Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.
И. Кант
Тема: Вопросительная деятельность студентов.
Актуальность проекта. Активизация вопросительной деятельности студентов способ-ствует формированию у них активного отношения к учебному труду, критического мышле-ния, силы воображения, компетентности, ответственности, а также совершенствованию ре-чевых и общих мыслительных способностей, расширению кругозора. Вопросы способствуют лучшему запоминанию учебного материала, активизируют произвольную и непроизвольную память обучающихся. Они побуждают к систематическому повторению изученного материа-ла, расширению круга познавательных интересов, увеличению скорости мышления, повы-шению внимательности и собранности будущих учителей, то есть тех качеств и способно-стей личности, которые необходимы для профессионально-педагогической деятельности. Выявление вопроса и его формулировка рассматриваются учеными как первый этап творче-ского мышления.
Использование вопросов занимает приоритетную роль в формировании интереса уча-щихся к учебно-познавательному процессу. По мнению Г.И. Щукиной, активизация интереса учащихся неразрывно связана с активизацией их вопросительной деятельности. Постановка нестандартных вопросов, проблем, загадок, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, является, по мнению В.Д. Шадрикова, Н.П. Анисимовой и Е.Н. Корнеевой, одним из значимых факторов, способным вызвать у учащихся интерес. Исходя из этого, Э.Ландау, также как и многие прогрессивные педагоги США, Европы и России, вы-сказывает мнение, согласно которому в задачи педагога входит учить вопросам, а не только ответам и фактам. Она считает, что обучение постановке вопросов и поиску ответов на по-ставленные вопросы означает подготовку учащихся к будущему.
Проблема формирования вопросительной деятельности разрабатывалась многими уче-ными в основном применительно к школьному возрасту. Но те положения, которые разрабо-таны в области организации вопросительной деятельности учащихся средних общеобразова-тельных учебных заведений, вполне применимы, на наш взгляд, и к обучающимся в высших учебных заведениях, то есть к студентам.
Активизация вопросительной деятельности студентов способствует становлению субъ-ект-субъектных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса, а их оз-накомление с типами и видами вопросов – формированию осознанного отношения к вопро-сительной деятельности и, в целом, повышению ее эффективности.
Формат проекта:
• по целевому назначению – учебный;
• по субъекту - индивидуально-групповой;
• по времени - краткосрочный (2 академических часа);
• по содержанию - межпредметный;
• по предметной области – педагогический;
• по степени новизны - инновационный.
Цель проекта: разработать технологию формирования вопросительной активности сту-дентов.
Задачи проекта:
- формирование активности и осознанности вопросительной деятельности обучающих-ся;
- стимулирование самостоятельности ума (мыслительной деятельности);
- формирование теоретического мышления обучающихся.
Концептуальные позиции:
- теория развивающего обучения;
- теория личностно-ориентированного обучения.
Принципы обучения:
- принцип продуктивности (главный ориентир обучения – личностное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из внутренних продуктов его учебной деятель-ности (умения, способности, способы деятельности, отношение и т.п.));
- личностно-развивающее обучение;
- принципы развивающего обучения (по Л.В. Занкову):
1) целенаправленное развитие личности на основе комплексной развивающей системы;
2) обучение на высоком уровне трудности;
3) ведущая роль теоретических знаний;
4) осознание процесса учения;
5) работа над развитием всех обучающихся.
Принципы проектной деятельности:
- прогностичности;
- пошаговости;
- нормированности;
- обратной связи;
- продуктивности;
- культурной аналогии.
Методы и приемы, используемые для реализации проекта:
• эвристическая беседа;
• метод дискуссии;
• методы стимулирования и мотивации деятельности в процессе обучения:
• метод формирования познавательного интереса;
• метод эмоционального стимулирования учения;
• методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении:
• разъяснение личной значимости учения;
• предъявление учебных требований;
• поощрение в учении;
• наглядный метод.
Средства обработки и фиксации достигнутого результата:
- статистический метод взвешенных средних;
- математическая обработка;
- гистограммы;
- табуляция.
Условия, которым должны удовлетворять обучаемые: группа студентов (10 чело-век) педагогического факультета МГУ, изучающие в данном семестре или уже изучившие учебные курсы «Теория обучения» или «Образовательные технологии».
Наши педагогические действия:
№ п/п Этап Цели
1. Домашнее задание студентам: подгото-виться к семинару по теме «Технологии обучения». Актуализировать необходимые для реализации технологии фор-мирования вопросительной ак-тивности знания.
2. Диагностика вопросительной активности студентов «на входе».
Выявление уровней сформиро-ванности вопросительной актив-ности студентов.
3. Разъяснение целей и задач работы на се-минаре.
Обеспечение осознанного участия студентов в работе семинара и выполнении заданий; разъясне-ние личной значимости вопроси-тельной деятельности.
4. Эвристическая беседа по теме «Техноло-гии обучения».
Проверка усвоения знаний по те-ме семинара; обеспечение диало-гичности учебного процесса; де-монстрация образца метода обу-чения, состоящего из логически связанных вопросов.
5. Дискуссия по проблеме «Отношение учи-теля к современным образовательным тех-нологиям».
Субъективирование учебного процесса; активизация вопроси-тельной деятельности студентов
6. Расширение знаний студентов о типах и видах вопросов.
Формирование у будущих учите-лей осознанного
отношения к во-просительной деятельности.
7. Диагностика вопросительной активности студентов «на выходе».
Выявить динамику изменения уровней сформированности во-просительной активности студен-тов и осознанность в определе-нии типов и видов сформулиро-ванных ими вопросов.
8. Презентация, рефлексия и интерпретация полученных результатов.
Способствовать формированию у студентов интереса к вопроси-тельной деятельности и к приме-нению технологий обучения в учебно-воспитательном процессе; побуждение студентов к самоана-лизу и самосовершенствованию.
Педагогический результат: расширение круга познавательных интересов студентов по теме «Технологии обучения»; повышение уровней сформированности вопросительной активности и осознанного отношения обучаемых к вопросительной деятельности.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта