IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Полярная звезда, капитан команды Баланова Надежда Олеговна

Полярная звезда, капитан команды Баланова Надежда Олеговна

Татьяна Александровна Тореева
Формирование физиологических понятий путем создания
комикса на уроке биологии

Обоснование проекта
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский В.А.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому и творческому развитию личности используя различные для этого методы обучения. Поэтому важным вопросом в преподавании является то, как правильно донести до учащихся те знания, которыми они должны обладать. При этом необходимо учесть организационные моменты урока с целью заинтересовать учащихся и развить в них способность к правильному восприятию информации.
Одним из трудных для усвоения компонентов содержания биологического образования являются знания, связанные с биологическими процессами. В отличие от фактических знаний по внутреннему и внешнему строению живых организмов биологические процессы несут немалый объем информации и последовательность событий. В школьном курсе биологии процессы изучаются при раскрытии таких сложных понятий, как брожение, гликолиз, дыхание, фотосинтез, биосинтез белка, хемосинтез, рост, развитие, онтогенез, сукцессия, сезонные явления и др. Учителя-методисты при изложении учебного материала во все времена старались иллюстрировать свои слова. Это были рисунки, плакаты, изучаемые объекты, модели и т.д. При этом использовались все доступные средства, которые изменялись вслед за движением научно-технического процесса. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает тысячу условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает десять тысяч условных единиц информации, а орган зрения сто тысяч, то есть около восьмидесяти процентов сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. В связи с этим разработка эффективных средств обучения, иллюстрирующих сложные биологические процессы, может стать наиболее целесообразным. Вышеуказанное определяет актуальность и проблему выбранной темы проекта.
На наш взгляд, уникальным и оригинальным методическим приемом формирования процессуальных понятий по биологии может стать организация условий для создания школьниками комикса, «повествующего» ход этапов биологических процессов. Использование приема создания комикса в учебном процессе, в частности на уроке биологии, является новизной предлагаемого проекта.
Комиксы (от англ. comic – смешной) – рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Существует много определений комикса, все они в целом сводятся к тому, что комикс – это серия изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Комикс – это единство повествования и визуального действия. Скотт Макклауд, автор книги «Суть комикса» (Understanding comics), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное – «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности».
Среди других названий этого вида искусства и отдельных его разновидностей – рисованные истории, для масштабных комиксов – графические романы (они же графические новеллы), для коротких – стрипы. В некоторых странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть своё название. Так, во франкоязычном мире комикс называют фр. bande dessinée (рисованная лента) или BD, японские комиксы называются манга.
Рассмотрев возможности применения такого жанра на уроке биологии, нами выявлены основные принципы, которые могут стать основой создания комикса. Отобранные принципы очень тесно переплетаются и порой, невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения. Однако они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при использовании предлагаемого методического приема, можно выделить следующие:
- принцип доступности – учебный материалы подбираются учителем согласно достигнутому уровню учащихся;
- принцип индивидуальной направленности – работа осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально;
- принципы наглядности и моделирования – поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным;
- принцип прочности – память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) среды способствует их лучшему закреплению;
- принцип познавательной мотивации – основополагающее положение, направленное на стимулирование учебно-познавательной деятельности; этот принцип является одним из ведущих звеньев афферентного синтеза в структуре функциональной системы психической деятельности;
- принцип проблемности – в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы;
- принцип аналогии в биологии – сходство каких-либо биологических структур или функций, не имеющих общего происхождения, понятие противоположное гомологии;
- принцип создания художественного образа – создание персонажа (как правило, известного школьникам), события, факта, которые будут сформировать целостную картину;
- принцип краеведения – под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом в целях повышения качества усвоения;
- принцип связи теории с практикой – практика является основой познания, поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее.
Учет вышеперечисленных принципов обучения может стать гарантом разработки методики, в частности средств, способствующих формирование и развитие биологических процессуальных знаний.
Применение методического приема по созданию комикса позволит не только эффективно усваивать соответствующую информацию, но и активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать у них способность связать теорию с практикой; воспитывать внимание и аккуратность, повышать интерес к учению и делать его более доступным.
Например, известно, что понятие оплодотворение наиболее сложно для восприятия, так как основано на микроскопическом уровне и не представляется возможности прямого наблюдения за процессом, состоящего из нескольких этапов. Если при оплодотворении участие принимают половые клетки, более крупные единицы, чем молекулы веществ, то еще сложным для усвоения могут стать биохимические процессы, носящие наиболее абстрактный характер и требующие применения знаковых символов. Решением выделенной проблемы, конечно, может стать разработка эффективного средства обучения (мультимедийного, виртуального, видео, компьютерной программы и др.), обеспечивающего детальное усвоение учебного материала. Однако все это требует профессионального подхода, вовлечения специалистов из разных областей. Следовательно, перед учителем-предметником возникает трудность в отсутствии всех этих ресурсов. А возможность скомбинировать принцип наглядности и принцип аналогии, связать её с бытовой практикой, затем приложить какую-то сюжетную линию, на наш взгляд станет оригинальным подходом. Например, принцип работы клеточной мембраны можно связать с работой таможни, транспорт веществ, осуществляемый кровью, – с работой почтовой службы, утилизацию клеточных отходов лизосомами – с работой мусоровоза, клеточное дыхание – с работой энергетических компаний, биосинтез белка – с работой фабрик и т.д.
Итак, цель проекта: создание условий для развития физиологических понятий на уроке биологии.

Реализация проекта
Творчество – особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.

Сомерсет Моэм

Ведущий: здравствуйте, уважаемые участники четвертой международной педагогической олимпиады «Ломоносов»! Разрешите представить на Ваше внимание наш проект «Формирование процессуальных понятий путем создания комикса на уроке биологии». У нас сегодня необычный урок биологии. Мы с Вами попробуем сочетать изучение биологических понятий с творческой деятельностью. Как показывает практика, изучение понятий, тем более понятий, раскрывающих сложные биологические процессы, всегда вызывают у детей определенные трудности. Каким образом разрешить эту проблему? Как создать необходимые условия? Как получить ожидаемый результат? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти сегодня. Мы сегодня предлагаем организовать работу по созданию творческого проекта, а точнее научно-художественного комикса. Для этого нам необходимо разобраться с алгоритмом выполнения проекта.
Этапы создания комикса:
1) изучение биологического процесса;
2) возникновение ассоциации и установление аналогии;
3) выявление и создание художественного образа (персонажа);
4) разработка сюжетной линии;
5) оформление проекта;
6) Презентация.
Ведущий: для групповой творческой деятельности нам необходимо создать семь команд. Предлагаем занять свои места по указанным табличкам.
1 этап. Участникам олимпиады раздаются карточки с текстом и перечень терминов с определениями. Текст раскрывает особенность протекания биологического процесса. Для полного усвоения материала к тексту прилагается наглядно-иллюстративное сопровождение в виде картинок, фото, моделей, видео. Каждая команда, изучая текст, должен выделить ключевые этапы процесса. Это необходимо в последующих действиях для создания общей картины проекта. Команды работают с биологическим словарем. В ходе этого этапа важно обратить внимание на все стороны предлагаемых терминов, выявлять их особенность и биологическое значение (15 минут).
Ведущий: мы Вам раздали учебный текст и дидактические материалы. Ваша задача изучить текст о биологическом процессе, постараться запоминать особенности его протекания. С помощью наглядностей представить общую картину процесса. Если в тексте представлены незнакомые термины и понятия, то посмотрите их определения в биологическом словаре.
2 этап. На этом этапе деятельности у участников команд должны возникнуть какие-то ассоциации, связанные с биологическим процессом, отдельными понятиями. На основе этих ассоциаций, участники должны установить аналогию хода процесса с каким-нибудь жизненным явлением (10 минут).
Ведущий: теперь в своей команде друг другу перескажите текст, обсудите его и попробуйте выявить у каждого участника ассоциации, первое представление, которое возникает при изучении предлагаемых биологических процессов. Какие социально-бытовые, ситуативные, исторические, художественно-сюжетные и другие действия напоминают Вам предлагаемые биологические процессы?
4 этап. Участники на основе установленной аналогии придают каждому объекту (вещество, органоид, ткань, орган) художественный образ (персонажи, могут быть даже с именами, вымышленный мир). Также команды делят персонажей на «положительных» и «отрицательных» героев (15 минут).
Ведущий: уважаемые участники, изучив функции, особенность, условие протекания процесса, Вам необходимо придать каждому биологическому объекту художественный образ, роль, а среде, где идет процесс, воображаемый «мир».
5 этап. Участники должны придумать сюжет, аналогичный с протеканием биологического процесса (20 минут).
Ведущий: уважаемые коллеги, на данном этапе нашей деятельности Вы должны разработать общий сценарий проекта, основного на придуманный Вами сюжет. При создании сюжета мы должны учитывать принцип научности, т.е. не искажать последовательность этапов процесса, не дополнять или устранять их.
6 этап. На данном этапе проектирования участники, используя все предложенные оборудования, должны составить свой комикс (30 минут).
Ведущий: уважаемые участники, перед Вами все необходимые оборудования для создания Вашего комикса. Пожалуйста, приступаем к творческой деятельности. Если возникли кое-какие вопросы, то задаем их нашим тьюторам. Как говорил Джеймс Дин, радость возникает в процессе, а не в результате. Желаем приятной продуктивной работы!
7 этап. Участники, предварительно озвучив научный текст о биологическом процессе, начинают представлять свои комиксы (40 минут).
Предлагаемые темы биологических процессов:
1) Влияние алкоголя на работу печени;
2) Влияние табакокурения на работу легких;
3) Нарушение выработки инсулина поджелудочной железой;
4) Нехватка витамина D в организме;
5) Воздействие энергетических напитков на организм;
6) Аскаридоз;
7) Гиподинамия;
8) Влияние компьютера на деятельность органов зрения;
9) Влияние громкого звука на органы слуха;
10) Влияние косметики на кожу.

Оценка результативности проекта
№ Задание Компонент содержания образования
1 Биологический диктант. Впишите пропущенные термины Знание
2 Выберите один из правильных вариантов Знание
3 Установите правильную последовательность событий процесса Умение
4 Оценка творческого проекта команд Творчество
5 Вопросы, требующие развернутого ответа Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру

После выполнения командами заданий начинается рефлексия. За это время подводится итог усвоения и формирования физиологических понятий.

Галина Алексеевна Кравченко
Здравствуйте, Татьяна, очень заинтересовал ваш проект, в первую очередь своей оригинальностью. Скажите пожалуйста, на какую возрастную категорию школьников рассчитан ваш методический прием?

Надежда Олеговна Кузнецова
Здравствуйте, Галина! Спасибо за вопрос!
При разработке этого проекта, мы ориентировались на учащихся 8 класса, т.к. в 8 классе изучается курс "Человек" и разнообразные внутренние процессы. Но я думаю, что если изменить темы процессов, то также можно попробовать это и в других классах

Ольга Сергеевна Силина
Здравствуйте, Татьяна и участники команды!
В основе вашего проекта очень интересная и необычная идея, действительно это что-то новое. И поскольку оценка творческих работ учащихся требует особого подхода, то у меня возник следующий вопрос: какие критерии оценивания творческих проектов команд по результатам урока вы выделяете?
Заранее благодарю за ответ!

Мария Игоревна Сухарева
Здравствуйте, уважаемая команда "Полярная звезда". Мы с вами согласны, что использование метода рисования комиксов эмоционально оживляет организацию образовательного процесса. Вместе с тем у нас возникает вопрос: насколько целесообразным вы рассматриваете использование ассоциативных методов (рисование комиксов) для формирования научных понятий? Не станет ли это помехой для формирования понятийного мышления? Каким образом можно предупредить возникновение этой проблемы?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, Татьяна и участники команды!
В основе вашего проекта очень интересная и необычная идея, действительно это что-то новое. И поскольку оценка творческих работ учащихся требует особого подхода, то у меня возник следующий вопрос: какие критерии оценивания творческих проектов команд по результатам урока вы выделяете?
Заранее благодарю за ответ!

