IV Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

«Шолохов», капитан команды Рисухина Дарья Андреевна

«Шолохов», капитан команды Рисухина Дарья Андреевна

Татьяна Александровна Тореева
Летняя научно-образовательная школа «Жить в согласии с природой»
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС ООО. Следовательно, каждый школьник должен владеть основами организации научно-исследовательской и проектной деятельности. Согласно стандарту одним из основных подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Именно поэтому в нашей Школе делаем акцент на методе проектной деятельности и ставим цель:
 формирование основ организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников в области биологии, географии и экологии.
Школа проводится в течении 9 дней на агробиологической станции «Лазинки» (Калужская область, Спас-Деменский район, деревня Лазинки), которая располагается в 340 км от Москвы. В шаговой доступности от базы можно наблюдать все разнообразие типов экосистем, не несущих антропогенную нагрузку и видоизмененные после нее. Образовательная программа рассчитана на школьников с 5 по 11 класс, проявляющих интерес к естественным наукам.
Каждый образовательный день имеет схожую структуру: занятие в полевых условиях, камеральная обработка полученных результатов, вечернее научно-популярное мероприятие.
Участники Школы выполняют групповые проекты по трем направлениям (биология, география, экология), которыми руководят преподаватели. Темы предлагаются преподавателями, учитывая исследовательские интересы участника. Тьюторы (студенты факультета экологии и естественных наук) помогают организовать учебный процесс и вести исследовательские проекты.
В рамках наших полевых выездов решаются следующие учебные и воспитательные задачи:
• повышение учебной мотивации у школьников (естественнонаучная направленность);
• овладение методами ведения полевых маршрутных и стационарных исследований;
• обучение методическим приемам сбора, обработки и обобщения первичных материалов;
• освоение методики ведения научно-исследовательских проектов (умение выделять этапы реализации проекта, ставить цели и конкретные задачи проекта, определить объект и предмет исследования, описать процесс исследования, обобщить результат исследования, сформировать выводы и оценить полученные результаты);
• формирование презентационных и коммуникационных умений.
Для реализации поставленных задач мы применяем методы деятельностного подхода в обучении, основанные на взаимодействии учащихся с преподавателем и между собой, что способствует более высоким результатам понимания и усвоения материала. Такие как обсуждение, решение кейсов, поиск информации и обучение других, проведение форсайта, квеста и других активностей.
Уникальность летней школы заключается в занятости (слушателей) в течение всего дня, а также в сочетании научно-исследовательской, учебной и творческой деятельности. У нашего проекта существует еще несколько отличительных особенностей: участие в нем профессиональных ученых, которые передают опыт полевых исследований участникам школы; полное погружение в полевой исследовательский процесс, обусловленное отсутствием Интернета, телефонной связи и телерадиовещания; комплекс применяемых методов и средств обучения, при реализации которых школьники являются активными участниками образовательного процесса.
Вечерние мероприятия направлены на эмоциональную разгрузку после насыщенного учебного дня, в тоже время, на вечерних мероприятиях участники закрепляют знания, полученные ранее, и расширяют свой кругозор.
Программа Летней школы:
1 день. Большая часть дня уходит на дорогу и организационные мероприятия. Затем проходят игры на сплочение и формируются команды.
2 день. Полевое занятие, камеральная обработка данных. Вечернее научно-популярное мероприятие – просмотр фильма и его обсуждение.
3день. Полевое занятие, камеральная обработка данных. Вечернее мероприятие – ЭкоАктивити*.
*Задача игры — объяснять слова, записанные на карточках заданий. Каждое из них можно объяснять одним из заданных способов: пантомимой, через синонимы или рисунком. На то, чтобы передать смысл слова, дается одна минута. Особенность этой версии игры в том, что слова на карточках представлены из области естественных наук.
4 день. Полевое занятие, камеральная обработка данных. Вечернее научно-популярное мероприятие – Дебаты*.
*Формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).
5 день. Полевое занятие, камеральная обработка данных. Вечернее мероприятие – Квест*.
*Разновидность игр, в которых участники проходят по запланированному маршруту, стремясь выполнить определенное задание. Для достижения этой главной цели участникам необходимо сначала выполнить несколько второстепенных заданий.
6 день. Мастер-класс приглашенного эксперта (эко-активист/журналист/ученый). Вечернее научно-популярное мероприятие – Викторина*.
*Особый вид игры, который заключается в процессе ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Преимущественно мы используем письменные вопросы из области биологии, географии и экологии и видео-вопросы из области общих знаний.
7 день. Полевое занятие, камеральная обработка данных. Вечернее научно-популярное мероприятие – Форсайт*.
* Технология долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего. Итогом становится общий образ будущего, который ясен и приемлем для всех участников. Форсайт включает в себя действия, ориентированные на мышление, обсуждение, очерчивание будущего.
8 день. Участники занимаются оформлением своих исследовательских проектов и готовятся к их защите. Заключительный вечер у костра.
9 день. В это день проходит заключительная научно-практическая конференция, где участники представляют свои исследовательские проекты, вручение сертификатов и возвращение в Москву.
Таким образом, в результате участия в проекте, у школьников повышается уровень предметной мотивации (оценка направленности учебной мотивации по методике Дубовицкой Т.Д.), а также развитие умений в области организации научно-исследовательской и проектной деятельности (комплексная оценка проектов, представленных на итоговой конференции, группой экспертов).

