СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
На современном этапе кроме практического овладения компьютером провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, развитие умений критического мышления, культуры умственного труда, умений нешаблонно и быстро подходить к решению разнообразных проблем, умений самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Метод проектов, будучи по сути своей комплексным методом, решает практически все перечисленные выше задачи.
Цель: формирование у учащихся умений и навыков проектной деятельности на уроках информатики, компетентности решения проблем, информационной компетенции, коммуникативной компетентности.
Для реализации проекта учащиеся делятся на 3 группы, каждая отвечает на свой проблемный вопрос.
(картинка -- см. файл заявки)
1 этап проекта - ценностно-ориентированный (1 урок). На данном этапе учитель организует деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. Объявляется тема проекта. Учащиеся высказывают идеи по реализации проекта, определяются, источники необходимой информации, планируется будущая деятельность. Большую роль будет играть направленность учащихся на успех предстоящего дела.
2 этап – конструктивный (2 урок). Учащиеся собирают необходимую информацию. Составляют план, выбирают форму реализации. Учитель инструктирует учащихся, организует их деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание остальных. На данном этапе проект оформляется (учащиеся подбирают фотографии, составляют диаграммы, презентации, постеры, буклеты и т.д.), распределяются роли, проект компонуется и готовится к презентации.
3 этап – презентативный (3 урок). Проходит на уроке в форме «Мини-конференции». На уроке используется интерактивная доска, с помощью которой демонстрируются результаты работы учащихся. Группы презентуют свои проекты, идет обсуждение и оценка работ.
Педагогический результат.
Еще известный дидакт М.А.Данилов, главным результатом образования называл не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя. Мы поддерживаем это мнение и в рамках реализации нашего проекта ожидаются следующие результаты:
1. Образовательные: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.
2. Развитие навыков: самостоятельной и групповой работы с источником информации, а также с инструментами и технологиями; самостоятельное принятие решения коммуникативности в информационном обмене, ролевом взаимодействии; мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании и др.; самоанализа и рефлексии; творческой деятельности.
3. Воспитание: толерантности, чувства ответственности за коллективный результат, активной жизненной позиции.
Работая над проектом, учащиеся учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Преподаватель становится их равноправным партнёром и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый учащийся старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.
Метод проектов на уроках информатики с использованием различного материала способствует формированию у учащихся познавательного интереса к изучению информатики, развитию самостоятельности, умения сотрудничать, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков, культуры общения и рефлексивных умений.
Условия. Иметь навыки работы на компьютере, с Интернетом, интерактивной доской, прикладными программами.
Средства отбора. Основным средством отбора обучаемых мы выбрали метод «интервью». Мы предполагаем, провести интервью обучаемых для определения навыков работы на компьютере. Вопросы интервью: Имеете ли Вы навыки работы на компьютере? Умеете ли Вы работать с программами MS Word, MS Power Point, ActivStudio, Movie Maker, MS Publisher, Paint? Умеете ли Вы пользоваться Интернетом?
Концептуальные позиции.
Идея компетентностно-ориентированного образования - один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций учащихся, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. И действительно (в соответствии с понятием компетентность), если выпускник средней школы после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, т.е. решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в этой области. Переходить к компетентностному обучению нас подталкивает жизнь, но переход не начнется в один назначенный министерством день. Мы должны работать на этот день сегодня, на уроках в общеобразовательных школах. Наиболее адекватной педагогической концепции «компетентностного образования» является проектная технология обучения.
Метод проектов – это комплексный метод, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях. При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектом тщательно планируется, вырабатывается структура действий, проводится анализ предварительных результатов.
Основные принципы проектной работы.
1. Вариативность. Предполагает индивидуальную, парную и групповую форму работы. Тексты могут быть в виде диалогов, писем, таблиц, описаний.
2. Решение проблем. При обучении информатике эффективно использование эвристических задач, проблемных ситуаций. Они заставляют обучаемых думать.
3. Когнитивный подход. Учитель помогает учащимся самим изучать новый учебный материал.
4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из самых главных условий эффективности обучения.
5. Личностный фактор. Обучаемым предоставляется возможность говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях.
6. Адаптация заданий.
Основная позиция обучаемых в учебном процессе - активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность).
Основная позиция учителя - научный руководитель и партнер по учебному исследованию.
Средства фиксации достигнутого результата. Самооценка, взаимооценка, оценка учителя качества проведенного проектного исследования – презентации группы.
== Таблица -- см. файл с заявкой
Распределение функций.
- Сбор материала: Байдрахманова Г.А., Бигалиева Н.С., Калиева С.Т., Курмансейтова Ш.К., Нурманова Д.М.;
- Разработка урока: Калиева С.Т., Нурманова Д.М.;
- Проведение урока: Бигалиева Н.С.;
- Техническая поддержка: Байдрахманова Г.А., Курмансейтова Ш.К.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта