Педагогический результат
На примере пробного занятия планируется представить методику подготовки к экзаменам ЕГЭ по математике, разработанную специально для учащихся 9-11 кл., у которых математика не является профильным предметом, а также для учащихся школ гуманитарного направления.
Целью занятий является овладение излагаемой математической темой на уровне, обеспечивающем эффективное решение заданий группы «Б» ЕГЭ, на фоне слабой или фрагментарной математической подготовки, и преодоление психологических проблем, сопутствующих процессу обучения.
Основой методики является:
•Создание благоприятной психологической атмосферы во время занятий
•Постоянно поддерживаемый личный контакт ученика и преподавателя
•Совместная работа с группой двух преподавателей, что обеспечивает точное отслеживание «точек непонимания», за которыми учащиеся перестают воспринимать преподаваемый материал и выпадают из активного процесса восприятия
•Объяснение материала небольшими порциями с немедленной ликвидацией возникающих «белых пятен»
•Постоянное закрепление теоретического материала на практике в виде групповых мини-тестов, «вплетённых» непосредственно в процесс преподавания
•Подчёркнуто неформальное изложение основ математических понятий с последующей постепенной их формализацией, отказ от модели изложения «по учебнику»
•Преодоление страха перед математикой, восстановление веры в собственные силы
Условия, которым должны удовлетворять обучаемые.
Наша методика нацелена прежде всего на учеников 9-11 классов, не изучающих математику углублённо либо же имеющих определённые пробелы в изучении школьной программы. Это, конечно же, не означает, что уровень знаний не играет роли, а всего лишь отсеивает из «целевой группы» тех, кто изначально в совершенстве владеет математическим аппаратом на уровне «отличника» и выше.
Если ученик ссылается на «ненависть к математике», нежелание её изучать или «невозможность понять» и при этом демонстрирует удовлетворительные или хорошие результаты в изучении других дисциплин, такому ученику мы будем рады постараться помочь.
Средства отбора учащихся.
Отбор учащихся состоит из двух этапов.
Первой стадией отбора является собеседование с родителями ученика. Основной целью является выяснение истории математического образования учащегося, обзор проблем, с которыми тот сталкивался за годы обучения, а также оценка уровня ученика с точки зрения самих родителей и целей, которых требуется достичь в результате обучения. На этой стадии мы отсеиваем:
•Учеников, имеющих резко выраженные пробелы в обучении (1-2 года отставания от требуемого уровня школьной программы)
•Учеников, обучавшихся по программам, требования которых в принципе не соответствуют принятым в России стандартам (напр., обучение за границей по нестандартным учебным планам)
•Ребят, чьи успехи в математике заметно превосходят принятые стандарты, учащихся профильных математических классов и школ.
Второй стадией является собеседование с учеником и опциональный набор тестов, позволяющих выяснить уровень подготовки ученика и обозначить проблемные области. У нашей группы имеются готовые наборы тестов, рассчитанные на 20- или 30-минутное тестирование. Заполненные тесты анализируются экспертом-преподавателем.
Важной частью отбора является точное выяснение целей, которые стоят перед учащимся. Мы предпочитаем следующие случаи:
•Оценка «3» или «4» в школе + желание сдать экзамены в среднем на 1 балл выше школьной оценки
•Наличие систематических проблем в обучении математике, связанных с психологической обстановкой в школе, личными негативными ассоциациями подростка, сложности адаптации в коллективе
Концептуальные позиции
Мы считаем, что современная школьная программа доступна любому подростку с нормальным интеллектом. Наш опыт проведения курсов подготовки к ЕГЭ показал, что почти нет «непонятливых» или «невнимательных» детей, зато есть прижившаяся в современной школе традиция подавать математику как «сложный» предмет «для умных», с выраженной ориентацией на сильных и способных учеников, и игнорирование даже базовых принципов психологии в процессе обучения. В результате такого подхода именно психологические проблемы (страхи, заниженная самооценка, невозможность наладить обратную связь с преподавателем) чаще всего становятся причиной неуспеха.
Мы предположили, что преодоление страхов и живой контакт с учеником, а также ориентация на «нормальный», «средний» результат (а вовсе не на недостижимую для многих «пятёрку с плюсом») позволят нам эффективно готовить учеников к сдаче ЕГЭ группы «Б». Мы также решили, что уверенные навыки по решению задач средней сложности полезнее на экзамене, чем попытки освоить все классы задач (даже высокой сложности) без гарантии уверенного решения. Такой подход был успешно проверен и показал высокую эффективность во время проведения ЕГЭ.
Для такой строгой дисциплины, как математика, характерна очень высокая непрерывность материала: практически любая следующая тема требует полного понимания предыдущей, и почти нет областей, которые можно изучать независимо. Поэтому мы обращаем особое внимание на то, чтобы материал полностью понимался учащимися непосредственно в процессе изложения, а не «когда-нибудь потом». Поэтому мы не проводим лекций в «классическом» понимании этого термина, а организуем изложение как интерактивный процесс с постоянной обратной связью и мини-тестами непосредственно в процессе объяснения.
Неотъемлемой частью методики являются психологические упражнения и мини-тренинги, включаемые непосредственно в математические занятия. Обычно их проводит приглашённый психолог или наши преподаватели после предварительной подготовки. Опыт показывает, что понимание учениками даже самых базовых механизмов преодоления неуверенности и страха, навыки коммуникации со сверстниками и учителями заметно повышают общую успеваемость и субъективную удовлетворённость от занятий, рассеивают миф о математике как о скучной и недоступной «простым смертным» науке.
Средства фиксации достигнутого результата
Подготовка к ЕГЭ по математике – это прежде всего уверенные навыки решения типовых задач и умение преодолевать психологические сложности, неизбежно сопровождающие любой экзамен. Поэтому уже с первого занятия все наши ученики решают много тестов, структура которых максимально приближена к настоящим вариантам ЕГЭ (варианты прошлых лет, специально подготовленные блоки заданий). Результаты каждого ученика обсчитываются по тем же принципам, по которым происходит подсчёт баллов ЕГЭ, и полученные результаты, накапливающиеся в процессе обучения, отлично позволяют отслеживать динамику понимания предмета и личный прогресс ученика.
Обязательным элементом является выполнение домашних заданий. Они предлагаются в форме тестов, правильность которых проверяется через Интернет разработанной нами онлайн-системой, а личная статистика ученика (в т.ч. число попыток, процент выполненных заданий) заносится в базу данных и также используется для оценки прогресса учащегося.
Критерием успешности процесса обучения является неуклонный рост показателей всех упомянутых метрик. Если результаты остаются неизменными или ухудшаются, ученик приглашается на дополнительные еженедельные консультации, проходящие в формате «мастер-класса».
Распределение функций в команде
Обычно мы проводим занятия вдвоём. Один из педагогов является основным ведущим, он излагает материал у доски, определяет ход занятия. Второй преподаватель (соведущий) концентрируется на мониторинге группы, активно помогает ребятам при возникновении трудностей с заданиями, ассистирует основному ведущему во время проведения практических работ. В случае необходимости именно соведущий принимает решение о том, следует ли приостановить объяснение для всей группы с целью лучшего разъяснения сложного материала, или достаточно ограничиться индивидуальными объяснениями для одного-двух учеников, испытывающих трудности с усвоением.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта