IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

«Учение без мучения!!!», интерактивные формы и методы педагогической рефлексии учебного занятия.

«Учение без мучения!!!», интерактивные формы и методы педагогической рефлексии учебного занятия.

Людмила Александровна Щепихина
1. название команды: TeSL


2. педагогический результат, который будет демонстрировать команда и краткое описание педагогических действий (что планируется сделать, каковы цели действия, какие общие, предметные и надпредметные составляющие человеческого развития предполагается затронуть, схема действий):
Современные требования к повышению качества образовательного процесса могут быть реализованы различными способами и средствами. С нашей точки зрения, один из наиболее эффективных способов – это внедрение в реальный педагогический процесс (учебное занятие, урок, воспитательное мероприятие и т.п.) интерактивных форм и методов взаимодействия Учителя и Ученика, основанных на организации педагогической рефлексии.
Предлагаемый проект предполагает реализацию модели педагогической рефлексии на различных этапах (стадиях) урока (учебного/воспитательного занятия) как способа обеспечения обратной связи и отвечающей требованиям технологичности и интерактивности.
В ходе реализации проекта всем участникам будет предложена работа с «Интерактивно-рефлексивным конструктором урока», что обеспечит не только «погружение» участников в данную проблему, но и обеспечит:
• понимание методологических принципов интерактивного подхода в образовании;
• «вооружение» практическим инструментарием реализации интерактивных форм и методов педагогической рефлексии на различных этапах урока и с учетом психолого-педагогических, возрастных и иных условий целевой аудитории;
• формирование умения моделировать «интерактивный педагогический дискурс».
Мы предполагаем реализацию заявленного проекта (на очном туре Олимпиады) в формате деловой игры «Учение без мучения!!!», в ходе которой участники Олимпиады будут разбиты на целевые группы, которым предстоит:
• на первом этапе игры – решить ряд специально разработанных проблемно-ситуационных заданий (в формате квеста) и стать участниками тренинга по изучению способов организации педагогической рефлексии на различных этапах урока;
• на втором этапе – опираясь на предложенный группам «Интерактивно-рефлексивный конструктор урока» разработать авторскую модель интерактивного учебного занятия для конкретной целевой аудитории (особенности и характер которой они узнают в ходе квест-игры);
• на третьем этапе – в формате дискуссионных качелей – представить экспертное заключение.
В ходе деловой игры «Учение без мучения!!!» участникам также предстоит пройти «Поле педагогических ловушек» и преодолеть неожиданный «Дождь психолого-личностных трудностей».
3. условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован:
Участники должны быть студентами и преподавателями – членами команд IV Командной педагогической олимпиады-универсиады; иметь базовые знания о методологии педагогической науки и владеть представлениями о концептуальных принципах современной образовательной парадигмы.

4. средства отбора: те педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых, удовлетворяющих перечисленным в п. 3 требованиям:

В качестве средства отбора будет выступать входная диагностика, результаты которой лягут в основу моделирования маршрута и распределения участников деловой игры «Учение без мучения!!!» на группы.

5. концептуальные позиции: с точки зрения каких педагогических концепций, теорий, принципов, эмпирических приемов и методов, эвристических соображений и т.п. команда рассматривает свое предстоящее действие (эти концептуальные позиции не подлежат оценке, хотя будут обсуждаться; основное назначение этого раздела – фиксация той системы представлений, которую использует команда и того языка, на котором с ней имеет смысл разговаривать):

Теоретико-методологической основой реализации предлагаемого проекта выступают:
• личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении и образовании (Е.Н. Степанов, Ю.В. Громыко, А.В. Боровских и др.);
• концептуальные положения Педагогики ТРИЗ (А. Гин);
• научно обоснованные подходы к описанию процесса проблематизации (А.П. Зинченко, Г.П. Щедровицкий и др.) и теория конфликта (Б.И. Хасан);
• методологические принципы современной образовательной парадигмы, а также понимание инновационного образовательного процесса с позиций М.М. Поташника, О. Хомерики, И.З. Сковородкиной.

6. средства фиксации достигнутого результата: педагогические измерения и способ их интерпретации, позволяющий утверждать, что результат достигнут (желательно градуированный, то есть: какие показатели означают, что результат достигнут вполне успешно, успешно, удовлетворительно, слабо, какие означают провал) измерения могут производиться как в конце, так и в процессе исполнения проекта:

Средствами фиксации достигнутого результата предлагаемого проекта выступают индивидуально-личностные достижения участников деловой игры «Учение без мучения!!!» – членов команд IV Командной педагогической олимпиады-универсиады.
Индивидуально-личностные достижения фиксируются в «Копилке достижений», пополнение которой происходит на всех этапах реализации проекта. Средствами диагностики при этом выступают:
• Вопросы, суждения, реплики и т.п. относительно содержания и формата предлагаемых заданий, ситуаций, проблем, дискурсов (критериальный уровень теоретико-методологического понимания и принятия проблемы).
• Результаты индивидуальной деятельности по моделированию интерактивного учебного занятия и его элементов (с позиций организации педагогической рефлексии в реальном учебном процессе) (критериальный уровень личностного действия).
• Результаты командной работы связанной с преодолением «Поля педагогических ловушек» и «Дождя психолого-личностных трудностей» (критериальный уровень креативно-коммуникабельных действий).
• Результаты «дискуссионных качелей», как показатель сформированности методологического аппарата по проблеме «Интерактивные формы и методы педагогической рефлексии учебного занятия» и понимания критериев оценки качества педагогического процесса (критериальный уровень способа действий).
• Результаты итоговой психолого-педагогической рефлексии.


Педагогические измерения Способ интерпретации Уровни
(баллы достижений)
Вполне успешно Успешно Удовлет-но Слабо Провал
Теоретико-методологическое понимание и принятие проблемы Проблемно-ситуационные задачи  25 25-19 20-10 9-5  5
«Оценочный лист»
Личностное действие «Методическая копилка»  25 25-19 20-10 9-5  5
«Интерактивно-рефлексивный конструктор урока»
Креативно-коммуникабельное действие «Поле педагогических ловушек»  25 25-19 20-10 9-5  5
«Дождь психолого-личностных трудностей»
«Лист эмоций»
Итоговая рефлексия «Оценочный лист»  25 25-19 20-10 9-5  5
«Лист эксперта»
«Лист эмоций»



7. распределение функций в команде (оно может быть различным, исполнительная часть может осуществляться как всей командой, так и ее частью, или вообще только одним из ее членов):

Этап Функционал Ф.И.О., участника команды
Этап
проектирования
1 Общее руководство Щепихина Л.А
2 Разработкой замысла проекта Малыгина А.И
3 Координация деятельности группы Боровская Д.Н
4 Создание средств педагогического измерения: Щепихина Л.А
4.1 «Оценочный лист» Щепихина Л.А
4.2 «Лист эксперта» Дагаева Н.С
4.3 «Лист эмоций» Боровская Д.Н
5 Подготовка проектных заданий Дагаева Н.С




6 Коммуникация с участниками универсиады на портале Дагаева Н.С

7 Формирование дидактического инструментария
«Интерактивно-рефлексивный конструктор урока» Малыгина А.И


8 Формирование дидактического инструментария
«Поле педагогических ловушек» Щепихина Л.А



9 Формирование дидактического инструментария
«Дождь психолого-личностных трудностей» Дагаева Н.С



Этап
реализации

10 Контроль материально-технического обеспечения исполнения проекта Малыгина А.И

11 Координация деятельности группы Боровская Д.Н
12 Организация и координация коммуникации с участниками универсиады Дагаева Н.С

13 Реализация проекта. Проведение деловой игры. Боровская Д.Н






14 Проведение итогового измерения достигнутых результатов Малыгина А.И


Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, уважаемая команда! Нам очень понравился ваш проект, его творческий подход вызывает желание принять в нем участие. Скажите, проект является вашей авторской технологией или вы брали за основу чьи-то разработки?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Евгений Алексеевич Улюшкин
Добрый день, уважаемая команда! В проекте используется конструктор урока. Хотелось бы уточнить, как Вы предполагаете соотнести технологическую карту урока и конструктор урока.
С уважением, команда Баньян.

Добавлено спустя 3 минуты:
Добрый день, уважаемая команда! Уточните, пожалуйста, какможно соотнести используемый Вами конструктор урока и технологическую карту урока.
С уважением, команда Баньян.

Людмила Александровна Щепихина
Спасибо за вопрос команде "Золотой Алтай"!
В основе проекта который мы предполагаем лежит идея Педагогики ТРИЗ А.Гина и его "конструктор урока". Взяв на вооружение представленную А.Гином модель "конструктора" мы наполнили его своим содержанием - т.е. теми приемами, формами и возможными методами которые позволяют обеспечить педагогическую рефлексию на различных этапах реального урока в интерактивном режиме.

