IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Пять последователей Ричарда Бендлера, капитан команды Миллер Владимир Викторович

Пять последователей Ричарда Бендлера, капитан команды Миллер Владимир Викторович

Татьяна Александровна Тореева
Проект по обучению педагогов определять и учитывать при организации учебного занятия ведущий канал восприятия информации обучающихся в рамках реализации индивидуального подхода

1. Название команды – Пять последователей Ричарда Бендлера
2. Педагогический результат – сформированность у педагога ряда предметных и надпредметных умений, позволяющих определять и учитывать при организации учебного занятия ведущий канал восприятия информации у обучающихся с целью реализации индивидуального подхода.
Реализация проекта предполагает 4 основных этапа (действия):
На первом этапе (30 мин.):
1. Формируется группа из желающих обучаться по данной теме в составе 15 человек.
2. Вводное сообщение о роли ведущих каналов восприятия информации в процессе обучения, развитие мотивации к использованию полученных знаний и умений в своей профессиональной деятельности.
3. Каждому члену группы предлагается самостоятельно определить свой ведущий канал восприятия информации на основе личного опыта.
4. Группе предлагается пройти тестирование с целью определения ведущего канала восприятия информации, которое позволит подтвердить или опровергнуть собственное предположение. Результаты тестирования не разглашаются (30мин).
Цель первого этапа – знакомство участников проекта с ролью ведущих каналов восприятия информации в процессе обучения и обучение их определять ведущий канал восприятия информации с помощью тестирования.
Предметные результаты:
- овладение ключевыми понятиями: «аудиал», «визуал», «кинестетик»;
- овладение знаниями о роли ведущих каналов восприятия информации в процессе обучения;
- владение умением определять ведущий канал восприятия информации с помощью тестирования.
Надпредметные результаты:
- адекватная мотивация к использованию полученных знаний и умений в своей профессиональной деятельности.

На втором этапе (30мин):
1. Участники проекта получают раздаточный материал «Характеристика ведущих каналов восприятия информации» и изучают его.
2. Для закрепления полученного материала предлагается практическая часть, в ходе которой участники проекта разыгрывают педагогическую ситуацию в парах (2-3 пары). Задача остальных членов группы определить ведущий канал восприятия информации у участников педагогической ситуации. Полученный результат обсуждается на уровне микрогруппы и всей группы в целом.
Цель второго этапа – знакомство участников проекта с характеристиками ведущих каналов восприятия информации в процессе обучения и обучение их определять ведущий канал восприятия информации с помощью метода педагогического наблюдения.
Предметные результаты:
- овладение знаниями о характеристике ведущих каналов восприятия информации;
- владение умением определять ведущий канал восприятия информации с помощью метода педагогического наблюдения.
Надпредметные результаты:
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.

На третьем этапе (30мин):
1. Участники проекта знакомятся с правилами рассадки обучающихся в классе в зависимости от ведущего канала восприятия информации.
2. Для выработки практических умений участники проекта получают раздаточный материал «Схема расположения обучающихся в классе с присущими им каналами восприятия», и выполняют индивидуальное задание по рассадке обучающихся в классе с учетом ведущего канала восприятия.
3. Общее обсуждение полученных результатов.
Цель третьего этапа – знакомство участников проекта с правилами рассадки обучающихся в классе в зависимости от ведущего канала восприятия информации и формирование практических умений.
Предметные результаты:
- овладение знаниями о правилах рассадки обучающихся в классе в зависимости от ведущего канала восприятия информации;
- владение умением осуществлять рассадку обучающихся в классе в зависимости от ведущего канала восприятия информации.
Надпредметные результаты:
- умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

На четвертом этапе (60 мин):
1. Участники проекта разбиваются на три микрогруппы.
2. Каждая микрогруппа получает задание разработать фрагмент урока, рассчитанный на один из ведущих каналов восприятия информации (темы прилагаются).
3. Общее обсуждение полученных результатов, рефлексия.
Цель третьего этапа – систематизация и закрепление полученных знаний и умений в ходе практической деятельности.
Предметные результаты:
- умение разработать фрагмент урока с учетом ведущего канала восприятия информации обучающихся в рамках реализации индивидуального подхода.
Надпредметные результаты:
- ценностное отношение к личности обучающегося;
- осознание собственной ответственности за качество образования.

3. Условия: группа в составе 15 человек, проявившая желание к изучению данной проблемы.

4. Средства отбора: опрос на выявление желающих участвовать в данном проекте.

5. Концептуальные позиции.
В рамках реализации проекта мы опираемся на исследования
А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского о деятельностном подходе в образовании; Р. Бендлера, Д.Гриндера, А.С. Сиротюк о ведущих каналах восприятия информации; А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина о развитии психики ребенка в деятельности; Б. Л. Ливер об организации процесса обучения с учетом ведущих каналов восприятия информации; требования к организации учебного процесса в рамках ФГОС.

6. Средства фиксации достигнутого результата.
В ходе проекта будут использованы различные способы фиксации результатов, в частности тестирование, анализ выполнения практических заданий, метод экспертных оценок.

С помощью теста определяем степень усвоения теоретических знаний:
- о ключевых понятиях: «аудиал», «визуал», «кинестетик»;
- о роли ведущих каналов восприятия информации в процессе обучения;
- о характеристике ведущих каналов восприятия информации;
- о правилах рассадки обучающихся в классе в зависимости от ведущего канала восприятия информации.
Результаты будут представлены по 100-бальной шкале. Предлагается следующий способ интерпретации полученных результатов:
0-20 – материал не усвоен;
21-40 – материал слабо усвоен;
41-60 – материал усвоен удовлетворительно;
61-80 – материал усвоен успешно;
81-100 – материал усвоен отлично.

С помощью анализа практических заданий определяем степень овладения предметными умениями:
- определять ведущий канал восприятия информации с помощью тестирования;
- определять ведущий канал восприятия информации с помощью метода педагогического наблюдения;
- осуществлять рассадку обучающихся в классе в зависимости от ведущего канала восприятия информации.
Результаты будут оцениваться индивидуально по системе «зачет-незачет». Предлагается следующий способ интерпретации полученных результатов:
Если более 50% участников проекта получили «зачет», то результат считается успешным. Если менее 50% участников группы справились с заданием, то результат считается неуспешным.

Результаты разработки фрагмента урока с учетом ведущего канала восприятия информации обучающихся в рамках реализации индивидуального подхода будут оцениваться с помощью метода экспертной оценки. Эксперт оценивает работу микрогруппы в целом, учитывая степень соответствия представленного фрагмента урока заданному каналу восприятия информации по шкале:
- соответствует;
- частично соответствует;
- не соответствует.

С помощью экспертной оценки определяем степень овладения надпредметными умениями:
- работать в паре и микрогруппе;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
По ходу реализации проекта три организатора проекта будут осуществлять экспертную оценку, заполняя соответствующую таблицу.

N микрогруппы Надпредметные умения Критерии оценивания
Вполне успешно Успешно Удовлет-
ворительно Слабо
1. работать в паре и микрогруппе
формулировать собственное мнение и позицию
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
2. работать в паре и микрогруппе
формулировать собственное мнение и позицию
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
3. работать в паре и микрогруппе
формулировать собственное мнение и позицию
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

При подведении итогов участникам проекта будет предложена рефлексия, предполагающая продолжить следующее высказывание: «В ходе участия в проекте мои умения определять и учитывать ведущий канал восприятия информации обучающихся…».

7. Распределение функций.
Организаторами проекта будут выполняться следующие функции: руководство проектом, проведение экспертной оценки, обработка анкет, раздача дидактического материала, отслеживание регламента реализации проекта. Предполагается осуществление исполнительской части проекта всеми членами команды.

Ольга Викторовна Остапович
Здравствуйте уважаемые авторы проекта! Проект очень интересный! Идея проекта, с одной стороны, полезна и понятна педагогам - практикам и знакома студентам, обучающимся по направлениям "Педагогическое образование". Проект должен быть прикладной, т.е. должен быть полезен для практической деятельности в школе.Мой вопрос заключается в следующем: Разработка фрагмента урока для отдельных каналов восприятия - это понятно. Но необходимо учитывать, что в реальном классе присутствуют ученики с различными каналами восприятия. Как этот момент вы учитываете в своем проекте?

Мария Александровна Горбунова
Интересный проект. Четко прописаны особенности ведущих каналов восприятия информации. Но, на мой взгляд нет четкого определения того как будут измерять полученные знания у педагогов, а также не описаны методики, которые будут использованы в проекте.

Ольга Олеговна Грушевская
После прочтение проекта возник ряд вопросов:
1. Почему не предусмотрена практическая реализация проекта на конкретном учебном классе, в реальных условиях могут возникнуть проблемы, которые новички в силу своей неопытности не в состоянии решить самостоятельно?
2. Кто будет обучать желающих определять и учитывать при организации учебного занятия ведущий канал восприятия информации обучающихся в рамках реализации индивидуального подхода?

Мария Игоревна Сухарева
Здравствуйте, уважаемая команда. Чем определен выбор НЛПерского подхода в организации индивидуализации обучения? Не могли бы вы нам порекомендовать как учителям истории, что делать с аудиалами, визуалами и кинестетиками?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Алина Николаевна Шлегель
Уважаемая, Мария! Благодарим за вопрос. Структура проекта предполагает использование методик. Знания и умения педагогов мы будем измерять с помощью критериев оценки, которые прописаны для каждого этапа.

Владимир Викторович Миллер
После прочтение проекта возник ряд вопросов:
1. Почему не предусмотрена практическая реализация проекта на конкретном учебном классе, в реальных условиях могут возникнуть проблемы, которые новички в силу своей неопытности не в состоянии решить самостоятельно?
2. Кто будет обучать желающих определять и учитывать при организации учебного занятия ведущий канал восприятия информации обучающихся в рамках реализации индивидуального подхода?
Уважаемая Ольга! Благодарим за вопрос. В нашем проекте не предусмотрена практическая реализация на конкретном учебном классе, потому что согласно положению о IV Командной педагогической олимпиаде-универсиаде пункт 3 "В роли «обучаемых» будут выступать сами участники – члены других команд. Команда будет иметь возможность произвести диагностику и отбор в группу «обучаемых» (в простейшем случае – по желанию)".

Анна Ивановна Храпова
Здравствуйте, уважаемая команда. Чем определен выбор НЛПерского подхода в организации индивидуализации обучения? Не могли бы вы нам порекомендовать как учителям истории, что делать с аудиалами, визуалами и кинестетиками?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Здравствуйте, уважаемая команда "Золотой Алтай". На наш взгляд, если при организации педагогического процесса будут учитываться каналы восприятия информации: аудиальный, визуальный и кинестетический, то:
1) будут созданы условия для реализации принципа индивидуализации;
2) значительно повысится учебная мотивация у обучающихся;
3) повысится уровень личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Учителям истории необходимо первоначально определить ведущий канал восприятия информации каждого обучающегося. При организации процесса обучения для аудиалов рекомендуем использовать следующие формы и методы: словесные методы (беседа, опрос, дискуссии и т.д.),прослушивание аудиозаписей, игровые виды деятельности, демонстрация видеоматериалов; для визуалов: - показ наглядного материала (таблиц, схем, карт, плакатов и т.д.), демонстрация презентаций, работа с текстом, организация показа видеофильмов; для кинестетиков: практическая и творческая работа (составление кластеров, синквейн
и т.д.), игровая деятельность, использование интерактивной доски, исследовательский метод, эмоциональный настрой и смена деятельности, проектная деятельность, работа с учебником, театрализация, составление гербария, муляжей.
С уважением команда "Пять последователей Ричарда Бендлера".

Владимир Викторович Миллер
Здравствуйте уважаемые авторы проекта! Проект очень интересный! Идея проекта, с одной стороны, полезна и понятна педагогам - практикам и знакома студентам, обучающимся по направлениям "Педагогическое образование". Проект должен быть прикладной, т.е. должен быть полезен для практической деятельности в школе.Мой вопрос заключается в следующем: Разработка фрагмента урока для отдельных каналов восприятия - это понятно. Но необходимо учитывать, что в реальном классе присутствуют ученики с различными каналами восприятия. Как этот момент вы учитываете в своем проекте?
Здравствуйте! После демонстрации фрагментов урока каждой из микрогрупп, предполагается общее обсуждение на уровне всей группы. В ходе которой группа приходит к единому мнению, что должно быть многосенсорное представление информации на уроке, которое позволит обучающимся не только получить ее, используя свой ведущий канал восприятия информации, но и развивать другие каналы восприятия, что открывает новые возможности для усвоения материала.

Ольга Викторовна Култыгина
Здравствуйте, уважаемая команда!
Ваш проект затрагивает важную тему, в связи с этим у нас возник ряд вопросов. 1) Скажите, при подготовке педагогов, рассматриваете ли вы вариант развития у обучающихся каналов восприятия? 2) Тема достаточно популярна, информации для учителей об этом много. В чем уникальность вашего проекта?
Заранее спасибо за ответ.

С уважением, команда "Тула"

Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, команда "Пять последователей Ричарда Бендлера"!
Спасибо за полный и содержательный ответ.
С уважением, команда "Золотой Алтай".