«В текстах, как знаковых системах самих по себе, не содержится «ни грана» того реального мира, мира профессии, отражением которого эти знаковые системы призваны быть»
Член-корр. РАО, д.п.н., профессор А.А. Вербицкий
ПРОЕКТ
Развитие дидактической компетентности будущего педагога в контекстном обучении
Содержание проекта
Командная педагогическая олимпиада «Ломоносов» объединяет будущих, начинающих и молодых педагогов, поэтому дидактическую компетентность как «всеобщее искусство обучения всех всему» (Я.А. Коменский) мы решили продемонстрировать на материале курса «Педагогика».
Суть проекта заключается в развитии дидактической компетентности начинающего педагога в контексте его будущей профессиональной деятельности посредством включения в квазипрофессиональную деятельность в условиях имитационного моделирования предметного и социального содержания педагогической профессии.
Средством организации квазипрофессиональной деятельности будущего педагога и развития его дидактической компетентности в проекте станет деловая игра как форма и метод знаково-контекстного обучения.
Предметное содержание проекта составит тема «Методы обучения» курса «Педагогика».
Предполагаемый педагогический результат проекта носит комплексный характер.
Образовательным (дидактическим) результатом проекта станет умение будущего педагога осуществлять оптимальный выбор методов обучения. При этом оптимизированными (Ю.К. Бабанский) будут признаны решения, принимаемые будущим специалистом путем научно обоснованного выбора рациональных (не идеальных) с точки зрения определенных критериев для конкретных условий методов.
Воспитательным результатом проекта будет ответственное, сознательное, критичное, заинтересованное отношение будущего педагога к предстоящему выбору методов управления учебной деятельностью учащихся. При этом будет формироваться ценностное отношение и установка на коллективную мыследеятельность в команде как на эффективный способ взаимодействия с коллегами.
Развивающим результатом проекта выступит развитость организаторских и аналитических способностей участников коллективной мыследеятельности.
Условием эффективности проекта станет не высокий исходный уровень развитости организаторских и аналитических способностей игроков, а минимальная степень ориентация аудитории в теме «Методы обучения».
Средством отбора участников игры может быть тест по теме «Методы обучения».
Концептуальные позиции проекта
В основе проекта лежит психолого-педагогическая концепция знаково-контекстного обучения, разработанная А.А. Вербицким и его научной школой;
Источником концепции выступают деятельностная теория усвоения социального опыта и опыт активного обучения;
Системообразующие принципы составляют принципы связи теории и практики, связи обучения с жизнью.
В проекте реализуется парадигма: с опорой на прошлые знания («основы наук») – через настоящую (актуальную) активность личности – к будущим социокультурным, жизненным и профессиональным ситуациям;
Проект нацелен на разрешение противоречия между конкретным предметом профессиональной деятельности специалиста и абстрактным предметом учебной деятельности студента.
Проект базируется на гипотезе, согласно которой эффективность профессиональной подготовки будущего педагога повышается, если:
- в учебном процессе моделируется предметное и социальное содержание профессионально-педагогической деятельности;
- усвоение студентом системы педагогических знаний, умений и навыков осуществляется в единстве с формированием опыта его творческой педагогической деятельности и ценностно-эмоциональных отношений, обусловливающих ее эффективность;
- учебная деятельность студента трансформируется через квазипрофессиональную в учебно-профессиональную с соответствующей сменой ее мотивов, целей, средств, действий, предмета и результатов;
- выбор форм и методов профессиональной подготовки осуществляется на основе анализа возможностей темы в формировании необходимых педагогических умений.
Эвристические основы проекта
Контекст составляет «система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации» (Н.В. Борисова).
Знаково-контекстное обучение представляет собой «тип обучения, в котором с помощью всей системы форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание реальной жизнедеятельности личности, а усвоение ею абстрактных знаний как знаковых систем осуществляется в контексте этой деятельности» (А.А. Вербицкий).
В проекте реализуются следующие принципы контекстного обучения: имитационного моделирования конкретных условий и динамики реальной жизнедеятельности, активности личности в обучении, проблемности содержания образования и процесса его развертывания на занятиях, совместной деятельности и диалогичности педагогического взаимодействия, единства обучения и воспитания личности.
Целью контекстного обучения в проекте является формирование целостной структуры профессиональной деятельности будущего специалиста и реальной жизнедеятельности личности.
Виды контекста: деятельностный, культурный, исторический, социальный, эмоциональный, поведенческий; внешний, внутренний; социальный, предметный.
Содержание контекстного обучения представлено в проекте синтезом предметного и социального содержания реальной жизнедеятельности личности и будущей профессиональной педагогической деятельности студентов.
Основная единица контекстного обучения в проекте – ситуация «во всей своей предметной и социальной многозначности и противоречивости» (А.А.Вербицкий).
Технология контекстного обучения предполагает переход, трансформацию, превращение учебной деятельности в профессиональную. В контекстном обучении рассматриваются не два типа деятельности – учебная и профессиональная, а два этапа развития одной и той же деятельности. Переходным звеном между ними выступает квазипрофессиональная деятельность.
Квазипрофессиональная деятельность – ядро проекта. «Квази» – «якобы», «как будто». Квазипрофессиональная, значит, профессионально подобная, как бы профессиональная. Именно в квазипрофессиональной деятельности имитируются, моделируются, воссоздается контекст будущей профессионально-педагогической деятельности начинающего педагога. Квазипрофессиональная деятельность – это одновременно и учеба, и труд. Квазипрофессиональная деятельность объединяет в себе черты деятельности учебной и деятельности профессиональной.
Система форм и методов контекстного обучения объединяет неимитационные и имитационные.
Имитация (от лат. imitatio – подражание) – подражание, уподобление, воспроизведение, повторение.
Неимитационные формы и методы контекстного обучения:
1. Методы проблемного обучения:
а) метод проблемного изложения материала (лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция; лекция с заранее запланированными ошибками, лекция вдвоем);
б) частично-поисковый метод;
в) исследовательский метод;
2. Диалог (полилог), дискуссия (диспут);
3. Метод коллективного выдвижения идей («мозговой штурм», «мозговая атака»);
4. Метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК);
5. Производственная практика (стажировка) без выполнения должностной роли и др.
Имитационные формы и методы контекстного обучения делятся на игровые и неигровые. Игровые методы: а) деловая игра; б) разыгрывание ролей; в) организационно-деятельностная игра; г) инновационная игра; д) игровое проектирование.
Неигровые методы: а) анализ ситуаций; б) имитационный тренаж; в) действия по инструкции; г) работа с документами; е) метод «инцидента» и др.
Требования к системе форм и методов контекстного обучения: обеспечение трансформации видов деятельности; соответствие принципам; модульность и адаптивность; содержательные, логические, организационные и функциональные связи; усложнение содержания, форм, методов; развитие традиционных форм и методов; интеграция с др. технологиями.
Основной эмпирический метод проекта – деловая игра, в состав которой в качестве эмпирических приемов входит анализ ситуации и разыгрывание ролей. Деловая игра – наиболее яркий метод контекстного обучения, его «тяжелая артиллерия». Но не всякая игра является деловой и не всякая деловая игра является методом контекстного обучения.
Деловая игра как метод контекстного обучения – это «имитационное игровое моделирование функционирования социально-экономических систем или их элементов, а также деятельности занятых в них людей, происходящее в форме ролевого взаимодействия по установленным правилам в условиях неопределенности и (или) столкновения интересов с принятием решений, направленных на достижение желаемого состояния объекта управления» (Н.В. Борисова).
В проекте реализуются следующие принципы деловой игры как метода контекстного обучения: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики формируемой профессионально-педагогической деятельности, принцип игрового моделирования ее содержания и форм, принцип совместной деятельности участников, принцип диалогического общения, принцип двуплановости игры, принцип проблемности содержания игровой модели и процесса ее развертывании на занятии.
Обязательным этапом игры станет рефлексия. Средством фиксации достигнутого результата станут значения индивидуальной и групповой ошибки, вычисляемые на заключительном этапе игры в ходе рефлексии и заключения аналитиков о степени развитости умения принимать оптимизированные решения о выборе методов обучения, а также аналитических и организационных умений игроков.
Проект будет реализован всеми участниками команды. Участники команды будут выполнять вместе со всеми другими игроками роли ведущего игры, лидера одной из команд, аналитика одной из команд и помощника ведущего.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта