КПО/У-VI

VI Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

VI Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Команда "Казаночка". Проект Проект «Инновационный подход в устранении дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи»

Команда "Казаночка". Проект Проект «Инновационный подход в устранении дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи»

Михаил Александрович Шевель
Проект: «Инновационный подход в устранении дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи»
Изучение литературы по проблеме определения механизмов дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников, а также практики работы с детьми младшего школьного возраста «Казанской школы-интернат №4 для детей с ограниченными возможностями здоровья» позволили разработать компьютерную программу логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Целью логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма. В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Инновационный подход в свою очередь упрощает процесс автоматизации, при этом условии возможен переход к нормализации целостной деятельности процесса письма.
В основу компьютерной игры коррекционно-логопедической работы были положены следующие принципы:
- Принцип дифференцированного подхода. Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся строилась с учётом этиологии, механизмов и структуры данного речевого нарушения, с учётом возрастных, индивидуально-психологических особенностей и уровня речевого развития детей.
- Принцип комплексности. Так как возникновение дисграфии у младших школьников обусловлено недоразвитием устной речи, несформированностью языковых обобщений, в связи с этим логопедическое воздействие при коррекции дисграфии осуществлялось на весь комплекс речевых нарушений (устной речи, письма).
- Патогенетический принцип. Велся учёт механизмов нарушения письма. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза осуществляется формирование навыка анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза и др.
- Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский, 1956). Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе с учётом психологических особенностей детей. Новые, более сложные задания первоначально даются на простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано, автоматизировано то или иное умственное действие, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале.
- Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути). В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем. Первоначально психическая функция предполагает участие различных анализаторов, полимодальных афферентаций.
- Принцип системности. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза осуществляется на основе использования системы методов. Использование определённых методик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса. С другой стороны, принцип системности предполагает формирование речи в единстве всех её компонентов как единой функциональной системы.
- Онтогенетический принцип. В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.
Можно выделить следующие задачи, в ходе решения которых происходит формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование процесса письма. Задачи коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
- Развитие анализа и синтеза структуры текста.
- Развитие анализа и синтеза структуры предложения.
- Развитие слогового анализа и синтеза.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
Содержание проекта по номинации «Педагогическое действие»
Название команды «Казаночка»
Педагогический результат: формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Краткое описание педагогических действий:
- коррекционная работа по формированию навыков языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с
с использованием компьютерной программы «В гостях у Сову»:
- работа над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом (на уровне буквы и слога)
- работа над слоговым и морфологическим анализом и синтезом (на уровне слова);
- работа над языковым анализом и синтезом (на уровне словосочетания, предложения и текста).
- мониторинг сформированности навыков языкового анализа и синтеза.
Схема действий:
- Организационный момент;
- Основная часть (выполнение упражнений с использованием ИКТ)
- Физкультминутка;
- Подведение итогов (мониторинг полученных действий);
Используемое оборудование: ПК, операционной система которого является Windows
Этапы создания компьютерной программы:
1 Этап:
- изучение потребностей учителей-логопедов при проведении занятий с детьми с ТНР
- изучение проблемы мотивации у младших школьников с ТНР
- изучение теории о нарушении чтении и письма;
- подбор упражнений;
2 этап:
- работа по реализации компьютерной программы в сотрудничестве со студентами Института Вычислительной Математики и Информационных Технологий;
3 этап:
- тестирование программы, коррективы

Василий Викторович Ерохин
Добрый день, уважаемая команда "Казаночка".
Возник вопрос при знакомстве с вашим проектом.
В вашей работе используется компьютерная программа. Кто является разработчиком, автором программы?
Если не вы, то полностью ее заимствовали в работе или брали отдельные компоненты?
Спасибо, с уважением команда "Перспектива 22"

Ирина Сергеевна Неклесова
Здравствуйте, команда "Казаночка".
Ваш проект очень интересен, однако возник вопрос.
Насколько сильно, по вашему мнению, на эффективность коррекционной работы логопеда влияет использование компьютерной программы? Можете ли судить о том, что работа логопеда без использования компьютерной программы менее продуктивна?
С уважением, команда "Перспектива 22"

Аделя Ильдаровна Нафиева
Василий Викторович Ерохин
Добрый день, уважаемая команда "Казаночка".
Возник вопрос при знакомстве с вашим проектом.
В вашей работе используется компьютерная программа. Кто является разработчиком, автором программы?
Если не вы, то полностью ее заимствовали в работе или брали отдельные компоненты?
Спасибо, с уважением команда "Перспектива 22"


Спасибо за вопрос, Василий!
Разработчиками и авторами являемся мы: студенты-логопеды и, соответственно, студенты института вычислительной математики и информационных технологий. Проект полностью авторский. Все упражнения, которые представлены в компьютерной игре, четко адаптированы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые имеют данный вид дисграфии.

Аделя Ильдаровна Нафиева
Ирина Сергеевна Неклесова
Здравствуйте, команда "Казаночка".
Ваш проект очень интересен, однако возник вопрос.
Насколько сильно, по вашему мнению, на эффективность коррекционной работы логопеда влияет использование компьютерной программы? Можете ли судить о том, что работа логопеда без использования компьютерной программы менее продуктивна?
С уважением, команда "Перспектива 22"


Спасибо за вопрос, Ирина!
По нашему мнению, данная компьютерная игра отвечает на запросы "современного логопеда".
Во-первых, это практичность. У логопеда, по традиции достаточно много дидактического материала в бумажного виде для работы с детьми. ОДНАКО этот дидактический материал устаревает, да и, если рассматривать в частности данный вид работы, который мы представляем, то около двух упражнений на формирование языкового анализа и синтеза имеют примерно 100 бумажных разрезных слов. Логопеду просто неудобно (непрактично) работать с ребенком в такой форме.Так, Первое Преимущество нашей компьютерной игры в системе занятий по формированию языкового анализа и синтеза - это практичность. В компьютерной игре же могут использоваться слова в количестве - ∞ :)
Во-вторых, это инновационность. Идя в ногу со временем мы видим, что детям легче воспринимать информацию через компьютерные технологии. Поэтому ребенку будет привычнее и продуктивно работать с данной игрой, которая позволит заниматься с логопедом в рамках школы, но и тренироваться самому в домашних условиях. Так, выполняются домашние задания, которые являются важной составляющей в логопедическом воздействии. Это третье преимущество. То есть эта игра может устанавливаться на любых компьютерах, имеющие Windows.

Отвечая на второй вопрос, то можем сказать, что в конце января мы сможем предоставить результаты по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. И сможем доказать эффективность нашей компьютерной игры.

Надежда Олеговна Кузнецова
Здравствуйте, команда "Казаночки"!
Рады снова видеть Ваш проект)
Не могли бы Вы раскрыть основную часть действия - как именно используется Ваша программа на данном этапе? Какова роль педагога на этом этапе занятия?

С уважением, команда "Полярная звезда"

Аделя Ильдаровна Нафиева
Надежда Олеговна Кузнецова
Здравствуйте, команда "Казаночки"!
Рады снова видеть Ваш проект)
Не могли бы Вы раскрыть основную часть действия - как именно используется Ваша программа на данном этапе? Какова роль педагога на этом этапе занятия?

С уважением, команда "Полярная звезда"


Спасибо за вопрос, Надежда! Мы тоже рады вновь встретиться с вами :)
В первую очередь наша главная идея проекта - это инновационность в работе логопеда. Проходя практику в школе-интернат, мы столкнулись с проблемой подачи материала ребенку на занятии. Достаточно трудоемко и растянута по времени упражнения на данный вид дисграфии с помощью бумажного дидактического материала. Поэтому данная программа (компьютерная игра) очень важна и нужнав системе индивидуального образовательного маршрута ребенка (в системе логопедических занятий).
На занятии присутствуют все составляющие урока (логопедического). То есть организационный момент, проверка знаний предыдущей работы, после плавно подключается уже сама компьютерная игра, с помощью которой логопед ведет свое занятие. Далее следует мониторинг полученных знаний, то есть результат. На экране игры, кроме самих упражнений, логопед в конце может увидеть фиксированный результат, который получил ребенок, в свою очередь и ребенок видит свой результат прошедшего занятия.

Евгений Анатольевич Баженов
Здравствуйте , уважаемая команда "Казаночка".
Ознакомившись с проектом и ответами ,хотелось бы уточнить .
В вашей работе используется компьютерная программа которую вы хотите сами написать ,имеются ли подобные программы уже в логопедической сфере ,и если ответ положительный , какие кардинальные отличия будут, у Вас, в вашей программе ?
Спасибо, с уважением команда "Перспектива 22"

Аделя Ильдаровна Нафиева
Евгений Анатольевич Баженов
Здравствуйте , уважаемая команда "Казаночка".
Ознакомившись с проектом и ответами ,хотелось бы уточнить .
В вашей работе используется компьютерная программа которую вы хотите сами написать ,имеются ли подобные программы уже в логопедической сфере ,и если ответ положительный , какие кардинальные отличия будут, у Вас, в вашей программе ?
Спасибо, с уважением команда "Перспектива 22"


Спасибо за вопрос, Евгений!
Подобных нашей игре, которая представлена нами, практически нет, потому что если они даже есть, то в открытом доступе их никто не распространяет... По крайней мере в Республике Татарстан подобную компьютерную игру никто еще не создавал.