Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Главная

Вещества и материалы в руках художника

Вещества и материалы в руках художника

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта
«Вещества и материалы в руках художника»

Система российского образования находится в состоянии реформирования. Меняются стандарты, программы, учебники, требования к подготовке учащихся, представления о цели образования. Перед образованием ставятся проблемы, которые являются совершенно новыми для общества. Наиболее актуальная из них – формирование «человека-культуры» в широком понимании этого слова. Как известно, философский словарь дает следующее определение культуры - это творческая деятельность человечества направленная на превращение богатства человеческой истории во внутренние богатства личности. Следовательно, «человек-культуры» это человек, овладевший этими богатствами, умеющий их использовать, а так же творчески преобразовывать. Возникает вопрос: «Как в рамках сложившейся системы образования осуществить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы конечным результатом был человек с широким кругозором, с высокими нравственными ценностями, со сложившейся духовной культурой?»

Делать это, на наш взгляд, можно на основании компетентностного подхода. Ученик, обученный в рамках данного подхода, должен обладать не только набором определенных компетенций, но и уметь представлять целостно и комплексно окружающую его действительность. Поэтому, цель данного проекта – заложить основы для дальнейшего целостного восприятия действительности. В основе проекта лежит замысел – дать школьнику (учащемуся) систему представлений о различных аспектах взаимосвязи химического и искусствоведческого материала; научить критически мыслить, что позволит целостно, а не с точки зрения отдельного предмета, увидеть картину мира.

Актуальность заявленной тематики не вызывает сомнения, поскольку современная система обучения устроена таким образом, что в рамках отдельной учебной дисциплины учащиеся получают разрозненные представления об окружающей действительности с точки зрения науки, составляющей её основу. Это просматривается как при изучении дисциплин школьного курса, так и в процессе подготовки будущих педагогов к осуществлению функций в рамках учебно-воспитательного процесса. При этом, если дисциплины одного цикла (гуманитарного, естественнонаучного) находят точки соприкосновения, а межпредметные связи между ними прослеживаются, то диаметрально противоположные дисциплины, например, химия и изобразительное искусство, не имеющие, на первый взгляд, точек соприкосновения никак не взаимодействую между собой. Но это не так, и мы попытаемся показать возможность научения учащихся видеть мир целостно, используя интеграцию химического и искусствоведческого материала.

Делать это можно следующими способами:
1) Включение небольших рассказов-иллюстраций учителя и/или учащихся к изучаемому материалу;
2) Вовлечение учащихся в беседу, подводящую к изучению нового материала или посвященную закреплению изученного;
3) Создание проблемных ситуаций, разрешение которых требует использование знаний, полученных на других уроках и/или из окружающей жизни.

Все эти способы будут продемонстрированы в ходе проведения занятия в рамках проекта.

Такой материал (культурологический) поможет, на наш взгляд, показать учащимся важность химического знания в становлении живописи, скульптуры, декаративно-прикладного искусства и преодолеть бытующую точку зрения о том, что химическая наука это источник всяческих бед.

Вместе с тем, следует отметить, что использование на уроках одного культурологического материала в ущерб основному содержанию предмета недопустимо. Необходимо найти разумную грань. Хочется, чтобы скорее появились учебники, содержащие в своей структуре культурологический материал, а так же появились методики его реализации. Но полноценная реализация культурологического материала возможна только учителями, имеющими достаточную подготовку в области истории, литературы, искусства, владеющих культурой речи и общения. Поэтому, на наш взгляд, актуальным является вопрос пересмотра процесса подготовки будущих учителей. Однако решение данной проблемы не является задачей нашего проекта. Вместе с тем мы видим пути её решения. Для этого необходимо включить в систему подготовки специализированные курсы, целенаправленно готовящие к комплексному решению заявленной проблемы (это возможно сделать в рамках блока ОПД (национально-региональный компонент)). Высказанную идею авторы готовы, при поддержке со стороны администрации образовательного учреждения, воплотить на практике.

В ходе проведения занятия в рамках данного проекта мы попытаемся на основе имеющихся у ребят знаний, полученных в ходе изучения различных учебных предметов, сформировать комплексное представление об различных аспектах взаимосвязи химического и искусствоведческого материала. Это основная цель занятия. Авторы понимают, что сформировать такое представление за одно занятие достаточно трудно, поэтому ими разработана система занятий на основании комплексного подхода к заявленной проблеме. Однако в рамках данного занятия будут заложены основы, опираясь на которые учащиеся смогут самостоятельно делать это в повседневной жизни.

На занятии будет использован материал, который, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает взаимосвязь химического и искусствоведческого материала, позволяет наиболее полно дать основы для дальнейшего представления об окружающей действительности. Материал, отобранный к занятию, отвечает основным общепедагогическим принципам. Методы занятия – словесно-наглядно-практические: рассказ, беседа, дискуссия, эксперимент в различных его формах и др. Предполагается использовать элементы проблемного обучения.

Занятие построено в форме творческого эксперимента. Сделано это не случайно, так как предполагаемый метод, по нашему мнению, наиболее полно позволит решить основную задачу занятия.

Распределение заданий будет произведено педагогом произвольно, что создаст проблему для учителя, так как он не знает личностных особенностей каждого ученика, а так же его творческого потенциала.

Каждому учащемуся в ходе реализации проекта
будет предложено свое задание творческого характера, на выполнение которого будет отведено строго оговоренное количество времени. При формулировке заданий учитывается, что у старшеклассников должны быть сформированы основные общепредметные умения и навыки. Задания отличаются по характеру вопросов; по виду предполагаемой деятельности.

Обучаемые должны иметь начальные представления из курса химии общеобразовательной школы, однако никаких специальных химических знаний не требуется. Кроме того, у учащихся должны быть начальные представления из курса мировой художественной культуры.

По истечении отведенного времени предполагается совместное обсуждение поставленных вопросов, с привлечением точек зрения от всех участников занятия.

К ожидаемым результатам данного занятия мы относим:
1. Сформированное, хотя и недостаточно полно, представление об различных аспектах взаимосвязи химического и искусствоведческого материала.
2. Закрепление основных общепедагогических навыков (умение обобщать, систематизировать и делать выводы; умение доказывать и отстаивать свою точку зрения; умение идти на компромисс).
3. Закрепление основных практических умений (умение работать в коллективе, умение работать художественными материалами и принадлежностями).
4. Развитие интереса к заявленной проблеме и формирования умений применять полученные навыки в дальнейшей деятельности.
5. Формирование умения критически и не стандартно мыслить.

Ожидаемый результат фиксируется педагогом в ходе проведения занятия путем сравнения и сопоставления имеющихся в начале занятия представлений с теми, которые будут приобретены в ходе его реализации.

При проведении занятия в рамках данного проекта один из членов команды исполняет роль педагога (проводит занятие), а остальные члены команды обеспечивают техническое сопровождение.

Авторы будут благодарны за все замечания, советы и предложения.

Наталья Игоревна Косолапова
Добрый вечер Иван!
Вас приветствует команда из Курска!
Тема проекта интересна. Имеется множество примеров реализации указанного подхода к преподаванию химии. Уточните, пожалуйста, как решается проблема нехватки учебных часов, ведь такие уроки требуют специальных временных затрат? Возможно, подобные сложности преодолеваются при организации кружка или проведении электива? Спасибо!

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте, в основе проекта лежат компетентностный и культурологический подходы. Не противоречат ли они друг другу? Как Вы планируете снять это противоречие? Спасибо.

Алена Александровна Извольская
Добрый день! Планируете ли Вы проводить какую-либо диагностику "на входе", чтобы определить, например, творческий потенциал обучаемых? Нам кажется, что такого рода диагностика позволит выстроить образовательный процесс на занятии более эффективно.

Наталья Владимировна Захарова
Мое приветствие Вам, создатели проекта! Интересна тематика самого занятия, на котором предполагается интегрировать знания по химии и искусствоведческие знания. Какого характера будут связи между химией и искусствоведением (например, ученики будут в ходе творческого эксперимента устанавливать состав красок на картине или исследовать экспериментальным путем материал скульптуры, изучать структуру берестяного декоративного изделия, что не очень реализуемо в рамках проекта, или предполагается создание обучаемыми индивидуальных творческих продуктов, например, из глины, бересты, химических смесей, ведь пластилин синтетическое вещество; дерева, теста и т.д.). Хочется узнать вообще сущность предполагаемого творческого эксперимента. Интересным также является распределение индивидуальных заданий каждому обучаемому, при этом не зная его творческого потенциала. Возможно ли такое, что обучаемый не справится с заданием?

Добавлено спустя 1 минуту:
А почему задания для творческого эксперимента индивидуальные? Не противоречит ли это ожидаемому результату, связанному с формированием умения работать в команде?

Иван Николаевич Шабля
Здравствуйте, в основе проекта лежат компетентностный и культурологический подходы. Не противоречат ли они друг другу? Как Вы планируете снять это противоречие? Спасибо.

Добрый день!
Спасибо за вопрос.
Мы не видим противоречия между культурологическим и компетентностным подходом к формированию содержания образования. На наш взгляд, они являются логическим продолжением и взаимодополнением друг друга. А все попытки противопоставить их, существующие на страницах педагогической литературы, не выдерживают критики (хотя мы признаем то, что по некоторым основаниям, их можно и противопоставить). Ведь суть системы образования, в не зависимости от выбранного подхода, приобщение человека к культурному достоянию, накопленному ранее.

Добавлено спустя 7 минут:
Добрый день! Планируете ли Вы проводить какую-либо диагностику "на входе", чтобы определить, например, творческий потенциал обучаемых? Нам кажется, что такого рода диагностика позволит выстроить образовательный процесс на занятии более эффективно.

Добрый день!
Спасибо за комментарий к нашему проекту.
Мы не планируем проводить диагностику творческого потенциала обучаемых. Мы ограничиваемся тем, что проверяем имеющиеся знания и представления о художественных произведениях, проверяем на сколько они сформированы.
Творческий потенциал обучаемых пригодится им при выполнении индивидуальных заданий.

Добавлено спустя 16 минут:
Мое приветствие Вам, создатели проекта! Интересна тематика самого занятия, на котором предполагается интегрировать знания по химии и искусствоведческие знания. Какого характера будут связи между химией и искусствоведением (например, ученики будут в ходе творческого эксперимента устанавливать состав красок на картине или исследовать экспериментальным путем материал скульптуры, изучать структуру берестяного декоративного изделия, что не очень реализуемо в рамках проекта, или предполагается создание обучаемыми индивидуальных творческих продуктов, например, из глины, бересты, химических смесей, ведь пластилин синтетическое вещество; дерева, теста и т.д.). Хочется узнать вообще сущность предполагаемого творческого эксперимента. Интересным также является распределение индивидуальных заданий каждому обучаемому, при этом не зная его творческого потенциала. Возможно ли такое, что обучаемый не справится с заданием?

Добавлено спустя 1 минуту:
А почему задания для творческого эксперимента индивидуальные? Не противоречит ли это ожидаемому результату, связанному с формированием умения работать в команде?

Добрый день!
Ваш комментарий не оставил нас равнодушными и дал "пищу" для дальнейших размышлений.
Планируемое умение работать в команде предполагает, на основании выполненых индивидуальных творческих заданий, формирование общего представления об изучаемом объекте с привелечением мнения каждого учащегося.
Задания обучаемым подобраны таким образом, что каждый человек, имеющий элементарные навыки в рисовании, может справиться с ним.

Добавлено спустя 17 минут:
Мое приветствие Вам, создатели проекта! Интересна тематика самого занятия, на котором предполагается интегрировать знания по химии и искусствоведческие знания. Какого характера будут связи между химией и искусствоведением (например, ученики будут в ходе творческого эксперимента устанавливать состав красок на картине или исследовать экспериментальным путем материал скульптуры, изучать структуру берестяного декоративного изделия, что не очень реализуемо в рамках проекта, или предполагается создание обучаемыми индивидуальных творческих продуктов, например, из глины, бересты, химических смесей, ведь пластилин синтетическое вещество; дерева, теста и т.д.). Хочется узнать вообще сущность предполагаемого творческого эксперимента. Интересным также является распределение индивидуальных заданий каждому обучаемому, при этом не зная его творческого потенциала. Возможно ли такое, что обучаемый не справится с заданием?

Добавлено спустя 1 минуту:
А почему задания для творческого эксперимента индивидуальные? Не противоречит ли это ожидаемому результату, связанному с формированием умения работать в команде?

Добрый день!
Ваш комментарий не оставил нас равнодушными и дал "пищу" для дальнейших размышлений.
Планируемое умение работать в команде предполагает, на основании выполненых индивидуальных творческих заданий, формирование общего представления об изучаемом объекте с привелечением мнения каждого учащегося.
Задания обучаемым подобраны таким образом, что каждый человек, имеющий элементарные навыки в рисовании, может справиться с ним.

Андрей Юрьевич Губанов
Добрый день!
Правильно ли я понял, что в вашей команде половина - "учителя" (по роли в проекте) химии, а вторая половина - учителя рисования? Каково распределение ролей в педагогической команде?
Второй вопрос - по вашему замыслу знания по химии будут обслуживать рисование, или рисование станет поводом для углубления (или приложения) знаний по химии?

Иван Николаевич Шабля
Добрый вечер!
Да, действительно, у нас в команде есть люди, которые по базоваму образованию являются учителями химии и рисования. При этом искусствоведческий материал, включающий в себя не только из области изобразительного искусства, будет углублять знания учащихся по химии. Исходя из этого вести занятие будет учитель химии, а оказывать ему помощь при подборе материала и организации работы на занятиях будут учитель рисования и педагог-психолог.

Андрей Иванович Щетников
А что будет на занятии происходить? Из текста я понял, что учащиес будут выполнять какое-то творческое задание. А почему при выполнении этого задания надо будет обращать внимание на ещества и материалы? Потому что они будут необычными, или по какой-то другой причине? Вот, скажем, простой карандаш. Зачем мне думать о нём, как о сделанном из графита, когда я им пишу или рисую?

Иван Николаевич Шабля
Спасибо за вопрос. На занятии будет происходить показ и научение учащихся видить объеты целостно и комплексно. При этом будет происходить сопоставления восприятия точек зрения разных позиций "химика", "живописца", "литератора" и т.д. Т.е. мы попытаемся, показав знание каждого специалиста о предмете, создать целостное представление о нем...

Инна Ильинична Типочкина
Здравстуйте! Заитресесовал ваш проект, но объясните, пожалуйста, как вы будете снимать результат конечного продукта, приведите примеры заданий и вопросов и поясните критерии оценивания.
Спасибо.

Иван Николаевич Шабля
Добрый вечер Иван!
Вас приветствует команда из Курска!
Тема проекта интересна. Имеется множество примеров реализации указанного подхода к преподаванию химии. Уточните, пожалуйста, как решается проблема нехватки учебных часов, ведь такие уроки требуют специальных временных затрат? Возможно, подобные сложности преодолеваются при организации кружка или проведении электива? Спасибо!
Добрый вечер!
Правда у нас уже утро и начался рабочий день :)
Да, в методической литературе описаны примеры сочетения химического и искусствоведческого материала. Мы встретили примеры такого сочетания для некоторых тем. Но все они не носят системного и комплексного характера...
По-поводу проблемы нехватки часов: эта проблема была,есть и будет; и любой учитель-предметник всегда жалуется на то, что ему не хватает часов на его дисциплину. Но надо исходить из того что есть (для химии это два часа в неделю в общеобразовательном классе и 3-5 в профильных). В рамках этих часов нужно сделать все возможное для того, чтобы детям было интересно; а то, что на это потребуется врямя - с этим ни кто не спорит, но это время на подготовку к уракам, а не учебное время...
Да, вы правы проблема недостатка времени снимается работай в рамках кружка, но это не самое главно. Главное, чтобы дети научились мыслить на занятиях целостно и образно, а для этого необходима интеграция химического и другого знания (биологического, физического, искусствоведческого).
Но все же, в независимости от того, урок это будет и / или элективный курс, нужно чтобы учитель мог осуществлять эту работу, а для этого его необходимо готовить.

Добавлено спустя 8 минут:
Здравствуйте!
Результатом работы учащихся будут выполненные ими творческие задания (нарисованные картины, полученные "здесь и сейчас" краски и т.д.). Оценить их очень сложно, так как это творчество детей... Одноко важно будет выяснить, что и как дети делали, что они представили, как у них это получилось, из чего это состоит и т.д. Делать это можно в виде беседы.


Иван Николаевич Шабля
Добрый день, Светлана!
Да, в ходе проекта используется элемент проблемного обучения. Об этом было сказано:

Делать это можно следующими способами:
1) Включение небольших рассказов-иллюстраций учителя и/или учащихся к изучаемому материалу;
2) Вовлечение учащихся в беседу, подводящую к изучению нового материала или посвященную закреплению изученного;
3) Создание проблемных ситуаций, разрешение которых требует использование знаний, полученных на других уроках и/или из окружающей жизни.