Ольга, здравствуйте!
Капитаном нашей команды является не Татьяна, она является организатором, ответственным секретарем и выложила в форуме проекты всех команд. Спасибо за вопрос! Действительно развитие опыта творческой деятельности у школьников выступает одним из ключевых ожидаемых результатов проекта. И для оценки творческого компонента содержания образования мы предоставим возможность самим командам. Сам проект будет представлять продукт творческой деятельности. Конечно, будет сложновато дать оценку творчеству, ведь нет такого инструмента, четких параметров, критериев для этого. Такая оценка, в основном, связана с положительными эмоциями, удивлениями и другими чувствами. Но, мы надеемся, что на практике мы преодолеем эти трудности.

Добавлено спустя 17 минут:
Здравствуйте, уважаемая команда "Полярная звезда". Мы с вами согласны, что использование метода рисования комиксов эмоционально оживляет организацию образовательного процесса. Вместе с тем у нас возникает вопрос: насколько целесообразным вы рассматриваете использование ассоциативных методов (рисование комиксов) для формирования научных понятий? Не станет ли это помехой для формирования понятийного мышления? Каким образом можно предупредить возникновение этой проблемы?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Здравствуйте, Мария!
Спасибо за очень существенный вопрос! Действительно в каждом методическом приеме есть свои возможные недостатки. Мы это все понимаем. И в реализации нашей идеи возможна выделенная вами проблема. Однако в ходе процесса учитель должен очень умело и аккуратно направлять и знать границу между научным и фантазийным компонентом содержания проекта. Все должно быть с учетом принципа научности. Ассоциации и аналогии лишь сопутствующие факторы, способствующие усвоению научных понятий. Они выступают как инструмент для запоминания последовательности физиологических процессов. Здесь учитывается и возрастная особенность детей. На этапе реализации школьникам четко диктуется алгоритм создания проекта, где прилагаются их пошаговые действия в рамках требования образования. Для учащихся 8 класса физиологические понятия всегда вызывают трудности усвоения. А такой подход, на наш взгляд, позволит более качественному формированию понятий.

Лада Васильевна Першина
Здравствуйте Надежда Олеговна и участники команды. У вас очень интересный проект. Читала с большим вниманием и хотела бы уточнить у вас следующий момент, почему именно комиксы? Ведь можно использовать другие средства изображения.

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте Надежда Олеговна и участники команды. У вас очень интересный проект. Читала с большим вниманием и хотела бы уточнить у вас следующий момент, почему именно комиксы? Ведь можно использовать другие средства изображения.

Здравствуйте, Лада!
Спасибо за вопрос!
Конечно другие средства изображения способствуют формированию понятий. Мы считаем, что в биологии картинки, модели, муляжи, схемы и другие наглядные средства больше способствуют формированию анатомо-морфологических понятий, таких как клетки, ткани, органы. А физиологические понятия, представляющие процессы, требуют не только отрывочных фрагментов наглядных иллюстраций. Сама особенность этих понятий, которая заключается в последовательности этапов, событий процесса, требует внедрения каких-то методических приемов, способствующих поэтапному формированию этих понятий. Следовательно, приложение сюжетной линии к этим научным понятиям позволит наглядному и последовательному представлению всей целостной картины процесса. К тому же при составлении рисунка развивается только художественные творческие способности, а при создании комикса кроме вышеуказанного развивается еще способность сочинять целый рассказ

Наталья Юрьевна Максимова
Здравствуйте! апробировали ли вы подобную методику, если да, то как давно? Эмоциональная включенность и заряженность в подобной форме работы на уроке будет однознаночно, а вот насколько долговременным будет результат? Может вы уже проверяли то, запоминают ли не только физиологические понятия, но и их значение учащиеся? С уважением команда "Секундочкм".

Надежда Олеговна Кузнецова
Здравствуйте, Наталья!
Спасибо за ваш вопрос. Проект создан относительно недавно, и у нас еще не появилось возможности апробировать метод в школе. Мы считаем, что сформированные аналогии и ассоциации будут способствовать долговременному запоминанию. Относительно второго пункта - это все входит в вопросы итоговой контрольной работы, т.к. создание комикса входит в курс изучения конкретной темы и является одной из возможных форм урока

Евгения Юрьевна Александрова
Здравствуйте, команда Полярная звезда. Хотелось бы поподробнее узнать о Вашем проекте, появилось сразу несколько уточняющих вопросов:
1. Какие конкретно физиологические понятия будут формироваться в темах «Аскаридоз», «Влияние косметики на кожу» и др.? Предусмотрено ли изучение данных понятий в курсе биологии («Человек»)?
2. Каким образом цель («развитие понятий») соотносится с темой («формирование понятий»): что является педагогической задачей?
3. Есть ли у Вас авторские образцы комиксов для обучающихся, или процесс создания комикса участниками будет протекать творчески без предъявления образца?
Спасибо.

Сардаана Анатольевна Лукина
Добрый день, Евгения!
1. Рассмотрим на примере темы "Аскаридоз".
По теме "Аскаридоз" будет изучаться жизненный цикл аскариды человеческой. Изучение именно понятия "аскаридоз" не предусмотрено, но есть тема "Гигиена питания" и в рамках этой темы предполагается изучение жизненного цикла аскариды. Мы считаем, что это может дать учащимся физиологическую обоснованность для необходимости принятия мер профилактики глистных заболеваний. Таким образом, происходит расширение основного материала курса "Человек и его здоровье".
2. Педагогическая задача находит свое выражение в планируемых результатах (будь это развития или формирования понятий у учащихся). Понятия "развитие" и "формирование" не однозначны, и в некоторых контекстах они адекватны по смыслу. Но мы считаем, что нужно подумать, и возможно подкорректировать тему и цель проекта.
3. Авторские комиксы у нас есть. Но планируется проведение занятия без предоставления образца. То есть процесс создания комикса будет совершенно творческим.

Спасибо за вопросы

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, команда Полярная звезда. Хотелось бы поподробнее узнать о Вашем проекте, появилось сразу несколько уточняющих вопросов:
1. Какие конкретно физиологические понятия будут формироваться в темах «Аскаридоз», «Влияние косметики на кожу» и др.? Предусмотрено ли изучение данных понятий в курсе биологии («Человек»)?
2. Каким образом цель («развитие понятий») соотносится с темой («формирование понятий»): что является педагогической задачей?
3. Есть ли у Вас авторские образцы комиксов для обучающихся, или процесс создания комикса участниками будет протекать творчески без предъявления образца?
Спасибо.

Здравствуйте, Евгения!
Хотелось бы уточнить по поводу цели и темы проекта. Да, действительно есть расхождение. И это не случайно. По результатам одного занятия мы действительно хотим сформировать эти понятия, т.е. получить конкретное достижение ожидаемого результата, который измеряется инструментом оценивания. Это формирование. А цель мы обязаны поставить более шире, т.к. усвоение учебного материала на определенном этапе не должно стать конечной целью. В связи с этим основная цель это конечно развитие, которое предусмотрено наперед. А выбранная форма и методы выступают как конкретное условие на конкретном этапе развития этих понятий.
Что касается вопроса о авторском образце, то он у на есть. Проект был апробирован. По причине того, что демонстрация образцов может ограничить творчество и загнать в некий шаблон, мы решили этого не делать.
Спасибо за вопрос!

Евгения Юрьевна Александрова
Спасибо за ответ, очень интересная идея. Возникает все больший интерес.
1. Механизм оценивания... расскажите поподробнее о нем:
- Какие критерии будут свидетельствовать о сформированности понятий? Будет ли оцениваться предметность, обобщенность, системность и каким образом (интересна типология заданий)?
- Сколько по времени (от общей продолжительности) примерно должен занять контрольный этап?
2. Сколько участников приняло участие в апробации проекта? (Предыдущий автор (Надежда) вроде указала, что апробация пока проведена не была, проект создан недавно и будет апробирован впервые). Может я немного не так поняла автора?
Спасибо за уточнения. Удачи.

