IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Академики, капитан команды Гиренок Яна Владимировна

Академики, капитан команды Гиренок Яна Владимировна

Татьяна Александровна Тореева
Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.
Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность педагога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу, что и является главной целью данного проекта.
Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.
Мы предлагаем систему «тренинговые занятия» в форме сказкотерапии, которые может проводить педагог или психолог. Подобные занятия помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать отклонения в поведении, легко усваивать информацию.
Тренинги для школьников являются деятельностным обучением, и они предполагают повторять то, что плохо получилось с первого раза. Целью данного мероприятия является освоение конкретного вида деятельности. Оно рассматривается в качестве формы, которая помогает развить основную работу с детьми.
Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.
Сказкотерапия – один из самых эффективных методов развития младших школьников на сегодняшний день. Используя опыт и знания прошлых поколений в сочетании с новейшими технологиями и приемами, институт сказкотерапии добивается отличных результатов в развитии и воспитании детей. Ведь первые шаги в приобщении к художественному творчеству ребенок делает именно благодаря сказкам. Погрузившись в волшебный сказочный мир, ребенок учится различать добро и зло, хорошие поступки от плохих на примере любимых героев. А обыгрывание различных ситуаций служит решению различных задач, связанных с психологией, воспитанием и развитием детей младшего школьного возраста.
Польза сказкотерапии для младших школьников:
• Внутренний мир ребенка обогащается, расширяется кругозор
• Помогает принять правильное решение в спорной жизненной ситуации (взаимоотношения с родителями и другими детьми)
• Осуществление коррекции эмоционального и психологического состояния ребенка
• Развитие слухо-произносительных навыков
Сказка – это уникальное средство благоприятного воздействия на детей. Одним из главных преимуществ данного вида работы является то, что занятия по сказкотерапии подходят как для детей с нормальным развитием, так и для детей с особенностями и нарушениями эмоционально-волевого и психофизического развития.
Виды сказок, которые включает в себя программа по сказкотерапии:
• Сказки с развивающим и обучающим уклоном, благодаря которым ребенок накапливает знания об окружающем мире, знакомится с правилами поведения в коллективе, учится находить выход из сложных ситуаций. Этот тип сказкотерапии обучает младших школьников письму и чтению с помощью одушевления букв, цифр и знаков препинания.
• Народные сказки, которые воспитывают в ребенке такие качества как доброта, отзывчивость, взаимопомощь, сострадание и др.
• Диагностические сказки, помогающие определить психологическое состояние малыша, его характер.
На занятиях сказки не только читаются, но и инсценируются, обыгрываются, анализируются, только в этом случае возможно достижение благоприятного терапевтического эффекта.
Сказки подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей, их потребностями и предпочтениями. В доверительной, ненавязчивой дружеской обстановке практикум по сказкотерапии обучает учеников как сглаживать конфликты, как вести себя в соответствии со сложившейся ситуацией.
В результате освоения программы школьники смогут:
• развить понимание и чувствования друг друга;
• развить такое чувство как эмпатия;
• развить интерес к себе;
• развить вариативность мышления;
• развить умение чувствовать партнера;
• сформировать позитивное отношение ребенка к свое¬му «Я»;
• сформировать у ребенка чувства принадлежности к сво¬ей семье;
• развить воображение, символическое представление,
• развить творческое мышление и воображение;
• сформировать навыки общения;
• развить уверенность в себе;
• развить умения договариваться друг с другом.
Для достижения этих результатов предусмотрена программа, рассчитанная на весь учебный год, состоящая из занятий, которые будут проходить по 2 раза в месяц. По длительности и обязательности занятия схожи с обыкновенным уроком, а их целью является обучение школьника определенной деятельности или навыку.
Краткое описание предполагаемых занятий:
1. Занятие «Я – единственный на планете» (сентябрь).
Задачи:
1) знакомство детей друг с другом и учителя с группой;
2) создание доброжелательной атмосферы на занятиях;
3) первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация».
2. Занятие «Волшебные средства понимания» (сентябрь)
Задачи:
1) развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
2) развитие эмпатии;
3) дифференцировка слухового восприятия.
3. Занятие «Ассоциации» (октябрь)
Задачи:
1) развитие интереса к себе;
2) развитие вариативности мышления;
3) творческое самовыражение.
4. Занятие «Наше настроение» (октябрь)
Задачи:
1) развитие понимания мимических выражений и выражения лица;
2) развитие эмпатии;
3) повышение самооценки;
4) развитие умения чувствовать партнера.
5. Занятие «Наши имена» (ноябрь)
Задачи:
1) идентификация ребенка со своим именем;
2) формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
6. Занятие «Моя семья» (ноябрь)
Задачи:
1) формирование чувства принадлежности к своей семье;
2) формирование позитивного отношения к своей семье.
7. Занятие «Я и другие» (декабрь)
Задачи:
1) развитие навыков общения;
2) повышение самооценки;
3) гармонизация внутреннего состояния.
8. Занятие «Волшебные краски» (декабрь)
Задачи:
1) развитие воображения, символических представлений, креативности;
2) гармонизация эмоционального состояния.
9. Занятие «Страна фантазия» (январь)
Задачи:
1) развитие творческого мышления и воображения;
2) отработка механизмов саморегуляции;
3) сплочение группы.
10. Занятие «Карта волшебной страны чувств» (январь)
Задачи:
1) развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета;
2) исследование психоэмоционального состояния детей.
11. Занятие «Королевский дворец» (февраль)
Задачи:
1) повышение самооценки;
2) гармонизация эмоционального состояния.
12. Занятие «Волшебная страна чувств» (февраль)
Задачи:
1) закрепление знаний об эмоциях;
2) развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
3) развитие у детей интереса к самим себе;
4) повышение самооценки.
13. Занятие «Волшебные маски» (март)
Задачи:
1) развитие у детей интереса к самим себе;
2) повышение самооценки.
14. Занятие «Пластилиновая страна» (март)
Задачи:
1) развитие воображения, оригинальности мышления;
2) стимулирование творческого самовыражения.
15. Занятие «Обыкновенное чудо» (апрель)
Задачи:
1) развитие навыков взаимодействия;
2) снятие напряжения, тревожности;
3) развитие интереса к себе.
16. Занятие «Деревья - характеры» (апрель)
Задачи:
1) помощь детям в раскрытии их «Я»;
2) формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение.
17. Занятие «Мальчик, который не умел играть» (май)
Задачи:
1) обсуждение значения внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми;
2) обсуждение проблемы понимания человека человеком.
18. Занятие «Ребята, давайте жить трудно» (май)
Задачи:
1) развитие навыков бесконфликтного общения;
2) развитие умения договариваться друг с другом;
3) развитие умения благодарить.

3. условия:
Это должен быть класс учеников младшего школьного возраста (с 6-7 до 9-10 лет).
4. средства отбора:
Ученики одного класса, которые знают друг друга и принимают активную позицию на тренинговом занятии.
5. концептуальные позиции:
Мы опираемся на разработки Белинской Елены Владимировны – педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, члена Российского Сообщества сказкотерапевтов, которая считает, что с помощью сказоч¬ного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п.), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.
6. средства фиксации достигнутого результата:
Результат будет вполне успешным, идеальным, если все ученики класса посетили все тренинговые занятия и активно участвовали на каждом из них.
Результат будет успешным, если все ученики класса или все, кроме нескольких человек (от 1 до 5), которые по каким-либо причинам не присутствовали на занятиях, посетили больше половины занятий (10 и больше) и активно участвовали на каждом из них.
Результат будет удовлетворительным, если все ученики класса или примерно половина класса посетили половину занятий и активно участвовали на каждом из них.
Результат будет слабым, если весь класс или меньшая часть класса учеников посетила меньше половины занятий (8 и меньше) и активно участвовали на каждом из них.
Результат будет провальным, если никто из учеников класса не посетил ни одного занятия.
7. распределение функций:
Работа совместная всеми участниками команды.

Юлия Вениаминовна Алеева
Здравствуйте Яна. С интересом читаем ваш проект, поэтому появляются вопросы. Почему сказкотерапия – один из самых эффективных методов развития младших школьников на сегодняшний день? С чем это связано? Есть много других методов обучения и воспитания младших школьников, а так же различных методик. Спасибо. Юлия Алеева.

Надежда Олеговна Кузнецова
Здравствуйте, Яна и члены команды!
Меня заинтересовал ваш проект, поэтому хотелось бы уточнить, как именно будет проходить занятие? В какой форме?
Заранее спасибо!

Яна Владимировна Гиренок
Здравствуйте, Юлия. Мы считаем, что именно работа со сказкой является одной из самых эффективных методик в развитии ребенка, потому что сказкотерапия является одновременно и древнейшим, и инновационным методом развития личности ребенка. Исторически сложилось, что основными источниками развития представлений и отношений являются сказки, притчи, легенды, мифы, басни, истории. С помощью сказкотерапии взрослый (педагог, психолог, родитель) может легко установить контакт с каждым ребенком. Форма метафоры, в которой написаны сказки, близка и понятна ребенку младшего школьного возраста. Переживания, осознание, эмоции и представления, которые получает школьник в процессе общения со сказкой, позволяют ему решать проблему выбора отношений к себе и миру на внутреннем, но вполне понятном ему уровне. Ребенок ощущает и распознает свои переживания, эмоции, ощущает их смысл и важность.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии полагает, что предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека, а на наш взгляд, это является главной задачей в развитии младшего школьника.

Добавлено спустя 36 минут:
Здравствуйте, Надежда. Форма проведения наших занятий – это тренинги. Все занятия проходят в виде бесед, игр, релаксаций, упражнений по арт-терапии и групповых работ. Спасибо за заинтересованность.

Мария Игоревна Сухарева
Здравствуйте, уважаемая команда "Академики". Мы полностью разделяем вашу точку зрения, что сказкотерапия достаточно интересный метод работы с младшими школьниками.
Прочитав, то что в своем проекте вы обращаете внимание на проблемы социальной адаптации младших школьников, а именно: "деятельность педагога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации", у нас возникают вопросы: с какими проблемами социальной адаптации, на ваш взгляд, сталкивается младший школьник? Почему вы выбрали именно сказкотерапию для решения этой проблемы?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Яна Владимировна Гиренок
Здравствуйте, команда "Золотой Алтай". Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее формирование всего организма ребенка, изменяется ведущий тип деятельности и социальная ситуация ребенка. Вследствие этого, у ребенка могут возникнуть сложности в адаптации к новому этапу его развития и соответственно возникают трудности в обучении, которые необходимо своевременно корректировать во избежание более тяжелых последствий. Занятия сказкотерапии помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать отклонения в поведении, легко усваивать информацию. С помощью сказочных образов можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни, значительно расширить способы взаимодействия с другими людьми, т.е. адаптироваться в социуме. Сказки помогают учащимся задуматься о нравственных качествах, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту.
Спасибо за вопрос!

Евгений Алексеевич Улюшкин
Добрый день, Яна. Скажите, пожалуйста, по каким критериям оценивается эффективность приёмов сказкотерапия в развитии личностных качеств младших школьников, и как учитывается преемственность начальной и основной школы в условиях внедрения ФГОС. Большое спасибо. Евгений из команды "Баньян".


Сергей Валентинович Самуйлов
Добрый день, Яна и члены команды!
У меня вопрос почему возрастная вилка с 6 до 10?
ведь формирования ребенка как члена социума формируется с 4-5 лет и на момент вхождения в школьную среду мы имеем уже ребенка с мировозрением

Юлия Александровна Юрьева
Здравствуйте, Яна и команда "Академики"!

Спасибо за представление интересного проекта! Мы считаем, что адаптация младших школьников, действительно очень важная проблема, ведь от этого может зависеть все дальнейшее обучение ребенка (успешное или неуспешное).

Мы частично присоединяемся к вопросу Евгения из команды "Баньян": "по каким критериям оценивается эффективность приёмов сказкотерапия в развитии личностных качеств младших школьников"

У нас тоже возникли подобные вопросы.
1. Нужна ли для проведения занятий входящая диагностика уровня сформированности нравственных ценностей, степени отклонений в поведении, способности к усвоению информации школьников?
2. Участие в тренингах является добровольным или обязательным (судя по критериям оценки - добровольным)?
3. Как по присутствию ребенка на занятии и даже его активному участию можно судить о повышении уровня формируемых ценносей и умений, корректировке поведения? Это, на наш взгляд, может показать только проведение наблюдений за коллективом после проведения занятий.

