IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

"ПВШ (Педагоги высшей школы)", капитан команды Хазова Евгения Сергеевна

"ПВШ (Педагоги высшей школы)", капитан команды Хазова Евгения Сергеевна

Татьяна Александровна Тореева
1. Название команды: «ПВШ (Педагоги высшей школы)».
2. Педагогический результат: основные идеи, цели и задачи проек-та.
Данный проект разработан, прежде всего, для удовлетворения социаль-ного заказа общества, который заключается в востребованности развитых интеллектуальных, творческих и социальных способностей учителей, а зна-чит, и студентов педагогических специальностей.
Основная идея проектной деятельности заключается в следующем: компоненты социального интеллекта будущего педагога (способности к вос-приятию и пониманию социальных явлений, успешному взаимодействию с другими людьми, быстрой адаптации к новым условиям, прогнозированию последствий межличностного взаимодействия) поддаются развитию посред-ством педагогического содействия данному процессу в условиях театрализо-ванной деятельности. Именно в театральной стезе человек примеряет на себя различные социальные роли, при этом обретая определенные идеалы, образ-цы поведения, учится позитивному взаимодействию, импровизации. Театра-лизованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощу-тить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятель-ность, благоприятные условия:
• для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настрое-ниями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);
• для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);
• для самовыражения и самореализации;
• для развития коммуникативных навыков;
• для социальной адаптации.
Именно эти условия отражают значение театральной деятельности в развитии социального интеллекта. В связи с этим главный акцент мы делаем на создание условий коммуникативного творчества, диалогичности, проявле-ния социальной активности в театрализованной среде посредством системы театральных этюдов, упражнений, ролевых игр.
Таким образом, целью нашего проекта является развитие социального интеллекта будущих педагогов в условиях театрализованной деятельности.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
1. Развивать социальную память, интуицию, прогнозирование (в рамках когнитивного компонента).
2. Развивать социальную выразительность, сопереживание и способ-ность к саморегуляции (в рамках эмоционально-волевого компонента).
3. Развивать социальное восприятие, взаимодействие, социальную адаптацию (в рамках поведенческого компонента).
Основные методы и приемы развития социального интеллекта буду-щих педагогов:
• коммуникативные (беседа, упражнения, этюды, метод сотрудниче-ства, сочинительство);
• игровые (ролевые игры, упражнения, ритмическое движение, панто-мимика);
• взятые из арсенала театральной педагогики (метод импровизации: театрализация, импровизация на заданную тему).
Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуаль-ная.
Предлагаемое нами занятие структурируется (состоит из вводной, ос-новной и заключительной частей). Общая продолжительность занятия – 3 часа.
Структура занятия:
I. Вводная часть.
(Продолжительность 20 - 30 минут)
Знакомство ведущего с участниками занятия. Беседа, направленная на создание у участников положительного отношения к происходящему и кон-центрации внимания на его содержании. Создание эмоционального фона, обеспечивающего позитивное межличностное взаимодействие в проектной деятельности.
Основные задачи данного этапа:
1. Создание положительной психологической атмосферы.
2. Определение целей и выявление ожиданий от предстоящего мероприя-тия.
3. Развитие навыков вербального общения.
II. Основная часть.
(Продолжительность 2 – 2,5 часа)
Отвечает главной цели занятия. Включает в себя совместную театра-лизованную деятельность (воспроизведение театральных этюдов, работа в группах с последующей презентацией результатов, имитационные игры, си-туационно-ролевые игры), направленную на развитие компонентов социаль-ного интеллекта.
Основные задачи данного этапа:
1. Развитие социальной перцепции участников проекта.
2. Развитие эмпатийных способностей.
3. Развитие навыков невербального общения.
III. Заключительная часть.
(Продолжительность 20 - 30 минут)
Предполагает снятие психоэмоционального напряжения, создание по-зитивного эмоционального фона, закрепление положительного эффекта,
авто- и коллективную рефлексию содержания деятельности, участия в про-екте.

Педагогический результат проекта – решение социальной задачи, направленной на развитие компонентов социального интеллекта будущих педагогов.
К краткосрочным результатам (получаемым непосредственно по окон-чании проекта) мы относим развитие некоторых компонентов социального интеллекта:
• знание социальных правил и социальная приспособляемость, спо-собность оценивать взаимоотношения, понимать людей (в том числе на невербальном уровне общения), неординарно мыслить, прогнозировать события, чувство юмора, позволяющее расслабиться в ситуациях зажа-тости, скованности (когнитивный компонент);
• сопереживание, социальная выразительность, способность к саморе-гуляции (эмоциональный компонент);
• способность к совместной деятельности, отслеживание развития дея-тельности, оценка действий и поступков (поведенческий компонент).
Отказ от совместной деятельности и покидание пространства проектной деятельности одного (или более) участников может считаться провалом проекта.
Долгосрочные результаты (способные появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта): формирование социально ак-тивного эмпатийного человека, имеющего адекватную самооценку, уважаю-щего чужое мнение; понимающего причинно-следственные связи событий, умеющего регулировать собственные эмоции и настроения.
3. Условия для успешной реализации проекта:
1. Организация пространственно-предметной среды (кабинет, пригод-ный в качестве игровой аудитории, или актовый зал со сценой).
2. Позитивно настроенный и заинтересованный в данной теме коллек-тив будущих педагогов.
3. Максимальное количество участников – 20 человек.
4. Группа гетерогенные, т.е. присутствуют и девушки, и юноши, также допускается присутствие в группе участников разных возрастов (от 18 до 30 лет).
4. Средства отбора:
Набор участников в группу осуществляется по желанию.
5. Концептуальные позиции:
Теоретико-методологическую базу проекта составили:
1. Идеи о сущности, диагностике, формировании социального интел-лекта Дж. Гилфорда, А.И. Савенкова, М. Салливена, Е.С. Михайловой, и О.В. Шиловой и О.В. Шешуковой;
2. Системный подход в современной науке (И.В. Блауберг, В.Н. Садов-ский, Э.Г. Юдина);
3. Личностно-ориентированный подход Т.П. Грибоедовой, И.С. Яки-манской, О. Якунина;
4. Деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, Т.А. Черникова, А.Р. Эльконин).
5. Идеи и положения, раскрывающие возможность рассмотрения театра в качестве лаборатории для исследования творческих возможностей человека (Р. Барт, Е. Гротовский, Н.В. Демидов, Ю.Г. Клименко, Вс. Мейерхольд, К.С. Станиславский, Г.Г. Шпет);
6. Исследования, нацеленные на изучение применения театрального искусства в педагогическом образовании (О.С. Булатова (Задорина), В.М. Букатов, П.М. Ершов, И.А. Зязюн, Н.Д. Никандров, М.М. Поташ-ник);
Основная направленность нашего занятия сосредоточена в сфере соци-ально-важных навыков, формирования и развития необходимых качеств бу-дущих педагогов. Здесь важны самоосознание, сопереживание, управление собственными чувствами, формы проявления социальных навыков (навыки общения и т.п.):
1. Самоосознание – развитие способности к самоанализу, развитие навыков позитивного внутреннего диалога о самом себе.
2. Сопереживание – признание и определение, тех чувств, которые мо-гут испытывать другие стороны; способность понять, почему другой человек действовал именно так; понимание необходимости того, чтобы любое согласованное решение было выгодным и справедливым для всех сторон. Развить навыки эмпатии.
3. Управление собственными чувствами – умение успокоиться, когда испытываешь гнев. Умение ждать своей очереди – не прерывать других. Снизить напряжение, чувство тревоги.
4. Социальные навыки (навыки общения и т.п.) – умение хорошо слушать, в случае необходимости, умение постоять за себя. Умение из-виниться и принять извинения. Развитие социальной интуиции. Работа с конструктивными способами выхода из конфликтных ситуаций.
При составлении проекта мы опирались на то, что развитие социально-го интеллекта у студентов педагогических специальностей должно осу-ществляться, через развитие его компонентов:
Компоненты Показатели


Когнитив-ный Социальная память (память на имена, лица).
Социальная интуиция (оценка чувств, определение настрое-ния, понимание мотивов поступков других людей).
Социальное прогнозирование (рефлексия собственного раз-вития и оценка неиспользованных альтернативных возмож-ностей).


Эмоцио-нально-волевой Социальная выразительность (эмоциональная выразитель-ность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль).
Сопереживание (способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать комму-никативный и моральный эгоцентризм).
Способность к саморегуляции (умение регулировать соб-ственные эмоции и собственное настроение).


Поведенче-ский Социальное восприятие (умение слушать собеседника, по-нимание юмора).
Социальное взаимодействие (способность и готовность ра-ботать совместно, способность к коллективному взаимодей-ствию и как к высшему типу этого взаимодействия – коллек-тивному творчеству).
Социальная адаптация (умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в от-ношениях с окружающими).
При разработке проекта мы учли необходимость соблюдения следую-щих принципов:
• связи теории с практикой;
• последовательности, систематичности;
• доступности;
• наглядности;
• диалогичности;
• активности участников.
6. Средства фиксации достигнутого результата:
• рефлексия в завершающей части занятия (где участникам будет пред-ложено высказать свое мнение о проведенном занятии);
• психодиагностика (перед проведением занятия и по завершении);
• участникам после завершения занятия будет предложено заполнить анкету «Оценка эффективности проведенного мероприятия»;
• экспертная оценка других участников олимпиады.
7. Распределение функций в команде:
Участники: Функции:
Хазова Евгения
(капитан команды) Получение информации о предстоящей олимпиаде (инструкций, основных требований и т.д.). Донесение данной информации остальным участникам группы.
Составление плана работы команды (дата, место и время встреч группы).
Распределение обязанностей между участниками группы.
Контроль над исполнением порученной деятельности.
Участие в разработке и реализации проекта.
Бугаева Анастасия
Старцева Анжелика
Сатюков Андрей
Варяев Данил
Кутукова Наталья Разработка проекта.
Оценивание проектов остальных участников олимпи-ады (рецензирование и ранжирование).
Артемьева Светлана Исполнительская деятельность (реализация проекта).

Ольга Викторовна Култыгина
Здравствуйте, уважаемая команда! Скажите, учитываете ли вы в своем проекте личностные особенности участников, например, ярко выраженные актерские способности, сдержанность и т.п. Если да, то как именно (дифференциация заданий и др.)?

С уважением, команда "Тула".

Лада Васильевна Першина
Здравствуйте уважаемые коллеги. Очень бы хотелось принять участие в вашем проекте, так как тема достаточно интересная. Возник только один вопрос, скорее практического характера. Удалось ли вам уже осуществить ваш проект на практике? И если ответ положительный, то какие результаты были получены?

Наталья Юрьевна Максимова
Здравствуйте! Судя по прочитанному, в исполнении было бы интересно поучаствовать, но любопытно, педагогам какого именно профиля было бы полезно участвовать в вашем проекте?как вы считате? Может у вас есть целевая аудитория?

Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, уважаемая команда! У вас очень содержательный и увлекательный проект. Но нам бы хотелось спросить, почему вы выбрали в качестве основной задачи проекта именно формирование социального интелекта у педагогов? А не что-то другое, к примеру, "сеять доброе, светлое, вечное".
С уважением команда "Золотой Алтай".

Евгений Алексеевич Улюшкин
Добрый день, уважаемая команда! Как можно, на ваш взгляд, соотнести театральную деятельность будущих педагогов и тренинговые занятия по развититю социалтьного интеллекта.
С уважением, команда Баньян.

Екатерина Андреевна Доценко
Здравствуйте, уважаемая команда! Развитие социального интеллекта через театрализацию очень интересная форма. У меня несколько вопросов: могут ли быть участниками проекта студенты непедагогических специальностей? Расскажите об участниках своей команды? И думаю, что часть проекта по оценке результата можно усилить.

Надежда Олеговна Кузнецова
Здравствуйте, уважаемая команда! Как часто вы хотите проводить данные занятия? Чем обоснована такая продолжительность основной части? Можно ли ее сократить? Апробировали ли Вы ее на студентах?