Иван Иванович Павлов
Спасибо за ответ, очень интересная идея. Возникает все больший интерес.
1. Механизм оценивания... расскажите поподробнее о нем:
- Какие критерии будут свидетельствовать о сформированности понятий? Будет ли оцениваться предметность, обобщенность, системность и каким образом (интересна типология заданий)?
- Сколько по времени (от общей продолжительности) примерно должен занять контрольный этап?
2. Сколько участников приняло участие в апробации проекта? (Предыдущий автор (Надежда) вроде указала, что апробация пока проведена не была, проект создан недавно и будет апробирован впервые). Может я немного не так поняла автора?
Спасибо за уточнения. Удачи.

Еще раз большое спасибо за проявленный интерес!
Мы предполагаем, что знаниевый компонент будет оценен путем применения тестовых заданий и вопросов с открытым ответом. Критерии оценки знаний это задания, определяющие уровень усвоения компонентов понятия. Например, понятие "Кровообращение". Это физиологическое понятие, раскрывающее функцию организма. Раз функция, следовательно компонентами этого понятия выступают анатомо-морфологические понятия, как соединительная ткань, сосуды, форменные элементы, сердце, и другие физиологические понятия, как сердечный цикл, сужение и расширение просвета сосудов, газообмен в легких и др. То есть критериями усвоения данного понятия являются комплексное формирование этих понятий. Но поскольку в программе биологии эти и другие понятия изучаются в последовательности, то нет такой необходимости определения уровня усвоения всех понятий. А умения учащихся, обязательный компонент развития любого понятия, может оцениваться посредством применения заданий на установление последовательности этапов физиологических процессов, на соответствии событий и результатов по тем или иным функциям организма, также умения будут прослеживаться по подаче информации, при обсуждении, при формулировке вывода и др. Такие параметры как системность, обобщенность будут выявлены в дальнейшем в ходе изучения последующих тем, разделов биологии. А если вы имеете в виду оценивание в конце определенного занятия по созданию комикса, то формирование это традиционная форма оценки знания и умения. А дальнейшее развитие усвоенных физиологических понятий требует уже поэтапного контроля, прослеживания, это сложный процесс и самый желаемый результат на ценностном уровне достигается только через какое то время.
Что касается вопроса о апробации. Действительно, апробация для широкой аудитории не была проведена. Но механизм реализации самого проекта был апробирован не раз. Мы надеемся, что предлагаемая идея, представленная в виде методического приема, в дальнейшем, если докажет свою целесообразность, станет одним из методов изучения биологических понятий, да и понятий в целом. Думаем, этот прием можно использовать и на уроках географии, экологии, истории, литературы.
Спасибо большое за содержательный вопрос! Надеюсь, дал соответствующий ответ. Команда "Полярная Звезда"

Добавлено спустя 22 часа 29 минут:
Здравствуйте, Татьяна, очень заинтересовал ваш проект, в первую очередь своей оригинальностью. Скажите пожалуйста, на какую возрастную категорию школьников рассчитан ваш методический прием?
Здравствуйте, Галина!
Позвольте уточнить. Сам проект по своему содержанию ориентирован для учащихся восьмого класса. А так методический прием создания комикса может быть использован для детей любого возраста. Даже студенты наши, когда работали над созданием комикса, были очень воодушевлены и с большим удовольствием делали это. Так что здесь нет четких возрастных ограничений. Спасибо за вопрос!

Добавлено спустя 22 часа 41 минуту:
Здравствуйте, Татьяна, очень заинтересовал ваш проект, в первую очередь своей оригинальностью. Скажите пожалуйста, на какую возрастную категорию школьников рассчитан ваш методический прием?

