудиторией, поддержка).
Также следует выстроить для себя структуру общения, в которой должно иметь место искусство речи, то бишь риторика, диалектика – искусство вести спор, взаимодействие между людьми, подбор лексики, фонетика, кинесика и др.
Таким образом, адресант должен подстроится под адресата. Знать, какой способ мышления является понятным.
Однако, чтобы успешно себя подготовить не лишним будет и черновик, и очень важным аспектом является то, как Вы подготовите и составите черновик.
Существуют следующие формы черновика: основной текст; ключевые слова; заголовки.
Нельзя просто подготовить лист со сплошным текстом, в котором возможно лишь 2 хода эксплуатации: сплошное и монотонное чтение, а также второй вариант – в принципе, вы не будете им пользоваться, так как вы просто не сможете им воспользоваться если в ваших целях будет активный контакт с аудиторией, так как в случае монотонного чтения вы потеряете контакт с аудиторией из-за того, что не сможете оторваться от текста, и так вы очень быстро потеряете интерес у аудитории.
Идеальный черновик будет выглядеть следующим образом: лист А4, заполненный с одной стороны, никогда его не переворачивать, а просто откладывать в сторону, используя большой шрифт.
При начальном этапе следует собраться с мыслями (поиск, сбор материала), установить классификацию, вовремя начать и время выступления умножить на 10, которое равнозначно минимальному времени подготовки. При изложении материала всегда следует помнить о структуре (излагать по важности и по порядку). Так как качество определяется не количеством, а искусством «вычеркивать» лишнее, ведь слушатель должен остаться понятым, и это то, чего он ожидает от вас, когда заходит в аудиторию. Уверенная ориентация в собственном черновике и правильная его подача – неизбежный успех.
Конспект может быть сделан в форме тематических заметок, наглядного черновика (использование картинок), все зависит от вашей фантазии.
Поэтому следует сделать вывод, что побочный результат возможен в том случае если буду присутствовать следующие факторы: отсутствие зрительного контакта, непостоянный, блуждающий взгляд, напряженные скачки в речи, монотонное чтение, твердое и неподвижное положение, слишком много жестикуляции, руки в карманах, теребить в руках указательную палочку или ручку, поправлять одежду и украшения, застывшее положение за кафедрой, рыться в черновиках, все это поставит вас лишь в нелепое и не профессиональное положение.
Во время презентации материала приступайте сразу к делу, донесите до слушателей аргументы, информацию, найдите точки соприкосновения и эффектно завершите!

Александра Георгиевна Петрова
Здравствуйте.
Скажите пожалуйста, какие методы и технологии будут использованы Вами для реализации данного проекта?
С уважением, команда "ЮППИ"

Сергей Александрович Перекальский
Здравствуйте команда "Dominium"! Уточните, пожалуйста, какие вы ставите цель и задачи. Также хотелось бы узнать целевую аудиторию, с которой вы будете работать.

С уважением команда "Уездный город".

Ольга Игоревна Тряпкина
Здравствуйте.
Довольно общее содержание проекта, прочитав который, возникает не один вопрос.
Что взято за основу вашего проекта? В чем заключается искусство драматургии? Если понимать правильно заключительный этап проекта, то конечным результатом будет умение писать черновик и его правильная подача на публику. Каким образом при этом будут учитываться индивидуальные особенности выступающего? Какова будет фиксация результатов?

С уважением, команда "Горячие Сердца".

Дарья Сергеевна Хало
Здравствуйте! Скажите, на какую возрастную аудиторию рассчитан Ваш проект?
С уважением, команда Южного Федерального университета

Анна Сергеевна Дучук
Здравствуйте, "Dominium", я представляю команду "Шагни вперед!" Очень интересный взгляд на профессию педагога. У нас возник вопрос: вы так подробно описываете, что перед проведением занятия должен сделать педагог...Значит, по вашему мнению хороший педагог обязан иметь замысел своего занятия?


Галина Александровна Федоренко
Подскажите, пожалуйста, каким образом Вы видите педагогический результат Вашего проекта?
С уважением команда "Южного Федерального Университета"

Татьяна Сергеевна Авдеенко
Здравствуйте! Проект интересный и необычный, вопрос такой: возможно ли использование этой методики на учениках школы, а не только на студентах?
С уважением, команда "Южного Федерального Университета"

Юлия Васильевна Мещерюк
Здравствуйте! Неумение подать материал преподавателем,учителем- очень актуальная тема. Скажите,пожалуйста,осуществляли ли Вы свой метод на практике, и насколько продуктивным он оказался?
С уважением, команда "Южного Федерального Университета"