Содержание проекта
«Вещества и материалы в руках художника»
Система российского образования находится в состоянии реформирования. Меняются стандарты, программы, учебники, требования к подготовке учащихся, представления о цели образования. Перед образованием ставятся проблемы, которые являются совершенно новыми для общества. Наиболее актуальная из них – формирование «человека-культуры» в широком понимании этого слова. Как известно, философский словарь дает следующее определение культуры - это творческая деятельность человечества направленная на превращение богатства человеческой истории во внутренние богатства личности. Следовательно, «человек-культуры» это человек, овладевший этими богатствами, умеющий их использовать, а так же творчески преобразовывать. Возникает вопрос: «Как в рамках сложившейся системы образования осуществить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы конечным результатом был человек с широким кругозором, с высокими нравственными ценностями, со сложившейся духовной культурой?»
Делать это, на наш взгляд, можно на основании компетентностного подхода. Ученик, обученный в рамках данного подхода, должен обладать не только набором определенных компетенций, но и уметь представлять целостно и комплексно окружающую его действительность. Поэтому, цель данного проекта – заложить основы для дальнейшего целостного восприятия действительности. В основе проекта лежит замысел – дать школьнику (учащемуся) систему представлений о различных аспектах взаимосвязи химического и искусствоведческого материала; научить критически мыслить, что позволит целостно, а не с точки зрения отдельного предмета, увидеть картину мира.
Актуальность заявленной тематики не вызывает сомнения, поскольку современная система обучения устроена таким образом, что в рамках отдельной учебной дисциплины учащиеся получают разрозненные представления об окружающей действительности с точки зрения науки, составляющей её основу. Это просматривается как при изучении дисциплин школьного курса, так и в процессе подготовки будущих педагогов к осуществлению функций в рамках учебно-воспитательного процесса. При этом, если дисциплины одного цикла (гуманитарного, естественнонаучного) находят точки соприкосновения, а межпредметные связи между ними прослеживаются, то диаметрально противоположные дисциплины, например, химия и изобразительное искусство, не имеющие, на первый взгляд, точек соприкосновения никак не взаимодействую между собой. Но это не так, и мы попытаемся показать возможность научения учащихся видеть мир целостно, используя интеграцию химического и искусствоведческого материала.
Делать это можно следующими способами:
1) Включение небольших рассказов-иллюстраций учителя и/или учащихся к изучаемому материалу;
2) Вовлечение учащихся в беседу, подводящую к изучению нового материала или посвященную закреплению изученного;
3) Создание проблемных ситуаций, разрешение которых требует использование знаний, полученных на других уроках и/или из окружающей жизни.
Все эти способы будут продемонстрированы в ходе проведения занятия в рамках проекта.
Такой материал (культурологический) поможет, на наш взгляд, показать учащимся важность химического знания в становлении живописи, скульптуры, декаративно-прикладного искусства и преодолеть бытующую точку зрения о том, что химическая наука это источник всяческих бед.
Вместе с тем, следует отметить, что использование на уроках одного культурологического материала в ущерб основному содержанию предмета недопустимо. Необходимо найти разумную грань. Хочется, чтобы скорее появились учебники, содержащие в своей структуре культурологический материал, а так же появились методики его реализации. Но полноценная реализация культурологического материала возможна только учителями, имеющими достаточную подготовку в области истории, литературы, искусства, владеющих культурой речи и общения. Поэтому, на наш взгляд, актуальным является вопрос пересмотра процесса подготовки будущих учителей. Однако решение данной проблемы не является задачей нашего проекта. Вместе с тем мы видим пути её решения. Для этого необходимо включить в систему подготовки специализированные курсы, целенаправленно готовящие к комплексному решению заявленной проблемы (это возможно сделать в рамках блока ОПД (национально-региональный компонент)). Высказанную идею авторы готовы, при поддержке со стороны администрации образовательного учреждения, воплотить на практике.
В ходе проведения занятия в рамках данного проекта мы попытаемся на основе имеющихся у ребят знаний, полученных в ходе изучения различных учебных предметов, сформировать комплексное представление об различных аспектах взаимосвязи химического и искусствоведческого материала. Это основная цель занятия. Авторы понимают, что сформировать такое представление за одно занятие достаточно трудно, поэтому ими разработана система занятий на основании комплексного подхода к заявленной проблеме. Однако в рамках данного занятия будут заложены основы, опираясь на которые учащиеся смогут самостоятельно делать это в повседневной жизни.
На занятии будет использован материал, который, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает взаимосвязь химического и искусствоведческого материала, позволяет наиболее полно дать основы для дальнейшего представления об окружающей действительности. Материал, отобранный к занятию, отвечает основным общепедагогическим принципам. Методы занятия – словесно-наглядно-практические: рассказ, беседа, дискуссия, эксперимент в различных его формах и др. Предполагается использовать элементы проблемного обучения.
Занятие построено в форме творческого эксперимента. Сделано это не случайно, так как предполагаемый метод, по нашему мнению, наиболее полно позволит решить основную задачу занятия.
Распределение заданий будет произведено педагогом произвольно, что создаст проблему для учителя, так как он не знает личностных особенностей каждого ученика, а так же его творческого потенциала.
Каждому учащемуся в ходе реализации проекта
будет предложено свое задание творческого характера, на выполнение которого будет отведено строго оговоренное количество времени. При формулировке заданий учитывается, что у старшеклассников должны быть сформированы основные общепредметные умения и навыки. Задания отличаются по характеру вопросов; по виду предполагаемой деятельности.
Обучаемые должны иметь начальные представления из курса химии общеобразовательной школы, однако никаких специальных химических знаний не требуется. Кроме того, у учащихся должны быть начальные представления из курса мировой художественной культуры.
По истечении отведенного времени предполагается совместное обсуждение поставленных вопросов, с привлечением точек зрения от всех участников занятия.
К ожидаемым результатам данного занятия мы относим:
1. Сформированное, хотя и недостаточно полно, представление об различных аспектах взаимосвязи химического и искусствоведческого материала.
2. Закрепление основных общепедагогических навыков (умение обобщать, систематизировать и делать выводы; умение доказывать и отстаивать свою точку зрения; умение идти на компромисс).
3. Закрепление основных практических умений (умение работать в коллективе, умение работать художественными материалами и принадлежностями).
4. Развитие интереса к заявленной проблеме и формирования умений применять полученные навыки в дальнейшей деятельности.
5. Формирование умения критически и не стандартно мыслить.
Ожидаемый результат фиксируется педагогом в ходе проведения занятия путем сравнения и сопоставления имеющихся в начале занятия представлений с теми, которые будут приобретены в ходе его реализации.
При проведении занятия в рамках данного проекта один из членов команды исполняет роль педагога (проводит занятие), а остальные члены команды обеспечивают техническое сопровождение.
Авторы будут благодарны за все замечания, советы и предложения.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта