"Вопрос"

Алексей Владиславович Боровских
Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.
И. Кант

Тема: Вопросительная деятельность студентов.

Актуальность проекта. Активизация вопросительной деятельности студентов способ-ствует формированию у них активного отношения к учебному труду, критического мышле-ния, силы воображения, компетентности, ответственности, а также совершенствованию ре-чевых и общих мыслительных способностей, расширению кругозора. Вопросы способствуют лучшему запоминанию учебного материала, активизируют произвольную и непроизвольную память обучающихся. Они побуждают к систематическому повторению изученного материа-ла, расширению круга познавательных интересов, увеличению скорости мышления, повы-шению внимательности и собранности будущих учителей, то есть тех качеств и способно-стей личности, которые необходимы для профессионально-педагогической деятельности. Выявление вопроса и его формулировка рассматриваются учеными как первый этап творче-ского мышления.

Использование вопросов занимает приоритетную роль в формировании интереса уча-щихся к учебно-познавательному процессу. По мнению Г.И. Щукиной, активизация интереса учащихся неразрывно связана с активизацией их вопросительной деятельности. Постановка нестандартных вопросов, проблем, загадок, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, является, по мнению В.Д. Шадрикова, Н.П. Анисимовой и Е.Н. Корнеевой, одним из значимых факторов, способным вызвать у учащихся интерес. Исходя из этого, Э.Ландау, также как и многие прогрессивные педагоги США, Европы и России, вы-сказывает мнение, согласно которому в задачи педагога входит учить вопросам, а не только ответам и фактам. Она считает, что обучение постановке вопросов и поиску ответов на по-ставленные вопросы означает подготовку учащихся к будущему.

Проблема формирования вопросительной деятельности разрабатывалась многими уче-ными в основном применительно к школьному возрасту. Но те положения, которые разрабо-таны в области организации вопросительной деятельности учащихся средних общеобразова-тельных учебных заведений, вполне применимы, на наш взгляд, и к обучающимся в высших учебных заведениях, то есть к студентам.
Активизация вопросительной деятельности студентов способствует становлению субъ-ект-субъектных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса, а их оз-накомление с типами и видами вопросов – формированию осознанного отношения к вопро-сительной деятельности и, в целом, повышению ее эффективности.

Формат проекта:
• по целевому назначению – учебный;
• по субъекту - индивидуально-групповой;
• по времени - краткосрочный (2 академических часа);
• по содержанию - межпредметный;
• по предметной области – педагогический;
• по степени новизны - инновационный.

Цель проекта: разработать технологию формирования вопросительной активности сту-дентов.

Задачи проекта:
- формирование активности и осознанности вопросительной деятельности обучающих-ся;
- стимулирование самостоятельности ума (мыслительной деятельности);
- формирование теоретического мышления обучающихся.
Концептуальные позиции:
- теория развивающего обучения;
- теория личностно-ориентированного обучения.

Принципы обучения:
- принцип продуктивности (главный ориентир обучения – личностное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из внутренних продуктов его учебной деятель-ности (умения, способности, способы деятельности, отношение и т.п.));
- личностно-развивающее обучение;
- принципы развивающего обучения (по Л.В. Занкову):
1) целенаправленное развитие личности на основе комплексной развивающей системы;
2) обучение на высоком уровне трудности;
3) ведущая роль теоретических знаний;
4) осознание процесса учения;
5) работа над развитием всех обучающихся.

Принципы проектной деятельности:
- прогностичности;
- пошаговости;
- нормированности;
- обратной связи;
- продуктивности;
- культурной аналогии.

Методы и приемы, используемые для реализации проекта:
• эвристическая беседа;
• метод дискуссии;
• методы стимулирования и мотивации деятельности в процессе обучения:
• метод формирования познавательного интереса;
• метод эмоционального стимулирования учения;
• методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении:
• разъяснение личной значимости учения;
• предъявление учебных требований;
• поощрение в учении;
• наглядный метод.
Средства обработки и фиксации достигнутого результата:
- статистический метод взвешенных средних;
- математическая обработка;
- гистограммы;
- табуляция.

Условия, которым должны удовлетворять обучаемые: группа студентов (10 чело-век) педагогического факультета МГУ, изучающие в данном семестре или уже изучившие учебные курсы «Теория обучения» или «Образовательные технологии».
Наши педагогические действия:

№ п/п Этап Цели
1. Домашнее задание студентам: подгото-виться к семинару по теме «Технологии обучения». Актуализировать необходимые для реализации технологии фор-мирования вопросительной ак-тивности знания.

2. Диагностика вопросительной активности студентов «на входе».
Выявление уровней сформиро-ванности вопросительной актив-ности студентов.

3. Разъяснение целей и задач работы на се-минаре.
Обеспечение осознанного участия студентов в работе семинара и выполнении заданий; разъясне-ние личной значимости вопроси-тельной деятельности.

4. Эвристическая беседа по теме «Техноло-гии обучения».
Проверка усвоения знаний по те-ме семинара; обеспечение диало-гичности учебного процесса; де-монстрация образца метода обу-чения, состоящего из логически связанных вопросов.

5. Дискуссия по проблеме «Отношение учи-теля к современным образовательным тех-нологиям».
Субъективирование учебного процесса; активизация вопроси-тельной деятельности студентов

6. Расширение знаний студентов о типах и видах вопросов.
Формирование у будущих учите-лей осознанного
отношения к во-просительной деятельности.

7. Диагностика вопросительной активности студентов «на выходе».
Выявить динамику изменения уровней сформированности во-просительной активности студен-тов и осознанность в определе-нии типов и видов сформулиро-ванных ими вопросов.

8. Презентация, рефлексия и интерпретация полученных результатов.
Способствовать формированию у студентов интереса к вопроси-тельной деятельности и к приме-нению технологий обучения в учебно-воспитательном процессе; побуждение студентов к самоана-лизу и самосовершенствованию.

Педагогический результат: расширение круга познавательных интересов студентов по теме «Технологии обучения»; повышение уровней сформированности вопросительной активности и осознанного отношения обучаемых к вопросительной деятельности.

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте, проект актуальный, практически значимый. Но не считаете ли Вы более целесообразным использовать термин "вопрощающая активность", а не "вопросительная". У нас пару лет назад диссертация защищалась, так автор писал про вопрощающая активность. Какое межпредметное содержание Вы планируете использовать? Каковы критерии и показатели вопрощающей активности ?

Алена Александровна Извольская
Здравствуйте! Прочитав Ваш материал, мне стало интересно, как Вы планируете раскрыть индивидуально-групповой формат проекта при его реализации?

Мария Александровна Анисимова
Спасибо за интерес к нашему проекту. Отвечаем нна Ваши вопросы по порядку.
1. В "Словаре синонимов ASIS" В.Н. Тришина (2009 г.) понятия "вопрошающий" и "вопросительный" расссматриваются как синонимы. В Толковом же словаре Д.Н. Ушакова отмечено, что глагол "вопрошать" является устаревшим.
В диссертационных исследованиях (Король А.Д. и др.) и в научной периодической печати (Баранова Э.А. и др.) встречается употребление обоих понятий. Нам больше импонирует понятие "вопросительная активность".
2. Сама вопросительная деятельность является, по сути, надпредметной, так как она имеет место в процессе изучения основ любой науки. Мы указали в формате нашего проекта на его межпредметный характер, имея ввиду, прежде всего, связь педагогики с психологией. Но, предлагаемая нами технология может применяться в процессе изучения многих как школьных, так и вузовских учебных дисциплин. В таком случае рассматриваемая технология будет взаимосвязана или с историей, или с математикой или с какими-либо другими учебными предметами.
3. Для оценивания вопросительной активности обучающихся могут быть использованы следующие критерии: мотивационный, содержательно-операциональный, волевой, эмоциональный, социально-ориентированный. В виду краткосрочного характера нашего проекта мы решили ограничиться двумя из них и выбрали:
1) мотивационный (показатели: невыполнение задания; проявление интереса к заданию, но не к его выполнению; осознанное принятие и выполнение задания);
2) содержательно-операциональный (показатели: умения и навыки формулирования вопросов; скорость выполнения заданий; типы и виды задаваемых вопросов).

Добавлено спустя 4 минуты:
Благодарим за вопрос. 1. Применение таких методов обучения как эвристическая беседа, дискуссия и др. позволяют активизировать индивидуальную вопросительную деятельность каждого члена группы. 2. В ходе реализации проекта предполагается диагностика как индивидуальной, так и групповой вопросительной активности студентов.

Алена Александровна Извольская
Спасибо за ответ.
Нашу команду "Тула" очень заинтересовал Ваш проект, так как он рассматривает проблемы учебной деятельности студентов. Нам было бы очень важно узнать Ваше мнение о нашем проекте, ждем вопросов и предложения. Заранее благодарны за сотрудничество!

Андрей Юрьевич Губанов
Как отличить вопрос формальный от вопроса по существу дела? Как это можно делать?
И.Кант, говоря "разумный вопрос" в цитате явно имел ввиду совсем не всякий вопрос.


Александр Евгеньевич Погонин
Здравствуйте!
1) Тема «Технологии обучения» неразрывна от предлагаемого Вами проекта? или же возможно провести занятие с целью развить у аудитории способность к вопросительной деятельности на основе другой темы?

2)
Условия, которым должны удовлетворять обучаемые: группа студентов (10 чело-век) педагогического факультета МГУ, изучающие в данном семестре или уже изучившие учебные курсы «Теория обучения» или «Образовательные технологии».

правильно ли я понял, что большую роль в осуществлении Вашего проекта играет уровень подготовки аудитории?

Наталья Владимировна Захарова
Здравствуйте, создатели проекта "Вопрос" и в частности Мария! Скажите, пожалуйста, каким образом Вы планируете провести диагностику "вопрошающей активности" (мне больше импонирует этот термин! :)) на входе? Допустим, отобранные студенты изучили тему "Образовательные технологии", но они не готовы задавать вопросы, а ждут вопросов со стороны ведущих? Предрасположены к диалогу, но только готовы с удовольствием отвечать, но не планируют спрашивать. Значит ли это, что "вопрошающая активность" студентов не сформирована? Если ответ положительный, то возможно ли ее сформировать в ходе реализации проекта? Конечно, спектр используемых методов и приемов предполагает активность обучаемых. Могут ли они гарантировать формирование "вопрошающей активности" студентов? А еще интересно, как соотносится цель проекта ( разработать технологию формирования вопросительной активности сту-дентов) м его педагогический результат? Ведь обучаемые не разрабатывают технологию "вопрошающей активности", а расширяют, как вы сказали, круг познавательных интересов, и благодаря вашей технологии повышается "вопрошающая активность" и осознанное отношение студентов к вопросительной деятельности?

Добавлено спустя 1 минуту:
А еще возник такой вопрос: если есть вопросительная деятельность (кстати, откуда этот термин позаимствован?), тогда должна быть и "отвечательная деятельность" (такой вот каламбур у меня в голове! :))?

Добавлено спустя 2 минуты:
Да, и заранее спасибо за ответы! ^_^

Екатерина Анатольевна Машурова
Мария, добрый вечер! У вас очень интересный проект, по срокам - он краткосрочный, но навыки критического мышления или культуры критического осмысления действительности требуют большего количества времени, чем отводится участникам. Скажите, пожалуйста, является ли ваш проект частью целого курса, основанного на заявленных вами принципах? Если, да - то какие сложности вы можете отметить в ходе его реализации?

Инна Ильинична Типочкина
Добрый день! Поясните, пожалуйста, Ваши средства обработки и фиксации достигнутого результата, что Вы под ними понимаете.
Спасибо.

Мария Александровна Анисимова
Здравствуйте, Александр!
1. Вопросительная деятельность имеет надпредметный характер. Следовательно. наша технология может применяться на занятиях по любой учебной дисциплине и на основе любой темы.
2. Да, конечно. Чем выше уровень студентов, тем интереснее с ними работать. Но многое зависит и от профессионализма преподавателя.

Добавлено спустя 20 минут:
Наташа, здравствуйте! Благодарим за проявленное внимание к нашему проекту.
1.Студенты, участники реализации проекта, получат задание подготовиться по теме "Технологии обучения" и сформулировать к ней вопросы. Их обработка и будет диагностикой на входе.
2. Результатом проектирования является технология формирования вопросительной активности, а результатом применения данной технологии является расширение круга познавательных интересов студентов, повышение уровней сформированности вопросительной активности и осознанного отношения обучаемых к вопросительной деятельности.
3. На Ваш третий вопрос мы уже отвечали.

Добавлено спустя 35 минут:
Здравствуйте, Катя! Вы правы. Вопросительную активность студентов можно и нужно формировать на протяжении всех пяти лет обучения в вузе в процессе преподавания любой учебной дисциплины. Но мы будем ограничены во времени и будем отслеживать изменения в вопросительной деятельности "здесь и сейчас", т.е. в рамках проводимого занятия.
Сложности, конечно, могут возникнуть. Прежде всего это пассивность студентов. Но хотелось бы надеяться на отзывчивость и активность участников реализации нашего проекта.

Добавлено спустя 40 минут:
Инна, в результате применения метода взвешенных средних и математической обработки составленных обучаемыми вопросов нами будут составлены таблицы и гистограммы. Затем они будут продемонстрированы, и Вы получите возможность с ними познакомиться.

Наталья Владимировна Захарова
Спасибо, Маша, за Ваши ответы! Но тем не менее, я в некотором замешательстве. Не считаете ли Вы, что в целях реализации проекта стоило бы тогда указать не только на цели самого проектирования, но и на то, что Вы планируете изменить в структуре личности студентов (когнитивный компонент)? Просто получается, что цель проекта и его педагогический результат не совсем соотносятся. Спасибо! :)

Светлана Игоревна Шевченко
Мария, добрый день! Поясните, пожалуйста, можно ли говорить об актуальности использования проблемного обучения для реализации целей Вашего проекта?

Ксения Анатольевна Баженова
Мария и команда "Вопрос", здравствуйте!
У меня вопрос на понимае поставленной цели: "разработать технологию формирования вопросительной активности студентов".
Означает ли это, что на занятия будут посвящены разработке технологии?
И результат - описанная ТЕХНОЛОГИЯ?

Если так, то я очень хотела бы присутствовать на вашем занятии :)

Или все же цель другая?
****
Обратите внимание, как поставлена цель в проекте "Как снять оригинальный фильм за три часа?"

Илона Бучуевна Кометиани
Доброго часа суток!
Вас приветствует команда "Мессенжеры"(Курск).
Умение грамотно, лаконично и корректно поставить вопрос является проявлением рационального мышления. Как раз об этом мы говорим в своем проекте "Разумный путь к истинным знаниям". Мы тоже проводим со студентами и школьниками игру" Скажи свой вопрос, и я скажу, что ты знаешь".

Мария Александровна Анисимова
Здравствуйте, Наталья! Спасибо за внимание к нашему проекту! Даем пояснения на Ваши вопросы.
1. Цель проекта - разработка педагогической технологии формирования вопросительной активности студентов. Результат - технология формирования вопросительной активности студентов и к этому можно добавить тот опыт, который мы приобрели в этой области.
2. Одной из фаз проектирования является технологическая фаза, предполагающая реализацию разработанной технологии на практике. Педагогическим результатом этой фазы будет, как указано в проекте, субъектная позиция студентов, активизация их вопросительной деятельности, повышение уровней сформированности осознанного отношения обучаемых к вопросительной деятельности и т.д. Мы предполагаем, что активизация вопросительной деятельности будет способствовать наращиванию интеллектуального потенциала студентов.

Добавлено спустя 4 минуты:
Светлана, спасибо за вопрос! Конечно, да, так как Махмутов М.И. и Загвязинский В.И. выделяют вопросы проблемного типа.

Добавлено спустя 10 минут:
Добрый день, Ксения! На занятии мы предполагаем реализацию технологической фазы нашего проекта, т.е. сама технология уже разработана нами и будет реализовываться на занятии.

Добавлено спустя 11 минуту:
Здравствуйте, Илона. Спасибо за понимание и единомыслие!