Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Главная

Развитие дидактической компетентности будущего педагога в контекстном обучении

Развитие дидактической компетентности будущего педагога в контекстном обучении

Алексей Владиславович Боровских
«В текстах, как знаковых системах самих по себе, не содержится «ни грана» того реального мира, мира профессии, отражением которого эти знаковые системы призваны быть»
Член-корр. РАО, д.п.н., профессор А.А. Вербицкий

ПРОЕКТ
Развитие дидактической компетентности будущего педагога в контекстном обучении

Содержание проекта

Командная педагогическая олимпиада «Ломоносов» объединяет будущих, начинающих и молодых педагогов, поэтому дидактическую компетентность как «всеобщее искусство обучения всех всему» (Я.А. Коменский) мы решили продемонстрировать на материале курса «Педагогика».

Суть проекта заключается в развитии дидактической компетентности начинающего педагога в контексте его будущей профессиональной деятельности посредством включения в квазипрофессиональную деятельность в условиях имитационного моделирования предметного и социального содержания педагогической профессии.

Средством организации квазипрофессиональной деятельности будущего педагога и развития его дидактической компетентности в проекте станет деловая игра как форма и метод знаково-контекстного обучения.

Предметное содержание проекта составит тема «Методы обучения» курса «Педагогика».

Предполагаемый педагогический результат проекта носит комплексный характер.

Образовательным (дидактическим) результатом проекта станет умение будущего педагога осуществлять оптимальный выбор методов обучения. При этом оптимизированными (Ю.К. Бабанский) будут признаны решения, принимаемые будущим специалистом путем научно обоснованного выбора рациональных (не идеальных) с точки зрения определенных критериев для конкретных условий методов.

Воспитательным результатом проекта будет ответственное, сознательное, критичное, заинтересованное отношение будущего педагога к предстоящему выбору методов управления учебной деятельностью учащихся. При этом будет формироваться ценностное отношение и установка на коллективную мыследеятельность в команде как на эффективный способ взаимодействия с коллегами.

Развивающим результатом проекта выступит развитость организаторских и аналитических способностей участников коллективной мыследеятельности.

Условием эффективности проекта станет не высокий исходный уровень развитости организаторских и аналитических способностей игроков, а минимальная степень ориентация аудитории в теме «Методы обучения».

Средством отбора участников игры может быть тест по теме «Методы обучения».

Концептуальные позиции проекта

В основе проекта лежит психолого-педагогическая концепция знаково-контекстного обучения, разработанная А.А. Вербицким и его научной школой;
Источником концепции выступают деятельностная теория усвоения социального опыта и опыт активного обучения;
Системообразующие принципы составляют принципы связи теории и практики, связи обучения с жизнью.
В проекте реализуется парадигма: с опорой на прошлые знания («основы наук») – через настоящую (актуальную) активность личности – к будущим социокультурным, жизненным и профессиональным ситуациям;

Проект нацелен на разрешение противоречия между конкретным предметом профессиональной деятельности специалиста и абстрактным предметом учебной деятельности студента.

Проект базируется на гипотезе, согласно которой эффективность профессиональной подготовки будущего педагога повышается, если:
- в учебном процессе моделируется предметное и социальное содержание профессионально-педагогической деятельности;
- усвоение студентом системы педагогических знаний, умений и навыков осуществляется в единстве с формированием опыта его творческой педагогической деятельности и ценностно-эмоциональных отношений, обусловливающих ее эффективность;
- учебная деятельность студента трансформируется через квазипрофессиональную в учебно-профессиональную с соответствующей сменой ее мотивов, целей, средств, действий, предмета и результатов;
- выбор форм и методов профессиональной подготовки осуществляется на основе анализа возможностей темы в формировании необходимых педагогических умений.

Эвристические основы проекта

Контекст составляет «система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации» (Н.В. Борисова).

Знаково-контекстное обучение представляет собой «тип обучения, в котором с помощью всей системы форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание реальной жизнедеятельности личности, а усвоение ею абстрактных знаний как знаковых систем осуществляется в контексте этой деятельности» (А.А. Вербицкий).

В проекте реализуются следующие принципы контекстного обучения: имитационного моделирования конкретных условий и динамики реальной жизнедеятельности, активности личности в обучении, проблемности содержания образования и процесса его развертывания на занятиях, совместной деятельности и диалогичности педагогического взаимодействия, единства обучения и воспитания личности.

Целью контекстного обучения в проекте является формирование целостной структуры профессиональной деятельности будущего специалиста и реальной жизнедеятельности личности.

Виды контекста: деятельностный, культурный, исторический, социальный, эмоциональный, поведенческий; внешний, внутренний; социальный, предметный.

Содержание контекстного обучения представлено в проекте синтезом предметного и социального содержания реальной жизнедеятельности личности и будущей профессиональной педагогической деятельности студентов.

Основная единица контекстного обучения в проекте – ситуация «во всей своей предметной и социальной многозначности и противоречивости» (А.А.Вербицкий).

Технология контекстного обучения предполагает переход, трансформацию, превращение учебной деятельности в профессиональную. В контекстном обучении рассматриваются не два типа деятельности – учебная и профессиональная, а два этапа развития одной и той же деятельности. Переходным звеном между ними выступает квазипрофессиональная деятельность.

Квазипрофессиональная деятельность – ядро проекта. «Квази» – «якобы», «как будто». Квазипрофессиональная, значит, профессионально подобная, как бы профессиональная. Именно в квазипрофессиональной деятельности имитируются, моделируются, воссоздается контекст будущей профессионально-педагогической деятельности начинающего педагога. Квазипрофессиональная деятельность – это одновременно и учеба, и труд. Квазипрофессиональная деятельность объединяет в себе черты деятельности учебной и деятельности профессиональной.

Система форм и методов контекстного обучения объединяет неимитационные и имитационные.

Имитация (от лат. imitatio – подражание) – подражание, уподобление, воспроизведение, повторение.

Неимитационные формы и методы контекстного обучения:
1. Методы проблемного обучения:
а) метод проблемного изложения материала (лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция; лекция с заранее запланированными ошибками, лекция вдвоем);
б) частично-поисковый метод;
в) исследовательский метод;
2. Диалог (полилог), дискуссия (диспут);
3. Метод коллективного выдвижения идей («мозговой штурм», «мозговая атака»);
4. Метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК);
5. Производственная практика (стажировка) без выполнения должностной роли и др.

Имитационные формы и методы контекстного обучения делятся на игровые и неигровые. Игровые методы: а) деловая игра; б) разыгрывание ролей; в) организационно-деятельностная игра; г) инновационная игра; д) игровое проектирование.
Неигровые методы: а) анализ ситуаций; б) имитационный тренаж; в) действия по инструкции; г) работа с документами; е) метод «инцидента» и др.

Требования к системе форм и методов контекстного обучения: обеспечение трансформации видов деятельности; соответствие принципам; модульность и адаптивность; содержательные, логические, организационные и функциональные связи; усложнение содержания, форм, методов; развитие традиционных форм и методов; интеграция с др. технологиями.

Основной эмпирический метод проекта – деловая игра, в состав которой в качестве эмпирических приемов входит анализ ситуации и разыгрывание ролей. Деловая игра – наиболее яркий метод контекстного обучения, его «тяжелая артиллерия». Но не всякая игра является деловой и не всякая деловая игра является методом контекстного обучения.

Деловая игра как метод контекстного обучения – это «имитационное игровое моделирование функционирования социально-экономических систем или их элементов, а также деятельности занятых в них людей, происходящее в форме ролевого взаимодействия по установленным правилам в условиях неопределенности и (или) столкновения интересов с принятием решений, направленных на достижение желаемого состояния объекта управления» (Н.В. Борисова).

В проекте реализуются следующие принципы деловой игры как метода контекстного обучения: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики формируемой профессионально-педагогической деятельности, принцип игрового моделирования ее содержания и форм, принцип совместной деятельности участников, принцип диалогического общения, принцип двуплановости игры, принцип проблемности содержания игровой модели и процесса ее развертывании на занятии.

Обязательным этапом игры станет рефлексия. Средством фиксации достигнутого результата станут значения индивидуальной и групповой ошибки, вычисляемые на заключительном этапе игры в ходе рефлексии и заключения аналитиков о степени развитости умения принимать оптимизированные решения о выборе методов обучения, а также аналитических и организационных умений игроков.

Проект будет реализован всеми участниками команды. Участники команды будут выполнять вместе со всеми другими игроками роли ведущего игры, лидера одной из команд, аналитика одной из команд и помощника ведущего.


Алена Александровна Извольская
Здравствуйте, Николай!
Интересно было ознакомиться с текстом Вашего проекта, но некоторые моменты вызывают вопросы. Как Вы планируете отследить "развивающий результат проекта"? Что Вы понимаете под "минимальной степенью ориентации аудитории" в теме "Методы обучения"?
И, если позволите, еще одно замечание: в средствах отбора Вы указываете лишь тест по конкретной теме, а как же тогда определить уровень развития организаторских и аналитических способностей?

Спасибо.

Наталья Владимировна Захарова
Здравствуйте, уважаемый Николай! У меня возникли некоторые вопросы, которые наиболее заинтересовали меня. Если контекстное обучение предполагает вхождение в профессиональную деятельность посредством ее имитации (квазипрофессиональная деятельность), следовательно, профессиональная педагогическая деятельность предполагает взаимодействие субъектов образовательного процесса. Тогда каким образом будут распределяться роли между участниками команды: кто будет учителем, администрацией, учениками? Ситуации, проигрываемые в ходе деловой игры, заранее спланированы создателями проекта или импровизируются?

Добавлено спустя 1 минуту:
Почему рефлексия на заключительном этапе будет связана именно с потенциальными ошибками студентов в выборе методов, а не с успешным выбором? Мне кажется, положительный результат не меньше ошибок будет стимулировать студентов на самосовершенствование и создаст мотивацию к преодолению дальнейших противоречий, которые могут возникнуть в будущей педагогической деятельности (или текущей).

Николай Владимирович Копытов
Наталья, спасибо за глубокие вопросы.
Ситуации запланированы, но с долей импровизации. Реальный процесс обучения всегда богаче придуманной для него схемы.
Рефлексия в итоге игры связана с сопоставлением
"правильного ответа" (эталона) и ответа группы.
Вычисляется индивидуальная и групповая ошибка, чем меньше ошибка, теми лучше.
Распределение ролей между участниками команды будет идти так: учитель, он же ведущий, он же капитан, т.е. я; помощник нужен также, аналитик в одной из групп будет наш, может лидер в одной из групп будет наш. Участники команд будут взаимодействовать не только со мной как ведущим, но и со всеми участниками.

Добавлено спустя 10 минут:
Алена, под минимальной степенью ориентации аудитории" в теме "Методы обучения" мы подразумеваем осведомленность аудитории в том, что называется методом обучения и знание хотя 2-3 простейших методов обучения.
На входе уровень развития организаторских и аналитических способностей не важен, поэтому мы его не замеряем. Учить ведь надо всех. Кто пришел в школу, с тем и работаем. Спасибо за внимание к нашему проекту.

Иван Николаевич Шабля
Добрый день, Николай!
С большим интересом ознакомились с содержанием Вашего проекта.
У нас возник рыд вопросов:
1) Почему Вами выбрана тема "Методы обучения"? Неужели на других темах раздела "Теория обучения" дисциплины "Педагогика", нельзя формировать дидактическую компетентность?
2) Планируете ли Вы знакомить аудиторию с существующими классификациями методов обучения, учитывая при этом последующую трансформацию общего дидактического представления о методах обучения в курс предметных методик? Ведь не секрет, что в рамках дисциплин естествено-научного блока больше "работает" традиционная классификация и на занятиях по методике преподавания дисциплины, например химии, будущих педагогов учат работать в рамках этой классификации; в рамках дисциплин гуманитарного цикла, в силу специфики предметов, больше задействована классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.
3) Какими способами будет достигнут воспитательный результат проекта? Как за короткий промежуток времени можно сформировать сознательное и ответственное отношение к выбору методов обучения?

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте, Иван и те, кто с ним!
1) Вы правы, дидактическую компетентность можно и нужно формировать во всех темах курса Педагогика, но тема "Методы обучения" как никакая другая является деятельностной, ведь методы обучения - это основные инструменты деятельности педагога. За ограниченный промежуток времени на этой теме можно наиболее ярко показать возможности форм и методов контекстного обучения.
2) С классификациями методов обучения знакомить аудиторию мы не планируем. Предполагается, что это сделано ранее. Педагогические вузы могут пока себе позволить отвести на тему "Методы обучения" больше, чем 2 часа.
3) Сознательное отношение к выбору методов обучения будет достигнуто за счет знакомства с основными факторами выбора методов обучения и их иерархией, отвественное отношение - за счет знакомства с варианта принятия решения о выборе методов обучения Ю.К. Бабанского.
Спасибо за внимание к нашему проекту.

Алена Александровна Извольская
Спасибо за ответы. Ваш проект действительно заинтересовал нас - команду "Тула", речь в нем идет о профессиональном становлении будущего педагога. Эта проблема затронута и в нашем проекте. Нам было бы очень ценно услышать Ваше мнение о нашей работе (команда "Тула") Будем рады сотрудничеству! Спасибо.

Николай Владимирович Копытов
Алена, мы обязательно изучим Ваш проект.

Добавлено спустя 2 дня 3 часа 18 минут:
Добрый день! Хотелось бы услышать отзывы и вопросы участников олимпиады! Спасибо.

Ксения Анатольевна Баженова
Николай, здравствуйте! Вы очень активно участвуете в обсуждении проектов :) С методами обучения у нас тяжко - их много, а нас мало :) Недавно прошла в Красноярске конференция "Современная дидактика", одним из базовых тезисов которой стал такой: сейчас нельзя сказать, что учитель работает по определнной методике, он пользуется приемами, которые позволяют эффективно выйти из сложившейся ситации.
Как на ваш взгляд, где место методам, описанным в учебниках, в практике современного педагога?
****
Что станет предметом игры и каковы ее правила?
Какую общую задачу будут решать участники?

Николай Владимирович Копытов
Ксения! Здравствуйте!

Традиционные методы и формы обучения сохраняют свое значение в современных педагогических технологиях. Любая хорошая технология легко интегрируется с другими, в том числе с традиционными объяснительно-иллюстративными и репродуктивными. При этом традиционные методы и формы развиваются, наполняясь новым звучанием.

А теперь об игре. В Ваших вопросах чувствуется игротехник.

Предметом нашей деловой игры станет деятельность педагога по выбору метода обучения.

Правила игры:
1. Ведущий (преподаватель) оставляет за собой право останавливать игру для корректировки ее хода и обучающих функций;
2. Участники игры должны соблюдать регламент всех игровых процедур;
3. Игроки получают право вносить обоснованные коррективы в правила игры.

Игрокам надо выстроить иерархию факторов выбора методов обучения, как можно более близкую к "правильному" ответу (авторитетному мнению).

Еще раз спасибо за компетентные вопросы.

Ксения Анатольевна Баженова
Николай, а кто выбирает компетентное мнение?
Не получится ли так, что исход игры известен заранее?
Проектируете ли вы возможные исходы?
Удачи наолимпиаде в Челябинске :)

Николай Владимирович Копытов
Ксения! Здравствуйте! В данном случае, компетентное мнение принадлежит автору учебника по педагогике И.П. Подласому. В некоторых случаях, если человек учебники пишет, то он компетентен. Но исход игры не известен все равно. Неизвестно, к какому результату придут команды. За пожелание удачи отдельное спасибо.

Добавлено спустя 7 дней 2 часа 22 минуты:
Ксения! Мы вернулись с олимпиады в Челябинске. Заняли 5 место из 17 команд. Выше нас не пустили.