Ломоносов-2010

Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2010»

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2010»

Главная

Использование дидактической игры в процессе полового воспитания детей дошкольного возраста

Использование дидактической игры в процессе полового воспитания детей дошкольного возраста

Юлия Сергеевна Григорьева
Использование дидактической игры
в процессе полового воспитания детей дошкольного возраста
Технологические аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста разрабатываются в направлении изучения и совершенствования средств, методов, форм организации, создания условий, разработки диагностического инструментария полоролевой социализации. Среди многих ранее изученных средств полового воспитания детей старшего дошкольного возраста особый исследовательский и практический интерес представляет дидактическая игра. Непринужденность обучения, завуалированность в ней дидактической задачи, наличие интересных игровых действий и вариативных правил, возможность ребенка демонстрировать свои достижения в ситуации игрового взаимодействия, проявить участие по отношению к сверстникам своего и противоположного пола делают ее эффективным средством полового воспитания.
Видовое многообразие игр позволяет дифференцировать задачи полового воспитания, поскольку специфика их структурных элементов (игрового действия, правила) изначально ориентирована на активизацию разных сфер личностного развития. Так, к примеру, игры типа «домино», «лото» более эффективны в решении задач, связанных с обобщением информации (о видах труда, спорта, упражнениях, аксессуарах, характерных дел людей разного пола). Игры-эстафеты активизируют мысль ребенка в выборе адекватных средств в разрешении коллизийных ситуаций, способствуют осознанию нравственной ценности поступков людей разного пола. Особого внимания, произвольности мыслительных процессов требует разгадывание кроссвордов («Женские украшения», «Герои мифов Древней Греции» и т.д.), поскольку в них представлены обобщенные характеристики маскулинных и фемининных проявлений, требуются навыки письма.
Руководство игровой деятельностью в нашем исследовании осуществляется поэтапно. Начальный этап направлен на активизацию игрового интереса детей и актуализацию их желания научиться играть в конкретные настольно-печатные игры с правилами. Мощным эмоциональным стимулом игровой деятельности, способствующим формированию адекватных реакций на успех и неудачу является демонстрация игр родителями. Наблюдения за такими играми способствуют формированию у детей представлений о специфике игрового и реального взаимодействия людей разного пола, проявления фемининных и маскулинных качеств. Для получения наибольшего воспитательного эффекта таких наблюдений обязательным условием является проведение предварительной работы с родителями с целью информирования их о специфике и развивающих возможностях игры, об особенностях полоролевой социализации в старшем дошкольном возрасте, актуализации их воспитательных функции, обучения их разным видам игр, взаимодействию в совместной игровой деятельности. Результатом первого этапа является возросший интерес детей к настольно-печатным играм, к разным элементам гендерной культуры, отраженным в содержании игровой деятельности.
Подготовительный этап предполагает проведение работы по обогащению знаний детей по различным (доступным особенностям возрастного развития) элементам гендерной культуры в соответствии с реализуемой «Программой социального развития детей дошкольного возраста» Л.В. Коломийченко. Работа осуществляется посредством различных форм и методов в разных видах деятельности в соответствии с перспективным планом. Результатам подготовительного этапа является освоение детьми программы социального развития по разделу «Я - человек» и актуализация потребности детей в отражении полученных впечатлений в настольно-печатных играх.
Обучающий этап организации игровой деятельности проводится по следующим направлениям: внесение новой игры; изучение и разучивание правил игры, формирование игрового взаимодействия; определение правил хранения игры, ее использования в режимном процессе.
Внесение новой игры осуществляется на завершающем этапе усвоения темы. Организация сюрпризных моментов (игра пришла по почте, выиграна воспитателем в качестве приза, передана детьми другого детского сада и т.д.) обеспечивает позитивные детские эмоции, желание играть и бережно обращаться с игрой. Внесение игры сопровождается беседой с детьми, направленной на активизацию игрового интереса детей, уточнение знаний детей о правилах игры. Результат обучающего этапа – овладение детьми правилами игры, ее хранения и использования, типичными формами игрового взаимодействия, сформированность умений к договору, предварительному согласованию предстоящих действий.
На этапе самостоятельной игровой деятельности детей работа педагогов направлена на актуализацию совместного взаимодействия, нравственных мотивов поведения, активное использование знаний по основным элементам гендерной культуры, становление толерантного отношения к детям разного пола. Решение обозначенных задач достигалось посредством предварительной и заключительной беседы, комментариев по ходу игры, анализа и оценок действий, напоминания правил, обращения к личному опыту, актуализации и обсуждения проблемных ситуаций.
На этапе творческой деятельности особое внимание уделяется разработке новых правил и совместному созданию (с воспитателем, родителями) новых игр.
Разработанная нами серия настольно-печатных игр, организация поэтапного руководства ими, изначальная мотивация и последующая поддержка игрового интереса, достаточный объем отражаемой в игре информации, овладение детьми всеми структурными компонентами игры (игровая задача, специфические действия, правила), актуализация потребности детей в самовыражении, адекватном половой роли обеспечивают достижение высокого уровня гендерной воспитанности детей (особенно относительно когнитивной сферы личностного развития).