Здравствуйте, Галина!
Позвольте уточнить. Сам проект по своему содержанию ориентирован для учащихся восьмого класса. А так методический прием создания комикса может быть использован для детей любого возраста. Даже студенты наши, когда работали над созданием комикса, были очень воодушевлены и с большим удовольствием делали это. Так что здесь нет четких возрастных ограничений. Спасибо за вопрос!


Людмила Александровна Щепихина
Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас ознакомиться с содержанием нашего проекта «Учение без мучения!!!»,
интерактивные формы и методы педагогической рефлексии учебного занятия».
Будем рады, если Вы напишите свое мнение о проекте и с удовольствием ответим на все, возникшие у Вас вопросы.
Людмила
Капитан команды - TeSL
САФУ, г.Архангельск.



Светлана Сергеевна Давиденко
Здравствуйте! Очень заинтересовал ваш проект необычной,новой,интересной формой обучения школьников! Ведь чем интереснее и разнообразнее материал предоставляется ученикам,тем лучше он запоминается и дольше сохраняется. Скажите,пробовали ли вы вашу методику на практике? В каких кассах? Если да,то,как быстро пробудили интерес к работе у учеников? Не было ли упрощения содержания учебного материала,переноса с предмета биологии на рисование или творческое саморазвитие школьников? Какой результат в итоге получили?
С уважением,команда "Центр развития речи ЮФУ".

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте! Очень заинтересовал ваш проект необычной,новой,интересной формой обучения школьников! Ведь чем интереснее и разнообразнее материал предоставляется ученикам,тем лучше он запоминается и дольше сохраняется. Скажите,пробовали ли вы вашу методику на практике? В каких кассах? Если да,то,как быстро пробудили интерес к работе у учеников? Не было ли упрощения содержания учебного материала,переноса с предмета биологии на рисование или творческое саморазвитие школьников? Какой результат в итоге получили?
С уважением,команда "Центр развития речи ЮФУ".

Здравствуйте, Светлана!
Спасибо за проявленный интерес! Предлагаемая методика находится на стадии проекта. Она была реализована только для студентов. А так по своему содержанию такая методика ориентирована для учащихся 8 класса. Хотя, применяя такой же механизм, можно изучить и другие темы и по другим предметам. Поэтому что касается эффективности предлагаемой методики мы можем пока только прогнозировать и делать гипотезу о том, что действительно усвоение учебного материала повысится.

Данил Владимирович Братчиков
Здравствуйте, команда "Полярная звезда". Актуальная тема, учитывая особенности восприятия информации современных школьников. Скажите, планируется ли разработка схожих программ для усвоения школьниками более узких тем биологии, в частности для подготовки к ЕГЭ.
С уважением, команда "Адаптеры".

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, команда "Полярная звезда". Актуальная тема, учитывая особенности восприятия информации современных школьников. Скажите, планируется ли разработка схожих программ для усвоения школьниками более узких тем биологии, в частности для подготовки к ЕГЭ.
С уважением, команда "Адаптеры".

Здравствуйте, Данил! Спасибо за вопрос! В КИМ-х ЕГЭ есть задания второго уровня, выявляющие у учащихся умение устанавливать правильную последовательность процессов. В связи с этим использование предлагаемого методического приема может быть целесообразным. Однако наша методика не полностью апробирована и поэтому мы можем это только гипотетически предполагать. А с учетом возрастных особенностей и четко регламентированных требований ЕГЭ, нам кажется при подготовке не стоит все таки экспериментировать для широкой массы аудитории. Но, мы думаем, что для отдельных учащихся, у которых наблюдается некое отставание, упущение по данным понятиям, можно применить наш прием.
Разработку программ по использованию такого подхода мы не планируем, так как по содержанию школьного курса биологии физиологические понятия изучаются в разных разделах, дополняя остальные понятия. Нам просто понятно, что создание подобной программы может сформировать у учащихся отрывочное, фрагментарное представление о целостной картине мира. Надеюсь, смог ответить на Ваш вопрос)
С уважением, команда "Полярная Звезда"