Дорогами нашей Победы...

Андрей Игоревич Молотков
Содержание проекта
1. Название команды – «Мы из будущего»

2. Педагогический результат:
Методическая разработка внеклассного занятия в форме «мастерской» по школьным дисциплинам – истории и обществознанию.
Тема: ««Дорогами нашей Победы … »
Цели:
Общие:
1. Пробудить уважительное отношение к героическому прошлому страны, воинским традициям; Родины;
2. Способствовать пробуждению смыслов-интереса к изучению истории;
3. Создание условий для развития творческих способностей и умения работать в команде;

Предметные:
1. Раскрыть значение работы с исторической традицией (источниками); с видами источников: письменными архивными материалами; фото; видео и др.; критика источника
2. Анализ документов: делопроизводственных и административных;
3. Умение анализировать статистические данные;
4. Способствовать становлению умения высказывать суждения и умозаключения на основании работы с картографическим материалом; анализа картографического материала;
5. Понять причины неудач Советской армии в первый период Великой Отечественной войны.
6. План «Барбаросса»: успех и провал «блицкрига». Показать как в упорных оборонительных боях лета 1941 г. сорвался план «Барбаросса» рассчитанный на «блицкриг».
7. Рассмотреть некоторые проблемные вопросы начала Второй мировой войны, вступления в нее Советского союза и началом Великой Отечественной войны.
Надпредметные:
1. Пробуждение патриотических чувств: диалог участника мастерской с самим собой; с другим.
2. Пробуждение смыслов-цели, смыслов-переживания, смыслов-отношения к судьбе «Человека» на примере жизни выдающихся исторических личностей, героев и участников войны, том числе показать образцы честности и благородства духа, самоотречения и готовности к самопожертвованию.
3. Становление опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности.
4. Пробуждение смыслов-переживания и смыслов-отношения при знакомстве с краеведческим материалом, в ходе познания истории малой Родины.
5. Уроки истории как ответ на вызовы нестабильного мира, общества риска и неопределенности: приобрести опыт адаптации в условиях нестабильности.
Принципы: адекватности, научности, доступности, технологичности, мотивированной стимуляции, эргономические (включающие в себя: принцип безопасности, принцип психофизиологической адаптивности, принцип надежности, принцип хронометрического соответствия, принцип эстетичности) и др.
Роли организаторов:
Ведущие
Секретарь
Помощники: информационная поддержка; консультант
Эксперт-хронометрист
Аналитик – анализирует организацию и ход мастерской по этапам, по окончанию подводит итоги результативности (самоанализ).
Схема действий:
Технологические этапы Действия организаторов Действия участников
1.Организационный момент
Самоконструкция
Социоконструкция
Социализация
(10 мин.) Предлагают участникам олимпиады стать активными деятелями мастерской (по желанию, 28 человек).

Оказывают помощь в формировании команд, с распределением ролей, обязанностей
Приём «Пазл» (горд герой).

Организуют составление синквейна (предоставляют алгоритм составления синквейна)


Формирование команд:
• Название команды;
• Герб (символ) команды (города);
• Выбор капитана;
• Составление синквейна



Самоконструкция – диалог участника мастерской с самим собой.
Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д.
• Обмен информацией по проблеме в парах или группах. Время обсуждения не более 3 – х. минут.
Социализация – «обнародование», защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).
Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию участниками мастерской неполноты, неточности своего прежнего знания.


2. Система заданий
2.1.
Технологические этапы Действияорганизаторов Действия участников педагогической мастерской
Реконструкция
7 - 10 мин. Пробуждение личностных смыслов. «Что для меня победа?»

«Блиц-опрос» (диагностика участников олимпиады)

Создание соответствующей эмоциональной атмосферы
Средства: аудио, видео ряд (с использованием мультимедийных технологий)






Задействовать каналы восприятия: аудио, визуальные, осязание; обоняние, вкус.

Пробуждение
смыслов-мотивов,
смыслов-интересов,
смыслов-целей,
смыслов-переживаний,
смыслов-отношений.


Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, правила, определения, закона и т.д.
Технологические этапы Действия организаторов Действия участников педагогической мастерской
Реконструкция
20 мин. Организаторы предлагают
задание командам и объясняют его. Необходимо создать «продукт»: «Мемориал памяти».
Команде необходимо за отведённое время найти материал о героях ВОВ из города, который они представляют, и создать мемориальную доску (биографический метод). Команды за определённое время подбирают, обрабатывают, оформляют и представляют материал.
Результат: «мемориальная доска» с краткой биографической справкой героев.
Самоконструкция
Социоконструкция
Социализация
10 мин.
По окончанию времени команды должны предоставить результат своей деятельности: «Мемориальная доска» с краткой биографической справкой героев. Афиширование результатов деятельности.
«Разрыв»
(8 мин.)
Письма (связующий элемент сюжета)
Письма на фронт/ с фронта
кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления, понятия.
Осознают возникшие познавательные противоречия.
Создание соответствующей эмоциональной атмосферы.
Средства: аудио, видео ряд (с использованием мультимедийных технологий)
Организаторы зачитывают отрывки из писем на фронт и с фронта. Пробуждение
смыслов-мотивов,
смыслов-интересов,
смыслов-целей,
смыслов-переживаний,
смыслов-отношений.
Реконструкция
Работа с залом
I этап
10-15 мин. Организуют работу с залом посредством диалога, видео, хроники
«Пробуждение памяти»

Задание залу: привести примеры из семейной биографии участников Великой отечественной войны.
«Вспомни…»
Расскажите о родственниках, которые участвовали в ВОВ (предлагаем алгоритм: ФИО, звание, место службы, возраст, награды, в каких боевых действиях участвовал, значимые события в которых участвовал, для вас лично).

Организаторы следят за тем, чтобы команда не нарушала правила, следят за временем. По ходу дечятельности организаторы эмоционально поддерживают команду. В качестве фона звучит музыка. Самоконструкция
Социализация

Деконструкция –
(30-40 мин.)
превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию участниками мастерской неполноты, неточности своего прежнего знания. Ведущие организуют жеребьевку.
Каждая команда получает задание по темам.
Организаторы создают ситуацию выбора (пробуждения СЕЖ); предоставляют папку с источниками.
Организаторы предлагают участникам мастерской обратиться к исторической традиции (источникам):
письменной (исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты) и изобразительной (географические карты, планы городов, рисунки, исторические личности в живописи, скульптуре). Предполагается анализ документов: делопроизводственных и административных.
Помощники (организаторы) поддерживают и консультируют команды, предоставляют реквизит и необходимое оборудование.
Темы:
1.Ставка главного командования
Роли: верховный главнокомандующий; маршалы (2), секретарь, командующий армией, дивизией)
2.Работники тыла
Роли: рабочие (мужчины и женщины); директор завода и др.
3.Линия фронта (передовая)
Роли: командиры; солдаты, журналисты: кинооператоры, священник, создатели хроник; деятели культуры (музыканты; поэты, литераторы).
4.Жители на оккупированной территории и партизаны
Роли: местные жители (различные социальные группы: дети, школьники, женщины пенсионеры, партизаны).
Каждая команда получает задание по темам (с помощью жеребьевки). Участники получают папку с источниками в соответствии с темой. Распределяют роли в группах, источники и реквизит.
Участники знакомятся с исторической традиции (источникам). Осуществляют анализ документов.
Работают с картографическим, статистическим и др. видами источников.
Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений участники мастерской пытаются «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт участника мастерской, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме (групповая работа).

Реконструкция
Работа с залом II этап (проходит параллельно с этапом деконстукция, пока идёт подготовка драматизации)
Вызов:
постановка проблемы Предоставление аудитории результатов социологического опроса
«… глазами населения Псковской земли»
Организуют работу аудитории с помощью приема «Толстые и тонкие вопросы» Аудитория формулирует Толстые и тонкие вопросы.
Пробуждаются:
смыслы-интересы,
смыслы-цели,
смыслы-переживания,
смыслы-отношения.

Афиширование
20 мин.
представление работ на общее обсуждение.
Вывешивание работ, знакомство с ними всех участников мастерской. Афиширование результата работы групп:
представить драматизацию
«Цена победы?» «В трудный час?» «Дорогами победы»
Организаторы следят за тем, чтобы команда не нарушала правил мастерской, следят за временем. В качестве фона во время афиширования звучит музыка. Представляют результаты групповой работы.
3. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.
Технологические этапы Действия организаторов Действия участников педагогической мастерской
Рефлексия
20 минут
приём «Шесть шляп мышления» Организаторы – ведущие предлагают участникам мастерской в форме Сводки Советского информационного бюро с использованием приема «Шесть шляп мышления»:
1. Белая шляпа – факты;
2. Желтая шляпа – положительное;
3. Черная шляпа - отрицательное;
4. Зеленая шляпа – практика;
5. Красная шляпа – эмоции;
6. Фиолетовая шляпа – философское осмысление.
Получить опыт участника событий Великой отечественной войны; опыт сотрудничества, взаимосвязи, коммуникации групповой, межгрупповой, пробуждение творческих способностей.
Социализация
Афиширование Сводок
Советского информационного бюро с использованием приема «Шесть шляп мышления».
Заключение
15 мин.
«Живая картина»
Организаторы выступают с хореографической постановкой, завершающей сюжет проекта. Участники в роли зрителей
Пробуждаются:
смыслы-интересы,
смыслы-цели,
смыслы-переживания,
смыслы-отношения.


4. Необходимые условия:
- владение участниками базовыми знаниями по курсам истории и обществознанию;
- эффективность сотрудничества в группе, межгрупповое сотрудничество, умение работать с историческим источником на базовом уровне.
- организаторам разработать систему приложений (материалы, с которыми будут работать участники мастерской, это могут быть выдержки из текстов, газет и т.п.)


4. Средства отбора: принципом добровольности. Жеребьевка, по результатам которой формируется четыре команды, состоящие из семи человек.

5.Концептуальные позиции:


Методология проекта базируется на основных положениях деятельностного подхода к обучению (основоположника – Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Дьюи, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А.В. Боровских, Н.Х. Розов и другие). Это, в первую очередь, означает, что учащиеся выступают в данном мероприятии как активные, творческие субъекты познания, труда и общения, у которых целенаправленно формируются учебные умения по осознанию цели, планированию хода предстоящей деятельности, выполнению самоконтроля, анализа и оценки результатов своей деятельности. Деятельностный подход также предполагает учет индивидуальных психических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей.
В проекте нашли свое отражение элементы проблемно-деятельностной теории обучения. Ее суть заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения.
Деятельностные принципы педагогики: 1) основная функция образования – подготовка человека к участию в деятельности человеческого общества; 2) учение человека есть специфический вид деятельности, поэтому и выстраиваться учебная деятельность должна как любая человеческая деятельность, по тем же законам и принципам; 3) педагогическая деятельность есть специфический вид деятельности, являющийся, в широком смысле слова, управленческой, организующей и направленной деятельностью. Реализация принципов целостности (функции элемента в системе не свойством этого отдельного элемента, а свойствами целой системы), универсальности.
Деятельностный подход является основой организации технологизации обучения. В проекте присутствуют следующие виды деятельности: познавательная, информационная, коммуникативная, игровая, групповая, исследовательская, творческая.
Философско-антропологический подход к обучению (антрополого-психологическая модель образовательной среды В.И. Слободчикова), где образовательная среда выступает местом встречи образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности; и где между субъектами образовательного процесса начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Компонентами образовательной среды выступают: пространственно-семантический, содержательно-методический и коммуникационно-организационный. Показатели: насыщенность (т.е. ресурсный потенциал) и структурированность (т.е. способ ее организации).

6. Средства фиксации достигнутого результата:
Требования к конечному продукту:
1. Достижение поставленных целей;
2. Пробуждение личностных смыслов участников (фиксируется в ходе проведения мастерской):
• смыслы-интересы,
• смыслы-цели,
• смыслы-переживания,
• смыслы-отношения.
3. Наличие критического подхода к получаемым источникам знания.
Средства фиксации достигнутого результата:
«Аналитик» анализирует организацию и ход мастерской по этапам, по окончанию подводит итоги результативности (самоанализ). В роли «аналитика», также могут выступить незадействованные в мастерской участники олимпиады, 4-5 человек.
1. Средства фиксации достигнутого результата на протяжении мастерской:
- ведение «Протокола наблюдения» по форме:
Критерий Участники олимпиады
Количество верных ответов в ходе блиц-опроса; диагностика (входной контроль)
Команда 1 Команда 2 Команда 3 Команда 4
Активные (участники) на этапах социализации афиширования
реконструкции
деконструкции
Анализ проведенной рефлексии (с использованием приема «шесть шляп мышления»
Обратная связи:
1. Диалог с организаторами (просьбы, уточнения, вопросы и т.п.)






2.
На начало мастерской реконструкция:

На этапе рефлексия:







2.
На начало мастерской реконструкция

На этапе рефлексия:







2.
На начало мастерской реконструкция:

На этапе рефлексия:




2. Средства фиксации достигнутого результата по итогам работы:
оценивание продуктов деятельности по результатам рефлексии («Шесть шляп мышления»), по ходу реализации этапов мастерской. Обработка записей из «Протокола наблюдения», представление их в виде диаграммы, анализ полученной динамики.

7. Распределение функций в команде: теоретическая и практическая (исполнительная) части осуществляются всей командой.

Роберт Афанасьевич Марков
Очень интересный проект. Возможно ли использовать вашу методику при изучении темы первой мировой войны, потому что она незаслуженно забыта?

Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, Андрей! Хочется во-первых сразу сказать спасибо за обращение в проекте к такой важной теме - к памяти Великой Отечественной Войны. Ну и во-вторых вопрос - при практическом применении на какой возраст школьников рассчитана программа?

Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, Андрей и команда.Нам показался интересным ваш проект, т.к. вы одновременно, а не изолированно решаете две задачи командообразования и пробуждение интереса к истории.
В чем вы видите новизну вашего проекта?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Андрей Игоревич Молотков
Спасибо за внимание к нашему проекту! Да, по нашему мнению, действительно первая мировая война незаслуженно забыта. И наш проект, использованную в нем технологию и конкретные приемы можно использовать при изучении содержания как первой мировой войны, так и других периодов военной истории..

Добавлено спустя 4 минуты:
Здравствуйте! По возрасту, это: старшие классы- 9 -11 классы!!

Добавлено спустя 8 минут:
Итак, новизна нашего проекта в использовании интерактивных технологий, где выработан алгоритм действий (мастерской и ее приемов, в том числе "шесть шляп мышления") в изучении содержания; критика источника. Кроме того, в использовании методологической базы: деятельностного подхода, мыследеятельностной педагогики, пробуждения смысловых единиц жизни (по Леонтьеву) участников (фиксируется в ходе проведения мастерской):
• смыслы-интересы,
• смыслы-цели,
• смыслы-переживания,
• смыслы-отношения. Принципы: где кроме, адекватности, научности, доступности, технологичности, мотивированной стимуляции; включены эргономические принципы (включающие в себя: принцип безопасности, принцип психофизиологической адаптивности, принцип надежности, принцип хронометрического соответствия, принцип эстетичности) и др.

