IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

КФУ (Казань), капитан команды Федорова Надежда Алексеевна

КФУ (Казань), капитан команды Федорова Надежда Алексеевна

Татьяна Александровна Тореева
Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов - одна из приоритетных задач, которую призвано решать любое демократическое государство. Особое значение при этом имеет получение высшего образования, качественной профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В высшем учебном заведении при получении профессионального образования основой общности студентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов являются государственные образовательные стандарты, обязательные для тех и других. Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания ВУЗа они, как профессионалы, могут быть конкурентоспособны на рынке труда. Успешность действий молодых людей с ОВЗ во многом будет зависеть от их готовности к активной деятельности, способности инициировать собственное развитие, выступать источником и причиной собственного поведения, преодолевая негативное влияние ситуаций неопределенности, т.е. от способности к самодетерминации. Казанский федеральный университет является членом межвузовской комиссии учреждений высшего профессионального образования в Республике Татарстан, обучающих инвалидов и студентов с ограничениями здоровья. Однако участие Казанского федерального университета в разработке проблем высшего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на настоящий момент является недостаточным. При этом ресурсы КФУ - образовательные структуры, исследовательские центры, вспомогательные службы – позволяют расширить полномочия федерального университета в формировании инклюзивной образовательной политики в регионе. Особый фактор актуальности исследования - необходимость реализации ряда новых обязательных требований к организациям высшего образования, диктуемых инклюзивной стратегией. В их числе необходимость создания организационной структуры, обеспечивающей комплексную реализацию в КФУ инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ; требование введения в штат структуры, обеспечивающей обучение инвалидов, в числе других позиций также специального психолога; требования наличия специальной техники, обеспечивающей прием-передачу информации для лиц с нарушениями здоровья различного типа; требование обеспечения переподготовки преподавателей-предметников с целью знакомства с требованиями, предъявляемыми особенностями лиц с ОВЗ. Реализация исследования позволит определить, насколько современная студенческая молодежь с ОВЗ обладает способностью к самодетерминации, а также каким образом этот феномен влияет на их личностный потенциал (ценностные ориентации,
базовые установки, психические состояния), когнитивные характеристики.
Цель: Выявление психологических особенностей самодетерминации студенческой молодежи с инвалидностью в условиях федерального университета.
1. Экспертная оценка зарубежных и российских подходов организации и развитию высшего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Исследование толерантности к лицам с ОВЗ в структуре высшего инклюзивного образования и его влияние на самодетерминацию студентов.
3. Анализ современных представлений о феномене самодетерминации в психологической науке.
4. Составление комплекса методик исследования самодетерминации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования.
5. Изучение индивидуально – типических особенностей самодетерминации студенческой молодежи с ОВЗ.

6. Разработка программы социально - психологического адаптационного тренинга для студентов с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве федерального университета.
Готовые модели системы инклюзивного обучения инвалидов в высшей школе, адекватные широте и разнообразию специальностей и направлениям подготовки в Казанском федеральном университете,
отсутствуют. Теоретические и практические результаты проведенного исследования будут внедрены в образовательное пространство Казанского (Приволжского) федерального университета.
Также они могут быть использованы не только вузами, но и средними специальными учебными заведениями (ссуз), внедрившими инклюзивную модель образования. Выявленные особенности развития самодетерминации у лиц с ОВЗ послужат основой для достижения ими высоких результатов и укрепления психологического благополучия той или иной сфере жизнедеятельности человека (профессиональная, учебная деятельность, процесс лечения).
Разработанная программа социально-психологического адаптационного тренинга для студентов с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве может быть предложена другим вузам и средним специальным учебным заведениям, внедрившим инклюзивную модель образования.

Ольга Сергеевна Силина
Здравствуйте, команда "КФУ (Казань)"! Ваш проект затрагивает очень важную проблему в современном образовании, спасибо, что поделились своими идеями по ее решению!
Хочется уточнить у вас некоторые теоретические составляющие проекта: на базе каких концепций, подходов вы строите свою работу в этом направлении?
С уважением, команда "Пазл"!

Марина Сергеевна Полухина
Здравствуйте, уважаемые коллеги. С большим интересом читала ваш проект, так как на мой взгляд, он является наиболее актуальным для современного образования. Но хотелось бы уточнить, апробировали вы программу социально-психологического тренинга для студентов с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве или нет? Заранее спасибо за ответ.

Ольга Олеговна Грушевская
Здравствуйте уважаемая команда!
Подскажите, а какие техники будут применены в рамках реализации адаптационного тренинга?

Екатерина Андреевна Доценко
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень заинтересовал Ваш проект, так как тема работы с людьми с ОВЗ нам очень близка. Вопрос об инклюзивном образовании, условиях, формах его реализации в вузе с каждым годом становится все более актуальной. Хотелось бы узнать, какими преимуществами пользуются студенты с ограниченными возможностями здоровья в вашем вузе? Какую пользу они для себя получают, участвуя в вашем проекте? Заранее благодарю вас за ответ.

Данил Владимирович Братчиков
Доброго времени суток, уважаемые коллеги.
У меня такой вопрос. Как вы считаете отличается ли показатель психологических особенностей самодетерминации студенческой молодежи от студентов с инвалидностью в условиях федерального университета?
С уважением, команда "Адаптеры"