IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Astra, капитан команды Вагина Елена Александровна

Astra, капитан команды Вагина Елена Александровна

Татьяна Александровна Тореева
Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. В нашей программе мы хотим научить подростков соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями и индивидуальностью. В связи с этим основной целевой аудиторией являются подростки 14-17 лет.
Часто старшим школьникам необходимо продвигаться в своем развитии, открывать в себе новые и новые качества для решения поставленных задач. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" старшеклассников является главной ценностью данной программы. Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Если подросток будет психологически готов вступить во взрослую жизнь, то и проблем с самоопределением у него будет меньше. «Стратегия жизни» направленна как раз на облегчение социализации молодого гражданина. Глобальной целью программы является развитие толерантности и социализации подростков.
Основным видом деятельности в задействованный период является морально- личностное общение, а если быть точнее, то общение на интимно-личностные темы. Личностное самоопределение является основным психологическим новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. В этой связи организационной формой реализации программы является социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы.
В результате освоения программы учащиеся смогут:
 Получить представление о структуре личности;
 Сформировать представление о собственных индивидуально-психологических особенностях;
 Получить опыт само презентации и толерантного отношения в среде сверстников;
 Сформировать представление о таких понятиях как «качество жизни», «самооценка» и «Я-концепция»; представление о ведущей роли человека в определении качества жизни,
 Совершенствовать навыки организации индивидуальной и командной деятельности, осуществления выборов;
 Получить опыт развития адекватной самооценки и уровня притязаний, позитивного самовосприятия;
 Получить опыт изменения социальной и психологической действительности;
 Получить представление о понятиях «общение», «закономерности общения», «барьеры общения»;
 Получить представление о понятиях «спор», «межличностный конфликт» и «внутриличностный конфликт»;
 Сформировать представление о причинах возникновения конфликтов, механизмах развития конфликта и стилях разрешения конфликтов;
 Совершенствовать навыки разрешения и профилактики конфликтов.

Для достижения этих результатов предусмотрена программа, состоящая из 4х модулей, рассчитанных на 144 академических часа. Модуль реализуется в течение 6 дней. Каждый модуль разворачивает самостоятельное содержание и заканчивается итоговым мероприятием, в рамках которого учащиеся представляют свои творческие работы. Предполагается реализация программы на протяжении учебного года. Содержание модулей может незначительно корректироваться, в зависимости от особенностей участвующих в тренинге подростков.
Краткое описание предполагаемых модулей:
1. Модуль «Грани индивидуальности» (осенние каникулы) 36 часов.
Цель – формирование интереса к собственной личности, представлений о ценности человеческой индивидуальности, навыков саморефлексии.
Задачи:
- сформировать представление о структуре личности;
- организовать самостоятельное изучение собственных особенностей;
- организовать обсуждение «преимуществ» и «недостатков» индивидуальных особенностей;
- формировать толерантное отношение к индивидуальным особенностям собственной личности и окружающих людей;
- формировать навыки самопрезентации.
Фиксация результатов:
Самопрезентация. Фестиваль «Каждый уникален»
2. Модуль «В поисках смысла» (зимние каникулы) 36 часов.
Цель – формирование ответственности за качество собственной жизни, навыков целеполагания и самоопределения; коррекция самооценки.
Задачи:
 формировать представление о понятиях «качество жизни», «самооценка» и «Я-концепция»;
 формировать представление о ведущей роли человека в определении качества жизни,
 развивать навыки целеполагания, осуществления выборов;
 организовать ситуации развития адекватной самооценки и уровня притязаний, позитивного самовосприятия;
 формировать навыки изменения социальной и психологической действительности.
Фиксация результатов:
Выставка коллажей «Рисуем будущее»
3. Модуль «Ты, я, он, она…» (весенние каникулы) 36 часов.
Цель – формирование представлений о закономерностях и барьерах в общении, развитие навыков работы в команде.
Задачи:
 формировать представление о понятиях «общение», «закономерности общения», «барьеры общения»;
 формировать представление о правилах работы в команде;
 развивать навыки работы в команде.
Фиксация результатов:
Презентация командных проектов «Город солнца»
4. Модуль «Мирными путями» (летние каникулы) 36 часов.
Цель – формирование представлений о сущности межличностных конфликтов, конструктивных способах разрешения конфликтов, развитие навыков бесконфликтного поведения.
Задачи:
 формировать представление о понятиях «спор», «межличностный конфликт» и «внутриличностный конфликт»;
 формировать представление о причинах возникновения конфликтов, механизмах развития конфликта;
 формировать представление о стилях разрешения конфликтов;
 развивать навыки разрешения и профилактики конфликтов.
Фиксация результатов:
Изготовление самоучителя «Выход из конфликта для «чайников»

1. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован;

Для успешного достижения прогнозируемых результатов к участникам предъявляются минимальные требования:
Подростковый возраст (14-17 лет);
Мотивация к собственному развитию;
Участие в тренингах-погружениях.


2. Средства отбора: те педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых, удовлетворяющих перечисленным в п. 3 требованиям;
В образовательном учреждении существует группа подростков с социально опасным поведением. К таким относятся подростки, состоящие на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, являющиеся опекаемыми детьми или просто отличающиеся асоциальным поведением. Среди них, в индивидуальной беседе, выявляются подростки с наибольшей мотивацией и желанием изменить свою жизнь, вступить во взрослый период жизни состоявшимися личностями и являться полноценными участниками общественных отношений.


3. Концептуальные позиции: с точки зрения каких педагогических концепций, теорий, принципов, эмпирических приемов и методов, эвристических соображений и т.п. команда рассматривает свое предстоящее действие (эти концептуальные позиции не подлежат оценке, хотя будут обсуждаться; основное назначение этого раздела – фиксация той системы представлений, которую использует команда и того языка, на котором с ней имеет смысл разговаривать);
Концептуальной основой нашего проекта является «стратегия жизни», разработанная советским и российским психологом Ксенией Александровной Абульхановой-Славской. Суть состоит в том, что личность является отдельным субъектом деятельности в жизни. Как и у любого субъекта деятельности, у личности существуют сильные и слабые стороны, что естественно влияет на всю жизнь в целом. Для успешной, «взрослой жизни» необходимо всестороннее развитие личности, осознание своих «плюсов» и «минусов», возможностей и более слабых качеств. В концепции Ксении Александровны основной упор делается на то, что это все понимание «себя» необходимо соединять с требованиями общества. Выполнение общественных обязательств и осознание своих собственных сил для выполнений этих требований, успешный синтез возможностей и потребностей, является «залогом успеха» личности и успешной реализации «стратегии жизни».
Решаемые нами проблемы педагогической психологии анализируются на основе личностно-деятельностного подхода в общем контексте основных тенденций развития современного образования. Согласно этому подходу, а) в центре образовательного процесса находится сам подросток, выявление его возможностей путем выполнения поставленных в рамках модулей программы, б) процесс тренингов подразумевает организацию и управление учебной деятельностью обучающихся, направленной на их всестороннее развитие и соотнесение своей личности с требованиями общества. В соответствии с личностно-деятельностным подходом к обучению в проекте рассмотрены психологические механизмы и закономерности усвоения общественных требований, влияющие на «взрослую» жизнь.
Для проведения данных теорий в жизнь используется множество методов. Например, группа методов, которая влияет на формирование личности. Конкретные приемы это беседы, диспуты и метод жизненных примеров. Для формирования у подростка конкретного опыта общественного поведения используются различные обучающие упражнения, создание и воссоздание воспитывающих ситуаций, анализ общественного мнения и конечно, выполнение всех педагогических требований организаторов. Для стимулирования мотивации подростков, для их желания создать успешную «стратегию жизни», применяется соревнование между участниками и, естественно, такие стимулы как поощрение и одобрение. Активно применяются дидактические игры, для более легкого прохождения этапов тренинга.

4. Средства фиксации достигнутого результата: педагогические измерения и способ их интерпретации, позволяющий утверждать, что результат достигнут (желательно градуированный, то есть: какие показатели означают, что результат достигнут вполне успешно, успешно, удовлетворительно, слабо, какие означают провал) измерения могут производиться как в конце, так и в процессе исполнения проекта;
Педагогические измерения проводятся ежедневно- в каждом модуле, каждый день. Представляются они в форме самооценивания подростков, по средствам самоотчета. В конце каждого модуля происходит фиксация результатов. Выбор способа фиксации обусловлен мероприятиями, которые проводились в течении 6 дней.
Перечислим конкретные методы фиксации результатам, распределенных по модулям:
1. Самопрезентация. Фестиваль «Каждый уникален».
2. Выставка коллажей «Рисуем будущее»
3. Презентация командных проектов «Город солнца»
4. Изготовление самоучителя «Выход из конфликтов для «чайников».
По окончанию всех модулей должен выявиться главный результат: умение и желание подростка использовать собственные индивидуальные способности для осуществления ответственного выбора дальнейшего жизненного пути.
Для достижения желаемого результата подросток, выполнивший данную программу, должен:
- видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
- иметь определенный социальный опыт, позволяющий ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;
- уметь делать осознанный выбор, по крайне мере на уровне, той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.
Так как данный педагогический проект социально ориентирован и преследует, в первую очередь, цель оказать помощь в адаптации подростков со сложной жизненной ситуацией, представить градуировку результатов не представляется возможным. Через длительное время (5-7 лет) возможно, будет оценить, успешна ли и нужна ли была наша деятельность.


5. Распределение функций в команде.

Работа совместная, равная.

Надежда Олеговна Кузнецова
Здравствуйте!
Содержательная и актуальная сейчас по тематике работа, поэтому первый же вопрос: апробировали ли вы ее или же это пока концептуальный проект? И второй - на базе каких учреждений вы бы хотели проводить тренинги?
Заранее спасибо!

Елена Александровна Вагина
Здравствуйте Надежда!
Мы начали реализацию программы в 2014- 2015 учебном году (на осенних каникулах), концепция потихоньку становится реальность. Пройден 1 модуль. О результатах пока говорить рано- мониторинг возможен только после прохождения всех модулей.

