IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Центр развития речи ЮФУ (Ростов-на-Дону), капитан команды Саакян Айстан Артуровна

Центр развития речи ЮФУ (Ростов-на-Дону), капитан команды Саакян Айстан Артуровна

Татьяна Александровна Тореева
Название команды: Центр развития речи ЮФУ (Ростов-на-Дону)

Педагогический результат.
Внешний образ человека, речь напрямую влияет на его успешность в делах, личной и общественной жизни. Для педагогов, психологов речь является основным инструментом профессионального воздействия. Однако, в выборке студентов психолого-педагогического профиля, часто встречаются учащиеся с фонетическими, лексическими, грамматическими проблемами. Они связанны как с ситуацией вовремя не оказанной логопедической помощи, так и со специфическими расстройствами школьных навыков (дислексия, дисграфия). Современные социально-психологические и логопедические методики дают возможность скорректировать недостатки речи в любом возрасте в достаточно сжатые сроки, это касается и взрослых с выраженными речевыми нарушениями.
Проект «Тренинг развития речевых навыков студентов психолого-педагогического профиля» дает общее представление о работе студенческого фрилансинг-объединения студентов «Центр развития речи ЮФУ». В рамках олимпиады мы остановимся на фонетико-фонематической стороне устной и письменной речи.
Схема педагогических действий.
• Проведение авторской скрининг-диагностики фонетико-фонематической составляющей устной и письменной речи взрослого. Знакомство со своим голосом, анализ преимуществ и недостатков, рекомендации по улучшению речи.
• Управление дыханием, артикуляцией и дикцией.
• Мелодика речи – приемы украшения.
• Техники расслабления и релаксации.
• Скрининг-оценка результативности тренинга.

Принять участие в тренинге могут все желающие: студенты, преподаватели, слушатели. Критерием отбора участников является желание понять и оценить свой голос и речь, их достоинства и слабые стороны, осознать и использовать этот потенциал.

Концептуальные позиции:
Положения о языке как важнейшем средстве общения, социального взаимодействия людей, роли языка в развитии личности и профессиональном становлении (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Концепция личностно-ориентированного подхода к процессу обучения (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.). Теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, АР. Лурия). Теория единства психических процессов (в том числе речи) и их сквозного характера Л.М. Веккера. Теория пожизненного развития психических функций (Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Педагогические концепции развития речи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Е.И.Тихеева). Теория психологического тренинга (И.В. Вачков, Л.А. Петровская). Интерсубъектно-диалогическая парадигма (В.А.Петровский, Г.А.Ковалев, Т.А.Флоренская, Г.В.Дьяконов).

Средства фиксации достигнутого результата.
Объективные средства контроля: диагностические скрининг-тесты. Перенос полученных навыков в ситуации вне тренингового занятия.
Субъективные: экспертные оценки, саморефлексия участников.
Критерии оценки тренинга:
- непринятие факта наличия проблем в развитии речи, отсутствие желания работать над собственным речевым развитием;
- осознание слабых и сильных сторон своей речи, усвоение алгоритма решения задач развития речи по образцу;
- осознание слабых и сильных сторон своего голоса и речи, произвольная постановка и решение задач по развитию речевых навыков;
- осознание специфики развития своего голоса и речи, осознанное произвольное изменение речевого навыка в нестандартно возникающих условиях.

Распределение функций
Разработка проекта «Тренинг развития речевых навыков студентов психолого-педагогического профиля» - Саакян А.А.
Организационно-методическое обеспечение: Саакян А., Давиденко С., Доценко Е., Кондакова Е., Кушнаренкова И.
Ведущие тренинга: Саакян А., Доценко Е.
Техническая поддержка: Давиденко С.
Научный руководитель: Климова Т.В.

Наталья Юрьевна Максимова
Здравствуйте! Наскольок я понимаю, вы активно реализуете ваш проект и представленный выше тренинг? Скажите, а много ли педагогов посещают ваши занятия?

Лада Васильевна Першина
Здравствуйте уважаемые коллеги. Читая ваш проект, я обратила внимание на следующий момент. Вы говорите о проведении авторской скрининг-диагностики. Авторами диагностики являетесь вы? Заранее спасибо за ответ. Было бы очень интересно принять участие в вашем тренинге.

Айастан Артуровна Саакян
Здравствуйте, Лада! Благодарю вас за вопрос. Соавторами диагностики является вся наша команда. Программа составлена под научным руководством преподавателей - психолога и дефектологов. В рамках проекта олимпиады мы остановились только на базовой оценке речи. В Центре, каждая из нас дополнительно специализируется на диагностике и коррекции конкретного типа нарушений (ротацизм и т.д.). Будем рады работать с вами вместе!

