КПО/У-V

V Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

V Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Команда "Дважды два". Проект "ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЗА и ПРОТИВ"

Команда "Дважды два". Проект "ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЗА и ПРОТИВ"

Михаил Александрович Шевель
Во второй половине XX века человечество вступило в новый этап своего развития – информационную эпоху.
Информатизация общества трактуется, как глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к значительной перестройке информационной среды современного общества. Основная задача образования на сегодняшний день – научить детей находить, отбирать, анализировать и использовать информацию. В этой связи многие современные научные исследования, посвящаются выявлению особенностей педагогического процесса в условиях использования разнообразных средств информационных и коммуникационных технологий.
Среди проблем, которые требуют своего научного исследования - дидактические возможности ИКТ. Положительные стороны использование ИКТ в учебном процессе:
• интерактивность обучения;
• компьютерная визуализация информации об исследуемых объектах, особенностях процессов и явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;
• использование больших объемов информации с возможностью быстрой ее передачи и обработки, легкого доступа и обращения к информационному ресурсу, в том числе глобальной сети Интернет;
• автоматизация процессов вычислительной, информационно - поисковой деятельности, обработки результатов демонстрационных и лабораторных экспериментов, как реально протекающих, так и представленных на экране, с возможностью многократногоповторения фрагмента, или самого эксперимента.
Наиболее интенсивно ИКТ используются в дистанционном обучении. Дистанционное обучение - это процесс приобретения знаний, основанный на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий. Оно представляет собой обучение на расстоянии, без личного контакта между преподавателем и учащимся. Несмотря на то, что дистанционное обучение закрепило свои позиции в учебном процессе, данная форма обучения активно обсуждается многими учеными и преподавателями, которые поделились на два лагеря. Одни считают, что дистанционное обучение - это прогрессивный шаг в образовании, необходимо его развивать и активно внедрять. Так же ими отмечается несомненный плюс дистанционного обучения, как способа получения дополнительного образования или повышения квалификации. Другие же подходят к данному вопросу более консервативно, обосновывая свою позицию тем, что непосредственное обучение позволяет учащимся куда лучше усваивать материал и как следствие показывать хорошую успеваемость. Кроме того, при трудоустройстве многие работодатели, обращают внимание на форму обучения трудоустраивающегося, отдают предпочтение тем, кто обучался по очной, традиционной форме.
Столкнувшись с дистанционным обучением в ВУЗе при выборе предлагаемых учебным планом элективных курсов, мы отметили многие положительные стороны, такого способа получения информации. Среди них:
• обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
• доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в получении образования;
• мобильность - своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и студентами;
• технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных технологий;
• творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;
Однако есть и очевидные минусы:
• необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;
Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;
• необходимость постоянного доступа к источникам информации, требует хорошей технической оснащенности образовательного процесса. Однако, сегодня это возможно не во всех образовательных учреждениях;
• недостаточно хорошо разработаны обучающие программы и курсы из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много;
• отсутствие непосредственного общения между обучающимися и преподавателем, что не позволяет ему в полной мере осуществить индивидуальный подход, эмоционально окрасить учебную информацию;
• недостаток живого общения между обучающимися в ходе практических занятий, которые предполагают дискуссии, демонстрации, эксперименты и т.д;
• дистанционное обучение предполагает преобладание письменной формы работы, что препятствует развитию устной речи учащихся.
Цель данного проекта: изучить эффективность усвоения информации обучающимися при дистанционном обучении с использованием ИКТ и традиционном (в процессе обычного лекционного занятия).
Задачи:
1. Изучить эффективность усвоения лекционной информации при дистанционном обучении с использованием ИКТ;
2. Изучить эффективность усвоения лекционной информации при традиционном обучении;
3. Сравнить эффективность усвоения информации при дистанционном обучении с использованием ИКТ и при традиционном обучении;
4. Сформулировать выводы и на их основе разработать рекомендации.
Концептуальные позиции исследования:
Фундаментальные положения личностно-деятельностного подхода. В центре обучения находится личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. (А. Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн и др.)
Личностно-ориентированный подход. Отражает основные принципы гуманистической педагогики, признан мировым педагогическим сообществом приоритетным для всех форм современной образовательной системы. Это значит, что в центре обучения находится (деятельность учения, а не преподавания) познавательная деятельность ученика с учетом его индивидуальных возможностей и способностей. Деятельность преподавателя должна быть направлена на организацию продуктивной деятельности учащихся, создание наиболее благоприятных условий для такой деятельности. (Е.В. Бондоревская, В.В. Сериков, О.С. Газман, С.В. Кульневич и др. )
Разработка методологических и дидактических основ дистанционного обучения, которое понимается как активная обучающая среда, включающая в себя возможности ИКТ (М. П. Карпенко, М. В. Клариным, В.П. Кашициным, Г. Г. Малинецким, Н. С. Сельской, В. П. Тихомировым и др.)
Этапы педагогического исследования:
1. Организационный
На данном этапе для проведения эксперимента происходит набор студентов различных направлений и курсов дневной формы обучения, которым предлагается пройти исследование с целью выявления уровня готовности к получению образования дистанционно. Ответ на данный вопрос будет получен в результате исследования, участникам будут предложены рекомендации по прохождению обучения дистанционно. После набора группа делится на две равные подгруппы.
2. Практический
Этап, на котором будет проведена лекция, представленная в двух формах: Традиционно, для одной подгруппы т.е. при непосредственном взаимодействии• преподавателя и студента. Дистанционно посредством видеосвязи для другой подгруппы.
3. Рефлексивный
Проводится срез знаний по результатам прочитанной лекции, путем: тестирования; анкетирования; интервьюирования; индивидуальной и групповой рефлексии.
4. Итоговый
После проведения среза знаний и подсчета делаются общие выводы о том, какая из форм обучения является наиболее эффективной, разрабатываются рекомендации.
Условия проведения исследования:
Для проведения исследования потребуются: аудитория соответствующая нормам СанПина; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, стереосистема, веб камера, высокоскоростной интернет)


Средства отбора участников исследования:
В исследовании принимают участие студенты разных факультетов, направлений и курсов дневного отделения, 80 человек.
Средства фиксации результатов исследования:
Результаты исследования будут фиксироваться письменно, при проведении анкетирования и рефлексии вместе с подгруппами исследуемых и лектором. Полученные результаты будут представлены в итоговой диаграмме.
Распределение функций: (По А.П. Панфиловой)
Капитан (организатор, мотиватор): лидер, ставит цели, соединяет и координирует усилия членов группы в единое целое, контролирует деятельность команды, выполняет руководительские функции, принимает участие в интерактивном взаимодействии с другими командами в режиме online.
Генератор идей: выполняет функцию источника идей, создаёт новые предложения и предлагает способы их реализации, участвует в обсуждении проектов других команд.
Исследователь ресурсов: предлагает новые идеи, является связующим звеном команды с внешней средой, участвует в обсуждении проектов других команд.
Оцениватель-аналитик: анализирует деятельность команды, даёт ей оценку, делает логические выводы и заключения, участвует в обсуждении проектов других команд.
Завершитель: концентрирует усилия на выполнении заданий должным образом и в деталях, участвует в обсуждении проектов других команд

Иван Анатольевич Брокарев
Здравствуйте команда "Дважды два"! Скажите пожалуйста, что вы включаете в понятие "традиционное обучение"?
С уважение команда "Eidos".

София Константиновна Копасовская
Добрый день! Поясните, пожалуйста, следующие моменты:
1. "Задачи:
....
3. Сравнить эффективность усвоения информации при дистанционном обучении с использованием ИКТ и при традиционном обучении;" Чем обусловлено ваше противопоставление ДО и ТО? Как вы определяете(определение) эти виды обучения?

2. "Столкнувшись с дистанционным обучением в ВУЗе при выборе предлагаемых учебным планом элективных курсов, мы отметили многие положительные стороны, такого способа получения информации. Среди них:
...
• творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого; "
Что вы понимаете под термином "творчество" и в чем именно заключается "творческость" обучения дистанционного в сравнении с традиционным?(раз вы называете это плюсом ДО(дист. обучения) в сравнении с ТО, то подразумевается, что ТО этим не обладает)

3. "Этапы педагогического исследования:
1. Организационный
На данном этапе для проведения эксперимента происходит набор студентов различных направлений и курсов дневной формы обучения, которым предлагается пройти исследование с целью выявления уровня готовности к получению образования дистанционно. " Упоминая наличие "уровня готовности к получения образования дистанционно", вы с необходимостью подразумеваете, что есть люди с различными уровнями, от условного "не готов получать образование дистанционно" до условного "готов к получению образования дистанционно". Собственно, вопросы: Как именно измеряется готовность к ДО, и по каким параметрам? Действительна ли та же закономерность для ТО: есть ли там уровень готовности к получению образования традиционным путем? Если да, то как и по каким параметрам она измеряется?
4. "Этапы педагогического исследования:
...
2. Практический
Этап, на котором будет проведена лекция, представленная в двух формах: Традиционно, для одной подгруппы т.е. при непосредственном взаимодействии• преподавателя и студента. Дистанционно посредством видеосвязи для другой подгруппы." Какого рода взаимодействие между лектором и обучающимися подразумевает традиционная лекция, в вашем понимании? Видеосвязь такого взаимодействия не подразумевает? Лекция ДО будет представлена в виде готовой видеозаписи или трансляции в режиме реального времени?

Спасибо! С уважением, команда "ИлиМы".

Владимир Викторович Миллер
Добрый день! Скажите пожалуйста, каков предполагаемый результат вашего педагогического исследования? Спасибо, с уважением команда "Дикий квест"

Надежда Олеговна Кузнецова
Здравствуйте, команда "Дважды два"!
Есть ли какие-то критерии, по которым Вы будете судить об эффективности той или иной формы обучения?
Заранее благодарим за ответ, команда "Полярная звезда"

Алиса Олеговна Парамонова
Иван Анатольевич Брокарев
Здравствуйте команда "Дважды два"! Скажите пожалуйста, что вы включаете в понятие "традиционное обучение"?
С уважение команда "Eidos".

Добрый вечер, команда "Eidos", рады Вашей заинтересованности в отношении нашего проекта. В рамках проекта под "традиционным обучением" понимается непосредственное взаимодействие преподавателя и учащегося т.е. живое, эмоционально окрашенное общение в ходе образовательного процесса.

Алиса Олеговна Парамонова
Владимир Викторович Миллер
Добрый день! Скажите пожалуйста, каков предполагаемый результат вашего педагогического исследования? Спасибо, с уважением команда "Дикий квест"

Здравствуйте, команда "Дикий квест" благодарим за вопрос. Предполагаемый результат исследования, заключается в определении эффективности образовательного процесса при применении ДО(дистанционного обучения) и ТО(традиционного обучения).

Алиса Олеговна Парамонова
Надежда Олеговна Кузнецова
Здравствуйте, команда "Дважды два"!
Есть ли какие-то критерии, по которым Вы будете судить об эффективности той или иной формы обучения?
Заранее благодарим за ответ, команда "Полярная звезда"

Добрый вечер! Спасибо, участникам команды "Полярная звезда" за вопрос. После проведения исследования намечен целый ряд мероприятий в том числе анкетирование, рефлексия (групповая и индивидуальная), общий срез знаний и т.д. в ходе которых нами и будет определена эффективность одного из видов обучения.


Анжела Игоревна Зунина
Здравствуйте, команда "Дважды два".
Прочитав ваш проект, мы поняли, что у вас запланировано разделение на подгруппы ( ТО и ДО). Скажите пожалуйста, как будет проходить разделение?( исходя из каких критериев )
С уважением, команда "Северное сияние".

