IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

"Тула", капитан команды Култыгина Ольга Викторовна

"Тула", капитан команды Култыгина Ольга Викторовна

Татьяна Александровна Тореева
Содержание проекта
«Творческая коммуникация»

1. Название команды «Тула»;
2. Педагогический результат:
Основой профессиональной компетентности современного педагога является умение организовывать взаимодействие с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности. Важнейшим профессиональными качествами педагога в таком случае становится гибкость и креативность его профессионального мышления, позволяющие учителю выходить за рамки проверенных временем и опытом подходов к процессу обучения и воспитания, избежать шаблонов во взаимодействии с обучающимися.
Формирование коммуникативных умений в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе позволяет подготовить будущих учителей к активному взаимодействию со всеми субъектами образовательного процесса. С помощью приемов творческой коммуникации будущие педагоги учатся выстраивать корректный диалог, позволяющий найти выход из сложившейся педагогической ситуации, управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями, т.е. они включают в себя простейшие (элементарные) умения. В связи с этим выделяют следующие группы умений: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные. В данном проекте представлена технология обучения приемам творческой коммуникации, направленных на формирование регуляционно-коммуникативных умений будущего педагога, т.к. развитие умений данной группы наиболее успешно будет протекать в ходе творческой деятельности. К таким умениям относятся умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; применять индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения.
Организация занятия в непосредственном общении студентов между собой и с преподавателем сделает процесс обучения увлекательным и позволит студентам получить необходимые знания для эффективной учебной и будущей профессиональной деятельности.
Цели действия:
1. способствовать освоению обучающимися понятий «педагогическое общение» и «коммуникативное умение».
2. формировать коммуникативные умения посредством диалогового взаимодействия с субъектами образовательного процесса с использованием приемов творческой коммуникации;
3. отработать на практике использование приемов творческой коммуникации, направленных на формирование коммуникативных умений.

Схема действий представляет собой этапы работы на учебном занятии.

№ Этап Цели этапа Содержание Время
1 Знакомство. Постановка целей и задач. Установка на учебное занятие.

Педагогический эффект этапа – мотивация участников к освоению понятий «педагогическое общение» и «коммуникативное умение». Выступление консультантов: объявление темы, цели, задач и основных этапов занятия. Знакомство участников.

5 мин.
2 Формирование команд. Развитие способностей к совместной работе с коллегами.

Педагогический эффект этапа–формирование команды, осознание собственных потребностей и ожиданий от работы в команде. 1. Формирование микро-групп из участников разных команд.
2. Каждой команде присваивается цвет и эмблема («синяя команда», «красная команда» и т.д.)



5 мин.
3 Самопрезентация Групповая работа

Педагогический эффект этапа – получение новых знаний посредством вступления в диалог с тьютороми участников друг с другом, осмысление и систематизация информации по ходу ее поступлении,мобилизация внимания и творческой фантазии участников в ходе решения групповой задачи, снятие психологических зажимов, интеграция групп за счет идентификации и включенности в совместную командную деятельность, осознания коллективной ответственности. 1. Проектирование процедуры самопрезентации (обсуждение названия, эмблемы, девиза команды.).
2. Процедура самопрезентации.

Каждая команда усаживается за стол, на котором разложены необходимые материалы (бумага и маркеры; куски картона и цветной бумаги, пластилин разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, 5 трубочек для коктейля и т.п.). Группа должна представить товарищам из других групп плод своего коллективного творчества. Важно, чтобы в этом творческом акте участвовала вся команда, решение принималось коллегиально, и в работе были использованы все выложенные на стол материалы.
Продукт деятельности каждой команды: название команды, эмблема, девиз. 15 мин.
4 Групповая работа. Развитие регуляционно-коммуникативных умений посредством творческого взаимодействия в команде. Развитие презентационных умений обучаемых.

Педагогические эффекты этапа –
развитие следующих коммуникационных умений: согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; применять индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения
1. Участники выполняют предложенные задания.
2. Микро-группы демонстрируют результаты своей деятельности.
3. Рефлексия участниками опыта своей деятельности. 90 мин.
4.1 Прием расположения к себе.
Развитие умения применять индивидуальные умения при решении совместных задач

Педагогический эффект этапа – формирование умений использовать речь, музыку, движение, графическую информацию для выполнения
заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений. СИТУАЦИЯ:
Во время урока ____ в __ классе один из учеников задает учителю вопрос: «_________?». Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может дать на него правильный ответ.
Участники получают карточки с тремя вариантами поведения. Им необходимо разыграть данную ситуацию, объяснить, какими убеждениями руководствовался учитель, и предложить другие варианты поведения, более эффективные.
ВАРИАНТ 1. Учитель своим агрессивным поведением по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа. («Мне нельзя показать свою некомпетентность в этом вопросе — это признание моего невежества».)
ВАРИАНТ 2. Учитель игнорирует вопрос. («Признаться, что ты, учитель, чего-то не знаешь, — это значит расписаться в своей педагогической несостоятельности и безграмотности».)
ВАРИАНТ 3. Учитель пускается в рассуждения, пытаясь уйти от прямого ответа. («Учитель должен быть всегда готовым ответить на любой вопрос».)
Продукт деятельности каждой команды: инсценировка ситуаций. 15 мин.
4.2 Прием «Скрытые роли» Развитие умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.

Педагогический эффект этапа – формирование умений помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению. Командам предлагается обсудить следующий вопрос: каким должен быть идеальный учитель? Участникам раздаются карточки со "скрытыми ролями". Карточки нельзя никому показывать, их следует прочитать, а потом вернуть ведущему. Содержание карточек прорабатывается заранее:
- Алексей, ваша задача - один раз в минуту рассказывать анекдот.
- Борис, ваша задача - постоянно оспаривать то, что говорит Алексей и Вера.
- Вера, ваша задача - после того, как Алексей закончит рассказывать свой очередной анекдот, вспомнить и озвучить какой-нибудь поучительный афоризм.
- Галя, ваша задача - следить за Верой, все ее высказывания записывать в свой блокнотик (на листочек).
- Дима, ваша задача - следить за Галей и Борисом. На каждое подозрительное их действие ставить галочку в своем блокноте (на листочке).
- Егор, вы должны все время стоять, иногда подходите к Гале и говорите, что она должна следить за Димой.
- Женя, вы должны следить за тем, кто следит за Верой. Когда кто-то начинает за ней следить - вы должны этому помешать любой ценой.
- Зоя, ваша единственная задача - стараться усадить Женю на место, когда он будет вставать.
и т.д.
Сцена разыгрывается. На нее отводится около десяти минут. Потом проводится обсуждение:
- Как вы думаете, у кого какая роль была? почему?
- Как вы догадались?
- Бывают ли люди, которые постоянно играют роль? как их отличить?
- Бывают ли люди, которые почти всегда остаются сами собой и роли не играют? как их отличить?
Продукт деятельности каждой команды: инсценировка. 15 мин.
4.3 Прием «Рекламный ролик» Развитие умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.

Педагогический эффект этапа – формирование умений помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению. - Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будет являться другая команда. Каждая команда вытянет карточку, на которой написан цвет другой. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты.
Продукт деятельности каждой команды: выступление в игровой форме «рекламного ролика» с использованием подручных материалов (цветная бумага, ленты и т.п.). 15 мин.
4.4 Прием «Объявление о знакомстве»
Развитие умения оценивать результаты совместного общения

Педагогический эффект этапа – формирование умений слушать собеседника, критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение). Вспомните сказку про крокодила Гену и Чебурашку, про то, как крокодил искал себе друзей. Он написал объявление о знакомстве, где рассказал о себе, самопрезентовался примерно так: «Молодой воспитанный крокодил ищет себе друзей». Команды должна составить текст объявления для поиска друзей, в котором нужно прежде всего указать основные достоинства каждого участника, выделить общие качества и индивидуальные. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным. Обратите внимание на характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним. Опишите свои любимые занятия, которыми вы можете заинтересовать другого человека. Главное условие — презентовать свою привлекательность, в первую очередь — внутреннюю. (5-7 предложений.)
Продукт деятельности каждой команды: объявление о знакомстве. 15 мин.
4.5 Прием «Моральный кодекс современных родителей». Развитие умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению

Педагогический эффект этапа – формирование умений само- и взаимоконтроля совместной деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий. Участникам сообщается о том, что существуют различные моральные нормы, которые должен соблюдать современный учитель и ученик. А какие моральные нормы должны соблюдать современные родители? Каждая команда получает задание – написать текст «Морального кодекса современного родителя», отразив в нем моральные нормы, которые должен соблюдать современный родитель в общении с учителем, ребенком, родителями других детей. Количество моральных норм 5-10. Во время презентации своего проекта, необходимо аргументировать выбор тех или иных моральных норм.
Критерии оценивания:
• умение полно и адекватно охарактеризовывать содержание моральных норм;
• характер, убедительность и последовательность аргументации;
• умение прислушиваться к аргументам других участников;
• творческий подход к созданию проекта.
Продукт деятельности каждой команды: Моральный кодекс современных родителей и его защита. 15 мин.
4.6 Прием «Опять двойка: современный взгляд на ситуацию» Развитие умения оценивать результаты совместного общения

Педагогический эффект этапа – формирование умений слушать собеседника, критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение). Командам предлагается рассмотреть картину советского художника Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.) и ее описание. Участникам предстоит создать описание представленной картины, учитывая современные условия. В описании должно быть отражена позиция каждого изображенного персонажа. Во время преставления, выполненного задания необходимо объяснить, с чем связан выбор тех или иных качеств для каждого персонажа.
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;
• творческий подход к созданию общего продукта деятельности;
• умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать т.д.;
• отношение к выработке общей точке зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом мнения друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют).
Продукт деятельности каждой команды: составленное описание. 15 мин.
5 Рефлексивный этап. Подведение итогов занятия. Осмысление логики решения предложенных заданий.

Педагогический эффект этапа–развитие умений решения различных педагогических ситуаций с использованием приемов творческой коммуникации; создание ситуации успеха для стимулирования мотивации освоения приемов творческой коммуникации 1. Участники обсуждают, эффективность этапов занятия, собственную личностную позицию, опыт собственной деятельности.

2. Рефлексия участниками собственного потенциала к решению поставленных задач с использованием приемов творческой коммуникации.

3. Организаторы занятия подводят итоги. Заключительная игра.
Всем участникам в каждой микрогруппе раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнце с количеством лучей, равных количеству участников, не считая себя. В центре солнца пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучами (один луч рассчитан на одного участника). Листы передаются до тех пор, пока ни пройдут весь круг и не вернутся к своему хозяину.
10 мин.
2. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того чтобы результат мог быть продемонстрирован: студенты педагогического вуза, I курса (примерно 20-25 человек).
3. Средства отбора: педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых: распределение участников по группам в зависимости от их принадлежности к команде (каждая группа состоит из участников разных команд).
4. Концептуальные позиции.
1.Компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя, А.В.Хуторской, А.П. Тряпицына и др.). Согласно компетентностному подходу, результатом образования является сформированность компетенций как способностей применять знания, умения и личностные качества в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.
2.Интерактивные технологии (Н.Н. Соколов, Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова и др.). Интерактивные технологии строятся на межсубъектном взаимодействии участников образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей преподавателя и каждого отдельного обучающегося.
5. Средства фиксации достигнутого результата: оценка решения предложенных заданий будет проводиться по критериям: креативность, логичность, аргументированность.
6. Распределение функций в команде определяется двумя параметрами:
1) сущностью занятия, его структурой и ролями, исполняемыми на разных этапах занятия;
2) содержанием каждого из этапов занятия: подготовительного, реализации и рефлексии.


Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, команда "Тула"!
Мы рады снова видеть наших коллег). Очень интересная и насыщенная методическими приемами проект. Мы поняли, что исполнителями являются студенты, будущие педагоги. Вы представили разработку одного мероприятия. У нас вопрос следующего содержания: как часто можно проводить такие встречи для достижения поставленных целей? Если есть какая то программа по проведению таких мероприятий, то какой примерно должен быть тематический расклад? Спасибо!

Наталья Юрьевна Максимова
Здравствуйте! Ольга, скажите, что именно является ожидаемым педагогическим результатом вашего проекта?какие именно профессиональные коммуникативные умения будут формироваься и развиваться?

Мария Игоревна Сухарева
Здравствуйте, уважаемая команда "Тула". У вас увлекательный проект. Скажите пожалуйста, что вы подразумеваете под понятием "творческая коммуникация"? Это неформальное общение или что-то еще? Каковы ее функции?
С уважением команда "Золотой Алтай".

Анна Сергеевна Леонова
Команда "Пазл".
Здравствуйте. Какой из перечисленных этапов является ключевым? Если его нет, то по каким причинам? Заранее спасибо за ответ.

Ольга Викторовна Култыгина
Здравствуйте, команда "Тула"!
Мы рады снова видеть наших коллег). Очень интересная и насыщенная методическими приемами проект. Мы поняли, что исполнителями являются студенты, будущие педагоги. Вы представили разработку одного мероприятия. У нас вопрос следующего содержания: как часто можно проводить такие встречи для достижения поставленных целей? Если есть какая то программа по проведению таких мероприятий, то какой примерно должен быть тематический расклад? Спасибо!


Приветствуем Вас, приятно видеть старых знакомых! Спасибо за вопрос. Данные приемы, представленные в нашем проекте, можно использовать как в совокупности, так и единично, включая их непосредственно в учебные занятия. Содержание заданий можно трансформировать и усложнять в зависимости от изменения уровня сформированности коммуникативных умений.

С уважением, капитан команды "Тула"

Добавлено спустя 4 минуты:
Здравствуйте! Ольга, скажите, что именно является ожидаемым педагогическим результатом вашего проекта?какие именно профессиональные коммуникативные умения будут формироваься и развиваться?


Здравствуйте, спасибо за вопрос!
Ожидаемым педагогическим результатом нашего проекта является формирование формирование регуляционно-коммуникативных умений будущего педагога, а именно умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; применять индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения.

С уважением, капитан команды "Тула"

Добавлено спустя 7 минут:
Команда "Пазл".
Здравствуйте. Какой из перечисленных этапов является ключевым? Если его нет, то по каким причинам? Заранее спасибо за ответ.


Здравствуйте, спасибо за вопрос!

В качестве ключевых этапов мы выделяем непосредственно групповую работу и рефлексию.

С уважением, капитан команды "Тула".

Ольга Викторовна Култыгина
Добрый день!
Проект очень интересный
а какие новые технологии вы планируете использовать в проекте и как?


Здравствуйте, спасибо за вопрос!

В нашем проекте мы используем совокупность специально подобранных приемов, направленных на формирование регуляционно-коммуникативных умений будущего педагога. Данные умения формируются в процессе совместной творческой деятельности с другими участниками образовательного процесса.

С уважением, команда "Тула".

Елена Алексеевна Кондакова
Здравствуйте, Татьяна! Как вы разделяете «коммуникацию» (что вроде должно быть у современного учителя) и «творческую коммуникацию» (что вы формируете)? Каким образом ваш проект может помочь студентам, либо школьникам из социально неблагополучной среды? Какие конкретные способы (методы, технологии) вы могли бы привести? Благодарю за внимание.

Ольга Викторовна Култыгина
Здравствуйте, Татьяна! Как вы разделяете «коммуникацию» (что вроде должно быть у современного учителя) и «творческую коммуникацию» (что вы формируете)? Каким образом ваш проект может помочь студентам, либо школьникам из социально неблагополучной среды? Какие конкретные способы (методы, технологии) вы могли бы привести? Благодарю за внимание.


Здравствуйте, спасибо за вопрос!
Мы рассматриваем именно творческую коммуникацию, т.к. формирование коммуникативных умений будущих педагогов в нашем проекте происходит в процессе творческой деятельности.
В данном проекте мы не учитываем социальное благополучие студентов, но использование наших приемов допустимо при налаживании отношений в коллективе обучающихся.

С уважением, команда "Тула"

Добавлено спустя 15 минут:
Здравствуйте, уважаемая команда "Тула". У вас увлекательный проект. Скажите пожалуйста, что вы подразумеваете под понятием "творческая коммуникация"? Это неформальное общение или что-то еще? Каковы ее функции?
С уважением команда "Золотой Алтай".


Здравствуйте, спасибо за вопрос!

Под понятием "творческая коммуникация" мы понимаем организацию процессов общения и сотрудничества в коллективной творческой деятельности.

С уважением, команда "Тула"



Ольга Викторовна Култыгина
Доброго времени суток.
Скажите пожалуйста, что вы подразумеваете под понятием "творческая коммуникация"? Мозговой штурм?


Здравствуйте, спасибо за вопрос!
Мы подразумеваем под понятием "творческая коммуникация" организацию процессов общения и сотрудничества в коллективной творческой деятельности. Безусловно, мозговой штурм является важным элементом приемов, представленных в нашем проекте.

С уважением, команда "Тула"