Добавлено спустя 7 минут:
Здравствуйте! Наскольок я понимаю, вы активно реализуете ваш проект и представленный выше тренинг? Скажите, а много ли педагогов посещают ваши занятия?

Здравствуйте, Наталья! Да, мы вдохновлены своей работой и стараемся приносить пользу студентам университета. Изначально проект был ориентирован на студентов-первокурсников логопедов, дефектологов и психологов. В этом учебном году волонтерский проект по оценки речи студентов включал 53 студента, действуют 3 тренинговые группы. Что касается преподавателей, то они охотно участвуют в проекте, предлагая свои идеи, предложения. В дальнейшем мы хотим усовершенствовать свою методику работы до такой степени, чтобы делиться ею, в том числе, в формате online.

Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, уважаемые члены команды! Ваш проект очень заинтересовал нас.Вы обращаете внимание на формирование речевых навыков студентов психолого-педагогического профиля. Чем обусловлена специфика развития речи у студентов данного профиля?
С уважением, команда "Золотой Алтай".

Айастан Артуровна Саакян
Здравствуйте, уважаемые члены команды! Ваш проект очень заинтересовал нас.Вы обращаете внимание на формирование речевых навыков студентов психолого-педагогического профиля. Чем обусловлена специфика развития речи у студентов данного профиля?
С уважением, команда "Золотой Алтай".

Здравствуйте, Ирина! Спасибо за проявленный вами интерес. Речь, уровень ее развития все зависимости от профиля обучения зависит от целого ряда факторов: наличия нарушения (например, фонетико-фонематического), возраста, социокультурных факторов и др. Вопрос в том, что для специалистов психолого-педагогического профиля речь играет одну из самых ключевых ролей и является показателем его уровня развития. Допустим, педагог-дефектолог, для того чтобы корректировать речь, должен сам обладать безупречной дикцией, тем самым мы повышаем эффективность образования и обучения в своем ВУЗе. Студентам в дальнейшем это поможет при приеме на работу, формирует профессиональные и личные компетенции. Ни у кого не возникнет сомнений, что человек, который «правильно» говорит, сможет обучать этому других.

Наталья Евгеньевна Иванова
Здравствуйте уважаемая команда "Центр развития речи ЮФУ (Ростов-на-Дону)"! Существует ли максимальное количество участников тренинга, который на сколько я понимаю проводится одновременно со всеми участниками? Какие формы работы вами реализуются в ходе тренинга (индивидуальные в большей степени)? Реализацию своего проекта вы проводили только внутри вашего ВУЗа или где-то ещё? С уважением, команда "Пазл".


Айастан Артуровна Саакян
Здравствуйте уважаемая команда "Центр развития речи ЮФУ (Ростов-на-Дону)"! Существует ли максимальное количество участников тренинга, который на сколько я понимаю проводится одновременно со всеми участниками? Какие формы работы вами реализуются в ходе тренинга (индивидуальные в большей степени)? Реализацию своего проекта вы проводили только внутри вашего ВУЗа или где-то ещё? С уважением, команда "Пазл".

Здравствуйте уважаемая команда «Пазл»! Спасибо за проявленный вами интерес. Формы программы реализуются как индивидуальные, так и фронтальные. Часть диагностических техник проводится фронтально группами по 25-30 человек, другая – только индивидуально. Мы придерживается качественного подхода в своей работе, а так как мы имеем дело с особенностями в развитии речи и здесь важны все детали. Поэтому тренинговые группы включают 7-10 человек. Индивидуальные тренинги проводятся только в том случае, если участник имеет выраженный дефект в речи, и мотивирован на его исправление. Работа по коррекции проводится студентами-волонтерами для студентов, прежде всего, для дефектологического профиля, а также педагогов-психологов. На данный момент - это внутривузовский проект. С уважением, команда Центр развития речи ЮФУ.

Юлия Александровна Юрьева
Здравтсвуйте, уважаемая Айстан Артуровна и команда "Центр развития речи ЮФУ (Ростов-на-Дону)"!
Очень интересный проект! При знакомстве с ним у нас возник следующий вопрос. Насколько мы поняли, в качестве одного из средств фиксации достигнутого результата вы используете метод экспертных оценок. Скажите, пожалуйста, кто выступает при его реализации в качестве экспертов?
Заранее спасибо за ответ.
С уважением, команда "pi-онеры-2"

Айастан Артуровна Саакян
Уважаемые "pi-онеры-2", хотелось уточнить, речь идет об экспертизе содержания проекта или представленного на олимпиаду тренинга развития речевых навыков?