Заранее большое спасибо за разъяснения по интересующим нас вопросам.
С уважением, команда "pi-онеры-2".

Елена Алексеевна Кондакова
Здравствуйте, Яна и участники проекта! Мне очень понравилась ваша работа! Для того чтобы корректировать отклонения в развитии необходима тщательная работа ребенка со специалистом, по утвержденным методикам, а возможно в комплексе, с несколькими специалистами, которые имеют углубленные знания в данной сфере деятельности. В связи с этим у меня возникли, вопросы. Как система «тренинг занятия в форме сказкотерапии» помогает детям легко усваивать информацию, корректировать отклонения в поведении? Ведь доминирующая деятельность – учебная? Какие, например, сказки соответствуют возрастным особенностям младшего школьного возраста? А происходит ли перенос усвоенного навыка в реальную жизнь? Можно ли это отследить? Спасибо за ваше внимание, команда Центр развития речи ЮФУ.

Яна Владимировна Гиренок
Здравствуйте, Евгений. Отвечая на ваш вопрос, заметим, что определенных критериев оценивания эффективности приёмов сказкотерапии в развитии личностных качеств младших школьников нет, но формирование у них трех основных компонентов, говорит об эффективности данного метода:
1.Познавательный компонент. Развитие представлений, знаний о мире, людях и себе.
2.Эмоциональный компонент. Развитие эмоционального отношения, чувств к миру, людям и себе.
3.Поведенческий компонент. Развитие деятельностной, регулятивной стороны отношений.

Добавлено спустя 3 минуты:
Здравствуйте, Сергей. Несомненно, что методика, представленная нами, будет эффективна и на дошкольном возрасте, но мы берем школьную среду как основную и формирование личностных качеств уже учеников школы. Спасибо за вопрос!

Добавлено спустя 10 минут:
Здравствуйте, Юлия и команда.
Рассматривая младший школьный возраст детей, которые только погружаются в школьную атмосферу, мы предполагаем, что проведение занятий входящей диагностики не является необходимым элементом, поскольку все школьники только начинают свою учебную деятельность, а начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Также на протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Участие в тренингах является добровольным, но предполагается, что их посетят все ученики класса.
Да, мы полностью согласны с вами, что проведение такого рода занятий имеет социальную ориентированность и представить результаты сразу же после проведения всех тренингов не даст нам полной информации. Через длительное время можно будет оценить, успешна ли и нужна ли была наша деятельность.
Но примерные результаты мы описали в материалах проекта.
Спасибо за столь содержательный вопрос.

Добавлено спустя 14 минуты:
Здравствуйте, Алёна и команда!
В ходе занятий ребёнок на собственном опыте может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».
Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.
В ходе игры дети с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные фразы и впоследствии, часто повторяют их, тем самым тренируя свой речевой аппарат.
Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной – здоровым, даёт ребенку чувство внутренней защищённости.
Для работы с детьми отлично подходят простые сказки о взаимодействиях человека с живой природой, животными, птицами.
Проживая сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.
Во время игры ребенок сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в себе, агрессию.
Спасибо за вопрос!

Галина Алексеевна Кравченко
Здраствуйте, Яна, очень заинтересовала ваша система тренинговых занятий, хочется пожелать вам удачи и успешной реализации задуманного проекта!

Яна Владимировна Гиренок
Здраствуйте, Яна, очень заинтересовала ваша система тренинговых занятий, хочется пожелать вам удачи и успешной реализации задуманного проекта!


Галина, спасибо большое за поддержку! И вам мы желаем удачи!

Юлия Александровна Юрьева
Здравствуйте еще раз, Яна и команда "Академики"! Спасибо за подробный и содержательный ответ на наш вопрос! Желаем вам, чтобы "примерные результаты" перешли в статус реальных со временем! Удачи!
Команда "pi-онеры-2"

Яна Владимировна Гиренок
Здравствуйте еще раз, Яна и команда "Академики"! Спасибо за подробный и содержательный ответ на наш вопрос! Желаем вам, чтобы "примерные результаты" перешли в статус реальных со временем! Удачи!
Команда "pi-онеры-2"


Уважаемая команда, спасибо за поддержку! Мы желаем вам успехов и удачи!