Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Главная

Проектирование процесса воспитания национальной идентичности младших школьников в поликультурном образовании

Проектирование процесса воспитания национальной идентичности младших школьников в поликультурном образовании

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта

Проектирование процесса воспитания национальной идентичности младших школьников в поликультурном образовании.

Актуальность исследования. Процесс глобализации, охватывая различные сферы жизнедеятельности людей, обостряет проблему национально-культурной идентичности. Отождествление личности с культурой, задает человеку смысловые и ценностные координаты, определяет его мировоззрение и мировосприятие, систему значимых символов, норм и правил поведения. Отсутствие национально-культурной идентичности ведет к неспособности человека ориентироваться в предлагаемых ему идеалах и культурных ценностях, что влечет за собой формирование личности вне культурного контекста.

Национально-культурная идентичность – сложное личностное образование, которое является результатом деятельности агентов социализации. Традиционно функции формирования национально-культурной идентичности личности принадлежат образовательным институтам и институту семьи. Несмотря на возросшую активность исследований в области практической педагогики, нельзя утверждать, что упомянутые институты полностью справляются с формированием этого личностного аспекта. На этой почве, в ситуации нарастания глобализационных процессов, происходит экспансия западных ценностей, которые в контексте российской культуры становятся фактором ее дезинтеграции.

Педагогический результат:
-педагогическая концепция проектирования процесса воспитания национальной идентичности младших школьников в поликультурном образовании;
-определить основные индикаторы национально-культурной идентичности личности;
-раскрыть механизмы формирования национально-культурной идентичности личности;
-показать специфику формирования национально-культурной идентичности личности в младшем школьном возрасте;
-частично продемонстрировать методику создания условий формирования национально-культурной идентичности личности младших школьников в поликультурном образовании;

Средства фиксации:
(Рисунок -- см. файл с описанием проекта)

Объект проекта – процесс воспитания национально-культурной идентичности младших школьников в условиях поликультурного образования.

Предмет проекта – дети младшего школьного возраста как носители национально-культурной идентичности.

Краткое описание педагогических действий: фрагмент урока по творчеству Д.Н.Кугультинова; фрагмент национального праздника «Цаган Сар».

Концептуальные позиции: школа диалога культур (В.С. Библер), поликультурное воспитание (А.Н. Джуринский, А.А. Реан), поликультуризм в образовании (Г.М. Коджаспирова), социокультурный подход в образовании (В.А. Тишков), мультикультурное образование (О.В. Аракелян, К.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина), от этнического к мультикультурному образованию (Г.М.Борликов, О.Д. Мукаева, А.Б.Панькин, З.О.Кекеева и др.).

Распределение функций в команде: исполнительная часть выполняется всей командой.

Ксения Васильевна Климчук
Здравствуйте! Действительно, в настоящее время достаточно острым является вопрос национально-культурной идентичности. В связи с этим у меня возник вопрос, связанный с реализацией проекта: Каковы условия, которым должны удовлетворять обучаемые? Спасибо!


Иван Николаевич Шабля
Добрый день! Действительно, тема, заявленная Вами, является актуальной сегодня. Но у нас возник ряд вопросов:
1) По каким показателям (индикаторам) Вы предполагаете определять сформированность национально-культурной ндентичности?
2) Каким образом Вы понимаете термины "объект" и "предмет"? Этот вопрос не случаен, так как в той формулировке, как это представленно у Вас, выходит, что в наличии в проекте два объекта, но нет предмета. Проясните, пожалуйста.

Наталья Владимировна Захарова
Добрый вечер! Нет сомнения в том, что тема, предложенная Вами, является актуальной сегодня. В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития граждан России говорится о важности воспитания идентичности у российских школьников. Но не кажется ли Вам, что педагогическая концепция, лежащая в основе Вашего проекта, слишком масштабна? И цели малореализуемы в рамках урока и праздника? Что Вы понимаете под спецификой формирования национально-культурной идентичности личности в младшем школьном возрасте? Каковы ее особенности, и как можно замерить показ этой специфики? А не кажется ли Вам, если брать во внимание центрацию Вашего проекта вокруг культуры, это во-первых, и если рассматривать ребенка как активный субъект, на развитие которого должно быть направлено внимание учителя, это во-вторых (то, без чего не может быть организовано гуманистическое взаимодействие), считать предметом проекта детей некорректно? Спасибо за внимание к вопросам! :)

Ксения Анатольевна Баженова
Здравствуйте!
А что такое культурная идентичность? Как она проявляется у ученика начальной школы? какие стадии ее формирования сущетсвуют?
И как можно проверить воспитана ли она?

Для вашего проекта существенным явлется выбор целевой аудитории.

Илона Бучуевна Кометиани
Доброго часа дня. Вас приветствует Курск.
Я согласна с вопросами уже озвученными. В свою очередь хотела бы уточнить апробировалась ли методика создания условий формирования национально-культурной идентичности личности младших школьников?
И как измерить сформированность национальной идентичности?
Спасибо за внимание.

Светлана Игоревна Шевченко
Добрый вечер! Актуальность выбранной Вами темы не вызывает ни малейшего сомнения, но хотелось бы уточнить: Вы предлагаете ряд концептуальных позиций, которые сходны по тематике, но является ли целесообразным использование столь большого количества концепций в одном проекте? Может быть, есть 1- 2 ведущие концепции? Тогда какие и по каким критериям они являются ведущими?
Спасибо!