IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Адаптеры, капитан команды Першина Лада Васильевна

Адаптеры, капитан команды Першина Лада Васильевна

Татьяна Александровна Тореева
Содержание проекта

1. Название команды - «Адаптеры» «Мы поможем вам разобраться и адаптироваться в любых жизненных условиях!»
2. Педагогический результат - наша команда представит фрагмент обучающего тренинга на « командообразование». Тренинг будет проходить в три этапа. Первый этап – будет представлен теоретическим фрагментом. Форма представления - беседа. На этом этапе тренер обсудит с участниками ключевые моменты проведения тренинга, а так же познакомит их с термином «команда».В заключении этого этапа студенты примут участие в эксперименте, который им поможет определить, являются они командой или нет, и сделать выводы, какие же особенности присущи команде.
Второй этап – непосредственное выполнение упражнений тренинга, которые помогут участникам проявить личные качества, определить свое место в команде и включиться в совместную деятельность.
Третий этап- рефлексия, подведение итогов, выявление результативности тренинга.
Данный проект разрабатывался нами в помощь «институту тьюторства»Алтайской государственной педагогической академии. Тьюторы – это студенты 2-3 курсов, которые помогают студентам первого курса адаптироваться к обучению в ВУЗе. Для них нами была разработана серия обучающих тренингов, в том числе и на «командообразование». Проект стартовал в сентябре 2013 года и за это время мы набрали и подготовили группу из18 тьюторов, которые с сентября 2014 года уже начали продуктивно работать со студентами первого курса.
3. Условия: участники олимпиады от 18 до 25 лет, незнакомые друг с другом . Количество человек, принимающих участие в обучающем тренинге - 16.
4. Средства отбора:
Желающим пройти обучающий тренинг, будет предложено заполнить анкету.
Пример анкеты:
Уважаемые участники олимпиады! Просим вас заполнить анкету.
25. Ф. И. О.
26. Возраст
27. Место обучения (работы)
28. Факультет
29. Курс
30. Группа
Если заполнивший анкету человек, соответствует заявленным выше критериям, мы мотивируем его на участие в обучающим тренинге. Если не удовлетворяет, благодарим за участие в анкетировании.
5. Концептуальные позиции:
В основу подготовки тьюторов положен деятельностный и системные подходы. Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью студента в общем контексте его жизнедеятельности .
С точки зрения системного подхода процесс командообразования рассматривается как формирование системы, целостности имеющей определенное иерархическое строение и представленной в многообразии связей с другими системами.
Основные принцы: целостности структурности, иерархичности, взаимозависимости систем.
6. Средства фиксации достигнутого результата:
Наш проект предусматривает два этапа измерения результатов.
Первый – мы проводим в конце теоретического этапа обучающего тренинга. Участникам будет предложено выполнить командное упражнение, которое наглядно продемонстрирует отсутствие у ранее незнакомых людей стратегии взаимодействия друг с другом.
На втором этапе, в заключительной части тренинга, будет представлено упражнение, которое наглядно покажет, как улучшилось взаимодействие участников тренинга, насколько хорошо они стали понимать друг друга, а так же проведена рефлексия и анкета, отвечая на вопросы которой, участники сами попытаются оценить результат, полученный в ходе нашей совместной работы.
7. Распределение функций в команде: Тренер – капитан команды, 2 человека – проводят анкетирование по набору тренинг группы, а так же по завершению тренинга, 2 человека – помощники тренера, раздают реквизиты.

Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, Лада!
Очень интересный проект, понравилась лаконичность описания проекта.
Вот такой вопрос: у вас четко определена целевая аудитория и цель - 18-25, студенты 2-3 курсов помогают студентам первого курса адаптироваться к обучению в ВУЗе. Скажите, а можно ли применить тренинг в иной ситуации - люди более старшего возраста, "командообразование" в офисе на работе?... Заранее спасибо!

Лада Васильевна Першина
Здравствуйте Валерия. Спасибо за ваш вопрос. Мы взяли возраст 18-25 лет, так как это люди одной возрастной когорты, которым будет проще найти общий язык и взаимодействовать друг с другом. Система тренинга очень универсальна, ее можно использовать практически с любой возрастной категорией. Сейчас многие директора фирм приглашают психолога-тренера для работы с коллективом, направленной как раз на командообразование. Но такая работа не всегда является продуктивной, так как процесс командообразования очень длительный( в среднем 28 часов). Наша задача показать фрагмент обучающего тренинга, чтобы каждый участник узнал о структуре тренингового занятия, познакомился с термином "команда" и "командообразование", а так получил положительные эмоции от участия.

Валерия Валерьевна Пушнова
Лада, спасибо за ответ!
И еще вопрос: при реализации со студентами ВУЗа, эти тренинги были введены в учебный план, т.е. проходили на занятиях, как обязательные - часть какого-то предмета или в свободное время после занятий, по желанию, как факультатив?...Заранее спасибо!

Лада Васильевна Першина
Валерия, наша работа строилась на добровольных основах. Мы набирали активных студентов, отличившихся на факультете. Занятия с тьюторами проходили в рамках факультатива с сентября по март.



Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, уважаемая команда "Адаптеры"! Неожиданно удивил ваш проект, в котором вы используете только системный и деятельностный подходы к организации работы команды. Что очень похоже на Стэнфордский тюремный эксперимент проведенный Ф. Зимбардо, в котором также была система с иерархией, деятельность надзирателей-"тьютеров" и происходило размывание собственно человеческого. В этой связи, у нас возникает к вам, как к студентам Института психологии и педагогики, вопрос. Вы просто не видете место психологии человека в командообразовании (а именно категорий "личность", "субъект", "общение", "диалог","совместное переживание")? Или это ваше авторское ноу-хау? Если так, то поясните пожалуйста, в чем его суть?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%FD%ED%F4%EE%F0%E4%F1%EA%E8%E9_%F2%FE%F0%E5%EC%ED%FB%E9_%FD%EA%F1%EF%E5%F0%E8%EC%E5%ED%F2
С уважением команда "Золотой Алтай".

Айастан Артуровна Саакян
Здравствуйте дорогая Лада и участники команды! Таких тренингов сейчас достаточно много, но мне импонирует ваш подход. Тема крайне актуальная, потому что людям свойственно испытывать скованность при выходе из "зоны комфорта". Скажите, пожалуйста, как вы преодолеваете ситуации, когда участник затрудняется в выполнении задания? На сколько востребован ваш проект среди студентов?

Лада Васильевна Першина
Здравствуйте Айастан, не могу с вами не согласиться тренингов на командообразование сейчас действительно очень много и проводят их часто люди далекие от психологии и педагогике. Мы не просто разработали серию тренингов. Наши тренинги носят обучающий характер, мы учим студентов более старших курсов как правильно проводить и организовывать тренинги. Делаем мы это в рамках помощи "институту тьюторства", который не так давно появился в нашей академии. Тьюторы в нашем ВУЗе - это студенты, которые закрепляются за группой первого курса и помогают им адаптироваться к обучению, сплачивают группу. В нашем проекте приняли участие около 30 студентов, 18 из них стали тьюторами. Мы не останавливаемся на достигнутом и проводим тренинги для студентов других специальностей. Как показала практика, тренинг очень востребованная форма взаимодействия и студенты охотно принимают в них участие и высоко оценивают нашу работу. А что касается затруднений, то все сугубо индивидуально. Если уж человек пришел на тренинг, то нужно конечно же работать и преодолевать трудности. Ситуация "я посижу и посмотрю как другие работают" у нас недопустима.

Добавлено спустя 1 час 34 минуты:
Уважаемая команда «Золотой Алтай»! Спасибо за внимание к нашему проекту. Честно говоря, не ожидали, что возможно провести его аналогию с экспериментом Ф. Зимбардо, с ограничением свободы личности, навязыванием социальной роли. Вероятно, его исследование вас чем-то заинтересовало.
Мы не раскрывали указанные подходы. Любая система подразумевает иерархию, а деятельностный подход, как вы знаете, предполагает и субъектность позиции участников, и общение, и диалог. Согласны с вами, что нам необходимо обозначить личностный подход. Спасибо за подсказку!
С уважением к вашему компетентному мнению, команда «Адаптеры».

Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, команда «Адаптеры».
Спасибо за ответ на наш вопрос. Ваш ответ очень хорошо отражает многие социальные проблемы, возникающие сегодня, и их последствия, к примеру, когда путают диалогический и деятельностный подходы, или когда человек, выполняющий деятельность, субъектом так никогда и не становится.
Вообще, стиль обращения через комплименты, заправленные агрессией, выглядит фальшиво.

Команда «Золотой Алтай».

Юлия Александровна Юрьева
Здравствуйте, Лада и команда "Адаптеры"!
При описании деятельности по измерению результатов реализации тренингов вы пишете "Участникам будет предложено выполнить командное упражнение, которое наглядно продемонстрирует отсутствие у ранее незнакомых людей стратегии взаимодействия друг с другом" и "будет представлено упражнение, которое наглядно покажет, как улучшилось взаимодействие участников тренинга, насколько хорошо они стали понимать друг друга". В связи с этим у нас возник следующий вопрос. Имеет ли смысл проводить входящую и исходящую диагностику, если вы заранее знаете результаты? На наш взгляд, некоторые люди, даже не знакомые друг с другом, могут продемонстрировать умение наладить коммуникацию и командное взаимодействие за достаточно короткое время. Или ваши студенты выполняют задания в условиях "нельзя разговаривать"? В таком случае это не отражено в описании проекта.
Заранее благодарим за ответы на интересующие нас вопросы! С уважением, команда "pi-онеры-2".

Лада Васильевна Першина
Здравствуйте команда "pi-онеры-2". Спасибо за ваши вопросы. Как вы могли заметить, мы не раскрывали всех подробностей проведения нашего тренинга. В проекте представлены только концептуальные позиции и схема проведения тренинга. Результат тренингового занятия очень сложно предугадать. Он зависит как от подобранных техник и самого проведения, так и от участников тренинга и их желания участвовать в нем. Что касается проведения входящей диагностики, то студентам не запрещается разговаривать. Наоборот их контакты очень важны. Вы правы в утверждении, что незнакомые люди могут наладить коммуникацию, но вот для создания общей стратегии взаимодействия этого на наш взгляд недостаточно. Отдельное спасибо, за вопрос про результаты диагностики. Мы постараемся переформулировать свою мысль, так как мы не имели ввиду, что заранее знаем результаты ее проведения.

Лада Васильевна Першина
Здравствуйте, команда "Золотой Алтай". Несмотря на то, что вы выступаете за диалог и общение, к нашему сожалению, диалога у нас не получается. Удачи вам в реализации вашего проекта и доброжелательного отношения к окружающим. С уважением команда "Адаптеры".