IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

СоциоКод, капитан команды Вакулинская Александра Ивановна

СоциоКод, капитан команды Вакулинская Александра Ивановна

Татьяна Александровна Тореева
Содержание проекта.

1. Название команды: «СоциоКод»
2. Педагогический результат - усвоение и возникновение интереса представителей технических специальностей к социологии, как науке.
Генеральная цель - адаптация основных понятий социологии для представителей технических профессий, привлечение интереса к социологии как науке (для достижения цели необходимо по возможности предварительно узнать, каков общий интеллектуальный уровень обучаемой группы, общую заинтересованность в изучении смежных по дисциплинарной матриц наук).
Триединая цель (желаемый, заранее запрограммированный нами результат)- принятие факта важности и актуальности социологии как науки в общественной сфере деятельности, понимание основных понятий и методик, заинтересованность в предмете. На свое занятии мы постараемся затронуть такие предметные компетенции, как интерактивное изучение ( взаимодействие с преподавателями, друг другом, учебными материалами) , активное учение ( имитация на занятиях различных социальных ситуаций, применения на себя ролей) и глубокое познание путем погружения в реальный жизненный контекст.
Предметная компетенция в познании основных понятий социологии на первичных этапах включает в себя деятельные и социокультурные компоненты. Деятельная компетенция включает в себя планирование ( способность видеть проблему и цель как желаемый результат), достижение ( план по реализации цели), развитие ( отбор успешного опыта и анализ неудач). Так же развивающая компетенция включает в себя внутриличностный компонент ( рефлексия в процессе занятия над своими сильными и слабыми сторонами у студентов), межличностный компоненты ( приспособление к взаимодействию с другими студентами и преподавателями), культурный ( активное участие в усвоении социальных норм деятельности).

3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: наша обучаемая группа будет представлена студентами технических профилей, с 1 по 5 курс.
4. Средства отбора обучаемой группы: наш выбор остановился на студентах технического профиля, так как основной целью нашего проекта является привлечение внимание к социологии тех студентов, которые далеки от гуманитарных наук и большей частью не понимают значимость такой дисциплины как социология. На этой категории студентов можно ярко продемонстрировать, как можно изменить отношение к социологии, адаптировать ее язык для тех, кто не компетентен в ее области, продемонстрировать действенность используемых практик и методик.
5. Концептуальные позиции: Педагогические принципы, которыми мы будем руководствоваться в течение подготовки занятия и во время его проведения:
• Принцип системности - наше занятие будет подчинено определенной структуре. Все элементы будут взаимосвязаны, один логически вытекать из другого.
• Принцип взаимодействия и сотрудничества – наше занятие - это не только и не столько лекция, но и вопросы-ответы (вопросы ученики смогут задавать по ходу занятия), проведение игры, возможность учеников высказывать свое мнение и обсуждение этого мнения.
• Принцип профессиональной целесообразности – содержание занятия и материал мы будем подбирать с учетом специфики выбранной учениками специальности.
Во время проведения нашего занятия основной нашей идеей будет, сформулированная ещё в 20-30-е гг. ХХ в. А.Бине в рамках реформаторской педагогике, идея о том, что учащийся должен быть активным участником собственного процесса познания.
Будут задействованы некоторые идеи педагогики сотрудничества и теории педагогического общения.

6. Средства фиксации достигнутого результата: педагогические измерения и способ их интерпретации, позволяющий утверждать, что результат достигнут (желательно градуированный, то есть: какие показатели означают, что результат достигнут вполне успешно, успешно, удовлетворительно, слабо, какие означают провал) измерения могут производиться как в конце, так и в процессе исполнения проекта;
Необходимо знать изначально количество человек в аудитории.
В начале занятия предлагается задать вопрос: Ребята, знаете ли вы о существовании такой науки как социологи? Варианты ответов: Да, Слышал что-то, Нет – варианты ответов предлагаются поочередно, количество придерживающихся того или иного ответа фиксируется на доске. По окончанию полученные числа переводятся в проценты( наглядное применение статистического метода).
Затем задаётся следующий вопрос: Считаете ли вы, что социология – полезная наука? Варианты ответов: социология полезна, это спорный вопрос, это лженаука. Повторяется манипуляция с анализом данных и проценты фиксируются и остаются на доске до окончания занятия.
После объяснения основ методологии социологического исследования учащимся предлагается игра, ориентированная на закрепление полученных знаний и вовлечение в предмет.
Игра «Сам себе социолог»
Аудитория делится на сравнительно-малое число групп(2-4).
Каждой группе дается тема, для проведения социологического исследования(анкетного опроса) и дальнейшим анализом данных и выдвижением прогноза. В течение некоторого времени (около 10-15мин) каждая команда разрабатывает анкету, включающую 3-4 вопроса по теме исследования.
Вопросы должны раскрывать суть темы и способствовать лучшему пониманию мнения общества по данной тематике.
Команды в произвольном порядке обмениваются анкетами, заполняют их и забирают «свои» анкеты обратно, 10-15 минут дается на анализ данных и составления прогноза.
Каждая команда выбирает выступающего «социолога», который делает отчёт по пройденной работе. Время для отчёта – 5 минут.
Преподаватель должен оценить: качество анкеты и структура, качество анализа и логичность прогноза( чем выше качество проделанной работы, тем ближе мы к поставленной педагогической цели). Все допускаемые ошибки обсуждаются «на месте».
В конце занятия повторяется вопрос: Считаете ли вы, что социология – полезная наука? С теми же вариантами ответов: социология полезна, это спорный вопрос, это лженаука. Также проводятся манипуляции с результатами, под теми данными, которые были получены поэтому же вопросу в начале занятия. Преподаватель для себя проводит анализ динамики данных. Исходя из того что доля положительных ответов возросла делается вывод об успешности педагогического действия. Если же возросло количество ответов: это спорный вопрос – также признак положительной динамики. Возрастание отрицательных ответов свидетельствует о провале педагогического действия.
Также необходимо будет задать вопрос: Хотели ли Вы больше узнать о социологии? Варианты ответов: Да, Нет, Не знаю
Превалирование положительных ответов – свидетельствует о достижении педагогического действия, степень определяется по отрыву от количества негативных ответов, принимая во внимание количество воздержавшихся или не определившихся. Большое количество негативных ответов, должно спровоцировать вопрос: Почему Вы так считаете? И по ответам 3-5 учащихся понять причину, которая зачастую может не говорить о провале педагогического действия. Большое число ответивших «Не знаю», говорит о провале педагогического действия.

7. Распределение функций в команде: 2-3 человека из команды будут, сменяя друг друга, проводить занятие (это необходимо для того, чтобы аудитория не уставала от одно преподавателя и не теряла интерес, а находилась в «напряжении»). Два человека занимаются подготовкой и демонстрацией интерактивного материала. Один, оставшийся, отслеживает реакцию аудитории.

Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, уважаемая команда! Нам крайне импонирует ваша зантересованность и стремление вызвать интерес и любовь к своему предмету у представителей других специальностей. Желаем удачи!
С уважением команда "Золотой Алтай".

Людмила Александровна Щепихина
Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас ознакомиться с содержанием нашего проекта «Учение без мучения!!!»,
интерактивные формы и методы педагогической рефлексии учебного занятия».
Будем рады, если Вы напишите свое мнение о проекте и с удовольствием ответим на все, возникшие у Вас вопросы.
Людмила
Капитан команды - TeSL
САФУ, г.Архангельск.

Наталья Евгеньевна Иванова
Здравствуйте уважаемая команда "СоциоКод"! Подскажите, пожалуйста, какое количество учащихся вами планируется для реализации проекта и временные рамки его проведения? Также, одной из целей, которые вы ставите - привлечение интереса студентов к социологии. По средствам чего вы планируете оценить его появление, просто задавая вопросы или каким-то иным образом? И ещё, проводилась ли вами апробация вашего проекта? С уважением, команда "Пазл".

Александра Ивановна Вакулинская
Здравствуйте уважаемая команда "СоциоКод"! Подскажите, пожалуйста, какое количество учащихся вами планируется для реализации проекта и временные рамки его проведения? Также, одной из целей, которые вы ставите - привлечение интереса студентов к социологии. По средствам чего вы планируете оценить его появление, просто задавая вопросы или каким-то иным образом? И ещё, проводилась ли вами апробация вашего проекта? С уважением, команда "Пазл".

Здравствуйте Наталья! В пункте 6 мы расписали наш метод фиксирования достигаемого педагогического результата. Метод был опробован на практике и производит хороший эффект на аудиторию. Также "живое" фиксирование результатов весьма полезно. В пункте 7 мы написали, что 1 человек будет следить за реакцией аудитории - это тоже способ контроля результата.
Предполагаемое количество учащихся - 20 человек, но мы не привязаны к этой цифре, она может варьироваться. Как мы поняли, проект должен быть рассчитан на 2-3 часа?По крайней мере мы опирались на эти цифры.
Спасибо за вопрос, надеюсь нам удалось на него ответить. "СоциоКод"

Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, Александра и команда «СоциоКод»!

Меня заинтересовал Ваш проект, он близок к нашему по идее. В нашем проекте, я как раз связываю техническую науку - информатику и социологию. Очень, очень!! хотелось бы увидеть Ваше мнение или Ваши вопросы в своей теме…

У меня возник такой вопрос: Вы писали, что после применения на практике проекта, производили хороший эффект на аудиторию. Это были лишь результаты после тренингов, или Вы как-то в дальнейшем, скажем после прохождения времени, например, 3-6 месяцев, видели и оценивали тот же результат? Т.е. меня интересует, студенты технических ВУЗов в дальнейшем на практике находили место применению науки Социологии в своей деятельности, профессии? И если да, то какие примеры, можете привести…

Заранее спасибо! И желаю Удачи!!
С Уважением, команда «Перекресток знаний».




Александра Ивановна Вакулинская
добрый день!
а почему только технарей?
Сергей, из команды "Перекресток знаний", Баку

Здравствуйте Сергей! Нам показалось что это будет непростая задача и поэтому весьма интересная и показательная.
Спасибо за Ваш вопрос!

Евгений Алексеевич Улюшкин
Доброе утро, уважаемые члены команды СоциоКод!Из Вашего проекта видно, что Вы очень любите свой предмет. Молодцы! Поясните, пожалуйста, каким образом Вы адаптируете основные понятия социологии для студентов технических специальностей.
С уважением, члены команды Баньян.

Александра Ивановна Вакулинская
Доброе утро, уважаемые члены команды СоциоКод!Из Вашего проекта видно, что Вы очень любите свой предмет. Молодцы! Поясните, пожалуйста, каким образом Вы адаптируете основные понятия социологии для студентов технических специальностей.
С уважением, члены команды Баньян.

Здравствуйте!Хороший вопрос! Для лучшего усвоения основных понятий в социологии мы предварительно укажем на их системность( привлечение графиков и кругов Эйлера), что для людей технического склада ума весьма значимо. Спасибо за Ваш вопрос, надеюсь нам удалось на него ответить.
С Уважением, Команда "СоциоКод"

Данил Владимирович Братчиков
Здравствуйте, команда "СоциоКод". Я правильно понимаю, что оценка эффективности ваших занятий осуществляется только при помощи вопросов "Считаете ли вы, что социология – полезная наука?" и "Хотели ли Вы больше узнать о социологии?.
С уважением, команда "Адаптеры".

Александра Ивановна Вакулинская
Здравствуйте!Не совсем так. Есть ещё игра, по результатам которой делается вывод, также в пункте 7( распределение ролей) мы указали на роль некого "контролера" реакции аудитории при проведении занятия ( он осуществляет включенное наблюдение).
Спасибо за вопрос, надеюсь нам удалось ответить на него. С уважением, команда " СоциоКод".