IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

"Южный Про-свет" - ЮФУ, капитан команды-Костяхина А.К.

"Южный Про-свет" - ЮФУ, капитан команды-Костяхина А.К.

Анна Константиновна Костяхина
Содержание проекта
«Герменевтика параллельных текстов как стратегия культурно-просветительской деятельности в XXI веке»

1. Название команды: Южный Про-свет

2. Педагогический результат. Основным педагогическим результатом проекта является позиция человека, осознающего свою принадлежность («причастность») русской культурно традиции и готовность вступать в диалогические – интерпретативные, критические и творческие отношения с ней.
Аспектами этой целевой установки являются:
1) Отношения к произведениям литературы, музыки и художественного искусства как хранилищам человеческого опыта;
2) Перекрестная интерпретация личного опыта и художественного текста в горизонте культурной традиции;
3) Осмысление русской культурной традиции как поля противодействия различных духовных источников и исторических тенденций;
4) Синергия интеллектуального и эстетического познания; духовного развития и самопознания;
5) Развитие навыков публичного мышления, высказывания и действия.
Общие, предметные и надпредметные развития в проектируемой ситуации соотнесены с формируемыми в соответствии с ФГОС ВПО 050100 и ФГОС ВО по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
В частности, реализация проекта направлена на развитие следующих общекультурных компетенций:
• способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
• способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
• готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
• готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
• способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
общепрофессиональных компетенций:
• владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
• способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);
профессиональных компетенций:
• способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);
• способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
Основным объективируемым результатом проекта будут индивидуальные творческие продукты (визуальные образы, инсталляции, ментальные карты произведения искусства во всем многообразии его внутри- и интер-текстуальных связей и отношений, эссе в свободном стиле и др.)
Для достижения подобного результата участники вместе с командой прослушивают видео- и аудио-записей фрагментов художественного произведения (оперы, художественного чтения текста), в процессе чего, актуализируются проблемы восприятия, фиксируются возникающие образы, ассоциации, линии несовпадения и противоречия.
На следующем этапе слушатели разделяются на микрогруппы, в рамках которых изучается взаимоотношения прослушанного текста – с параллельными текстами, а на предварительном завершении работы – представители микрогрупп докладывают о результатах изучения параллельных текстов.
В заключении каждый участник создает свой собственный индивидуальный творческий продукт, который представляется на заключительной презентации.

3. Условия. Никаких специальных требований к участникам проекта со стороны команды не предъявляется. Участвовать в проекте могут все выпускники общеобразовательных школ, а также – учащиеся старших классов, имеющие базовые навыки восприятия произведений художественной литературы, работы в группах и написания кратких сочинений (эссе).

4. Основные требования к организации пространства:
• общее количество участников проекта 7 – 25 человек;
• посадка в группах за «круглыми столами» по 6 – 7 человек (всего 1 – 4 группы);
наличие мощного проектора и аудиосистемы.

5. Средства отбора: Единственным условием отбора является личное желание участвовать в сессии – никаких специальных предварительных измерений не предполагается. Все участники заполняют анкеты уже в качестве полноправных субъектов проектирования.

6. Концептуальные позиции: Концептуальная основу проекта составляют:
• идеи культурно-исторической психологии личности (В.Дильтей, Л.С.Выготский);
• идеи исторической герменевтики (Ф.Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер, П.Рикер);
• диалогическая концепция гуманитарного познания (М.М.Бахтин, М.Бубер) и диалога культур (В.С.Библер);
• концепция «языковой личности» (Ю.Н.Караулов);
• концепция проектирования и моделирования образовательной среды (В.А.Ясвин);
• концепция развивающего обучения (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
• культурологический подход к личностно-ориентированному образованию (Е.В.Бондаревская)

7. Средства фиксации достигнутого результата: Предполагается три способа фиксации результата.
Во-первых, перед началом проектной сессии все участники заполняют краткую анкету (по методике неоконченных предложений), позволяющую выявить основные представления о роли культуры в образовании (информация о результатах первой диагностики в обобщенном виде представляется командой на заключительном этапе).
Во-вторых, все участники, разделенные по группам, оценивают продукты творческой деятельности и выступления друг друга по специально разработанным опросным листам, соотносящимся с формируемыми компетенциями.
В-третьих, в заключение сессии, каждый участник заполняет комплексную анкету самооценки и оценки проведенного мероприятия.

8. Распределение функций. Команда состоит из 7 человек, из них:
1 человек – капитан (в его обязанности входит целеполагание, ведение сессии, формулировка заданий, общее руководство процессом, выступление с вступительным и заключительным словом и др.);
1 человек – лаборант (в его обязанности входит оперативная обработка входных анкет, подготовка к работе и сопровождение презентаций, раздача и сбор инструктивных материалов и др.)
4 человека – руководители групп (в их функции входит управление микрогруппами, и, при необходимости, помощь капитану и лаборанту);
1 человек – координатор (в его функции входит общая координация ресурсов и сил, организационная поддержка деятельности всех групп, профилактика негативных проявлений.

Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте Анна и команда, ваш проект показался оригинальным и интересным. Где вы видите место реализации своего проекта в рамках конкретной учебной дисциплины или внеучебного процесса? Заранее спасибо. Желаем удачи!

Анна Константиновна Костяхина
Добрый вечер, Ирина!
Спасибо за комментарий.
Изначально проект планировался для реализации его вне учебного процесса, но при правильном подборе текстового материала некоторые элементы проекта, или же весь проект, можно реализовать в рамках гуманитарных дисциплин: литературы, русского языка, истории, обществознания.


Айастан Артуровна Саакян
Здравствуйте Анна и участники проекта! Замечательная работа, творческий подход к формированию представления у школьников о нравственном воспитании, культуре и духовных ценностях. Был ли он уже запущен? Если да, то каким был результат? Спасибо за ваше внимание.

Анна Константиновна Костяхина
Добрый вечер, Саакян, спасибо за вопрос!
Похожий проект, который был скорее экспериментальным, был частично реализован на базе студентов нашего отделения. Результат был положительный, порадовала активность и высокая заинтересованность участников, каждый получил небольшой опыт по герменевтическому анализу текстов, что помогло глубже и лучше понять русскую самобытную культуру.

Галина Алексеевна Кравченко
Здраствуйте, Анна, ваш проект показался, очень интересным, прочитав содержание, сразу захотелось в нём поучаствовать. Успехов в реализации проекта!

Добавлено спустя 2 минуты:
Здраствуйте, Анна, ваш проект показался, очень интересным, прочитав его содержание, сразу захотелось в нём поучаствовать. Успехов в реализации проекта!


Сардаана Анатольевна Лукина
Команда Южный Про-свет, доброго времени суток!
Интересный и оригинальный проект.
Не могли бы вы подробнее расписать механизм развития выше перечисленных компетенций на примере какого-нибудь произведения.

С уважением, команда "Полярная Звезда

Анна Константиновна Костяхина
Добрый вечер, Сардаана! Простите за долгое ожидание!
Наш проект поможет развить общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Представить механизм их развития можно на примере герменевтического анализа текста А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Участникам будет предложена, например, опера «Евгений Онегин», будет предоставлен текст либретто, история создания произведения и параллельные тексты.
Так способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы будет развиваться через анализ истории произведения А.С.Пушкина. Участники попробуют ответить на вопросы «Почему Пушкин решил написать это произведение? Почему Татьяна вышла именно такой? Почему Онегин ведет себя так, а не иначе? Почему в опере либретто отличается от текста Александра Сергеевича?» и на многие другие.
Понять значение культуры как формы человеческого существования участники смогут в результате того же самого анализа, потому что к концу работы у них будет целая серия произведений, в которых затрагиваются такие же темы, как и в романе Пушкина. Это докажет, что культурный опыт человечества – это ценный клад, которые является интернациональным.
Ну о готовности к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе и говорить нечего, потому что работа будет проходить в группах, а работа в группах уже сама собой подразумевает специфическую деятельность, которая ведет к сплоченности, толерантному восприятию каких-либо различий, уважению и взаимопомощи.
Выступление для защиты своего творческого проекта поможет проявить навыки публичной речи, а если они не сильно развиты у участника, то студент(школьник) сможет понаблюдать за выступлениями других, что поможет сформировать речевую модель поведения и овладеть основами речевой профессиональной культуры.
Говоря о профессиональных компетенциях, мы можем отметить, что, на наш взгляд, любое участие в просветительском мероприятии способствует расширению мировоззрения, что необходимо для специалиста любой сферы.
Участникам будет предоставлена группа текстов, схожих по семантике и структуре с «ЕО». При их сопоставительном анализе участник овладеет способностью к подготовке и редактированию текстов .

Елена Владимировна Иванова
Здравствуйте, команда "Южный Про-свет"
У Вас хорошая задумка и достаточно актуальный на сегодняшний день проект. Хотелось бы пожелать Вам удачи.

Хализов Дмитриевич Кирилл
Здравствуйте, команда "Южный Про-свет"
Желаю успеха в реализации Вашего проекта, а также поздравляю с наступающими Новогодними праздниками!


Анастасия Викторовна Березовская
Здравствуйте, команда "Южный Про-свет" !
У Вас довольно таки интересный, необычный и актуальный проект! Желаю Вам, конечно же, реализации и успехов в продвижении данного проекта!