Уважаемые участники, команда "Мы из будущего" будет благодарна выслушать суждения о нашем проекте и рекомендации по его доработке. Благодарим всех участников!

Евгений Алексеевич Улюшкин
Здравствуйте, уважаемая команда.
Большое спасибо за обращение к теме Великой Отечественной войны. Уточните ,пожалуйста, каким образом планируется отслеживать формирование ведущих на том или ином этапах смыслов-мотивов, - интересов, - целей и тп.?
Каковы, на Ваш взгляд, маркеры смыслов?
Большое спасибо. Евгений из "Баньяна".


Светлана Сергеевна Давиденко
Здравствуйте команда проекта! Радует,что вы затронули тему Великой Отечественной Войны. Всем нам и подрастающему поколению важно знать ее уроки. Ваш проект позволяет вернуться к урокам истории и получить опыт работы в команде. Скажите,пожалуйста, применяли ли вы ваш проект на практике? Если да,то,какие были результаты? Как вам удается измерять "уважительное отношение" и "смыслы"? Не совсем понятно использование для этих целей метода "шести шляп"(Боно). Он вроде направлен на развитие творческого мышления. Спасибо вам за разъяснения!
Команда "Центр развития речи ЮФУ".

Ольга Сергеевна Силина
Здравствуйте, команда "Мы из будущего"! У вас очень интересный проект, главное актуальный!
У нас удивительным образом совпали мысли по 6-7 пунктам)
"Дневник наблюдателя", в вашем случае - "Протокол наблюдателя", весьма распространенная методика фиксации результата, а вот в комплекте с диаграммой я эту методику еще не видела нигде, пока сама не придумала таким образом обеспечить наглядность результата. Теперь вижу, что и вы к этой мысли пришли)
Потому возник вот какой вопрос: почему вами выбрана именно диаграмма? И почему выбраны именно такие критерии фиксации результатов в "протоколе наблюдателя"?
И как вы можете объяснить выбор эргономических принципов? Возможно можете сказать на чью методику вы опирались?
С уважением, команда "Пазл".

Александра Ивановна Вакулинская
Здравствуйте! Очень хороший проект!

Как Вы считаете, возможно ли рассмотрение Гражданской войны при аналогичном подходе к ситуации?Ведь существует мнение, что революция была неизбежной, но не всё так однозначно.

С Уважением, команда "СоциоКод".

Андрей Игоревич Молотков
Здравствуйте Евгений!В ходе реализации проекта мы планируем отслеживать (Работают наблюдатели, заполняя протокол наблюдения): 1. проявление позиции субъектности в деятельности (подразумевает овладение этапами (стадиями) деятельности: от Мотива -цели-средства (методы) -действия - результат ); 2. субъективности (нравится) /не нравится деятельность, которую требуется выполнить; 3.Понимание своей уникальности и неповторимости; 4. Стремление к рефлексии (рефлексия); 5. проявление эмпатии; 6.умение работать в диалоге; 7.психологическая комфортность в деятельности. Благодарим за внимание к нашему проекту и за вопрос.

Елена Игоревна Галкина
Здравствуйте, команда "Мы из будущего"! Знакомясь с содержанием Вашего проекта, у нас возникли следующие вопросы:
1) По какому принципу будут формироваться команды?
2) Каковы критерии и показатели проводимой Вами диагностики на первом этапе?
Благодарим Вас за ответ. С уважением, команда "Тула".

Екатерина Андреевна Мануйлова
При рассмотрении темы:"Гражданская война" мы можем использовать технологию "мастерская" , указанные приемы, т.е. алгоритм с изменением содержания. Но смысловая нагрузка будет выдерживаться в русле патриотического воспитания, обучения и развития и с использованием эргономических принципов. С особым вниманием к принципу природосообразности и "Золотому правилу дидактики" (наглядность; мульти медийность). Использование метапредметных и интегрированных уроков (в структуре построения содержания). Считаем, что это возможно прирассмотрении темы Гражданской войны, в том числе.