IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Баньян, капитан команды Улюшкин Евгений Алексеевич

Баньян, капитан команды Улюшкин Евгений Алексеевич

Татьяна Александровна Тореева
Форма проведения: исповедь поколений (интерактивное путешествие по местам боевой славы).
Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, к её защитникам, чувства ответственности человека за происходящее вокруг.
Задачи:
1. Воспитательная задача.
Формировать гражданскую идентичность учащихся на основе развития исторической памяти, укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого; прививать интерес у учащихся к истории, любовь к Родине, своему народу;формировать понятие о нравственных ценностях человечества: стремление сохранить мир на земле, бороться против войны, воспитание патриотизма у школьников
2. Развивающая задача.
Развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на рассматриваемые события; развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; совершенствовать речь учащихся.
Учащиеся должны уметь делать выводы на основе полученных знаний, давать пояснения к ним, должны развивать речь и мышление.
3. Образовательная задача.
Стимулировать интерес учащихся к истории,продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
Оборудование: компьютер, проектор, акустическая система, видеоролики, мультимедийная презентация, мел, учебная доска.
Использованная литература и источники:
1. Дневник Тани Савичевой // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL : http://www.world-war.ru/dnevnik-tani-savichevoj/
2. Воронов Ю.//[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://poetryrain.com/authors/voronov-yuriy/all
3. Видео "Дорога жизни" // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://vk.com/video142910786_170320916
4. Видео «Детям блокадного Ленинграда посвящается» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:http://vk.com/video?q=блокадный% 20ленинград §ion =search&z=video 6689128_167116644
Предварительная работа:
 изучение музейных фондов, посвящённых Великой Отечественной войне (музеи школ г. Арзамаса, Арзамасского района, городской краеведческий музей);
 посещение Мемориального комплекса р.п. Шатки;
 проведение серии внеклассных мероприятий в школах Нижегородской области;
 встреча с ветеранами войны;
 изучение методической литературы и интернет-ресурсов;
 поисковая работа по сайту Министерства обороны РФ;
 работа в архиве № 2 г. Арзамаса.

Этапы
Методы и приёмы Деятельность учителя
Деятельность учеников Личностные результаты УУД
l.Организационный этап.
ВЗ:
Вовлечь всех учащихся в данное внеклассное мероприятие
Создание условий для более глубокого ознакомления учащихся с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ее защитниками и их подвигами;ориентация учащихся на переживание моральных чувств и их осознание.

































Обращение к чувству.


Звучат слова Левитана в записи «Началась война…»
Война… Такое короткое и ёмкое слово. Каждый из нас в это сложное понятие вкладывает свой смысл. Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что она пришла в каждый дом, в каждую семью.
Существительное «война» не терпит безразличия и равнодушия. Война несовместима с «миром», «радостью», «счастьем». Сегодня мы скажем «нет» всем тем, ктопытается разрушить самое прекрасное на земле – ЖИЗНЬ!
Дороги, по которым мы сегодня пройдём, одолели наши прадеды. Без них не существует наш мир; без них он остался бы замурованным во мраке боли. Сейчас нам откроется парадокс времени: уводя нас от реальности, оно наполнит реальность смыслом. Из этих странствий мы вернёмся другими.
Четыре человека, четыре судьбы, четыре семьи, которых объединила ВОЙНА.
1.История из рода Решетиных.
«Я – Решетина Татьяна Константиновна. Из нашей семьи на фронт ушли 6 мужчин, один из них мой прадед, Худяков Василий Александрович, 1913 года рождения, красноармеец.
Пропал без вести в 29 лет.»
2.Историяиз рода Золиных. «Я – Лопаков Денис Викторович. Мой прадед Золин Иван Поликарпович погиб под Сталинградом».
3.Историяиз рода Грязновых. «Я – Шикина Мария Юрьевна. Из нашей семьи в боевых действиях участвовали Грязнов Анатолий Фёдорович и Грязнова Евдокия Степановна, мои прабабушка и прадедушка. К сожалению, семейные архивы утрачены, и сейчас я занимаюсь их восстановлением».
4.История семьи Храмовых.
«Я – Храмов Сергей Александрович. Два моих прадеда вернулись с полей сражений Великой Отечественной Войны – Болотов Афанасий Михайлович и Наумов Евдоким Иванович».

– На официальном сайте Министерства обороны РФ вы можете найти информацию о родственниках. (http://obd-memorial.ru/html/index.html)
(На протяжении всего выступления играет музыка ) Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию Сформированность мотивации.
Готовность к саморазвитию.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностное самоопределение.



2.Основной этап мероприятия

ВЗ:
Посредством ознакомления с историческими фактами содействовать осознанию школьниками принадлежности к судьбе своей Родины, сраны.

ВЗ:
Расширить представления школьников о нелегкой жизни детей во время войны, о личностном вкладе как каждого человека, так и каждой социальной общности (села, деревни, города и т.д.) в дело победы.





















Обращение к сознанию (рассказ, пример) Блок «Таня Савичева».
В Нижегородской области. в небольшом рабочем посёлке Шатки(на карте появляется новая точка) находится могила Тани Савичевой, которая вместе с другими детьми была эвакуирована из блокадного Ленинграда.
Авторский видео материал, снятый в рабочем посёлке Шатки (На фоне музыки Дэвида Гаррета).
В возрасте 12-ти лет Таня начала вести свой дневник. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
–Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
– Нижегородская (ранее Горьковская) область не только принимала эвакуированных из осажденных городов, но и Горьковский Автомобильный Завода внёс огромный вклад в историю победы нашей страны. Завод этот стоит на нашей родной земле и поэтому особенно гордо рассказывать о нём.
Основанный в 1932 году Нижегородский(Горьковский) автозавод и сегодня занимает важное место среди промышленных предприятий области и страны. Его историю невозможно отделить от истории России. Особым этапом на этом пути встала Великая Отечественная война. С ее началом вся автомобильная промышленность была переведена на военный лад, потребовалась коренная перестройка производства.
Завод становится важнейшим оборонным предприятием нашей Родины.
Начатое по инициативе автозаводцев в октябре 1941 года патриотическое движение за организацию фронтовых бригад разрастается до масштабов всей страны.
Примеры истинного героизма показывают молодежные фронтовые бригады В. Шубина, А. Харламова, В. Тихомирова, В. Заулина, И. Якименко. 12 октября 1941 года на завод приходит телеграмма от председателя ГКО Сталина с настоятельной просьбой увеличить производство танков Т-60, Т-70.
По интенсивности своего производства танки Т-70 в 1942 году занимают второе место после Т-34. В октябре 1942 года выпускается первый ширококолейный бронеавтомобиль, получивший индекс БА-64Б.
Снежная и морозная зима 1941-1942 года создает условия для широкого применения боевой и транспортной техники. Появляются первые аэросанные подразделения.
В ОКБ Наркомречфлота под руководством главного конструктора М. В. Веселовского по заданию ГКО СССР создаются Аэросани РФ-8. Важное место в истории завода занимает выпуск трехосных грузовиков ГАЗ - МММ, полугусеничных машин ГАЗ-60, газогенераторных ГАЗ - 42 и ГАЗ - 43, автобусы ГАЗ - 03-30 и ГАЗ - 55 (санитарный), которые во время блокады Ленинграда обеспечивали связь между осажденным городом и внешним миром, исколесив тысячи километров по знаменитой ''Дороге жизни''.
По данным Центрального архива Министерства обороны в июне 1943 года на город совершается 7 авианалетов. Оборону автозавода и подступы к нему осуществляют 200 зенитных орудий.
В результате бомбардировок разрушается 50 зданий и сооружений завода и района; лавный конвейер, цехи шасси, термический цеха.
Защищая предприятие, героически погибает директор автобусного завода (филиала ГАЗа) Герасим Кузьмич Парышев. Он посмертно награждается орденом Отечественной войны I степени.
В июне 1943 года в Горький прибывает правительственная комиссия, разрабатывается развернутый план восстановительных работ. К ним привлекаются крупнейшие горьковские заводы: ''Красное Сормово'', ''Двигатель революции'', ''Красная Этна''. Огромное количество горьковчан принимают участие в восстановительных работах.
28 октября 1943 года завод полностью восстанавливается. Более 400 рабочих, инженеров и техников предприятия удостаиваются орденов и медалей за самоотверженный и доблестный труд.
За годы войны завод выпустил: более 200 тысяч грузовых и легковых автомобилей;
около 8,5 тысяч танков;
более 10 тысяч самоходных артиллерийских установок;
свыше 6 тысяч бронеавтомобилей;
более 24 тысяч минометов;
более 10 миллионов различных снарядов (в том числе около 30 тысяч снарядов для реактивных установок «Катюша»);
Горьковский Автозавод внес неоценимый вклад в дело всей страны – борьбы с фашизмом.
Город Арзамас, в котором мы живем и учимся в годы Великой Отечественной войны был важным стратегическим объектом.
–Но неумолимой остается заслуга других городов.
Слушают. Зачитывают фрагменты дневника Тани Савичевой Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.

Позитивное переживание отношения своей принадлежности к судьбе страны.

Расширены знания о детях блокадного Ленинграда и в целом о судьбе детей во рвем войны, о значении малых городов России в победе, в частности города Горький
Представление о войне как бедствии не только в судьбе страны, но и судьбе каждого человека, о том, что роль каждого является значимой в достижении победы






Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностное, жизненное самоопределение.
Установление связи между целью деятельности, её мотивом, действиями и результатом.
Постановка вопросов.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ВЗ:
Расширение представлений школьников о Великой Отечественной войне 1941-1945, формирование уважительного отношения к прошлому России,воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Беседа, сопровождающаяся демонстрационным материалом
Прием «коррекция позиций» (М.И. Рожков)
Метод демонстрации (П.И. Пидкасистый)
Работа с картой
Блок «Города-герои».
– Как вы думаете, за что города получали звание «Героя»?
– Какие города-герои вы знаете?
–Город-Герой– высшая степень отличия, присваиваемая городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. На сегодня звание города-героя также имеют: Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой).
Брестская Крепость–крепость-Герой, первой приняла на себя удар фашистских полчищ.
Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов,так как они напали внезапно, их было больше в 10 раз. Но крепость несдалась, она истекла кровью. Разрушены здания, но защитники крепости, их жены и дети спустились в подвалы. Вся территория вокруг крепости занята врагом, а над крепостью – красный флаг, крепость отстреливается. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессменного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери. В музее Брестской крепости рассказывают легенду о советском солдате, который сражался один на протяжении 10 месяцев, не подпуская немцев к развалинам крепости.
(демонстрация ролика о Брестской крепости)

Петербург-Ленинград.
Гитлер приказал стереть Ленинград с лица земли. Ожесточенные бои за Ленинград начались 10 июля 1941 г. Немецкие войска после продолжительных боев отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Город был лишен топлива, электричества, вышел из строя водопровод. Начался голод. 900 дней и ночей находился город в осаде. Выехать из города невозможно. Немцы так близко подошли к Ленинграду, что выехать из города было невозможно. Хлеб Ленинградцам выдавали по карточкам. Норма выдачи хлеба населению и составляла: для рабочих – 250 грамм суррогатного хлеба в день, для служащих, иждивенцев и детей – 125 грамм на человека. В Ленинграде есть кладбище, на котором похоронено 650 тысяч простых людей, умерших от голода во время блокады.
Через замерзшее Ладожское озеро шла единственная дорога по которой подвозили продукты в осажденный Ленинград. Ее называли «Дорога жизни».
В конце января 1944 г. город Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады.
Волгоград – Сталинград.
23 августа 1942 года тысячи фашистских самолетов полетели к Сталинграду, они сбрасывали на жилые кварталы сотни бомб. Рушились здания, город полыхал и был окутан дымом. За каждый район, улицу, дом сражались сталинградцы.
В Волгограде есть памятник– Дом Павлова. Здесь «небольшая группа защитников уничтожила столько гитлеровцев, сколько они не потеряли при взятии Парижа».2 февраля 1943 года в город на Волге после упорных боев, наконец-то, пришла победа. 330 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, которыми командовал фельдмаршал Паулюс, оказались в кольце и сдались в плен.
Москва.
В конце сентября 1941 года немецко-фашистская армия, имея численное превосходство в танках, самолетах, артиллерии и пехоте, начала наступление на Москву.
Сотни тысяч москвичей, несмотря на погодные условия, строили оборонительные сооружения, возводили на окраинах города баррикады, рыли окопы. Рабочие днем и ночью ковали оружие для фронта.
Но ни взять, ни окружить Москву Гитлеру не удалось. Подвигсовершил летчик Виктор Талалихин –онпервым в мире применил таран в ночном воздушном бою.
Подвиг совершила дивизия генерала Панфилова. 30 дней беспрерывного боя выдержали воины этой дивизии. Пал смертью храбрых, защищая Москву, Иван Васильевич Панфилов, но остались его панфиловцы, которые совершили подвиг у разъезда Дубосеково. Их было 28. Возглавил бойцов политрук Клочков. Ему принадлежат слова: «Друзья, велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Вступили солдаты в неравный бой. Все меньше и меньше их становилось с каждой минутой. Убит и Клочков. Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов к Москве. 5 декабря 1941 года советские войска начали контрнаступление.

Создание маршрута памяти Расширены и осознаны роли городов-героев и городов воинской славы в победе СССР.
Постановка вопросов.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ВЗ:
Вызвать чувство сопричастности к освещаемым событиям, душевного и духовного сопереживания. Систематизация и интеграция персональных переживаний со стандартными нормами поведения, переведение их в план осознанных, норм, ценностных установок и ориентиров.
Методы педагогического воздействия (обращение к чувствам)
Б.Т. Лихачев.

