Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Главная

Изготовление кукол для представления в кукольном театре

Изготовление кукол для представления в кукольном театре

Алексей Владиславович Боровских
Изготовление кукол для представления в кукольном театре.

Цель работы: создание куклы-перчатки кукольного театра из известных сказок, мультфильмов или по личному усмотрению обучаемых. Основная цель данного проекта – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Куклы-перчатки, созданные командой по предложенной технологии, впервые используются в 2009/2010 учебном году в первой младшей группе № 1 ДОУ № 2118 ЮВАО.
Главной частью куклы-печатки является ее голова. Лицо куклы отображает пол, характер куклы. Обучаемые разрабатывают эскизы лиц кукол или работают по эскизам, предложенным командой. Из предложенных заготовок (отвердевшая монтажная пена) изготавливаются головы кукол по эскизам. Обучающийся приобретает опыт творческой самостоятельности в передаче образа, развивает мелкую моторику пальцев рук. При выполнении работы обучаемые осваивают такие приемы работы как конструирование и моделирование, работ по эскизу. Работа с «перчаткой» (костюмом) куклы выполняется по желанию обучающихся. На его изготовление планируется затратить менее ¼ отведенного времени.

Объяснение и демонстрация необходимых манипуляций производится после разработки эскиза и проведения инструктажа одним из членов команды. В процессе изготовления куклы действия обучаемых контролируются и они могут получить необходимую помощь (консультацию) у членов команды.

Схема действий:
1. Выбор героя и разработка эскиза его лица (предполагаемый размер головы около 5 см диаметром). Инструктаж по технике безопасности.
2. Первичная обработка заготовки до выбранной формы при помощи крупнозернистой наждачной бумаги (№ 40). Создание углубления для пальца в заготовке.
3. Перенесение крупных деталей лица и головы (нос, уши, рот) на форму мягким карандашом (твердость 2-4 М). Определение дополнительных деталей, изготавливаемых отдельно (уши у кролика, усы, очки, платок, шляпка и т.п.)
4. Проработка перенесенных деталей на форме мелкозернистой наждачной бумаги (№ 80-120).
5. Перенесение мелких деталей лица (глаза, брови, ноздри) на форму мягким карандашом (твердость 2-4 М).
6. Изготовление дополнительных деталей головы (уши у кролика, усы, очки, платок, шляпка и т.п.)
7. Соединение заготовки лица с дополнительными деталями. Обработка мест соединения по необходимости.
8. Окрашивание заготовки в основной цвет (например, розовый цвет лица). Первая сушка изделия.
9. Прорисовывание черт лица (глаза, брови, ноздри, щеки, губы). Сушка.
10. Изготовление «перчатки» (костюма) по желанию обучающихся.
11. Соединение «перчатки» с головой куклы.
12. Презентация куклы.

== Рисунок -- см. файл заявки

При проведении обучения, команда демонстрирует способность к организации деятельности учащихся в фронтальной форме. Эта форма организации работы предполагает выполнение обучающимися одинакового задания (каждым по своей теме, эскизу). При этой форме организации члены команды имеют возможность оказать помощь каждому обучающемуся при обходе рабочих мест, прервать их работу в случае необходимости и вновь что-то разъяснить. Положительной стороной фронтальной организации деятельности является то, что каждый, работая в коллективе, в то же время выполняет свое задание, работает над своей темой (эскизом и заготовкой), овладевая при этом общими приемами работы над каждым этапом проекта.

Условия, которым должны удовлетворять обучаемые:
Для реализации данного проекта, обучающие должны желать приобрести опыт создания куклы-перчатки. Мотивом приобретения этого опыта является дальнейшая возможность реализации творческого потенциала в любительском или домашнем кукольном театре, детском саду при работе с детьми, в семейной жизни, при общении с ребенком. Кроме того, куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе, а также логопедами при "поставке" правильного звукопроизношения.
Второе условие: умение рисовать карандашом, фломастером или кистью.
Следующее условие: наличие минимально опыта обработки твердых материалов наждачной бумагой.