Добавлено спустя 3 минуты:
Большое спасибо за проявленный интерес к нашему проекту!
Отвечая на Ваш вопрос поясню, что "технологическая карта урока" - с нашей точки зрения - понятие более широкое и в тоже время более конкретное: это точный теоретически продуманный (конкретным педагогом конечно же) алгоритм действий и деятельности учителя и ученика по реализации (достижению) четко обозначенных на данном уроке целей и задач, с конкретным содержанием и уже прописанным и подобранным под конкретного ученика "методическим инструментарием".
Конструктор же урока - с которым мы планируем организовать работу - более теоретический. Теоретический в том плане, что он представляет собой набор конкретных (специально подобранных нами) интерактивных методов и приемов организации педагогической рефлексии (с целью обеспечения обратной связи) отобранных нами по следующим параметрам:
1. эффективность данного метода /приема на том или ином конкретном этапе урока (в соответствии с задачами данного этапа)
2. соответствие предлагаемого метода/приема (еще раз подчеркну - интерактивного по своей сути и обеспечивающего обратную связь) возрастным особенностям учащихся
3. технологичность (т.е. легко воспроизводимость в реальной педагогической практике) предлагаемого интерактивного метода/приема (в первую очередь - с той точки зрения, что они не требуют больших материально-технических и временных затрат)
Таким образом "конструктор урока" позволит учителю самому решить какой прием, метод (предлагаемый нами) включить в свой пед.процесс (т.е. в разрабатываемую данным учителем тех.карту конкретного урока).
В этой связи мы конечно не претендуем на авторство включенных нами в Конструктор интерактивных методов и т.п. организации педагогической рефлексии, однако сама модель конструктора, наполнение его содержанием - это уже результат работы нашей команды. Отмечу, что реализация нашего проекта не сводится ТОЛЬКО к организации работы с Конструктором.
Еще раз спасибо за вопрос!
с уважением
Людмила

Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, команда TeSL.
Соглашусь с предыдущими участниками об интересности Вашего проекта.

Такой вопрос – Ваш проект с использованием "конструктор урока", и описанные в нем интерактивные методы и приемы организации педагогической рефлексии, могут использоваться сейчас или могут быть адаптированы в будущем в применении "Учитель и Ученик" в случае обучения детей с особенностями развития?

Заранее спасибо!
С Уважением, команда "Перекресток знаний".

Юлия Юрьевна Тарасенко
Здравствуйте, "TeSL"! Спасибо за ответ! Наличие авторской позиции в проекте всегда интересно, желаем вам удачи!
Команда "Золотой Алтай".

Светлана Сергеевна Давиденко
Здравствуйте дорогие участники проекта "Учение без мучения"! Ваш проект захватывает интерес и вызывает желание поучаствовать. Скажите,пожалуйста,на студентов какого курса он ориентирован? Могут ли участниками быть первокурсники? Студенты не педагогических специальностей? Спасибо за ваше внимание! Команда "Центр развития речи ЮФУ"

Александра Ивановна Вакулинская
Здравствуйте!Хорошая задумка.
Скажите, пожалуйста, основной критерий оценивания - субъективный или вы основываетесь на каких-то объективных данных?

С Уважением, команда "СоциоКод".

Римма Константиновна Бурцева
Здравствуйте, уважаемые члены команды TeSL! Спасибо Вам за увлекательный проект. Скажите, пожалуйста, в чем будет заключаться "неожиданный "Дождь психолого-личностных трудностей"", он будет содержать педагогические ситуации или что-то иное? Заранее благодарим Вас за внимание и ответ!

С уважением, команда "Тула".



Ангелина Владимировна Саницкая
Здравствуйте, команда "TeSL" !
Скажите, в какой форме вы планируете проводить первичную диагностику, на основании которой будет проходить отбор в группу обучаемых?
С уважением, команда "Initium".

Людмила Александровна Щепихина
Здравствуйте дорогие участники проекта "Учение без мучения"! Ваш проект захватывает интерес и вызывает желание поучаствовать. Скажите,пожалуйста,на студентов какого курса он ориентирован? Могут ли участниками быть первокурсники? Студенты не педагогических специальностей? Спасибо за ваше внимание! Команда "Центр развития речи ЮФУ"

Здравствуйте команда "Центр развития речи ЮФУ"
Наш проект может быть ориентирован на студентов любых курсов, а также на студентов не педагогических специальностей!
Спасибо за вопрос!
С уважение команда "TeSL"

Людмила Александровна Щепихина
Добрый вечер команда " Тула ".
Вы совершенно правы, под этим термином понимаются различные, неожиданные педагогические ситуации, с которыми участники должны будут справиться.

Спасибо за вопрос!