Реализуется программа на базе общеобразовательной школы.

Благодарим за вопрос!

Мария Игоревна Сухарева
Здравствуйте, уважаемая команда "Astra". Мы с вами полностью согласны, что в организации работы с детьми необходимо учитывать их возрастные особенности, социальную ситуацию развития, появляющиеся новообразования. Вместе с тем у нас возникли вопросы:чьей переодизацией вы пользовались для определения границ подросткового возраста 14-17 лет? Видете ли вы разницу между подростковым и пубертатным периодом? Если да, то имело ли это значение для вашего проекта?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Елена Александровна Вагина
Уважаемая команда "Золотой Алтай", очень рады Вашему вопросу!

Отвечаем по порядку: 1.Границы подросткового возраста мы определяем по периодизации стадий развития личности Э.Эриксона. Согласно данной периодизации возраст 14-17 лет является основным периодом развития идентичности личности. Кризис, который происходит в этот период, составляет основу личностной и социальной идентичности, которая начинает осознаваться с указанного времени. Именно осознание своих личностных качеств и соотнесение их с потребностями общества является одной из целей проекта. Этим, собственно, и обусловлен выбор Эриксона в качестве одной из методологических основ.

2. Мы не обозначаем разницу между пубертатным и подростковым периодом.

Надеемся, что достаточно ясно ответили на Ваши вопросы.
С уважением "Astra"

Наталья Юрьевна Максимова
Здравствуйте, команда "Astra"!
Можно ли сказать, что ваш направлен на профессиональную ориентацию старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации?
С уважением, команда "Секундочки".

Наталья Евгеньевна Иванова
Здравствуйте команда "Astra"!
Вами указаны определенные критерии отбора подростков для участия в реализации вашего проекта. Вы говорите о том, что в индивидуальной беседы вы выявляете подростков с большей мотивацией, уточните, пожалуйста, по средством каких вопросов в беседе, или может каких-то конкретных форм беседы и применения при этом каких-то методик, вами предполагается выявление уровня мотивации? С уважением команда "Пазл".

Елена Александровна Вагина
Команда "Секундочки", приветствуем Вас.
Безусловно, осознание своих индивидуальных особенностей поможет и в профориентации.
С уважением, "Astra".


"Пазл" спасибо за интересный вопрос! Выявлению подлежит социальная мотивация. Сделать это можно с помощью методики выявления "мотивации к успеху" Т.Элеса. Так же, как вы могли заметить, основной упор в нашей долгосрочной программе сделан на работу с подростками, отличающимися девиантным поведением, а это значит, что уровень мотивации является крайне относительным параметром.
Так как в программе довольно много времени уделено психологическим аспектам- для реализации необходимо привлекать школьного психолога, который так же поможет в выявлении мотивации.
С уважением , "Astra".

Евгений Алексеевич Улюшкин
Добрый день, уважаемые члены команды! Безусловно, предлагаемая Вами программа интересна и будет востребована. Она состоит из нескольких модулей. Один из них вы уже апробировали. Хотелось бы узнать, как реагируют дети на работу в каникулы, не тяжело ли им участвовать в 6-часовом тренинге. Ценность Вашего мероприятия в том, что разработана система сопровождения ребёнка во время каникул.
С уважением, команда Баньян.

Ирина Витальевна Алексенцева
Уважаемая команда "Золотой Алтай", очень рады Вашему вопросу!

Отвечаем по порядку: 1.Границы подросткового возраста мы определяем по периодизации стадий развития личности Э.Эриксона. Согласно данной периодизации возраст 14-17 лет является основным периодом развития идентичности личности. Кризис, который происходит в этот период, составляет основу личностной и социальной идентичности, которая начинает осознаваться с указанного времени. Именно осознание своих личностных качеств и соотнесение их с потребностями общества является одной из целей проекта. Этим, собственно, и обусловлен выбор Эриксона в качестве одной из методологических основ.

2. Мы не обозначаем разницу между пубертатным и подростковым периодом.

Надеемся, что достаточно ясно ответили на Ваши вопросы.
С уважением "Astra"


Здравствуйте, команда "Astra". Спасибо за ясный и содержательный ответ.
С уважением, команда "Золотой Алтай".

Елена Александровна Вагина
Уважаемая команда "Баньян"!
Во первых просим прощения за столь долгий ответ- не заметили вопрос сразу.
Чаще всего (по крайней мере в Красноярске) трудных детей в каникулы стараются чем - либо занять. Наши школы не являются исключением. К сожалению, большинство трудных ребятишек очень плохо учятся (одна из причин низкая мативация), и поэтому в каникулы они занимаются. Тренинги по большей части проходят в виде игр, существуют паузы, и поэтому подростки не особо напрягаются. К сожалению, выполнять задания им намного интереснее, чем учиться.
Спасибо за интересный вопрос.

Данил Владимирович Братчиков
Здравствуйте, команда Astra.
Очень актуальный на сегодняшний день проект. Хотелось бы пожелать Вам удачи и посоветовать в качестве критерия оценки результатов методику для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым). Очень проста в интерпретациии.