Однако при изготовлении головы куклы образуется пыль сухой монтажной пены, поэтому необходимо соблюдать правила техники безопасности и средства защиты дыхательных путей (для обучающихся с возможной аллергической реакцией или другими заболеваниями дыхательных путей).

Отбор обучающихся производится при опросе.

При выполнении проекта создаются предпосылки для формирования у обучающихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Обучающихся может привлечь возможность реализации имеющихся и формирование новых знаний и умений, атмосфера делового сотрудничества.
Успешность выполнения проекта фиксируется обучающимися САМОСТОЯТЕЛЬНО в процессе исполнения и окончательно выявляется при его защите.

== Таблица -- см. файл заявки

Распределение функций в команде:
1 участник – оказание помощи при создании эскиза. (Денисова А.В.)
2 участник – оказание помощи при подборе и обработке материалов. (Ковалева Н.А.)
3 участник – техническая поддержка (при использовании дополнительных технических средств, изготовление заготовок). (Холин П.В.)

Иван Иванович Павлов
Здравствуйсте!
А в чем прослеживается логика, системность вашей идеи? Это идет как одно занятие или начальное занятие какого то курса? И в чем заключается самая основная ценность, значимость в вашем проекте? Спасибо!

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте! Не кажется ли Вам, что фронтальная форма работы не самый подходящий вариант для развития навывыков сотрудничества и взаимодействия. Спасибо.

Алена Александровна Извольская
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, каким образом Вы планируете фиксировать достигнутый результат (целесообразно использовать только самоконтроль или планируется использование еще какие-то методы педагогической диагностики).

Наталья Владимировна Захарова
Здравствуйте, создатели проекта! Какая цель ставится перед участниками команды: научиться изготавливать куклы по эскизам (или другой творческий продукт) или создать собственные эскизы, которые можно будет использовать в работе с детьми?
В цели работы указано, что творческий продукт может быть создан по желанию обучаемых. Если участники команды изъявили желание создать мультфильм, каким образом будут осуществляться этапы его создания? Технология разработки мультфильма должна быть в таком случае самостоятельно придумана участниками команды?
Было бы здорово, на наш взгляд, если бы создание творческих продуктов можно было бы организовать в ходе коллективной работы (кстати, создание общего мультфильма соответствовало бы этой цели как нельзя лучше, или же создание кукол-перчаток, персонажей одного мультфильма).

Иван Николаевич Шабля
Добрый день!
Каким образом Вы планируете соблюдать правила техники безопасности при работе с токсичными материалами?
Нельзя ли заменить предлагаемые Вами материалы, используемые при изгоовлении кукол, на менее токсичные?

Ксения Анатольевна Баженова
Здравствуйте!
очень приятно прочитать замысел занятия, на котором можно что-то сделать руками и получить результат, который останется не только в голове.

Тем не менее у меня есть вопрос на понимание. Скажите, а как Вы учитываете то, что учасниками Ваших занятий будут взрослые, а не школьники? Как изменится замысел занятия?

Какие условия в помещении вам необходимы для проведения занятия?

Какая часть занятия придумана и разработана вашей командой, а что заимстовано из книг?

***
А кукольный театр тоже будет? На каокм занятии?

Наталья Анатольевна Ковалева
Здравствуйте! Не кажется ли Вам, что фронтальная форма работы не самый подходящий вариант для развития навывыков сотрудничества и взаимодействия. Спасибо.

Здравствуйте! сатрудничество и коммандная работа подразумевалась при создании или выборе сказки (сюжета). далее планировалась работа по группам на этапе создания кукол, ширмы, сценария. фронтальная работа планировалась именно для той гуппы, которая создает кукол.

Добавлено спустя 6 минут:
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, каким образом Вы планируете фиксировать достигнутый результат (целесообразно использовать только самоконтроль или планируется использование еще какие-то методы педагогической диагностики).

