IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Перекресток знаний, капитан команды Пушнова Валерия Валерьевна

Перекресток знаний, капитан команды Пушнова Валерия Валерьевна

Валерия Валерьевна Пушнова
Содержание проекта.

1. название команды;
«Перекресток знаний»

2. педагогический результат;

Схема действий:
- будет представлен вариант программы «Основы компьютерной грамотности». Практические упражнения по информатике, как метод социокультурного развития.


Программа разбита на восемь глав.
Оглавление глав:
1. Что такое персональный компьютер?
2. Как хранится информация в компьютере?
3. Шрифты. Что это такое?
4. Как можно ввести информацию в компьютер.
5. Microsoft Word. Практические занятия.
6. Microsoft Excel. Практические занятия.
7. Microsoft Power Point. Практические занятия.
8. Тесты.

Первые четыре главы – теоретические, главы 5, 6, 7 – практические задания, последняя глава 8, содержит примеры вариантов тестов для проверки знаний ученика по этой программе. В практических заданиях по программе Word представлено - 5 заданий, по программе Excel - 3 задания, по программе Power Point - 2 задания. По программе Word заданий больше с тем расчётом, что кнопки основных вкладок повторяются в программах Excel и Power Point.

Цель:
- быстрое освоение основных простых навыков работы с компьютером в выделенный короткий промежуток времени.

Педагогический результат:
- предполагается повысить развитие учащегося на предмет информационных технологий, и затронуть общее социокультурное развитие учащегося, путем использования практических заданий на иностранных языках и об иностранных традициях.

3. условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован;

Обучаемый(-мые) должен(-ы) обладать минимальными пользовательскими знаниями о компьютере. Для обучения необходим в наличии компьютер и записанный на нем пакет Microsoft Office. Количество обучаемых в зависимости от количества техники, но не более 5.
Между участниками обязательно взаимоуважение и хорошее настроение!

Программа, представленная здесь, подходит не только для школьников, но и для людей других разных возрастов. Например, для студентов, которые не имели по некоторым социальным причинам в своем детстве компьютер дома, но сейчас им необходимо научиться пользоваться им. Для взрослых людей с большим стажем, которые начали свою карьеру ещё лет 30-40 назад, находятся сейчас в пенсионном возрасте, но ещё работают и хотят научиться работать в современном информационном обществе. И надо отметить, что у всех этих людей, одно общее свойство – у всех мало свободного времени от учёбы в школе, в институте, от работы, и одно огромное желание обучиться в короткие сроки, в реальном темпе их текущей жизни и без больших материальных затрат.

4. средства отбора: те педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых;

Отсутствие практических профессиональных навыков работы с пакетом Microsoft Office. Наличие компьютера.

5. концептуальные позиции;

На сегодняшний день информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни любого человека.
Но, несмотря на то, что компьютер сегодня знакомое слово каждому - и школьнику, и студенту, и взрослому человеку, не все до сих пор могут с ним работать или точнее сказать «правильно им пользоваться».
Наряду с появившимися возможностями информатизации общества и информатизации образования, параллельно возникли проблемы, требующие внимания и решений в ближайшее время.
К основным группам проблем в области информатизации образования можно отнести:
• проблемы устаревших процессов обучения, отсутствие инноваций;
• проблемы устаревших знаний, недостаточная скорость обновления информации;
• проблемы нехватки преподавательского состава, с необходимым уровнем знаний по специальности и по навыкам использования информационных технологий;
• проблемы со стороны учащихся, незаинтересованность из-за не интересной методики проведения урока.
Выход из сложившихся проблем может быть только комплексным решением, и должен включать не только материальное решение вопроса повсеместного внедрения информационных технологий, но и решения юридические, социальные, педагогические и др.
Особую роль в системе образования отдаётся педагогам. Помимо накопления знаний и прямолинейной их передачи, педагог определяет социальное развитие личности человека, будь то школьник, студент или взрослый человек, пришедший на курсы повышения квалификации. Речь идёт о социокультурных процессах в системе образования, о взаимодействии частей одной социокультурной системы – «учитель-ученик-окружающий мир».

Какую же роль на практике несёт педагог в социокультурных процессах в образовании на уроке информатики?
В данной программе этот вопрос рассмотрен на примере изучения основ компьютерной грамотности, изучения, например, текстового процессора Microsoft Word.
В программе представлены задания. Каждое задание может выполняться на разных языках, а в комплексе задавать ритм для социокультурного развития ученика. При выполнении заданий можно использовать представленные шаблоны текстов, или для организации саморазвития, задать ученику для создания таких текстов, задачу самостоятельного поиска информации, например, на разных языках и о разных народах и их традициях. В процессе поиска ученик автоматически знакомиться с культурой той страны, на языке которой ему надо выполнить задания. И таким образом система «учитель-ученик-окружающей мир» на уроке информатики несёт в себе социокультурные процессы, и компьютер в данном случае с первых шагов превращается в социокультурное образовательное средство информатизации общества.

Данный представленный проект опирается на концепцию вариативного образования.
Вариативное образование:
• это поисковое образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре;
• это процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.
Цель вариативного образования:
– формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в разных жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности.
Стратегия развития вариативного дополнительного образования:
1. От отдельных альтернативных научных педагогических школ – к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития.
2. От монополии государственного образования – к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного, семейного образования, дополнительного образования (курсов, тренингов).
3. От «безнационального» унитарного образования – к этнической дифференциации образования в системе общего образовательного пространства, например, России.
4. От предметоцентризма – к образовательным областям при построении планов.
Создание таких смешанных курсов, как, например, «окружающий мир и иностранный язык», «человек и общество», в данном проекте «компьютер – окружающий мир». Это путь к повышению вариативности образования, к созданию вариантов учебных планов в зависимости от региональных и национальных особенностей.
5. От «чистых» линий развития типов образовательных учреждений к – «смешанным». Создание комплексов «детский сад–школа», «школа–вуз», «школ-лабораторий» – гибрида школы с НИИ. Много разных типов школ возникает в системе дополнительного образования.
6. От монопольного учебника – к вариативным.
7. От теоретических средств обучения – к практическим техническим полифункциональным средствам и информационным технологиям (примеры реализации того что изучаешь на практике).

! Особо надо заметить, что речь в теме представленного проекта, идет исключительно о дополнительном образовании и его вариативном развитии, и не обсуждается существующая на сегодняшний день официальное государственное образование (школьное или вузовское). Затрагивается лишь возможность сочетания государственного и дополнительного негосударственного образования.

6. средства фиксации достигнутого результата;

Оценка A – полное выполнение практических заданий глав 5, 6, 7 и тестов – положительный результат.
Оценка B - частичное выполнение практических заданий глав 5, 6, 7 и тестов – удовлетворительный результат.
Оценка C - полное невыполнение практических заданий глав 5, 6, 7 и полное невыполнение тестов – отрицательный результат.

! Предполагается, что практические задания оцениваются в процессе обучения, а тесты оцениваются в конце обучения.
! Градуировка может быть в дальнейшем самостоятельно педагогом расширена, в случае, например, если большое количество обучаемых или количество тестов больше, например, 30.

7. распределение функций в команде;

В команде 3 человека:

Пушнова Валерия, Самуйлов Сергей – имеют техническое образование и являются педагогами в области компьютерной грамотности. Исполнительная часть может осуществляться каждым.
! Исполнитель обучает одного или, например, двоих (не более пяти) учеников (групповое исполнение только при наличии соответствующего числа техники).

Степаненко Татьяна – переводчик. Помощник при составлении заданий в случае необходимости на иностранных языках.

Мария Игоревна Сухарева
Здравствуйте, уважаемая команда из Баку. Мы внимательно прочитали ваш проект и у нас возник следующий вопрос: чем обоснован выбор вариативного подхода в постраении концепции проекта?

Галина Алексеевна Кравченко
Здравствуйте, Валерия, очень заинтересовал ваш проект, скажите пожалуйста была ли ваша программа когда-либо реализована на практике? Заранее спасибо.

Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, Галина! Да, программа применялась и применяется на практике постоянно лично мной и моими коллегами. Особенность программы заключается в том, что она вариативна. В зависимости от уровня знаний обучаемого, педагог сам может расширять границы программы, если есть такая необходимость.

Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, Мария! Спасибо за Ваш интерес! Выбор возник самостоятельно в процессе первых практических применений программы. Изначально, программа была более "жесткая", т.е. имела четкие фиксированные эталоны. Но на практике при работе с обучаемыми было замечено, что можно изменять структуру, если сами обучаемые задавали дополнительные вопросы в зависимости от своего уровня знаний. Первоначально, такие вопросы были связаны с просьбами выполнить какие-то задания на других иностранных языках, например, не на русском, а на азербайджанском или на английском языках. Такой вопрос возникал у людей, которые готовились после прохождения курса устраиваться на работу, где требовались еще и знания языков, и обучаемые использовали данный момент для развития своих знаний языков и улучшения навыков быстрого набора текста при разных раскладках клавиатуры. Вот на таких примерах и многих других возникла идея изменения программы в сторону большей "гибкости", и переходу к вариативной концепции.

Галина Алексеевна Кравченко
Валерия, спасибо за ответ! У меня возник еще вопрос: возможна ли адаптация вашей программы для людей, не обладающих даже минимальными знаниями о компьютере?

Валерия Валерьевна Пушнова
Галина, спасибо за интерес к программе!!Адаптировать можно, но введу поправку, время реализации программы увеличится, т.е. это уже будет безусловно несколько занятий. И для таких как раз людей интересна будет первая глава программы - 1. Что такое персональный компьютер?, в отличие от более опытных обучаемых, которые быстрее переходят сразу к практическим занятиям. И при этом надо конечно увеличить число практических занятий, так как вообще без минимальных знаний обучаемым нужно больше практики.

Анастасия Алексеевна Неманова
Здравствуйте, Валерия!
Очень заинтересовал ваш проект, так как прошлом году я реализовывала подобный проект, но для отдельной группы населения - пенсионеров. И у меня возник к вам вопрос: как вы видите дальнейшее развитие вашего проекта, например формирование умения пользоваться сетью интернет и т.п.?
С уважением, команда "pi-онеры-2".

Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, Анастасия и команда "pi-онеры-2"!
Спасибо за интерес к проекту!
Приятно, познакомиться с коллегами в той же специализации.

Да, Интернет немаловажная часть в теме – «информатика и социокультурное развитие».
В данном проекте пока «де-факто» предполагается, что обучаемые обладают знаниями об Интернете, т.е. минимально умеют пользоваться поисковиком. Так как именно этот момент должен позволить обучаемым, при задании учителя найти некую информацию о другой стране или традициях другого народа для написания, например, текста на Word, и тем самым расширить его социокультурное развитие знаниями о культуре другой страны.

Но на практике, мне тоже приходилось сталкиваться с людьми, как раз пенсионного возраста, не владеющими навыками работы с Интернетом. В таком случае, в главе 4 «Как можно ввести информацию в компьютер», я вводила дополнительные небольшие знания о поиске информации в Интернете и сохранение ее на своем компьютере.
Таким образом, пока на практике идет вот такая вариативная реализация обучению работы с Интернет, в зависимости нужно или нет.

В будущем, в развитие программы именно в этом вопросе, я вижу, возможное появление отдельной главы – «Интернет и для чего?». Но для этого нужно определить еще практические области применения Интернет, помимо поиска информации.
Пока, по периодически возникающим вопросам от обучаемых, могу выделить две группы:
• Возраст 18-40: Интернет, e-mail, как написать CV и Cover Letter, основные известные сайты по обучению за границей и трудоустройству.
• Возраст 40-60: Интернет, поисковики, e-mail, работа с социальными сайтами (оплата коммунальных услуг, пенсионный фонд, покупка билетов в театр, заказ товаров на дом), социальные сети.
Т.е. пока определяется некий «спрос» населения – «нужно? кому? для чего?», т.е. прослеживается статистика вопросов и потом уже будет более понятно, как построить эту главу, и как педагогически реализовать эту задачу.
Возможно, это будет глава «Интернет и для чего?» с практическими примерами решения вопросов для разных возрастных групп.

Надеюсь, ответила понятно! Спасибо за интересный вопрос!



Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, Марина! Спасибо за оценку и слова поддержки!! Мы, также, в ответ хотим пожелать Вам Успехов в Вашей работе и Удачи!!

Юлия Александровна Юрьева
Здравствуйте, Анастасия и команда "pi-онеры-2"!
Спасибо за интерес к проекту!
Приятно, познакомиться с коллегами в той же специализации.

Да, Интернет немаловажная часть в теме – «информатика и социокультурное развитие».
В данном проекте пока «де-факто» предполагается, что обучаемые обладают знаниями об Интернете, т.е. минимально умеют пользоваться поисковиком. Так как именно этот момент должен позволить обучаемым, при задании учителя найти некую информацию о другой стране или традициях другого народа для написания, например, текста на Word, и тем самым расширить его социокультурное развитие знаниями о культуре другой страны.

Но на практике, мне тоже приходилось сталкиваться с людьми, как раз пенсионного возраста, не владеющими навыками работы с Интернетом. В таком случае, в главе 4 «Как можно ввести информацию в компьютер», я вводила дополнительные небольшие знания о поиске информации в Интернете и сохранение ее на своем компьютере.
Таким образом, пока на практике идет вот такая вариативная реализация обучению работы с Интернет, в зависимости нужно или нет.

В будущем, в развитие программы именно в этом вопросе, я вижу, возможное появление отдельной главы – «Интернет и для чего?». Но для этого нужно определить еще практические области применения Интернет, помимо поиска информации.
Пока, по периодически возникающим вопросам от обучаемых, могу выделить две группы:
• Возраст 18-40: Интернет, e-mail, как написать CV и Cover Letter, основные известные сайты по обучению за границей и трудоустройству.
• Возраст 40-60: Интернет, поисковики, e-mail, работа с социальными сайтами (оплата коммунальных услуг, пенсионный фонд, покупка билетов в театр, заказ товаров на дом), социальные сети.
Т.е. пока определяется некий «спрос» населения – «нужно? кому? для чего?», т.е. прослеживается статистика вопросов и потом уже будет более понятно, как построить эту главу, и как педагогически реализовать эту задачу.
Возможно, это будет глава «Интернет и для чего?» с практическими примерами решения вопросов для разных возрастных групп.

Надеюсь, ответила понятно! Спасибо за интересный вопрос!


Еще раз здравтсвуйте, Валерия! Большое спасибо за обстоятельный ответ на наш вопрос!
С уважением, команда "pi-онеры-2"