Алиса Олеговна Парамонова
Анжела Игоревна Малыгина
Здравствуйте, команда "Дважды два".
Прочитав ваш проект, мы поняли, что у вас запланировано разделение на подгруппы ( ТО и ДО). Скажите пожалуйста, как будет проходить разделение?( исходя из каких критериев )
С уважением, команда "Северное сияние".
Plhfdcndeqnt? Здравствуйте, очень приятна ваша заинтересованность по проекту. Да действительно в рамках проекта группа испытуемых делится на две подгруппы, критериев для этого разделения не требуется, т.к. исследование как раз таки и направлено на то, чтобы определить эффективность того или иного подхода в обучении (ДО и ТО) в абсолютно равных условиях. С уважением команда "Дважды два".


София Константиновна Копасовская
Добрый вечер! Очевидно, мое сообщение затерялось среди других - не могли бы вы, пожалуйста, пояснить следующие моменты:
1. Чем обусловлено ваше противопоставление ДО и ТО? Как вы определяете(определение) эти виды обучения?

2. Что вы понимаете под термином "творчество" и в чем именно заключается "творческость" обучения дистанционного в сравнении с традиционным?(раз вы называете это плюсом ДО(дист. обучения) в сравнении с ТО, то подразумевается, что ТО этим не обладает)

3. Какого рода взаимодействие между лектором и обучающимися подразумевает традиционная лекция, в вашем понимании? Видеосвязь такого взаимодействия не подразумевает? Лекция ДО будет представлена в виде готовой видеозаписи или трансляции в режиме реального времени?

Спасибо! С уважением, заранее спасибо за ответ, команда "ИлиМы".

Елена Сергеевна Рагозина
София Константиновна Копасовская
Добрый вечер! Очевидно, мое сообщение затерялось среди других - не могли бы вы, пожалуйста, пояснить следующие моменты:
1. Чем обусловлено ваше противопоставление ДО и ТО? Как вы определяете(определение) эти виды обучения?

2. Что вы понимаете под термином "творчество" и в чем именно заключается "творческость" обучения дистанционного в сравнении с традиционным?(раз вы называете это плюсом ДО(дист. обучения) в сравнении с ТО, то подразумевается, что ТО этим не обладает)

3. Какого рода взаимодействие между лектором и обучающимися подразумевает традиционная лекция, в вашем понимании? Видеосвязь такого взаимодействия не подразумевает? Лекция ДО будет представлена в виде готовой видеозаписи или трансляции в режиме реального времени?

Спасибо! С уважением, заранее спасибо за ответ, команда "ИлиМы".

Здравствуйте, команда "ИлиМы" большое спасибо за вопросы! Рады вашей заинтересованности нашим проектом.
1. Противопоставление ДО и ТО заключается в том, что традиционное обучение разнится с дистанционном по нескольким параметрам среди которых: отсутствие эмоциональной окраски в ДО при подаче материала, по - разному происходит усвоение информации, так же стоит отметить факт отсутствия непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. На сегодняшний день мнения по поводу ДО разделились, как уже было отмечено в проекте, данная форма активно вводится в рамках информатизации образования, однако многие преподаватели, студенты, учащиеся против ДО, поэтому в рамках проекта мы хотим определить эффективность ТО и ДО. Определения ДО в рамках проекта - процесс приобретения знаний, основанный на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий.ТО - В рамках проекта понимается как непосредственное взаимодействие преподавателя и учащегося т.е. живое, эмоционально окрашенное общение в ходе образовательного процесса.
2. Разумеется обладает, на наш взгляд, даже в большей степени чем ДО, отмечая "творчество", как плюс дистанционного обучения, имелся ввиду тот факт, что посредствам данной формы, обучающийся может проявить "творческость" в плане оригинального оформления материала в электронных ответах (презентации, таблицы, схемы, видео и т.п.)
3. Традиционная лекция подразумевает непосредственный контакт между преподавателям и студентом, весь материал при этом приобретает эмоциональную окраску. При подаче того же материала посредством видеосвязи данный момент отсутствует. Лекция ДО будет представлена в виде готовой видеозаписи, при этом материал лекции будет идентичным и в ДО и в ТО.