Валерия Валерьевна Пушнова
Здравствуйте, Дарья!
Летние школы или летние лагеря, безусловно, одно из известных направлений по работе с детьми, где сочетается полезное образование с приятным отдыхом. Интересно увидеть проект летней школы с уклоном в естественные науки.

Такие вопросы:
Проект реализовывался с ориентиром на конкретные школы, или просто по желанию любой школьник любой школы?

Вы написали, что школа рассчитана на школьников 5-11 классов. В один заезд присутствуют школьники разного возраста, или есть разделение по заездам? Ведь это разные уровни знаний и соответственно разные интересы…

Заранее спасибо!

Роберт Афанасьевич Марков
Добрый день! Интересный проект, так как экологических лагерей для школьников не хватает. Сколько лет действует ваша летняя школа?

Юлия Александровна Юрьева
Здравствуйте, уважаемая Дарья и команда "Шолохов"!
Освоение методов исследовательской и проектной деятельности на практике, особенно в области экологии, на наш взгляд, очень важно! У нас в процессе изучения вашего проекта возникли следующие вопросы.
1. Изучают ли ваши ученики методололгические основы исследовательской и проектной деятельности, прежде чем перейти к "полевым исследованиям", или эти этапы объединены в единый процесс?
2. Каким образом вы планируете представлять свой проект в процессе проведения олимпиады?
Заранее спасибо за ответы.
С уважением, команда "pi-онеры-2"

Анна Константиновна Костяхина
Добрый вечер, команда "Шолохов"!
Ваш проект очень заинтересовал, и, думаю, он имеет не мало шансов на победу, особенно, учитывая большую популярность летних школ.
Хотелось бы задать Вам пару вопросов.
1) Очень интересно, почему ваш проект называется Шолохов? Не кажется ли вам, что первые ассоциации с этим названием уводят далеко от самого содержания проекта?
2) Возможно ли реализовать ваш проект в каком-либо другом месте России, кроме Калуги? Достаточно ли он универсален и мобилен, чтобы вынести испытание пространственным перемещением?

Ирина Витальевна Алексенцева
Здравствуйте, команда "Шолохов"! Ваш проект нам показался очень интересным и мы бы с удовольствием приняли в нем участие.
И у нас возникли следующие вопросы. Так как в вашем проекте участвуют школьники 5-11 классов будут ли в Школе организованы разновозрастные или одновозрастные микрогруппы? По какому принципу вы будете отбирать участников на олимпиаде? Как вы будете оценивать результаты своего проекта?
С уважением, команда "Золотой Алтай".

Дарья Андреевна Рисухина
Здравствуйте, Дарья!
Летние школы или летние лагеря, безусловно, одно из известных направлений по работе с детьми, где сочетается полезное образование с приятным отдыхом. Интересно увидеть проект летней школы с уклоном в естественные науки.

Такие вопросы:
Проект реализовывался с ориентиром на конкретные школы, или просто по желанию любой школьник любой школы?

Вы написали, что школа рассчитана на школьников 5-11 классов. В один заезд присутствуют школьники разного возраста, или есть разделение по заездам? Ведь это разные уровни знаний и соответственно разные интересы…

Заранее спасибо!



Валерия, здравствуйте! Спасибо за вопрос!
Сначала мы ориентировались на потребности школ-партнеров, а в дальнейшем организовывали группы из желающих.
В один заезд присутствуют школьники разного возраста, НО группы формируются однородными по возрасту; для каждой группы формируется индивидуальная программа адаптированная к ее возможностям.

Добавлено спустя 3 минуты:
Добрый день! Интересный проект, так как экологических лагерей для школьников не хватает. Сколько лет действует ваша летняя школа?



Роберт, здравствуйте!
Школа действует 2 года, в 2015 будет 3-й.

Добавлено спустя 12 часа 24 минуты:
Здравствуйте, уважаемая Дарья и команда "Шолохов"!
Освоение методов исследовательской и проектной деятельности на практике, особенно в области экологии, на наш взгляд, очень важно! У нас в процессе изучения вашего проекта возникли следующие вопросы.
1. Изучают ли ваши ученики методололгические основы исследовательской и проектной деятельности, прежде чем перейти к "полевым исследованиям", или эти этапы объединены в единый процесс?
2. Каким образом вы планируете представлять свой проект в процессе проведения олимпиады?
Заранее спасибо за ответы.
С уважением, команда


Команда"pi-онеры-2", здравствуйте! Спасибо за вопрос!
1. Эти этапы объединены в единый процесс, т.к. это наиболее эффективный путь в ситуации дефицита времени (наша школа проходит всего 9 дней)
2. Мы проведем мероприятия одного из образовательных дней программы, которые смогли бы отразить суть нашего проекта.
С уважением, команда "Шолохов"

Добавлено спустя 13 часа 8 минут:
Добрый вечер, команда "Шолохов"!
Ваш проект очень заинтересовал, и, думаю, он имеет не мало шансов на победу, особенно, учитывая большую популярность летних школ.
Хотелось бы задать Вам пару вопросов.
1) Очень интересно, почему ваш проект называется Шолохов? Не кажется ли вам, что первые ассоциации с этим названием уводят далеко от самого содержания проекта?
2) Возможно ли реализовать ваш проект в каком-либо другом месте России, кроме Калуги? Достаточно ли он универсален и мобилен, чтобы вынести испытание пространственным перемещением?


Анна, здравствуйте!
Спасибо за высокую оценку нашего проекта!
1. Наш проект называется:
Летняя научно-образовательная школа "Жить в согласии с природой"
А команда "Шолохов", т.к. мы представляем факультет экологии и естественных наук МГГУ им.М.А.Шолохова. (Надеюсь, я правильно поняла Ваш вопрос)

2.Возможно, но на нашей базе уже есть отработанные маршруты, готовые научные исследования в области биоразнообразия и изучения ландшафтов. В методологическом аспекте наш проект вполне мобилен. Для того, чтобы реализовать его на местности необходим значительный подготовительный, который можно сократить, используя аналогичные исследовательские площадки (базы, места полевых практик других образовательных учреждений)

Добавлено спустя 13 часа 56 минут:
Здравствуйте, команда "Шолохов"! Ваш проект нам показался очень интересным и мы бы с удовольствием приняли в нем участие.
И у нас возникли следующие вопросы. Так как в вашем проекте участвуют школьники 5-11 классов будут ли в Школе организованы разновозрастные или одновозрастные микрогруппы? По какому принципу вы будете отбирать участников на олимпиаде? Как вы будете оценивать результаты своего проекта?
С уважением, команда "Золотой Алтай".



Команда "Золотой Алтай", здравствуйте!
Мы открыты к сотрудничеству, и приглашаем Вас к участию!
1.Образовательные программы ориентированы на одновозрастные микрогруппы.
2. Так как в роли «обучаемых» будут выступать сами участники, мы сформируем группу из заинтересованных.
3. Успешное освоение образовательной программы Школы оценивается качеством научно-исследовательских проектов, представленных на заключительной конференции. А в рамках самой Олимпиады результаты проекта можно оценить при помощи анкетирования.
С уважением, команда "Шолохов".