КПО/У-VI

VI Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

VI Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Команда "Полярная звезда". Проект "Сюжет. Интрига. Разгадка. Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии".

Команда "Полярная звезда". Проект "Сюжет. Интрига. Разгадка. Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии".

Михаил Александрович Шевель
Проект по номинации «Педагогическое действие»
Сюжет. Интрига. Разгадка.
Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии

Команда студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова «Полярная Звезда»

Педагогический результат.
Основной замысел проекта заключается в организации расследовательской деятельности обучающихся на уроке биологии с целью развития у них:
- конкретных предметных знаний и умений о биологических понятиях;
- умений совершать поиск, анализировать и делать вывод, представлять свой ответ;
- способностей оценивать свою деятельность, нравственные качества личности, осознанный выбор будущей профессии.

Условия реализации проекта.
Предлагаемый проект ориентирован для обучающихся старших классов при прохождении темы «Методы изучения генетики». Выбранная тема урока является одной из обобщающих тем раздела «Генетика». Следовательно, у обучающихся должен быть базовый уровень предметных знаний и умений решать генетические задачи. Поскольку проект реализуется в условиях, где в роли школьников выступают участники олимпиады, представляющие педагогов из разных направлений, необходимо перед представлением проведение анкетирования и тестирования.
Для организации и проведения проектной работы необходимы:
- технические средства – ноутбуки, интерактивная доска, проектор, колонки, документ-камера, видеокамера;
- учебные оборудования – цифровой микроскоп, лупа, химические реактивы и посуды;
- методические средства – лист индивидуального образовательного маршрута, бланк отчета-рапорта, конверт с заданиями, справочник, специальная литература.

Средство отбора.
Участниками реализации проекта выступают четыре команды в количестве по четыре-пять человек. Для отбора участников команд, с целью выявления их отношения к предлагаемой методике, а также определения уровня базовых знаний по содержанию занятия, проводится анкетирование и тестирование. По результатам обработки полученных сведений организуются равные команды, представляющие разные «расследовательские лаборатории» так называемого частного сыскного агентства, где каждый участник становится экспертом по своей специальности.

Концептуальные позиции.
В настоящее время образовательная система претерпевает глобальные изменения. Одним из показателей такой тенденции является реализация образовательными учреждениями нового стандарта, требующего овладения учащимися умения самостоятельно добывать знания, проанализировать ее и применять в решении конкретной жизненной ситуации. В связи с этим, нами рассматривается один из возможных аспектов, связанный с трансформацией учебно-поисковой логики учащихся.
Этимологический аспект
Основной тезис состоит в том, что классические научные исследования постепенно преобразовались в некие научные расследования, сильно напоминающие прокурорские расследования. В чем же между ними разница? Для детального разбора уместно остановиться на этимологических аспектах рассматриваемых понятий. Например, следует различать три такие категории, как изучение, исследование и расследование, которые и в английском языке имеют свои аналоги: study, research и investigation.
- Изучение (study) предполагает разбор уже существующего знания и овладение им.
- Исследование (research) направлено на проникновение вглубь изучаемого процесса (явления) и формирование на этой основе нового и, как правило, относительно универсального знания.
- Расследование же (investigation) направлено на поверхностное осмысление фактов и генерирование выводов, имеющих значение лишь в контексте данного момента и данных обстоятельств.
Образно говоря, исследование – это проникновение «вглубь» явления, а расследование – это «скольжение» по его поверхности. Значит, и исследование, и расследование базируются на изучении. Следовательно, изучение можно трактовать как первую фазу познания, за которой идет расследование и уже потом собственно исследование.
Последовательность усвоения материала
Изучение расследование исследование
Итак, для определения места и функций педагогических актов составим их сравнительный анализ по отдельным параметрам (таблица 1).
Таблица 1.
Место предлагаемых актов познания в системе школьного образования

(см. файл "Команда "Полярная звезда". Проект "Сюжет. Интрига. Разгадка. Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии")

Анализ понятий дал возможность выявить их расхождения по некоторым параметрам. Следовательно, для реализации такого педагогического акта, как учебное расследование, необходимо определение формы организации учебного процесса и его места в учебном плане. Преобразование подобного акта познания в некую учебную деятельность требует изучения его возможного содержательного компонента (таблица 2).
Таблица 2
Примерный потенциал содержания естественнонаучных предметов
в процессе реализации РДУ


(см. файл "Команда "Полярная звезда". Проект "Сюжет. Интрига. Разгадка. Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии")

С точки зрения учебно-методического аспекта предлагаемый нами вариант расследовательской деятельности учащихся включает элементы трех разных педагогических действий: проблемное обучение, ролевая игра и исследовательская работа (таблица 3).
Таблица 3.
Элементы расследовательской деятельности учащихся


(см. файл "Команда "Полярная звезда". Проект "Сюжет. Интрига. Разгадка. Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии")

Проанализировав этимологический аспект и возможность реализации предлагаемого педагогического акта в учебной практике, можно дать следующее определение понятию: «Расследовательская деятельность учащихся» (РДУ) – вид педагогического акта, представленный цепочкой причинно-следственных связей, основанных на осмысление фактов (улик) и генерирование выводов (доказательств) с применением научных методов исследования. Ключевым моментом РДУ является подача интриги в постановке проблемы расследования. В классическом понимании слово «интрига» зачастую означает некие корыстные способы достижения цели путем манипуляциями другими людьми. В нашем же случае интрига (учебная) применяется для достижения образовательных целей путем манипуляции действиями обучающихся в ходе расследовательской деятельности.
Теоретический обзор и определение концептуального подхода позволяет нам выдвинуть следующие возможные положительные стороны РДУ:
- исходящая изнутри мотивация учащегося, представленная желанием «распутать» интригу расследования;
- «порционные» расследования, позволяющие за короткое время разрешать поставленные проблемы, следовательно, достигать цели образования;
- интегративный характер расследований, охватывающий понятия из разных областей естественнонаучного цикла;
- исполняемые учащимися разные роли и особенности проведения расследований могут поспособствовать правильному выбору будущей профессии;
- вовлечение большого количества учащихся путем организации коллективного общения во время расследования.
Процессуальная часть проектирования, которая представлена тремя основными этапами, требует разделения участников на отдельные группы, представляющих разные экспертные лаборатории (биохимического, цитогенетического, генеалогического, дактилоскопического исследования). Сами же участники выступают экспертами в своей области расследования (таблица 4).
Таблица 4
Компоненты и этапы проектирования РДУ на уроке


(см. файл "Команда "Полярная звезда". Проект "Сюжет. Интрига. Разгадка. Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии")

Средства фиксации достигнутого результата.
Таблица 5
Задания, применяемые в реализации проекта


(см. файл "Команда "Полярная звезда". Проект "Сюжет. Интрига. Разгадка. Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии")

Схема педагогического действия.
Таблица 6
Модель методической системы


(см. файл "Команда "Полярная звезда". Проект "Сюжет. Интрига. Разгадка. Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии")


Схема педагогического действия

(см. файл "Команда "Полярная звезда". Проект "Сюжет. Интрига. Разгадка. Расследовательская деятельность учащихся на уроке биологии")

Распределение функций в команде.
Капитан: Кузнецова Надежда Олеговна;
Консультанты: Попова Валерия Игнатьевна, Васильева Туйаара Михайловна

Ирина Сергеевна Неклесова
Здравствуйте, команда "Полярная Звезда"
Ознакомившись с вашим проектом возник вопрос. Форма работы со школьниками, которая описана в вашем проекте достаточно широко используется на занятиях, в чем заключается новизна вашего проекта?
С уважением, команда "Перспектива 22

Туйаара Михайловна Васильева
Здравствуйте, команда "Перспектива 22". Благодарим Вас за проявленный интерес! Формы работы со школьниками, которые описаны в нашем проекте, используются достаточно часто на занятиях, за исключением самой расследовательской деятельности учащихся. Изучение мы встречаем часто на уроках, его можно трактовать как первую фазу познания, за которой часто вытекает исследование (НИР). Новизна нашего проекта заключается непосредственно в расследовательской деятельности учащихся как особого вида педагогического акта, не апробированного в образовательной системе. Ключевым моментом РДУ является учебная интрига.

Валерия Игнатьевна Попова
Здравствуйте, команда "Перспектива 22"! Хотелось бы дополнить ответ на Ваш вопрос и раскрыть его немного подробнее. Благодарим Вас за вопрос. Форма обучения в данном случае несет практический характер, что, вы правы, широко применяется в учебном процессе. Практическая работа отличается четким алгоритмом действий, указанных ходом работы, где нет художественной составляющей и без постановки проблемы. Здесь не устанавливается мотивация. Новизна заключается не в самой форме, а в процессе занятия — расследовательской деятельности, которая включает элементы ролевой игры, исследовательской деятельности и постановки проблемных задач.
Таким образом, новизна заключается в:
1) постановке учебной интриги;
2) выполнением практической работы, представленного как детективное расследование;
3) составление учащимися индивидуального образовательного маршрута.
Остальные элементы прописаны в проекте.