Здраствуйте! при фиксировании результата обучаемые заполняют таблицу, предложенную в заявке. во время призентации возможно оценивание предложенной куклы другими обучаемыми.

Ксения Васильевна Климчук
Здравствуйте! Ваш проект интересен и актуален, так как использование кукол-перчаток, сделанных своими руками, позволит разнообразить деятельность детских садов и начальной школы, создаст благоприятную атмосферу сотрудничества и понимания. У меня возник вопрос: в вашем проекте заявлена "цель работы: создание куклы-перчатки кукольного театра из известных сказок, мультфильмов или по личному усмотрению обучаемых" и "основная цель данного проекта – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся". Какую цель вы будете решать в ходе реализации проекта? Как вы думаете, может ли самоанализ быть объективен? Спасибо!

Наталья Анатольевна Ковалева
цель заключается именно в создании куклы перчатки. эскиз обучаемые могут создать сами или использовать доработанный готовый, который им предлагают.
по поводу создания мультфильма - это одна из областей применения созданной куклы. съемка куклы и разработка технологии создания мультфильма не является оновной целью этого проекта.
при создании проекта также учитывались технические возможноси большинства школ и садов, они в основном не все оборудованы ТСО и материалы для реализации данного проекта не требуют больших материальных затрат, что делает его доступным для большинства,поэтому подразумевался именно кукольный театр .
коллективная работа планировалась. коммандная работа подразумевалась при создании или выборе сказки (сюжета). далее планировалась работа по группам на этапе создания кукол, ширмы, сценария. фронтальная работа планировалась именно для той группы, которая учиться создавать кукол.


Наталья Анатольевна Ковалева
Здравствуйте! в проекте на этапе обучения планируется использовать уже отвердевшие заготовки из монтажной пены, ТБ для которой указана на упаковке. пена обладает повышенными токсичными свойствами при создании (распылении из балона) или в момент пожара ( более подробно на http://www.holodon.by/2952.html или http://www.monolit-ripor.ru/ru/info/ppu/1/). отведевшая пена также токсична как мебельный пролон. при работе также не планировалось ее поджигать, а возможное использование термоклеевого постолета (170˚C) не дает температуру, необходимую для разложения до токсичных веществ.
возможна замена заготовки ППУ на обычный упаковочный пенопласт, но он вызывает неадекватную реакцию т.н. "зубной скрежет" у многих.

Добавлено спустя 19 минут:
Здравствуйте! Спасибо!
для детей, конечно, проще сформулировать цель работы на занятии в кукольном театре. для более взрослых предполагается работа над личностнозначимыми персонажами (у большинства есть любимый герой) или создание игрушки для ребенка/племянника и т.д.
в помещении при работе необходимо регулирное проветривание с периодичностью в зависимости от числа участников. возможно использование марлевых повязок по индивидуальному желанию.
при разработки проекта заимствованы из книг области применения пальчикового театра при работе логопедов и психологов. техника обаботка материала была приобретена после продолжительного ремонта в квартире.
мини-театр возможен на очном этапе при дополнинельном желании участников и при наличии некоторого свободного времени.

итогом работы подразумевается самопредставление обучаемого от лица куклы.

Наталья Анатольевна Ковалева
Здравствуйте!
ценность проекта: небольшой бюджет, доступность для обучающихся (при наличии некоторого опыта работы с наждачной бумагой), приобретение опыта творческой деятельности.
1. предложенное занятие может быть одним из блока (ИЗО в 5- 7 классе) по теме «декоративно-прикладное искусство»: создание фигуры матрешки из ППУ – эскиз - роспись.
2. кружок в школе как один из способов организации досуга школьников. Предполагает 30-35 занятий за год. Создание кукол проводится по мере разработки сценок (сказок) и их представления.
3. мастер-класс для родителей дошкольников для игр с детьми (подразумевает совместное творчество родитель-ребенок)
4. мастер-класс для логопедов и психологов при создании малобюджетных игр для работы по коррекции речи или поведения