Школа решения проблем

Алексей Владиславович Боровских
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

На современном этапе кроме практического овладения компьютером провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, развитие умений критического мышления, культуры умственного труда, умений нешаблонно и быстро подходить к решению разнообразных проблем, умений самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Метод проектов, будучи по сути своей комплексным методом, решает практически все перечисленные выше задачи.

Цель: формирование у учащихся умений и навыков проектной деятельности на уроках информатики, компетентности решения проблем, информационной компетенции, коммуникативной компетентности.

Для реализации проекта учащиеся делятся на 3 группы, каждая отвечает на свой проблемный вопрос.

(картинка -- см. файл заявки)

1 этап проекта - ценностно-ориентированный (1 урок). На данном этапе учитель организует деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. Объявляется тема проекта. Учащиеся высказывают идеи по реализации проекта, определяются, источники необходимой информации, планируется будущая деятельность. Большую роль будет играть направленность учащихся на успех предстоящего дела.

2 этап – конструктивный (2 урок). Учащиеся собирают необходимую информацию. Составляют план, выбирают форму реализации. Учитель инструктирует учащихся, организует их деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание остальных. На данном этапе проект оформляется (учащиеся подбирают фотографии, составляют диаграммы, презентации, постеры, буклеты и т.д.), распределяются роли, проект компонуется и готовится к презентации.

3 этап – презентативный (3 урок). Проходит на уроке в форме «Мини-конференции». На уроке используется интерактивная доска, с помощью которой демонстрируются результаты работы учащихся. Группы презентуют свои проекты, идет обсуждение и оценка работ.

Педагогический результат.
Еще известный дидакт М.А.Данилов, главным результатом образования называл не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя. Мы поддерживаем это мнение и в рамках реализации нашего проекта ожидаются следующие результаты:
1. Образовательные: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.
2. Развитие навыков: самостоятельной и групповой работы с источником информации, а также с инструментами и технологиями; самостоятельное принятие решения коммуникативности в информационном обмене, ролевом взаимодействии; мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании и др.; самоанализа и рефлексии; творческой деятельности.
3. Воспитание: толерантности, чувства ответственности за коллективный результат, активной жизненной позиции.

Работая над проектом, учащиеся учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Преподаватель становится их равноправным партнёром и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый учащийся старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.

Метод проектов на уроках информатики с использованием различного материала способствует формированию у учащихся познавательного интереса к изучению информатики, развитию самостоятельности, умения сотрудничать, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков, культуры общения и рефлексивных умений.

Условия. Иметь навыки работы на компьютере, с Интернетом, интерактивной доской, прикладными программами.

Средства отбора. Основным средством отбора обучаемых мы выбрали метод «интервью». Мы предполагаем, провести интервью обучаемых для определения навыков работы на компьютере. Вопросы интервью: Имеете ли Вы навыки работы на компьютере? Умеете ли Вы работать с программами MS Word, MS Power Point, ActivStudio, Movie Maker, MS Publisher, Paint? Умеете ли Вы пользоваться Интернетом?

Концептуальные позиции.
Идея компетентностно-ориентированного образования - один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций учащихся, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. И действительно (в соответствии с понятием компетентность), если выпускник средней школы после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, т.е. решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в этой области. Переходить к компетентностному обучению нас подталкивает жизнь, но переход не начнется в один назначенный министерством день. Мы должны работать на этот день сегодня, на уроках в общеобразовательных школах. Наиболее адекватной педагогической концепции «компетентностного образования» является проектная технология обучения.
Метод проектов – это комплексный метод, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях. При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектом тщательно планируется, вырабатывается структура действий, проводится анализ предварительных результатов.
Основные принципы проектной работы.
1. Вариативность. Предполагает индивидуальную, парную и групповую форму работы. Тексты могут быть в виде диалогов, писем, таблиц, описаний.
2. Решение проблем. При обучении информатике эффективно использование эвристических задач, проблемных ситуаций. Они заставляют обучаемых думать.
3. Когнитивный подход. Учитель помогает учащимся самим изучать новый учебный материал.
4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из самых главных условий эффективности обучения.
5. Личностный фактор. Обучаемым предоставляется возможность говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях.
6. Адаптация заданий.
Основная позиция обучаемых в учебном процессе - активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность).
Основная позиция учителя - научный руководитель и партнер по учебному исследованию.

Средства фиксации достигнутого результата. Самооценка, взаимооценка, оценка учителя качества проведенного проектного исследования – презентации группы.
== Таблица -- см. файл с заявкой

Распределение функций.
- Сбор материала: Байдрахманова Г.А., Бигалиева Н.С., Калиева С.Т., Курмансейтова Ш.К., Нурманова Д.М.;
- Разработка урока: Калиева С.Т., Нурманова Д.М.;
- Проведение урока: Бигалиева Н.С.;
- Техническая поддержка: Байдрахманова Г.А., Курмансейтова Ш.К.

Елена Валерьевна Мельникова
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Уточните, пожалуйста, цель Вашего проекта. На развитие какого именно компонента информационной компетентности направлен проект?

Инна Сергеевна Попова
Что вы предпримете, если предложенная вами тема проекта учащихся не заинтересует?

Мария Александровна Анисимова
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, как соотносится заявленная Вами цель с прогнозируемыми педагогическими результатами?
И, пожалуйста, раскройте содержание понятия "компетентность решения проблем"? речь?

Илона Бучуевна Кометиани
Доброго часа суток! Вас приветствует Курск.
Еще Ейнштеин говорил;"Я отличаюсь от своих учеников тем, что знаю, где можно найти ту или иную информацию". Следовательно владение методами поиска информации необходимо каждому.
На основе какой дифференциации вы предлагаете провести адаптацию заданий? В чем выражается эта адаптация?
Спасибо за внимание.

Наталья Сергеевна Бигалиева
Здравствуйте. Проект актуальный, только я не совсем понимаю, каким образом вы планируете представлять его в рамках проекта. Если я правильно поняла, на это нужно минимум три урока-этапа.
Вы отметили 3 типа разнообразных результатов - каким образом вы планируете их фиксировать (оценивать)?

Мы думали представить ключевые моменты проекта (всех трех этапов).

Добавлено спустя 1 минуту:
Здравстуйте!
Приведите, пожалуйста, пример проекта, который Вы предложите участникам для реализации.

А пример проекта увидите на этапе реализации проекта ))))

Добавлено спустя 4 минуты:
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, как соотносится заявленная Вами цель с прогнозируемыми педагогическими результатами?
И, пожалуйста, раскройте содержание понятия "компетентность решения проблем"? речь?

Содержание понятия "Компетентность решения проблем " Вы можете найти в ГОСУДАРТСЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ.

Добавлено спустя 1 день 23 часа 10 минут:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Уточните, пожалуйста, цель Вашего проекта. На развитие какого именно компонента информационной компетентности направлен проект?


Здравствуйте, коллеги!
Цель нашего проекта заключается в формировании у учащихся умений и навыков проектной деятельности на уроках информатики, компетентности решения проблем, информационной компетенции, коммуникативной компетентности. В соответствии с Государственным образовательным стандартом у учащихся формируется информационная компетентность, которая позволяет (в соответствии с определением информационной компетентности, данным в ГОСО РК):
- на первом этапе проекта: самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели;
- на втором этапе: самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий; обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации,;
- на третьем этапе: принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Как видите, коллеги, проект направлен на развитие всех этих компонентов.

Добавлено спустя 1 день 23 часа 10 минут:
Здравстуйте!
Приведите, пожалуйста, пример проекта, который Вы предложите участникам для реализации.


Для реализации проекта участникам предложим тему «Вирусы», как и написано в самом проекте.

Добавлено спустя 1 день 23 часа 11 минуту:
Что вы предпримете, если предложенная вами тема проекта учащихся не заинтересует?


В этом случае мы выявим, какая тема проекта им наиболее интересна и свяжем свой проект с их интересами.

Добавлено спустя 1 день 23 часа 11 минуту:
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, как соотносится заявленная Вами цель с прогнозируемыми педагогическими результатами?
И, пожалуйста, раскройте содержание понятия "компетентность решения проблем"? речь?


Понятие «компетентность решения проблем» в педагогической литературе раскрывается как готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлением других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Прогнозируемые педагогические результаты напрямую исходят из заявленной цели: формирование у учащихся умений и навыков проектной деятельности на уроках информатики, компетентности решения проблем, информационной компетенции, коммуникативной компетентности. В процессе реализации целей проекта достигаются и образовательные результаты, а именно учащиеся получат глубокие знания по теме «Вирусы», и не только будут сформированы умения, но эти умения получат свое дальнейшее развитие в ходе проекта и учащиеся приобретут навыки. Работа в группе обеспечит формирование коммуникативной компетентности, толерантности, чувства ответственности за коллективный результат, активной жизненной позиции.

Добавлено спустя 1 день 23 часа 12 минуты:
Доброго часа суток! Вас приветствует Курск.
Еще Ейнштеин говорил;"Я отличаюсь от своих учеников тем, что знаю, где можно найти ту или иную информацию". Следовательно владение методами поиска информации необходимо каждому.
На основе какой дифференциации вы предлагаете провести адаптацию заданий? В чем выражается эта адаптация?
Спасибо за внимание.

Задание для каждой группы имеют одинаковую сложность и мы разделим класс на группы методом «случайного» деления. В процессе реализации проекта учащиеся поделят свои функции по своим возможностям (мы им в этом поможем).

Добавлено спустя 1 день 23 часа 12 минуты:
Здравствуйте. Проект актуальный, только я не совсем понимаю, каким образом вы планируете представлять его в рамках проекта. Если я правильно поняла, на это нужно минимум три урока-этапа.
Вы отметили 3 типа разнообразных результатов - каким образом вы планируете их фиксировать (оценивать)?


Мы планируем панорамное изложение проекта с интерактивным включением некоторых моментов, что позволяет нам целостно довести до аудитории идею и дать прочувствовать способы проведения.
Предложенная нами критериальная оценка позволит учесть все нюансы каждого вида результата проекта и объективно, всесторонне оценить его всеми участниками учебного процесса.

Добавлено спустя 1 день 23 часа 12 минуты:
Спасибо за вопросы. Очень приятно было на них ответить.

Анна Дмитриевна Жукова
Здравстуйте!
Приведите, пожалуйста, пример проекта, который Вы предложите участникам для реализации.

Наталья Владимировна Захарова
Здравствуйте, уважаемые участники команды "Авангард"! Мне Ваш проект понравился тем, что он нацелен на овладение компетенциями. Это близко идее нашего проекта (если заинтересуетесь, оставьте свои замечания относительно проекта «Развитие опыта профессионального самопознания и самооценки будущего педагога в процессе проектировочной деятельности
(на примере конструирования историко-краеведческой игры для школьников «Тайны Тульского Кремля»)») Проблемность, которая концентрируется вокруг вредоносного эффекта компьютерных вирусов, кажется нам интересной и актуальной. Одной из концептуальных позиций нашего проекта является идея поликультурного диалога. Каким образом в Вашем проекте реализуется идея межкультурной коммуникации?Не могли бы Вы провести параллель между вашей идеей, связанной с развитием межкультурной коммуникации и идеей поликультурного диалога, затронутой в нашем проекте. Если Вас не затруднит, выскажите свои предположения на странице нашей заявки! Спасибо!

Людмила Павловна Денисова
Здравствуйте. Проект актуальный, только я не совсем понимаю, каким образом вы планируете представлять его в рамках проекта. Если я правильно поняла, на это нужно минимум три урока-этапа.
Вы отметили 3 типа разнообразных результатов - каким образом вы планируете их фиксировать (оценивать)?