Тактильный контакт
Блок «Слепая вера».
Гаснет свет, и в полной темноте звучит голос ведущего.
–«На белом берегу Днепра лежали мои мертвые товарищи. Атака захлебнулась. Среди убитых я пролежал с 12 часов до вечера…».
Январь 1943 года. Правый берег Днепра за Гомелем. К нам пришло пополнение, и немцы засуетились – в небе появился бронированный самолет-разведчик «Рама», как мы его называли. Накренился набок, открылась дверь, и я увидел, что наш район фотографируют.
У меня был только пистолет. Я помахал рукой, приговаривая: «Видали мы вас!». За мною шел солдат, прибывший в мое расположение, с тем условием, чтобы он всегда сопровождал меня. «Рама» поднялась выше. Огонь артиллерии. Впереди, метрах в 30-ти по диагонали перед траншеей, стремительно опустилось что-то темное, похожее на бревно. Я вытянул шею, что бы рассмотреть. Земля поднялась бугром и затем клочьями с огнем разлетелась во все стороны. Я понял, что видел след падающего снаряда. Интересно, видят ли артиллеристы след при выстреле? Я оказался на
линии огня. Снаряды ложились позади и перед траншеей. Я и солдат лежали на дне. Ну, теперь попадут точно. Снаряд разорвался в двух метрах от меня. Осколки пролетели надо мной плашмя. Внутри у меня что-то безумно прыгало, то в пятки, то в голову. Было только одно желание – вскочить и бежать куда-нибудь. Я собрал в кулак всю свою волю, чтобы удержать себя на месте. Осколки пролетели. Минута тишины. Я привстал, успев перекреститься, и вдруг услышал нарастающий шелест. Осколки, летевшие вверх, начали сыпаться вниз. Я был ничем не защищен. Ложиться было бесполезно и даже опасно. Я сел и накрыл голову руками. Осколки величиной с палец, кружась, как волчок, падали, и от них исходил пар. Я в ужасе ждал - куда же упадет следующий? Славу Богу! Пронесло! Немцы были удовлетворены. Участок пристрелян хорошо. «Рама» ушла.
Я встал, отряхнулся, шепча: «Помоги, Господи!» Но неспроста ведь пристреляли наш участок: значит – жди гостей. Где же у меня слабое место? Слабым местом была дорога, не перекопанная траншеей, без огневой точки. Я поставил туда на ночь бойца из пополнения. Смеркалось. Вдруг я услышал окрик солдата. Подошел и спросил, что случилось. Солдат ответил, что только что заметил мелькнувшие в темноте три человеческие фигуры. Когда он крикнул: «Стой, кто идет?», фигуры повернулись и ушли обратно. Я тут же дал сигнал: «Огонь всем!». Четыре пулемета и стрелки открыли огонь. Ответила немецкая артиллерия. Снаряды ложились точно по району, но немного за траншеей. После каждой артподготовки я вскакивал со дна траншеи и давал осветительную ракету, чтобы немцы не смогли подняться для прыжка в траншею. Как только прекратился огонь артиллерии, я вновь вскочил: дать осветительную ракету. Сержант Демьяненко схватил меня за руку: «Ой, не стреляй, а то опять будет бить артиллерия!». Я дал хук левой, сержант упал, и я дал осветительную ракету. На выстрел полетел рой пуль по всей траншее. Немцы прочесывали пулеметным огнем так, что нос не высунешь. Немцы не могли высунуться из кустов на освященное место. И это было бесконечно! Но вдруг мы увидели взрывы перед нашими траншеями. Радость! Наконец-то и наша артиллерия подала свой голос, и очень удачно. После этого все затихло. Я побежал по траншеям. Пулеметы были разбиты. Два солдата легко ранены (Чуфаров и Демьяненко). В соседнем опорном пункте сосредоточилась разведка для поддержания нашего района. Стало светать. В голове шумело. Напряжение спало и я, не выдержав, отключился минут на пять. Проснувшись, попросил солдата полить мне воды – умыться. Я с риском вылез из траншеи, зная, что кусты с фронта загораживают меня от немцев. Траншея так надоедает, что идешь на риск ради того, чтобы пару минут выйти из нее. Я увидел в предрассветном тумане приближающиеся фигуры и бросился к пулемету, крикнув солдату: «Что не стреляешь?!» «Это наша разведка», – ответил солдат. Я вылез из траншеи, перешел минное поле, и подошел к разведчикам. Три немца были разорваны разрывами снарядов в клочья и было несколько кровавых дорог от раненых немцев, которых немцы смогли, утащили с собой.
Я хотел поблагодарить артиллеристов за хорошую работу, но оказалось, что наши артиллеристы не открывали огня (лимит снарядов). И тогда я понял, что во всем виноват обратный скат траншеи. Мы занимали траншеи, когда-то вырытые немцами, и хороший обзор и обстрел был только в тыл, а спереди у нас был сад. Разрывы снарядов немцам не были видны, так как они падали за обратный скат, и немецкая разведка перенести огонь поближе, таким образом, они накрыли последним залпом своих. (Работа ученика – по окончанию финальных слов детям снимают повязки, раздают свечи, которые они «зажигают».

Ведущий читает стихотворение.

Возложите на море венки.
Есть такой человечий обычай –
В память воинов, в море погибших,
Возлагают на море венки.

Возложите на землю венки.
В ней лежат молодые мужчины.
Из сирени, из роз, из жасмина
Возложите живые венки.

Возложите на Время венки,
В этом вечном огне мы сгорели.
Из жасмина, из белой сирени
На огонь возложите венки.

Объявляется минута молчания.
–«В каждой душе слово живёт, горит, светиться, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды».
Все переживания солдат превращались в строки писем, которые донесли до нас чувства, мысли, события. «Погружение» в эмоциональные переживания воспоминаний Осознанное отношение к войне, ориентировка в выборе ценностных предпочтений, отражающих индивидуально-личностные позиции Саморегуляция как способность к мобилизации эмоций, чувств, умений управлять ими.
Эмпайтиные умения: способность сопереживать, сочувствовать.


ВЗ:
Обобщение и закрепление основ гражданской идентичности Осознание своей сопричастности к происходящему в жизни народа, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Импровизация на заданную тему.
Блок.
Письма с фронта.
(На фоне музыкальной композиции «Темная ночь» в исполнении Марка Бернеса)
– Дорогие друзья!
Я держу в руках бесценный исторический документ – реальное письмо неизвестного солдата, которое бережно хранится в семейном архиве моих родственников. Оно пропитано бесконечной любовью к самым дорогим людям на земле. Между строк скрыты боль и отчаяние, разлука. Мы чувствуем дух эпохи. Слышим звенящую тишину, которая позволила солдату написать эти строки: (отрывок из письма)
Иногда мне кажется, что именно об этом солдате писал Андрей Дементьев:
Дорогая моя, на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на другом берегу.
Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку,
Знай, что васот беды я всегда сберегу.
–Строки писем рождались в окопах, блиндажах и землянках. В редкие часы передышек и затишья, солдаты обращались к своим детям, женам и матерям, стараясь хотя бы ненадолго заглушить невыносимую тоску по семьям и родным местам. Письма с фронта – заветные треугольники очень ждали, измождённые непосильной работой и голодом люди.
– Дорогие друзья, у нас есть уникальная возможность погрузиться в то время. Все мы знаем, что во время войны было сложно передать письмо домой, и поэтому каждая строчка имела свою ценность. Письма писали на любом клочке бумаги.
Перед вами лежат листы. Давайте попробуем написать на них самые важные слова, которые мы хотели бы адресовать своим самым близким и дорогим людям. (на фоне лирической музыки дети пишут свои письма на тему «Что я бы хотел рассказать своим детям о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов)
–Во время войны существовал особый способ сложить письмо – «треугольником». Давайте сложим наши письма так, как это делали в годы Великой Отечественной войны.
А сейчас давайте прикрепим написанные нами письма на карту, которую сохранит классный руководитель и передаст вам на выпускном. Пишут письмо Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Этап рефлексия.
ВЗ:
Осознание своей сопричастности к происходящему в жизни народа, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Непрерывная эстафета мнений (М.И. Рожков) На этапе рефлексии ведущий передает гильзу времён Великой Отечественной Войны, как символ памяти, учащиеся подбирают слова-ассоциации к слову «война».

Выражают свое отношение к услышанному в ходе мероприятия. Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению ценностных ориентиров.
Осознание нравственных истоков победы в Великой Отечественной войне
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Этап подведения итогов. На заключительном этапе воспитательного мероприятия каждый ученик получает «секретный пакет» с Георгиевской ленточкой и памятными сувенирами.
(Звучит запись слов Левитана о капитуляции Германии.) Осознание нравственных истоков победы в Великой Отечественной войне

Ольга Викторовна Култыгина
Здравствуйте, уважаемая команда.
Ваш проект очень интересный, у нас возникло несколько вопросов. Скажите, на какой возраст учеников рассчитан ваш проект? Ваш проект реализуется в качестве внеклассного мероприятия или его можно использовать при изучении истории России? Заранее спасибо за ответ.

С уважением, команда "Тула"

Лада Васильевна Першина
Здравствуйте, Евгений Алексеевич и члены команды. С интересом читала ваш проект и у меня возник вопрос практического характера. Был ли ваш проект уже реализован?И если да, то хотелось бы больше узнать про целевую аудиторию и полученные результаты. Спасибо.

Ольга Сергеевна Силина
Здравствуйте Евгений и участники команды!
Ваш проект действительно актуален на сегодняшний день. Мне понравилось разнообразие приведенных вами ситуаций на формирование когнитивного, ценностного и эмоционального компонентов гражданской позиции, и у меня возник вопрос: как вы решаете вопрос формирования поведенческого компонента у той аудитории на которую рассчитан ваш проект?
Заранее благодарю за ответ!

Евгений Алексеевич Улюшкин
Большое спасибо за проявленный интерес к нашему проекту. Отдельные этапы воспитательного мероприятия были реализованы в ходе педагогической практики студентов в школах Нижегородской области в 6-7 классах, что позволило сделать выводы о продуктивности используемых приёмов и необходимости разработки более масштабного проекта. Один из главных результатов: мотивированный возросший интерес к истории своей семьи и малой Родины в годы Великой Отечественной войны. С уважением, Евгений и команда.

Добавлено спустя 8 минут:
Спасибо за вопрос по нашему проекту.
Методологической основой внеклассного мероприятия является ФГОС ООО, фундаментальное ядро которого - системно- деятельностный подход, в логике которого достижения учащихся в форме предметных, метопредметных и личностных результатов, что отмечено в 5 разделе проекта. Поэтому в проекте предусмотрено выделение УУД учащихся, а не ценностных результатов воспитания обозначенных в рамках аксиологического подхода. С уважением, Евгений и команда.

Мария Игоревна Сухарева
Здравствуйте, уважаемая команда. В какие формы активности будут включены субъекты вашего проекта?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Евгений Алексеевич Улюшкин
Здравствуйте, уважаемая команда "Золотой Алтай"! С удовольствием отвечает на Ваш вопрос.
На первом этапе реализации проекта мы используем прием "обращение к чувству", приглашая школьников к сопереживанию и сочувствию, к внутренней работе души.
Далее используется прием "обращение к сознанию". Мы вовлекаем учащихся в активное усвоение и принятие эмоционально окрашенной информации.
Затем школьники составляют географический пазл - карту памяти.
И пишут письма своим родным и близким, вкладывая в них весь тот эмоциональный опыт, который они получили на мероприятии.

С уважением, команда "Баньян".

Римма Константиновна Бурцева
Приятного времени суток, уважаемые Евгений и члены команды! Прочитав описание Вашего проекта и его обсуждение между членами других команд, мы не можем не согласиться, что проблема, затронутая вами, на сегодняшний день является очень важной. В связи с этим у нас возникли некоторые вопросы: 1) скажите, пожалуйста, вы проводили одно комплексное мероприятие или несколько? 2) есть ли у вас критерии оценки сформированности тех или иных УУД? Заранее благодарим Вас за ответ.
С уважением, команда "Тула".

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, Евгений!
Выбранная тематика безусловно очень актуальная сейчас. Любая разработка делится на содержание и методику. Что касается отбора содержания мы поняли, что составлен очень солидный объем материала. Другое дело методика. Уточните пожалуйста, есть ли в вашем педагогическом действии какие то авторские подходы, будь это прием, методы, средство и др.? Спасибо!


Евгений Алексеевич Улюшкин
Здравствуйте, уважаемые члены команды "Тула". Проект рассчитан на младшего подростка (6, 7 класс). Это точно внеклассное мероприятие, так как методика организации урока требует иного содержательного блока и, на наш взгляд, немного других технологий. Хотя мы не исключаем целесообразности использования видеоролика, снятого нами на могиле Тани Савичевой, работу в онлайн-режиме с сайтом Министерства обороны и др. видов деятельности на уроках истории в старших классах, когда изучают Великую Отечественную войну. И все-таки, на уроке истории, как говорит наш член команды Сергей, будущий учитель истории, в первую очередь огромное значение имеют факты, даты, цифры - это блок предметных результатов. Мы упор делаем на духовно-нравственное и гражданское воспитание.
С уважением, команда "Баньян".

Людмила Александровна Щепихина
Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас ознакомиться с содержанием нашего проекта «Учение без мучения!!!»,
интерактивные формы и методы педагогической рефлексии учебного занятия».
Будем рады, если Вы напишите свое мнение о проекте и с удовольствием ответим на все, возникшие у Вас вопросы.
Людмила
Капитан команды - TeSL
САФУ, г.Архангельск.

