IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

ИнтеГрация, капитан команды Майбасова Зарина Турсуновна

ИнтеГрация, капитан команды Майбасова Зарина Турсуновна

Татьяна Александровна Тореева
Обоснование проекта:
Динамичность социокультурной ситуации требуют от государства и общества выдвижение на первые позиции в обучении воспитание, как экономической, так и читательской культуры. Проблема читательской культуры состоит в предпочтении визуального воздействия, что способствует чтению в развлекательных целях, сокращению на него времени, замещению его потреблением данных в аудиальной и символьной формах. В свою очередь, это приводит к снижению уровня читательской культуры, что осознается как негативная тенденция, угрожающая не только индивидуальной духовности, но и социальной системе в целом.
Наряду с этим мы сталкиваемся и с проблемой экономической безграмотности. Задача формирования экономической грамотности населения ставится на главные позиции не только в России, но и во многих странах мира. Проблема находит отражение в системе образования, в частности общеобразовательной школе, на которую возложена ответственность в удовлетворении данной потребности. Однако, существует ряд проблем, связанных с преподаванием экономических дисциплин. Главная из них - это недостаточное количество часов экономики, а зачастую и полное их отсутствие в программах школ. Также наряду с этим практически повсеместно распространены такие проблемы, как кадровые и материальные, программное обеспечение, методические и проблемы восприятия предмета. Подобные проблемы негативно влияют на образовательный и воспитательный процесс и требуют своего решения. Учитывая, что обществу необходимо образованное, грамотное, культурное и успешное поколение.
Именно поэтому мы предлагаем проект «ЭкоЛит», направленный на воспитание экономической и читательской культуры обучающихся общеобразовательных школ в рамках дополнительного образования, посредством применения интеграционной связи экономики и литературы.
Можно выделить несколько причин для создания и реализации проекта:
- во-первых, развитие экономической культуры стоит в приоритете государства;
- во-вторых, не во всех школах есть предмет экономика;
-в-третьих, осуществляется приобщение обучающихся к художественной литературе, к чтению в целом;
- в-четвертых, художественные произведения отражают экономические процессы и явления, что способствует облегчению в восприятии сложного экономического материала (т.е. бытовые примеры).
Целью проекта является создание в рамках дополнительного образования факультативных курсов по формированию экономической культуры посредством интеграции экономики и литературы (чтения и анализа художественных произведений).
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
1) проиллюстрировать экономические закономерности и процессы в художественной литературе;
2) развить интерес у школьников к чтению и литературе в целом;
3) способствовать формированию и развитию читательской культуры школьников
4) мотивировать обучающихся к самостоятельной и аналитической деятельности.
Технология интегративного обучения предоставляет возможность связать экономику с художественной литературой, обеспечивая интерес к экономическим явлениям и повышая экономическую культуру в процессе обучения. Этим обусловлена актуальность данной темы.
Педагогический результат: реализация данного проекта в рамках дополнительного образования общеобразовательной школы способствует повышению уровня экономической и читательской культуры обучающихся, если применять технологию интегрированных курсов в старших классах.
Команда намерена продемонстрировать примеры занятий курсов, которые позволят в полной мере увидеть должное педагогическое действие. В течение 2-х часов участники команды будут проводить интегрированные уроки экономики и литературы, которые наиболее ярко демонстрируют содержание экономического материала в литературных произведениях, позволяя уже с первого урока почувствовать взаимосвязь литературы и экономики.
3. Для демонстрации и получения позитивного (положительного) либо отрицательно результата, необходимо желание и обучаемость участников педагогического процесса.
В рамках проекта он направлен на школьников старших классов
(9-11 классы).
4. ________________________________________________________
5. Концептуальные позиции: разработка проекта осуществлялась с точки зрения трех основных подходов:
1- интегрированного подхода;
2- культурологического подхода;
3- системного подхода.
Демонстрация проекта предполагает применение как активных методов обучения, так и пассивных. Интерактивный и проблемно-поисковый методы являются главными средствами в процессе педагогического действия.
6. Средства фиксации достигнутого результата:
- критерии оценивания - контрольный срез;
- по определенным критериям проверка на соответствие;
- рефлексия.
Критерии оценивания результатов деятельности:
1- умение выделять экономические аспекты в художественных произведениях;
2- способность выявлять отражение экономического процесса на примере художественного произведения;
3- расширение понятийного аппарата экономических категорий (способность трактовать понятия);
4- способность соотнесения сюжета произведений с практической жизнью.
Примерные задания (соответственно критериям):
1. Из предложенных отрывков художественных произведений определить экономические категории (индивидуальное задание, оценивает педагог по 10-балльной школе).
2. К предложенным экономическим категориям необходимо подобрать реальную трактовку из литературного произведения (оценивается индивидуальная активность + выполнение командного задания, команды оценивают друг друга по 10-балльной школе).
3. Инсценировка по ролям (по отрывкам произведений), из которых необходимо определить экономические ситуации (общее обсуждение + индивидуальная активность).
4. Моделирование. На основе инсценировки написать свое отношение к ситуации, перенося опыт героев на личный опыт (5 предложений) (оценивается личное понимание, обучающие оценивают работы друг друга по 10-балльной школе).
5. Подведение итогов и перевод баллов в проценты.
Интерпретация критериев оценивания и выполненных заданий:
- обучающиеся выполнили задания всех уровней – результат педагогической деятельности 100 %;
- справились с заданиями трех уровней – результат педагогической деятельности 75%;
- справились с заданиями двух уровней – результат педагогической деятельности 50%;
- справились только с одним уровнем заданий – результат педагогической деятельности 25%.
Если все задания выполнены в соответствии с перечисленными критериями, то педагогическая деятельность имеет положительный результат.
7. Распределение функций в команде:
Капитан – Майбасова Зарина (презентация проекта и представление команды);
Исполнитель 1 урока – Файзуллина Светлана;
Исполнитель 2 урока – Чушкина Светлана;
Исполнитель 3 урока – Капитонова Вероника;
Техническое обеспечение – Закамский Сергей;
Проведение рефлексии - Мазина Вера;
Ведение и написание рецензий - Шохова Тамара.

Евгения Юрьевна Александрова
Здравствуйте, команда ИнтеГрация, подскажите, пожалуйста, почему Ваш проект получил такое интересное название "ЭкоЛит"?
"Эко"/"Экос" ("дом, жилище" = дословно "Наука о Доме") - это всегда был символ Экологии, энергосбережения и сохранения природного богатства планеты.
Экономика же - "Эко+Ном" ("дом"+"хозяйство" = "Наука о ведении хозяйства Дома").
Или идеей было объединение "Эко+Лит" ("дом"+"литература" = "Дом Литературы")? Интересен Ваш выбор. Спасибо.

Наталья Юрьевна Максимова
Здравствуйте, интересная идея объединить две дисциплины, скажите, пожалуйста, если реализован ли ваш проект, если да, то много ли участников было подобной формы работы?

Зарина Турсуновна Майбасова
Здравствуйте Евгения, основная идея нашего проекта это интеграция экономики и художественной литературы именно отсюда и было взято название "ЭкоЛит".

Добавлено спустя 11 минуту:
Здравствуйте Наталья, проект реализован частично в рамках педагогической практики, частников было двое.

Мария Игоревна Сухарева
Здравствуйте, уважаемая команда.
В чем вы видите педагогический смысл сочетания экономики и художественной литературы?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Зарина Турсуновна Майбасова
Интеграция экономики и литературы способствует более глубокому пониманию смысла художественной литературы, сколько бы не прошло времени 100, 200 лет, герои произведения все так же близки современному человеку, они становятся своими, у них те же бытовые вопросы (касательно финансовой и экономической сферы), что и у нас. Повседневная жизнь. То есть упрощает процесс восприятия произведения и принятия и использование в повседневной жизни, изучение культуры страны, народа его жизнедеятельности. С точки зрения экономики: практическое отражение экономических категорий; с точки зрения литературы: новый взгляд на анализ произведения, развитие аналитического мышления обучающегося, умении оперировать категориальным аппаратом экономики соответствующим школьной программе. При этом развитие аналитических способностей обучающихся идет по 2 направлениям, что делает процесс обучения данным предметам наиболее эффективным, тем самым развитие культуры общения, мышления, расширение словарного запаса и т.д.


Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, команда "ИнтеГрация"!
На наш взгляд очень необычная и интересная интеграция двух предметов. Думаем, реализация будет не менее интересным, чем сама идея. У нас возник меленький вопрос: каким образом непосредственно разрешается задача, связанная с развитием интереса у школьников к чтению и литературе в целом? Есть ли конкретный механизм, действие, прием по разрешению данной задачи? Спасибо!
Также мы ждем Вас для обсуждения нашего проекта "Формирование физиологических понятий путем создания комикса на уроке биологии"
С уважением, команда "Полярная Звезда"

Зарина Турсуновна Майбасова
Здравствуйте! Спасибо за вопрос.
конкретного механизма нет, но есть различные приемы для развития интереса у обучающихся все зависит от урока и темы, то есть один и тот же способ не будет действовать в той же степени эффективно либо наоборот. Важно разнообразие в деятельности на протяжении урока, т.е. мы воздействуем и играми, и просмотр роликов, и выполнение творческих заданий (буктрейлеры, переписывание сюжета на новый лад с обязательным отражением экономики),
а главное заинтересованность самого педагога который сможет заразить этим азартом поиска интеграции экономики и литературы школьников.
Просим прощения за долгий ответ.
С уважением "ИнтеГрация".

Софья Александровна Суходоева
Добрый вечер, уважаемая команда!
Замечательный проект, вы коснулись действительно актуальной проблемы. Было бы очень интересно побывать на ваших занятиях.
Но возник вопрос: каковы методы фиксации данного опыта у учеников при таком кратковременном подходе?

Зарина Турсуновна Майбасова
Здравствуйте! Спасибо за проявленный интерес к нашему проекту. Самый эффективный метод это эссе, которое проверяется по определенным критериям.