С уважением, команда "Полярная звезда"

Евгения Сергеевна Хазова
Здравствуйте))
Весной 2014 года в рамках ВКР было проведено исследование по формированию соц.интеллекта младших школьников в условиях детской театральной студии. В ходе исследования была разработана и апробирована программа формирования СИ. На этапе апробации была создана детская театральная студия и поставлен спектакль с учениками младших классов.
ОЭР была организована с учетом выделенных условий развития СИ: диалогичности воспитательной работы, живого общения с педагогом, возможностью раскрытия социальной активности, коммуникативного творчества.
Проведенная работа дала положительные результаты. Изменения, происходящие в поведении и деятельности детей оценивались по трем направлениям:
- коммуникативно-личностному (где прослеживалось развитие коммуникативной контактности-умение вступать в контакт, поддерживать его, правильно воспринимать позицию партнера и др.);
- Особенностям самосознания детей через изучение особенностей самооценки;
- Характеристикам проявления соц.перцепции (особенностям понимания детьми взаимоотношений людей, анализ своих поступков и действий окружающих, прогнозирование возможного поведения).
По всем направлениям была выявлена положительная динамика. Также результат был замечен и оценен педагогами и родителями, что удалось выяснить с помощью экспертных карт.

Добавлено спустя 1 минуту:
Здравствуйте) В проекте могут могут участвовать педагоги всех профилей и специальностей, любые заинтересованные лица

Добавлено спустя 2 минуты:
Здравствуйте, уважаемая команда) Сеять разумное, доброе, вечное- задача всех времен и всех педагогов. А для ее реализации в современном мире педагогу необходимо иметь в своем арсенале как можно больше приспособлений, приемов, методов, технологий. Кроме того, необходимо быть достаточно гибким, уметь моментально приспосабливаться к новым условиям, понимать эмоцию и действие, прогнозировать возможные реакции каждого воспитанника. Именно эти качества входят в содержание социального интеллекта.

Добавлено спустя 2 минуты:
Здравствуйте) Театральная деятельность служит целой системой воспитания, которая дает множество возможностей. Некоторые из них совпадают с необходимыми для формирования социального интеллекта условиями.
Это такие условия, как-
* развитие эмоциональной сферы (в ходе знакомства с чувствами, настроениями героев, осознание причин того или иного настроения и т.д.)
* речевое развитие
* самовыражение и творческая самореализация
* развитие коммуникативных навыков
* социальная адаптация.
Таким образом, сама деятельность театра в некоторой степени формирует социальный интеллект. А если намеренно включать в эту деятельность специальные тренинговые упражнения (которые положительно влияют и на развитие потенциала актера), то результат не заставит себя долго ждать. Тренинговые занятия неотрывны от процесса театрального действа, они театральны по сути сами.

Добавлено спустя 3 минуты:
Здравствуйте) Личностные особенности учитываются непременно. Более того, это отправная точка при определении хода занятия. У педагога в голове всегда есть перечень заданий, упражнений, приемный план. Но то, как занятие будет проходить напрямую зависит от аудитории. Первые несколько упражнений позволяют сформировать представление об участниках и далее от этого педагог строит, мастерит, вдохновляет, развивает...
С уважением, команда "ПВШ".

Добавлено спустя 5 минут:
Здравствуйте, уважаемая команда! участниками проекта могут быть студенты непедагогических специальностей. Главное - заинтересованность и готовность быть открытым, свободным к восприятию, анализу и творчеству.

Добавлено спустя 2 часа 12 минуты:
Здравствуйте) часов. Обычное полноценное театр.занятие в среднем длится около трех часов. За это время человек погружается в тематику, успевает прочувствовать роль, проанализировать собственные действия и др.
Время сокращено точно не будет. Занятие в рамках конкурса проводится 1 раз.
На студентах проводится впервые.

С уважением, команда "ПВШ".

Данил Владимирович Братчиков
Здравствуйте, команда ПВШ. Интересная тематика, провожу подобные занятия у студентов 1х курсов.
У меня такой вопрос: Имеется ли у Вас опыт в организации студенческих (школьных) мероприятий, театральных представлений? И отсюда еще вопрос))
Подскажите каким способом можно обеспечить максимальное включение участников микрогруппы в процесс? Имеются в виду те люди, кто, несмотря на свое желание, просто стесняются, либо не являются настолько творческими, нежели его коллеги.
С уважением, команда "Адаптеры".