Евгений Алексеевич Улюшкин
Уважаемая Римма и команда "Тула". Очень приятно, что наш проект вызвал так много вопросов. Для нас это имеет большое значение, так как во время (как мы уже отмечали выше) апробации отдельных этапов, мы столкнулись с необходимостью интегрировать их в нечто более совершенное и более действенное, позволяющее за достаточно короткий промежуток добиться главного - эмоционального отклика подростков на важнейшее историческое событие и искреннего желания найти все о своих родственниках. Таким образом прочувствовать и оценить вклад семьи в судьбу страны.
Отвечая на Ваш второй вопрос, следует заметить, что критерии оценивания сформированности УУД - проблема очень серьезная на этапе освоения ФГОС (в основной школе внедрение начнется только на следующий год). Очень жаль, что на портале нет возможности увидеть проект в том виде, в каком он у нас есть (технологическая карта воспитательного мероприятия).
С уважением, команда "Баньян".

Добавлено спустя 26 минут:
Здравствуйте, Иван. Пытаемся второй раз загрузить ответ на Ваш вопрос. Так увлеклись, что написали полстраницы. В проекте мы постарались интегрировать методы, приемы, средства из различных технологий, составляющих основы ФГОС ООО: технология формирования критического мышления, рефлексии, медиаобразовательные технологии, проектные технологии и др. Мы "вписали" в проект трейлер (технологический прием медиаобразования). Немного похвастаемся: самостоятельно разработали технологическую карту внеклассного мероприятия, где можно проследить эмоциональное ""взросление" подростков, с которыми, кстати, мы лично работаем в школе и получаем от этого большое удовольствие. Сама форма "исповедь поколений" ко многому обязывает.
Члены команды "Баньян": Евгений, Денис, Сергей, Татьяна, Мария.

Екатерина Андреевна Доценко
Здравствуйте, уважаемые члены команда «Баньян»! Тема вашего проекта действительно интересна и важна для нынешнего поколения! Ваш проект нацелен как на теоретическую часть, так и на практическую. Хотелось бы задать вопрос о ее практической направленности. В нее входит только общение и встречи с ветеранами или же другие формы работы, например, волонтерская помощь участникам войны?

Евгений Алексеевич Улюшкин
Здравствуйте, уважаемая Екатерина! Большое спасибо за проявленный интерес к нашей работе. Мы будущие учителя, и наша задача создать условия для нравственного совершенствования каждого школьника. Это воспитательное мероприятие, рассчитанное на проведение в классе. В настоящее время практически невозможно пригласить ветерана, поэтому используем возможности медиатехнологий. Школьники через свою семью выходят на уровень осознания необходимости бережного отношения к людям, прошедшим испытания войной, а сейчас важно сохранить память об этих людях, их подвигах, патриотизме, гражданственности.
С уважением, команда "Баньян".

Сергей Валентинович Самуйлов
Добрый день!
Спасибо Вам за такую интересную тему!
Низкий поклон всем Ветеранам!
а не хотели бы вы подключить к теме не только архивы, но и живых Ветеранов. Их очень мало осталось и их участие бесценно
Сергей, из команды "Перекресток знаний", Баку

Евгений Алексеевич Улюшкин
Уважаемый Сергей! Доброе утро! Большое спасибо за поддержку. Мы с Вами совершенно согласны, что общение с ветеранами ВОв - это бесценный опыт для подростков и юношества. Дело в том, что возраст людей, прошедших поля сражений не всегда позволяет им встретиться с детьми (к глубочайшему сожалению). Поэтому мы придумали формат видео-встречи (Мы общались с ветераном, которому около 90 лет. Предварительно дети подготовили ему вопросы, на которые он отвечал. В свою очередь, он тоже задал ряд вопросов, на которые хотел бы получить ответы - взгляд и оценка молодого поколения на события тех лет).
С уважением, команда Баньян.