IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

pi-онеры-2, капитан команды Юрьева Юлия Александровна

pi-онеры-2, капитан команды Юрьева Юлия Александровна

Татьяна Александровна Тореева
1. Название команды: π-онеры-2

2. Педагогический результат:
Мы приглашаем вас посетить Интерактивный театр финансовых миниатюр не только для того, чтобы получить удовольствие от игры наших актеров и приятно провести время, но и для того, чтобы вместе с нами поразмышлять над очень важными для каждого из нас вопросами.
Какое поведение в мире финансов можно назвать грамотным, а какое нет?
Какие сложности и трудности подстерегают нас на пути принятия грамотного финансового решения, казалось бы, в простых жизненных ситуациях?
Можно ли запастись знаниями и опытом для того, чтобы успешно преодолевать их?
Если да, то какие знания и умения нам нужны?
Мы считаем, получение ответов на эти вопросы важнейшим педагогическим результатом посещения нашего театра, значимым не только для молодых людей, которые только начинают жить в мире финансов, не только для «финансовых акул», для которых наше с вами грамотное поведение на рынке финансовых услуг является залогом их успеха, но и для процветания нашего государства в целом.
Задачи и мероприятия, направленные на повышение уровня финансовой грамотности населения включены в содержание многих документов правительства РФ:
- Проект Концепции национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 662-р.
- Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. и др.
Кроме того, государство и частные финансовые организации активно внедряют большое количество проектов по повышению финансовой грамотности населения. Приведем примеры некоторых из них.
1. Проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (Сайт проекта: http://minfin.ru/ru/om/fingram/)
2. Совместный проект российского Микрофинансового Центра и Микрофинансового Центра для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ «Повышение финансовой грамотности населения с низкими доходами «Планируй свое будущее» (Сайт проекта: http://www.rmcenter.ru/training/fin_ed/)
3. Портал «Центр финансового образования» частного предпринимателя С.А. Спирина.
(Сайт проекта: http://fintraining.ru/).
В настоящее время в детские сады, школы, университеты внедряются образовательные программы, направленные на формирование навыков финансового планирования и рационального поведения населения, создаются центры финансового просвещения и т.д.
Например, в Архангельской области на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова и Архангельского областного института открытого образования создается Региональный центр финансовой грамотности – социально-образовательный центр, реализующий дополнительные общеобразовательные программы по повышению финансовой грамотности населения в очной и дистанционной формах.
Содержание многих школьных предметов активно меняется под влиянием новых педагогических задач, связанных с формированием финансовой грамотности учащихся. Меняется и содержание школьного курса математики. В него сначала были включены практико-ориентированные задачи с экономическим содержанием, затем некоторые понятия и методы, относящиеся к финансовой математике как теоретические основы решения таких задач. А с 2015 года уже планируется проверка знаний этих теоретических основ и готовности к решению таких задач в рамках ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Пример подобной задачи из демонстрационного варианта КИМ для проведения в 2015 году ОГЭ по математике: «Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?» (Источник: http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory).
Еще один пример из демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2015 года по математике (профильный уровень): «31 декабря 2013 года Сергей взял в банке 9930000 рублей в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Сергей переводит в банк определённую сумму ежегодного платежа. Какой должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы Сергей выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?» (Источник: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

Как мы планируем получить педагогический результат у зрителей нашего театра?
Мы представим три миниспектакля – финансовые миниатюры:
«Мой новый телефончик»
«Деньги! Срочно!»
«Работа моей мечты!»
И пригласим зрителей к участию в ситуациях, разыгранных нашими актерами.
Развитие событий в наших миниспектаклях не строго определено сценарием (именно поэтому театр называется интерактивным). Оно может пойти в самых разных направлениях и привести к различным результатам, в зависимости от принятого зрителями – участниками спектакля, финансового решения.
Если конец спектакля не понравиться зрителям, то мы позволим переиграть спектакль, заменив решение, на более правильное.
Наше представление будет заканчиваться обсуждением развития событий финансовых миниатюр со зрителями. Мы обсудим с вами не только проигранные, но и другие возможные решения, поможем увидеть «подводные камни» представленных ситуаций; вскрыть основания принимаемых решений; понять, какое решение является грамотным и почему.

3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован.
В наш театр мы приглашаем зрителей, которые достигли того возраста, в котором уже допускается самостоятельное принятие финансовых решений. Зрителей, которые уже знают, что для удовлетворения потребностей нужно уметь грамотно распоряжаться имеющимися средствами, уметь зарабатывать собственные средства, быть осторожными в поиске и привлечении средств других лиц. Итак, зрителем нашего театра может стать каждый подросток или молодой человек, которому тематика наших миниатюр не безынтересна, и который имеет некоторый опыт поведения в мире финансов.

4. Средства отбора.
Наш театр интерактивный. А это означает, что зрители нашего театра делятся на две категории: пассивные и активные. Пассивным зрителем может стать любой, кто захочет посетить наш театр, а вот активных зрителей мы отбираем.
Наши актеры начинают разыгрывать спектакль перед пассивными зрителями. Но в момент, когда требуется принятие финансового решения, они замирают, а ведущий начинает поиск активного зрителя. Как принято в школе, каждый желающий стать активным зрителем – участником спектакля, поднимает руку. К нему подходит ведущий и просит тихо сообщить о том, какое решение он собирается принять и почему считает его правильным. Затем, если видит, что решение не спонтанно и не бессмысленно, разрешает зрителю заменить одного из действующих актеров и спектакль продолжается.

5. Концептуальные позиции:
Теоретическую основу предлагаемого нами способа достижения педагогического результата составляют положения мыследеятельностной педагогики (Ю.В. Громыко , П.Г. Щедровицкий .).
Мы создаем для наших зрителей ситуацию, побуждающую к мыследеятельности (thought activity), т.е. активным рассуждениям на трех уровнях, которые ярко и образно могут быть представлены притчей:

Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю храм!
Источник: http://pritchi.ru/id_676
Мы строим наше представление так, чтобы побудить зрителей рассуждать на всех трех уровнях:



Миниатюра Уровень денежных операций Уровень аргументации финансовых решений Уровень ценностных установок
«Мой новый телефончик» Рассуждения о расходовании денежных средств. Рассуждения о необходимости получения наиболее полных данных об объекте покупки, расчета стоимости единицы товара, необходимости учета понятия альтернативная стоимость при принятии финансового решения. Рассуждения о необходимости соизмерения финансовых возможностей и потребностей.
«Деньги! Срочно!» Рассуждения о займе денежных средств в экстренных ситуациях. Рассуждения о необходимости учета различных способов займа денег, возможности их комбинации при необходимости. Рассуждения о критериях выбора и способах составления графика погашения задолженности. Рассуждения об ответственном отношении к возврату долга. Понимание необходимости формирования «подушки безопасности».
«Работа моей мечты!» Рассуждения о зарабатывании денежных средств. Рассуждения о различии и сходстве понятий «заработная плата» и «доход». Рассуждения о критериях и способах выбора работы с учетом этих различий. Рассуждения о необходимости учета различия целей работодателя и наемного работника.

Приведение зрителей к мысли о существовании нескольких уровней рассуждений, изменение уровня их рассуждений требует использования специальных педагогических приемов.
Предлагаемый нами интерактивный театр представляет собой организационно-деятельностную игру (ОДИ). Ее структурно-функциональная оргсхема имеет вид:
Каждая финансовая миниатюра начинается со вступительной речи ведущего, которая поможет создать у зрителей образ разыгрываемой в миниатюре ситуации («запуск» ОДИ). По ходу спектакля ведущий побуждает зрителей к исследованию развития сюжета на двух уровнях: уровне денежных операций и уровне аргументации принимаемых решений, дает возможность пассивным зрителям проверить выдвинутые гипотезы, перейдя в статус активного зрителя, разрешает «переиграть» спектакль, если его итог не устраивает зрителей.
Беседа со зрителями в конце представления будет носить рефлексивный характер. Ведущий будет побуждать зрителей варьировать уровень рассуждений. Обсуждение начинается с создания «Карты сценариев» каждой миниатюры группами зрителей. Эта работа выведет зрителей на рассуждения о денежных операциях. Переход на следующий уровень рассуждений обеспечит прием «Знающее незнание». Его использование позволит сформулировать требования к знаниям, которыми должен обладать человек для принятия грамотного финансового решения. Выход на третий уровень рассуждений обеспечит возврат к формулировке проблем, решению которых посвящены представленные финансовые миниатюры. Для побуждения зрителей к их словестной формулировке будет использован прием «Постулат».

6. Средства фиксации достигнутого результата
Результат коллективной мыследеятельности (ответы на исходные вопросы) будет зафиксирован в ходе рефлексивной беседы самими зрителями.
«Карты сценариев» покажут множественность финансовых решений для каждой из рассмотренных ситуаций. Требования к знаниям создадут ориентиры для самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы в будущем. «Постулаты» зафиксируют важнейшие ценностные установки грамотного финансового поведения.

7. Распределение функций в команде
Функции Исполнители
1. Игротехники Студенты 4 курса ИМИКТ:
Антоновская Татьяна, Козыренко Анна,
Рябова Анна, Соловьева Анна, Тихонова Татьяна, Неманова Анастасия
2. Ведущий Анастасия Неманова, студентка 4 курса ИМИКТ
3. Актеры Студенты 4 курса ИМИКТ:
Антоновская Татьяна, Козыренко Анна,
Рябова Анна, Соловьева Анна, Тихонова Татьяна
4. Руководитель театра и режиссер (капитан команды) Юлия Юрьева, магистрантка 1 курса ИМИКТ

Тренер команды: Форкунова Лариса Валентиновна, к.п.н., доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования института математики, информационных и космических технологий САФУ имени М.В. Ломоносова

Елена Алексеевна Кондакова
Здравствуйте, Юлия и участники команды! Интересный проект, прочитав его, у меня возник к вам вопрос: Какие практические навыки приобретет человек, приняв участие активное (пассивное) в вашем спектакле? Спасибо за ваше внимание, с уважением Центр развития речи ЮФУ.



Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, Татьяна и команда. Нас заинтересовал Ваш проект своей живостью, оригинальностью и актуальностью на сегодняшний день. Желам удачи!
С уважением команда "Золотой Алтай".

Яна Владимировна Гиренок
Здравствуйте, уважаемая команда. Скажите,пожалуйста, почему вы считаете повышение
уровня финансовой грамотности
населения важным?

Юлия Александровна Юрьева
Здравствуйте! Цль вашего проекта заключается в чем? на кокую категорию он расчитан?


Здравствуйте, Наталья! Спасибо за проявленный интерес к нашему проекту! Его основная цель - научить молодых людей грамотно действовать в ситуации выбора, связанного с проведением каких-либо финансовых операций: траты денег, займа, выборе работы и др. В нашем интерактивном театре мы покажем на что нужно обращать внимание при выборе альтернативы из имеющихся, какими знаниями нужно обладать для принятия экономически грамотного решения, какие вопросы ставить перед собой и как отвечать на них при возникновении подобных ситуаций в будущем.

Добавлено спустя 16 минут:
Здравствуйте, Татьяна и команда. Нас заинтересовал Ваш проект своей живостью, оригинальностью и актуальностью на сегодняшний день. Желам удачи!
С уважением команда "Золотой Алтай".


Здравствуйте, Ирина!
Огромное спасибо за оценку наших стараний! Мы первый раз участвуем в этом проекте и очень рады вашей поддержке! Спасибо!
С уважением, команда "pi-онеры"

Добавлено спустя 27 минут:
Здравствуйте, уважаемая команда. Скажите,пожалуйста, почему вы считаете повышение
уровня финансовой грамотности
населения важным?


Здравствуйте, Яна!
Спасибо за интерес к нашему проекту! Мы считаем, что умение грамотно распоряжаться своими деньгами, не попадать в сложные экономические ситуации, не попадаться на удочку мошенников и т.д. важно для любого человека. Тем более это важно для молодежи, на которую рассчитан наш интерактивный спектакль. Молодой человек, только начинающий жить самостоятельной жизнью, должен уметь использовать все свои небольшие пока финансовые средства с максимальной пользой, грамотно выбирать себе работу, не попадаться на удочку легкой жизни в кредит и т.д. Финансово грамотный человек сможет вести достойную жизнь используя любые, даже небольшие, финансовые средства. Думаю, Вы с нами согласитесь.
С уважением, команда "pi-онеры"

Добавлено спустя 30 минут:
Здравствуйте! Цль вашего проекта заключается в чем? на кокую категорию он расчитан?


Простите, мы не ответили на ваш второй вопрос. Наш интерактивный спектакль рассчитан на молодых людей: старших школьников, студентов, которые начинают или скоро будут жить самостоятельной жизнью, принимать собственные финансовые решения.

Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, команда pi-онеры-2!
Интересный и актуальный проект, очень понравилась идея использования Интерактивного театра для решения поставленной педагогической задачи.

Вот такие вопросы:
Реализовывали на практике Вы уже этот проект? И если да, то хватает ли времени 2-3 часа для реализации трех миниспектаклей Интерактивного театра и достижения результата? Или все-таки для полной реализации проекта и повышения финансовой грамотности участников требуется более объемные курсы обучения?

Заранее спасибо!
С Уважением, команда "Перекресток знаний".

Сергей Валентинович Самуйлов
Добрый день!
а не рассматривали ли Вы вариант снятия мультфильма по заданному сценарию?
ведь так можно расширить и аудиторию и возможности благодаря аниме?

Ольга Сергеевна Силина
Здравствуйте команда pi-онеры-2! Интересный, а главное направленный на практику проект!
Вот что бросилось в глаза, в условиях, которым должны удовлетворять обучаемые вами приведен в общем-то уже финансово-грамотный человек, а затем вы говорите о возможности для любого желающего принять участие - мне показалось, что в этом есть некое противоречие, быть может надо откорректировать этот пункт.
В целом же мне очень понравился ваш проект, актуален!
С уважением, команда "Пазл".

Юлия Александровна Юрьева
Добрый день!
а не рассматривали ли Вы вариант снятия мультфильма по заданному сценарию?
ведь так можно расширить и аудиторию и возможности благодаря аниме?


Здравствуйте, Сергей!
Главная идея нашего театра миниатюр - интерактивность. Это означает, что действие спектакля может пойти по разным направлениям сценария, в зависимости от решения, принятого активным зрителем, который играет роль главного героя. К сожалению, в линейном представлении информации в мультфильме такое "разветвление" сценария невозможно.

Добавлено спустя 10 минут:
Здравствуйте команда pi-онеры-2! Интересный, а главное направленный на практику проект!
Вот что бросилось в глаза, в условиях, которым должны удовлетворять обучаемые вами приведен в общем-то уже финансово-грамотный человек, а затем вы говорите о возможности для любого желающего принять участие - мне показалось, что в этом есть некое противоречие, быть может надо откорректировать этот пункт.
В целом же мне очень понравился ваш проект, актуален!
С уважением, команда "Пазл".


Здравствуйте, Ольга!
Спасибо за высокую оценку актуальности нашего проекта и за дельное замечание к содержанию!
В фразе "Зрителей, которые уже знают, что для удовлетворения потребностей нужно уметь грамотно распоряжаться имеющимися средствами, уметь зарабатывать собственные средства, быть осторожными в поиске и привлечении средств других лиц" мы имели в виду пинимание необходимости наличия финансовой грамотности, мотивацию к ее получению, может быть владение некоторыми (но не всеми) навыками применения математических расчетов к оптимизации финансовой деятельности.
Обязательно подправим содержание в соответствии с вашими комментариями. Еще раз большое спасибо!

Юлия Александровна Юрьева
Здравствуйте, Валерия!
Большое спасибо за обстоятельные и полезные вопросы!
Вообще, деятельность по разработке теоретических основ использования математики при формировании финансовой грамотности школьников ведется нами в рамках работы в Международном образовательном проекте "Афлатун: социальное и финансовое образование детей". В этом проекте наш вуз играет роль ресурсного центра, а обучение школьников проходит в шести школах города - пилотных площадках. Дети учатся в течения 8 лет (начальная школа - среднее звено). Так что, конечно, формирование финансовой грамотности - процесс длительный.
Идея с разработкой сценариев интерактивных спектаклей пришла только при подготовке к участию в этой олимпиаде, а три темы для спектакля - основные операции с деньгами - траты, займ, получение.
Цель нашего спектакля - показать необходимость рассмотрения всех альтернативных вариантов перед принятием решения, показать пример рассуждений, мыследеятельности, приводящей к правильному (оптимальному) выбору и т.д.
Мы думает, что по 1 часу на каждый миниспектакль должно быть достаточно, однако, готовы в процессе "оттачивания" сценария, которым сейчас занимаемся, к корректировкам при необходимости.

С уважением, команда "pi-онеры-2"


Юлия Александровна Юрьева
Здравствуйте, Юлия и участники команды! Интересный проект, прочитав его, у меня возник к вам вопрос: Какие практические навыки приобретет человек, приняв участие активное (пассивное) в вашем спектакле? Спасибо за ваше внимание, с уважением Центр развития речи ЮФУ.


Здравтсвуйте, Алена!
Спасибо за проявленный интерес к нашему проекту! И за интересный вопрос.

Теоретические (разрешите расширить ответ на ваш вопрос) и практические навыки, которые приобретет зритель (активный/пассивный) нашего спектакля:
- знание о существовании трех уровней рассуждения при оперировании с финансами;
- переход от уровня денежных операций к уровню аргументации финансовых решений и уровню ценностных установок;
- знание "требований к знаниям", которыми должен обладать человек для принятия грамотного финансового решения, овладение на основе этих требований ориентирами для самостоятельного поиска оптимальных экономических решений.

С уважением, команда "pi-онеры-2"

Мария Иннокентьевна Гуляева
Здравствуйте участники команды! Очень интересный проект. Возникли такие вопросы: 1.В чем новизна вашего проекта? 2. Реализовали ли вы проект на практике?
С уважением команда "Полярная звезда"!

Юлия Александровна Юрьева
Здравствуйте участники команды! Очень интересный проект. Возникли такие вопросы: 1.В чем новизна вашего проекта? 2. Реализовали ли вы проект на практике?
С уважением команда "Полярная звезда"!


Здравствуйте, Мария и команда "Полярная звезда"!
1. Новизна нашего проекта заключается в применении положений мыследеятельностной педагогики и, в частности, технологии организационно-деятельностной игры (ОДИ) к решению проблемы формирования финансовой грамотности молодежи.
2. Студенты нашего института второй год принимают активное участие в работе международного образовательного проекта "Афлатун: социальное и финансовое образование детей". У нас в Архангельской области шесть школ-пилотных площадок проекта. Мы разрабатываем математические основы формирования финансовой грамотности школьников. Поэтому практику работы по формированию умения принимать математически обоснованные экономические решения мы имеем. Однако, идея создания интерактивного театра финансовых миниатюр для нас новая. Мы разрабатываем этот спектакль специально для участия в олимпиаде. В дальнейшем мы планируем использовать этот спектакль (а также создавать новые) на наших пилотных площадках.